Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 456. Вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 456. Вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации

 

1. Комментируемая статья устанавливает порядок вызова лиц, перечисленных в ч. 1, для производства процессуальных действий, предусмотренных УПК, на территории РФ.

2. Общее правило вызова свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории РФ, для производства процессуальных действий на территории РФ, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, заключается в добровольности явки указанных лиц (ст. 8 и 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД). Причем вызваны они могут быть лишь тем должностным лицом, в производстве которого находится УД.

3. Для участия в производстве процессуальных действий указанные лица вызываются повестками или на основании судебного решения, которые передаются им соответствующими компетентными органами РФ. В случае неявки по вызову свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории РФ, не могут быть подвергнуты мерам процессуального принуждения, предусмотренным УПК РФ, если только впоследствии они не окажутся на территории РФ и вновь не будут вызваны повесткой (ст. 8 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД).

4. Под "должностным лицом" в ч. 1 комментируемой статьи имеется в виду судья, прокурор, следователь (дознаватель). О содержании и форме запроса о вызове свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории РФ, см. комментарий к ст. 454.

5. Если РФ считает личную явку свидетеля или эксперта особенно необходимой, то на это должно быть указано в запросе о вызове. При этом должны быть сообщены примерные размеры денежных выплат, а также возмещаемых транспортных расходов и суточных. Денежные выплаты исчисляются от места проживания вызываемого лица по нормам, предусмотренным тарифами и правилами, действующими в РФ (ст. 9, 10 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД).

6. Процессуальный статус свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей должен быть оформлен соответствующим процессуальным документом: постановлением (определением) о признании потерпевшим; постановлением о привлечении лица в качестве гражданского ответчика; постановлением (определением) о признании гражданским истцом; повесткой о вызове свидетеля; постановлением о назначении СЭ, повесткой о вызове эксперта.

7. Правовая помощь иностранным государством осуществляется в форме вручения запроса о вызове лицу, вызываемому в РФ. Вручение производится путем простой передачи запроса адресату. Вручение запроса может быть произведено в особом порядке, предусмотренном законодательством иностранного государства, если об этом будет содержаться специальная просьба в запросе РФ о вызове (ст. 7 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД).

Коментариев: 0 | Просмотров: 72 |
Статья 455. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 455. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства

 

1. Комментируемая статья закрепляет принцип допустимости доказательств, полученных на территории иностранного государства.

2. Доказательства, полученные на территории иностранного государства, имеют такую же юридическую силу, как и доказательства, полученные на территории РФ, если они: 1) получены должностными лицами иностранного государства в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по УД или направлены в РФ в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности; 2) заверены печатью компетентного органа и подписью соответствующего должностного лица; 3) переданы в соответствии с УПК.

3. При этом должностные лица иностранного государства выполняют поручения в порядке, установленном его законодательством и в соответствии с запросом РФ в целях получения свидетельских показаний или передачи ВД, материалов или документов (ч. 1 ст. 3 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД).

4. Любые сведения, полученные в соответствии с правилами, предусмотренными комментируемой статьей, устанавливающие наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по УД, а также иных обстоятельств, имеющих значение для УД, являются доказательствами. См. об этом комментарий к ст. 74.

5. Проверка и оценка полученных на территории иностранного государства доказательств производится по правилам, установленным ст. 87 и 88.

Коментариев: 0 | Просмотров: 70 |
Статья 454. Содержание и форма запроса
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 454. Содержание и форма запроса

 

1. Комментируемая статья предусматривает требования, предъявляемые к запросу о правовой помощи, содержащем поручение о производстве процессуального действия. Запрос о правовой помощи должен быть оформлен в соответствии с международным договором РФ и требованиями комментируемой статьи. Несоблюдение таких требований может явиться основанием для отказа в исполнении запроса.

2. В соответствии с международными договорами, международными соглашениями или взаимной договоренностью в запросе могут быть приведены и иные данные. Так, в запросе может содержаться просьба об указании даты и места исполнения поручения (ст. 4 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД). Согласно Договору между РФ и Республикой Корея запрос также должен содержать описание места проведения обыска и предметов, подлежащих изъятию, описание особых процедур или требований, которые должны быть соблюдены при исполнении запроса, информацию о выплатах и оплате расходов, причитающихся приглашаемому лицу, любую другую информацию, которая необходима для надлежащего исполнения запроса.

3. При необходимости произвести процессуальные действия на территории иностранного государства, которые могут производиться по УПК РФ на основании судебного решения или с санкции прокурора, к запросу должны быть приложены соответствующие процессуальные документы.

4. В случае обращения на условиях взаимности в текст запроса и (или) в сопроводительные документы к нему включается заверение о том, что российская сторона с учетом международных принципов взаимной правовой помощи в сфере уголовного правосудия, готова оказать компетентным органам запрашиваемого государства по их запросам содействие в получении доказательств и выполнении иных процессуальных действий на территориях, относящихся к юрисдикции РФ.

5. Размер вреда, причиненного преступлением (п. 6 комментируемой статьи), включает в себя имущественный и моральный вред. Сведения о размере вреда в денежном выражении приводятся в запросе на момент совершения преступления в рублях, а также в валюте иностранного государства, куда направляется запрос.

6. Прилагаемые к запросу материалы должны быть подшиты, пронумерованы и скреплены печатью органа - инициатора запроса.

Коментариев: 0 | Просмотров: 56 |
Статья 453. Направление запроса о правовой помощи
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 453. Направление запроса о правовой помощи

 

1. Комментируемая статья устанавливает основания возникновения отношений, связанных с правовой помощью, между РФ и иностранным государством, а также определяет органы, осуществляющие эту правовую помощь.

2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи основаниями для оказания правовой помощи являются: 1) международные договоры РФ, которые могут быть двусторонними либо многосторонними; 2) международные соглашения; 3) принцип взаимности. При реализации правовых норм, регулирующих международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, необходимо иметь в виду, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

3. "Принцип взаимности" означает оказание государствами правовой помощи друг другу при отсутствии соответствующих двусторонних или многосторонних договоров.

4. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи принцип взаимности для РФ подтверждается письменными обязательствами перечисленных государственных органов.

5. Следует иметь в виду, что положения Европейской конвенции о правовой помощи по УД имеют преимущества перед положениями любых договоров, конвенций или двусторонних соглашений, регулирующих взаимную правовую помощь по УД между РФ и иностранными государствами, кроме положений двусторонних соглашений или договоренностей, в которых предусматривается прямая передача просьб о помощи между их соответствующими органами. РФ может заключать двусторонние или многосторонние соглашения с другими государствами о взаимной правовой помощи по УД лишь с целью дополнения положений Европейской конвенции о правовой помощи по УД или содействия применению содержащихся в ней принципов (ст. 26 Европейской конвенции о правовой помощи по УД).

 

6. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает перечень органов РФ, через которые может направляться запрос о правовой помощи. Этот перечень является исчерпывающим.

7. Порядок рассмотрения поступающих из других стран и направляемых через Генеральную прокуратуру РФ в иностранные государства запросов о правовой помощи (п. 4 ч. 3 комментируемой статьи), в т.ч. о временной передаче осужденного для производства СД, об организации международного розыска лиц и предметов и других вопросов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, регламентирован приказом Генерального прокурора РФ "Об организации работы Генеральной прокуратуры РФ по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства" от 26 июня 2002 г. N 35.

8. Запрос о производстве процессуальных действий не может быть направлен, минуя органы, указанные в ч. 3 комментируемой статьи.

9. Суд, прокурор, следователь, установив в ходе производства по УД необходимость производства процессуального действия (допрос, обыск, выемка, проведение СЭ и т.д.) на территории иностранного государства, обращаются в органы, предусмотренные ч. 3 комментируемой статьи, с запросом об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства.

10. Перевод запроса о производстве процессуального действия (ч. 4 комментируемой статьи) и прилагаемых к нему документов на официальный язык иностранного государства производится органом, через который эти документы направляются.

11. О производстве отдельных процессуальных действий на территории РФ по запросам иностранных государств см. комментарии к ст. 457-459.

Коментариев: 0 | Просмотров: 64 |
Статья 452. Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 452. Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда

 

1. Комментируемая статья предусматривает, что по ходатайству члена СФ, депутата ГД РФ, судьи федерального суда УД в отношении них должно быть рассмотрено ВС РФ. При наличии ходатайства мирового судьи либо судьи конституционного (уставного) суда о рассмотрении УД в отношении него в ВС РФ, необходимо руководствоваться п. 11 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и ст. 2 и 9 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

2. Ходатайство может быть заявлено указанными лицами на любом этапе уголовного судопроизводства до начала СР.

Коментариев: 0 | Просмотров: 61 |
Статья 451. Направление уголовного дела в суд
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 451. Направление уголовного дела в суд

 

1. Комментируемая статья предусматривает изъятие из обычного порядка направления УД в суд после окончания предварительного расследования только по УД в отношении члена СФ, депутата ГД РФ или судьи. Изъятие касается подсудности УД, которое при наличии соответствующего ходатайства может рассматриваться ВС РФ.

2. В данном случае окончание предварительного расследования означает составление ОЗ или ОА следователем и утверждение его Генеральным прокурором РФ.

3. Из смысла комментируемой статьи вытекает, что по окончании ознакомления с материалами УД обвиняемого и его защитника, если обвиняемым является член СФ, депутат ГД РФ или судья, следователь обязан разъяснить ему право ходатайствовать о рассмотрении УД Верховным Судом РФ, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

Коментариев: 0 | Просмотров: 61 |
Статья 450. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 450. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий

 

1. Комментируемая статья устанавливает особенности: 1) исполнения судебного решения о заключении под стражу; 2) исполнения судебного решения о производстве обыска; 3) производства следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447, если УД в отношении такого лица не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает особенности исполнения судебного решения о заключении под стражу судьи. Судебное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении судьи (п. 3-5 ч. 1 ст. 448) принимается по ходатайству Генерального прокурора РФ: 1) коллегией из трех судей ВС РФ и с согласия КС РФ - в отношении судьи КС РФ; 2) коллегией из трех судей ВС РФ и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ - в отношении судей ВС РФ, ВАС РФ, судей областного и приравненного к нему суда, федерального арбитражного суда, военного окружного (флотского) суда; 3) коллегией из трех судей областного и приравненного к нему суда и с согласия квалификационной коллегии судей субъекта РФ - в отношении иных судей (ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает особенности исполнения судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или о производстве обыска в отношении: 1) члена СФ, депутата ГД РФ; 2) Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; 3) Уполномоченного по правам человека в РФ. После вынесения судом такого решения Генеральный прокурор РФ должен направить его вместе со своим представлением соответственно в СФ, ГД. О порядке рассмотрения представления см. комментарий к ч. 2 и 4 ст. 448.

4. Судебное решение в отношении члена СФ и депутата ГД РФ принимается ВС РФ. При этом необходимо учитывать, что принятие судебного решения необходимо при осуществлении любого обыска, предусмотренного ст. 93 и 182, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 165. В случае задержания члена СФ, депутата ГД РФ на месте преступления согласия соответствующей палаты на исполнение решения о производстве обыска не требуется (ст. 98 Конституции РФ).

5. Следует иметь в виду, что неприкосновенность члена СФ и депутата ГД РФ распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку (ч. 3 ст. 19 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

6. Исходя из ст. 98 Конституции РФ, ст. 12 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", ст. 3 ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи", следует иметь в виду, что согласие СФ, ГД РФ на исполнение судебного решения необходимо получить в случае избрания меры пресечения не только в виде заключения под стражу, но и продления срока содержания под стражей (ст. 108, 109), избрания меры пресечения в виде домашнего ареста (ст. 107).

КС РФ в пост. от 29 июня 2004 г. N 13-П указал, что отсутствие в данной статье прямого указания на согласие соответствующей палаты Федерального Собрания как на обязательное условие применения в отношении члена СФ или депутата ГД домашнего ареста не может, однако, расцениваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии необходимости получения такого согласия в случае применения к этим лицам данной меры пресечения.

Коментариев: 0 | Просмотров: 66 |
Статья 449. Задержание
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 449. Задержание

 

1. Комментируемая статья содержит изъятие из правил, установленных ст. 94 и предусматривающих основания и порядок освобождения лица, задержанного по подозрению в совершении преступления.

2. Перечень лиц, установленный комментируемой статьей, является исчерпывающим.

3. "Задержание на месте преступления" (фактическое лишение свободы передвижения. См. об этом комментарий к п. 15 ст. 5) означает, что лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после окончания преступных действий на месте их совершения либо при попытке скрыться с места преступления.

4. Установление личности предполагает в данном случае подтверждение сведений о том, что задержанный является должностным лицом, упