Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 466. Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 466. Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица

 

1. Комментируемая статья предусматривает порядок избрания либо применения меры пресечения лицу, в отношении которого направлен запрос о выдаче, с целью обеспечения его возможной выдачи.

2. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило, согласно которому Генеральный прокурор РФ соответствующий прокурор или его заместитель решает вопрос о мере пресечения в обычном порядке, т.е. в порядке, предусмотренном гл. 13 УПК.

3. Согласно ч. 2 комментируемой статьи, если к запросу о выдаче приложено решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор или его заместитель по месту задержания такого лица может применить к нему домашний арест или заключение под стражу без подтверждения данного решения судом РФ.

3. В случае необходимости избрания лицу, в отношении которого направлен запрос о выдаче, меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу, Генеральный прокурор РФ или его заместитель обращаются с ходатайством в соответствующий суд. См. об этом комментарии к ст. 107 и 108. В то же время ч. 2 комментируемой статьи содержит изъятия из обычного порядка избрания меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу, если к запросу о выдаче прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу.

4. В случае, не терпящем отлагательства, компетентные органы иностранного государства до направления запроса о выдаче лица, могут обратиться к Генеральному прокурору РФ с просьбой о временном задержании разыскиваемого лица. Решение о задержании принимается в порядке, установленном ст. 92-96 УПК. При этом в просьбе о временном задержании должно быть указано: 1) на подлинник или заверенную копию ОЗ либо на приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения свободы, немедленно вступающий в силу, либо на постановление о задержании; 2) на то, что предполагается направить просьбу о выдаче и в связи с каким преступлением. По возможности приводится описание разыскиваемого лица. Получив такую просьбу, Генеральный прокурор РФ или его заместитель незамедлительно информируют компетентные органы государства, обратившегося с такой просьбой, о предпринятых действиях. Временное задержание может быть отменено, если в течение 18 дней после задержания РФ не получила запрос о выдаче. В любом случае срок временного задержания не может превышать 40 дней с даты задержания. Возможность временного освобождения лица в любое время не исключается. Однако РФ вправе принять любые меры, которые она считает необходимыми, для предотвращения побега разыскиваемого лица. Освобождение не препятствует повторному задержанию и выдаче, если впоследствии поступит запрос о выдаче (ст. 16 Европейской конвенции о выдаче). Хотя эта норма прямо не содержится в комментируемой статье, она применяется на основании ч. 3 ст. 1 УПК.

Коментариев: 0 | Просмотров: 62 |
Статья 465. Отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 465. Отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время

 

1. Комментируемая статья предусматривает возможность отсрочки в выдаче лица либо его выдачу на определенное время (ст. 19 Европейской конвенции о выдаче).

2. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает основания для отсрочки в выдаче лица. Отсрочка в выдаче лица не может рассматриваться как отказ в ее осуществлении.

3. Выдача на время или "временная выдача" (ч. 2 комментируемой статьи) может быть осуществлена при наличии обязательства соблюдать условия, установленные Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Такими условиями могут быть ограничения для осуществления выдачи, привлечения лица к уголовной ответственности за другие преступления и передачи его третьим лицам, установленные комментируемой главой. Согласно ч. 2 ст. 64 Минской конвенции 1993 г. выданное на время лицо должно быть возвращено после проведения процессуального действия по УД, для которого оно было выдано, но не позднее чем через три месяца со дня передачи лица. В обоснованных случаях срок может быть продлен.

4. О принятом решении об отсрочке в выдаче Генеральный прокурор РФ или его заместитель уведомляет государство, направившее запрос о выдаче лица, с указанием причин отсрочки.

5. РФ не несет ответственности по искам о возмещении материального и (или) морального ущерба, связанного с отсрочкой или отменой передачи лиц, в отношении которых принято решение о выдаче (п. 4 ст. 1 ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней").

Коментариев: 0 | Просмотров: 61 |
Статья 464. Отказ в выдаче лица
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 464. Отказ в выдаче лица

 

1. Комментируемая статья содержит перечень оснований, при наличии которых РФ вправе отказать в выдаче лица иностранному государству по его запросу об этом.

2. Согласно п. 1 ч. 1 комментируемой статьи не допускается выдача граждан РФ. Данная норма основывается на ч. 1 ст. 61 Конституции РФ и особо оговорена при ратификации Европейской конвенции о выдаче (п. 3 ст. 1 ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней").

3. Гражданство РФ определяется в момент принятия решения о выдаче. Однако если в период с момента принятия решения о выдаче и до момента самой передачи иностранный гражданин или лицо без гражданства приобретает статус гражданина РФ, то на него также распространяется положение п. 1 ч. 1 комментируемой статьи (п. "с" ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о выдаче).

4. Положения п. 2 ч. 1 комментируемой статьи основываются на ч. 2 ст. 63 Конституции РФ. Под "убежищем" в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи понимается возможность лица, не являющегося гражданином РФ, укрыться на территории РФ от преследования по мотивам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям со стороны своего государства или государства, являющегося местом его жительства.

5. Положения п. 3-5 ч. 1 комментируемой статьи основываются на положениях ст. 8-10 Европейской конвенции о выдаче.

6. Следует иметь в виду, что помимо оснований, перечисленных в комментируемой статье, ФЗ "О ратификации Конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней", предусмотрены дополнительные основания: 1) если выдача запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в результате такого производства этому лицу не будут обеспечены минимальные гарантии обеспечения его прав; 2) если имеются серьезные основания полагать, что лицо было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким видам обращения; 3) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья; 4) если выдача лица может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам РФ (п. 1 и 2 ст. 1 ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней").

7. Выдача не осуществляется также в случае, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается РФ в качестве политического преступления или преступления, связанного с политическим преступлением (ст. 3 Европейской конвенции о выдаче). Законодательство РФ не содержит понятия "политические преступления". Поэтому при ратификации данной Конвенции РФ заявила, что исходит из того понимания, что при решении вопроса о выдаче РФ во всяком случае не будет рассматриваться в качестве политических: 1) преступления против человечества, предусмотренные ст. II и III Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г., ст. 1 и 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.; 2) преступления, предусмотренные ст. 85 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося жертв международных вооруженных конфликтов (от 8 июня 1977 г.), ст. 1 и 4 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (от 8 июня 1977 г.); 3) преступления, предусмотренные ст. 1 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г., ст. 1 Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 г., ст. II Протокола от 24 февраля 1988 г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющую Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 г.; 4) преступления, предусмотренные ст. 2 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 г.; 5) преступления, предусмотренные ст. 1 Международной конвенции о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.; 6) преступления, предусмотренные ст. 7 и 8 Конвенции о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 г.; 7) преступления, предусмотренные ст. 3 и 4 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 г.; 8) иные сравнимые с перечисленными преступления, предусмотренные в международных договорах, участником которых является РФ (п. 2 ст. 1 ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней").

 

9. Допускается также отказ в выдаче лица, если выдача связана с необходимостью приведения в исполнение приговора либо постановления суда, предусматривающего лишение свободы, вынесенных в отсутствие обвиняемого (подозреваемого), если, по мнению Генерального прокурора РФ или его заместителя, СР, повлекшее за собой указанное решение, не удовлетворяло минимальным правам на защиту, признанным за любым лицом, обвиняемым в совершении преступления. Однако лицо может быть выдано, если компетентные органы государства, направившего запрос, предоставят заверения, которые Генеральный прокурор РФ или его заместитель посчитают достаточными, о том, что гарантируют лицу право на повторное СР, обеспечивающее соблюдение его права на защиту (ч. 1 ст. 3 гл. III Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче).

10. Выдача не производится и в случае, если лицо обвиняется в совершении преступления, в отношении которого в РФ объявлена амнистия и по которому РФ вправе возбуждать уголовное преследование согласно УК РФ (ст. 4 гл. IV Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче).

11. Согласно пп. "г" п. 1 ст. 57 Минской конвенции 1993 г. выдача не производится, если преступление в соответствии с законодательством запрашивающей или запрашиваемой стороны преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего). Это правовое установление носит императивный характер и потому, при реализации положений п. 4 ч. 2 комментируемой статьи, подлежит безусловному исполнению.

Коментариев: 0 | Просмотров: 84 |
Статья 463. Обжалование решения о выдаче лица и судебная проверка его законности и обоснованности
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 463. Обжалование решения о выдаче лица и судебная проверка его законности и обоснованности

 

1. Комментируемая статья предусматривает судебный порядок обжалования решения Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче лица.

2. Лица, проживающие на территории государств-участников Минской конвенции 1993 г., на основании ее ст. 2 освобождаются от уплаты и возмещения судебных пошлин и издержек, а также имеют право на бесплатную юридическую помощь на тех же условиях, что и собственные граждане этих государств.

3. Применительно к положениям ч. 2 комментируемой статьи следует иметь в виду, что администрация места содержания под стражей по получении адресованной суду жалобы немедленно должна направить ее в соответствующий суд и безотлагательно сообщить об этом прокурору. При этом согласно ст. 21 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" такие жалобы цензуре не подлежат и не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи жалобы, направляются адресату в запечатанном пакете.

4. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи при рассмотрении жалобы суд не вправе обсуждать вопрос о виновности лица и ограничивается только проверкой законности и обоснованности решения Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче. Суд также не вправе решать вопрос об удовлетворении ходатайства иностранного государства о выдаче.

5. В случае принятия решения об отмене решения о выдаче лица (п. 1 ч. 7 комментируемой статьи), суд должен также отменить и меру пресечения в отношении этого лица.

6. О кассационном порядке обжалования определения суда см. комментарии к гл. 43.

Коментариев: 0 | Просмотров: 69 |
Статья 462. Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 462. Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации

 

1. Комментируемая статья устанавливает порядок выдачи РФ лица, не являющегося гражданином РФ и находящегося на территории РФ.

2. Порядок составления запроса иностранного государства о выдаче лица аналогичен порядку составления запроса РФ о выдаче. См. об этом комментарий к ч. 4 и 5 ст. 460.

3. Часть 3 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень случаев, когда лицо может быть выдано иностранному государству.

4. Во всех без исключения случаях ходатайства иностранных государств о выдаче рассматриваются Генеральной прокуратурой РФ, в т.ч. и в отношении осужденных лиц, осужденных судом иностранного государства, а решения о выдаче или об отказе в ней принимаются Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ст. 4 ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней").

5. Об отказе РФ в выдаче лица см. комментарий к ст. 464.

6. Лицо, подлежащее выдаче, должно быть уведомлено письменно о принятом Генеральным прокурором РФ или его заместителем решении с разъяснением права на обжалование данного решения в соответствующий суд (ч. 5 комментируемой статьи). См. об этом комментарий к ст. 463.

7. Согласно ч. 6 комментируемой статьи решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. При реализации данной нормы необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 463, предусматривающее, что лицо, в отношении которого принято это решение, или его защитник могут обжаловать решение о выдаче в суд в течение 10 суток с момента получения уведомления. В случае обжалования решения выдача не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения.

8. Часть 7 комментируемой статьи регламентирует случаи, связанные с конкуренцией запросов, т.е. когда имеется несколько запросов иностранных государств о выдаче одного и того же лица. При принятии решения должны учитываться все обстоятельства, в т.ч. тяжесть преступления, место его совершения, даты поступления запросов, гражданство лица, возможность его последующей выдачи другому государству (ст. 17 Европейской конвенции о выдаче).

9. Комитет Министров Стран - членов Совета Европы 5 сентября 1996 г. принял Рекомендацию N R (96) 9, касающуюся скорейшего и упрощенного практического применения Европейской конвенции о выдаче и, в частности, вопроса, когда в отношении одного и того же лица поступили ходатайства о выдаче из нескольких государств. Согласно этой рекомендации РФ должна обратиться с вопросом в страну, куда должно быть выдано лицо, согласятся ли власти этой страны или нет на то, чтобы завести УД на это лицо за совершенные им преступления, в отношении которых поступили по очереди ходатайства от одной или более стран, а также согласятся ли власти этой страны или нет на повторную экстрадицию.

10. С целью соблюдения прав и свобод выдаваемого лица Комитет Министров Стран - членов Совета Европы 27 июня 1980 г. принял Рекомендацию N R (80) 7, касающуюся практического применения Европейской конвенции о выдаче, где сформулировал принципы, касающиеся процедуры экстрадиции. В соответствии с ними лицо, выдача которого требуется: 1) должно быть поставлено в известность немедленно и на языке, который это лицо понимает, о ходатайстве об экстрадиции и о фактах, на которых основывается это ходатайство, об условиях и процедуре экстрадиции и об основаниях для его ареста, если такой арест имеет место; 2) имеет право на то, чтобы доводы, выдвинутые против выдачи этого лица, были выслушаны; 3) должно иметь возможность получить помощь при процедуре экстрадиции; если у этого лица нет достаточных средств, чтобы заплатить за такую помощь, то такая помощь должна быть предоставлена ему бесплатно.

Коментариев: 0 | Просмотров: 59 |
Статья 461. Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 461. Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации

 

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит два общих правила, определяющих пределы уголовной ответственности на территории РФ лица, выданного ей иностранным государством: 1) лицо может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено только за то преступление, которое указывалось в запросе РФ о его выдаче; 2) задержание, привлечение лица в качестве обвиняемого, осуждение за преступление, которое не указывалось в запросе РФ о его выдаче, допускается только с согласия государства, его выдавшего (ч. 1 ст. 14 Европейской конвенции о выдаче). Такое согласие истребуется в соответствии с процедурой подготовки и направления запроса о выдаче. См. об этом комментарий к ст. 460.

2. Под "передачей лица третьему государству" в ч. 1 комментируемой статьи имеется в виду процедура передачи не любого лица, а лишь лица, выдаваемого по запросу о выдаче.

3. Части 2 и 3 комментируемой статьи содержат исключения из общих правил. При применении ч. 2 комментируемой статьи следует установить, что лицо имело реальную возможность покинуть территорию РФ (п. "б" ч. 1 ст. 14 Европейской конвенции о выдаче).

4. При применении п. 1 ч. 2 комментируемой статьи в отношении лица, выданного РФ государством-участником Минской конвенции 1993 г., необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 3 ст. 66 Минской конвенции согласия иностранного государства на его задержание, привлечение в качестве обвиняемого, осуждение за преступление, не указанное в запросе о выдаче, не требуется, если выданное лицо до истечения одного месяца после окончания уголовного судопроизводства, а в случае осуждения - до истечения одного месяца после отбытия наказания или освобождения от него, не покинет территорию РФ.

5. Следует иметь в виду, что в случаях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, РФ может принять любые меры, необходимые для выдворения выданного ей лица за пределы своей территории. При этом не требуется возбуждения процедуры экстрадиции такого лица.

6. В случае возникновения необходимости привлечения к уголовной ответственности за другое преступление, не указанное в запросе (например, по ВОО), Генеральный прокурор РФ или его заместитель должен получить на это согласие компетентных органов иностранного государства, выдавшего это лицо. Данный порядок распространяется также и на передачу выданного лица третьему государству по поступившему от него ходатайству.

Коментариев: 0 | Просмотров: 81 |
Статья 460. Направление запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 460. Направление запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства

 

1. Комментируемая статья устанавливает основания и порядок направления РФ запроса о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора. Под выдачей (экстрадицией) понимаются действия по возвращению совершившего преступление лица государством, на территории которого оно находится, государству, на территории которого им было совершено преступление или гражданином которого оно является, для осуществления уголовного правосудия, а также розыск, задержание и арест данного лица, производство которых предшествует выдаче.

2. Органом, правомочным рассматривать вопросы о выдаче в РФ, является Генеральная прокуратура РФ (ст. 4 ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней" от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ). Вопросы рассмотрения ходатайств о выдаче регламентированы указанием Генерального прокурора РФ "О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции связи с введением в действие УПК РФ" от 20 июня 2002 г. N 32/35.

3. Основаниями для направления РФ запроса о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора являются: 1) международные договоры РФ, в частности Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г., Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 г.; двусторонние договоры между РФ и другими странами о выдаче; 2) при отсутствии международных договоров РФ письменные обязательства Генерального прокурора РФ, основанные на принципе взаимности. О понятии "принципа взаимности" см. комментарий к ч. 1 ст. 453.

4. В случае противоречия между положениями Европейской конвенции о выдаче и положениями любых двусторонних договоров или соглашений РФ с иностранными государствами, регулирующих выдачу, применяются положения Европейской конвенции. РФ может заключить с другими станами двусторонние или многосторонние соглашения только для того, чтобы дополнить положения Европейской конвенции о выдаче или облегчить применение содержащихся в ней принципов (ч. 1 и 2 ст. 28 Европейской конвенции о выдаче).

5. В случае если основанием для направления запроса о выдаче является принцип взаимности, в текст запроса включается заверение о том, что Генеральная прокуратура РФ с учетом международных принципов о взаимной правовой помощи в сфере уголовного правосудия готова оказать содействие компетентным органам государства, в которое направляется запрос о выдаче, в исполнении их запросов о выдаче гражданина РФ.

6. Одним из главных условий эффективного и своевременного осуществления выдачи является исчерпывающий по содержанию, логически и фактически обоснованный и правильно оформленный запрос о выдаче. Части 3 и 4 комментируемой статьи устанавливают перечень требований, которым должен соответствовать запрос РФ о выдаче лица.

7. Подлинность запроса и прилагаемых к нему документов удостоверяется гербовой печатью. Запрос подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

8. Верность перевода удостоверяется переводчиком, при этом каждая страница перевода заверяется гербовой печатью Генеральной прокуратуры РФ. Сопроводительное письмо, адресованное непосредственно зарубежным компетентным органам, заверяется гербовой печатью Генеральной прокуратуры РФ так же, как и перевод данного письма (каждая страница).

9. Запрос составляется в письменной форме и передается по дипломатическим каналам. На основе прямого соглашения между РФ и государством, которому направляется запрос, могут быть предусмотрены другие средства передачи, например, по факсу или по иным средствам электронной связи (ч. 1 ст. 12 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г.).

Коментариев: 0 | Просмотров: 88 |
Статья 459. Исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 459. Исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации

 

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи рассмотрение запроса компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в РФ, относится к компетенции Генеральной прокуратуры РФ. Порядок рассмотрения запросов урегулирован указанием Генерального прокурора РФ "О порядке исполнения запросов компетентных органов иностранных государств об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовных дел на территории Российской Федерации" от 22 апреля 2003 г. N 18/35. В случае выявления несоответствия требованиям российского и международного законодательства, а также неполноты поступивших материалов Генеральный прокурор РФ или его заместитель может принять решение о невозможности исполнения запроса и возвращении материалов в компетентный орган иностранного государства с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению

2. Материалы по принятому к исполнению запросу направляются для реализации прокурору субъекта РФ с соответствующим поручением Генеральной прокуратуры РФ по месту постоянного жительства или пребывания лица, указанного в запросе. Если данный указанный запрос направлен иностранным государством после возбуждения уголовного преследования в отношении гражданина РФ, то УД вновь в РФ не возбуждается. Предварительное расследование и СР по такому УД производятся по правилам, установленным УПК РФ. Форма предварительного расследования определяется с учетом положений ст. 150. Срок предварительного расследования в этом случае исчисляется в соответствии с требованиями ст. 162 с момента вынесения компетентным органом иностранного государства постановления о возбуждении УД (уголовного преследования) либо иного аналогичного по своей правовой природе процессуального решения. Если в ходе предварительного расследования будут установлены обстоятельства, исключающие осуществление уголовного преследования, то принимается решение о его прекращении по соответствующим основаниям, предусмотренным УПК.

 

4. Гражданин РФ, совершивший преступление вне пределов территории РФ, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное им деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если это лицо не было осуждено в иностранном государстве.

5. РФ вправе отказать в исполнении запроса об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина РФ, если: 1) запрос касается преступления, которое РФ считает политическим преступлением. Хотя в УК РФ отсутствует понятие "политическое преступление", однако применительно к международному сотрудничеству в сфере уголовного правосудия предусмотрен перечень деяний, которые во всяком случае РФ не будет рассматривать в качестве политических преступлений или преступлений, связанных с политическими преступлениями (оговорка 10 к ст. 1 ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней"); 2) запрос касается преступления, за совершение которого гражданин РФ уже был осужден или в совершении которого уже был оправдан в РФ или в третьем государстве, либо по нему уже было вынесено решение об отказе в возбуждении УД или прекращении производства по УД; 3) уголовное преследование невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с УК РФ (ст. 2 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД и Дополнительного протокола к ней"; пп. "а" и "б" п. 1 ст. 1 ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД и Дополнительного протокола к ней").

6. Решение о возбуждении УД либо о прекращении уголовного преследования по запросу иностранного государства принимает Генеральная прокуратура РФ, о чем выносится соответствующее постановление. О порядке возбуждения УД см. комментарий к ст. 146. В отношении лиц, указанных в ст. 447, учитываются положения ст. 448.

7. О результатах уголовного преследования, которое осуществлялось в связи с поручением иностранного государства, органы предварительного расследования либо суд должны уведомить данное государство. По его просьбе ему направляется копия окончательного решения (ст. 74 Минской конвенции).

8. Придавая важное значение надзору за осуществлением уголовного преследования в связи с запросом компетентного органа иностранного государства, Генеральный прокурор РФ в упомянутом Указании предписал подчиненным прокурорам: принимать меры по обеспечению оперативного и квалифицированного расследования, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, принятию законных и обоснованных решений; уделять особое внимание правомерности отказа в возбуждении или прекращении УД, а также приостановления предварительного расследования, истребовать такие УД или материалы для проверки в порядке надзора; о результатах проверки сообщения о преступлении и предварительного расследования, а также о фактах неподтверждения информации о месте нахождения преследуемого лица незамедлительно информировать Генеральную прокуратуру РФ с представлением заключения о законности и обоснованности принятого решения в случае отказа в возбуждении или прекращения УД.

Коментариев: 0 | Просмотров: 70 |
Статья 458. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 458. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования

 

1. Решение вопроса о направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования материалов УД в отношении иностранного гражданина, совершившего преступление на территории РФ, является исключительно компетенцией Генеральной прокуратуры РФ.

2. Направление материалов УД для осуществления уголовного преследования в компетентные органы иностранного государства может иметь место при условии, если выполнены все необходимые действия по обеспечению явки иностранного гражданина на территорию РФ для производства процессуальных действий с его участием (в т.ч. посланы все необходимые запросы об оказании правовой помощи, о выдаче и т.д., но они не исполнены либо отклонены).

3. Ходатайство об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина иностранного государства, совершившего преступление на территории РФ, подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

4. Уголовное преследование, осуществляемое государствами-участниками СНГ, производится в соответствии с положениями ст. 72-77 Минской конвенции 1993 г., на основании которых "каждая Договаривающаяся Сторона обязуется по поручению другой Договаривающейся Стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны преступление" (ч. 1 ст. 72 Конвенции).

5. Поручение РФ об осуществлении уголовного преследования должно содержать: 1) наименование запрашивающего учреждения; 2) описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении преследования; 3) возможно более точное указание времени и места совершения деяния; 4) текст положения закона запрашивающей стороны, на основании которого деяние признается преступлением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу; 5) фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности; 6) заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда; 7) указание размера ущерба, причиненного преступлением.

К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении РФ материалы уголовного преследования, а также доказательства (ч. 1 ст. 73 Конвенции).

6. При направлении УД, возбужденного РФ, расследование по нему продолжается государством-участником СНГ в соответствии с национальным законодательством. Государство обязано уведомить РФ об окончательном решении.

Коментариев: 0 | Просмотров: 79 |
Статья 457. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 457. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи

 

1. Комментируемая статья устанавливает порядок исполнения в РФ запроса иностранного государства о правовой помощи, содержащего поручение о производстве процессуального действия.

2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи правовыми основаниями исполнения судом, прокурором, следователем поступившего от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранного государства запроса о производстве процессуального действия являются международные договоры РФ, международные соглашения или принцип взаимности, который должен быть подтвержден письменным обязательством иностранного государства оказать РФ правовую помощь.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи при исполнении запроса допускается присутствие представителя иностранного государства лишь в том случае, если это предусмотрено международным договором РФ с тем иностранным государством, чей запрос исполняется, или письменным обязательством данного государства о взаимодействии на основе принципа взаимности. В этом случае сведения о представителе иностранного государства, присутствующем при производстве процессуального действия, вносятся в протокол данного процессуального действия.

4. Отказ в исполнении запроса (ч. 4 комментируемой статьи) должен быть мотивированным. В нем должны быть полно и ясно изложены причины, воспрепятствовавшие исполнению запроса.

5. Россия вправе отказать в исполнении запроса, если: 1) считает, что исполнение запроса может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим важным для нее интересам (ст. 2 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД). При этом комментируемая статья не требует указывать, в чем конкретно может заключаться такой ущерб; 2) лицо, свидетельские показания которого поручается получить РФ, воспользовалось предоставленным ему УПК РФ правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному УД; 3) преступление, с которым связано поручение о производстве обыска или наложении ареста на имущество, не наказуемо как по законодательству РФ, так и по законодательству того государства, которое направило запрос; 4) преступление, с которым связано поручение о производстве обыска или наложении ареста на имущество, не является преступлением по законодательству РФ; 5) исполнение поручения о производстве процессуального действия противоречит законодательству РФ (п. 2 и 3 ст. 1 ФЗ "О ратификации Европейской конвенции. о взаимной правовой помощи по УД и Дополнительного протокола к ней").

6. Поручения исполняются в сроки, указанные в запросе или международном договоре, либо в сроки, предусмотренные национальным законодательством. Следует иметь в виду, что запрос, содержащий поручение о вручении повестки о явке лица, должен быть исполнен в РФ не менее чем за 50 дней до установленной в повестке даты явки лица (ч. 3 ст. 7 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД).

Коментариев: 0 | Просмотров: 68 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: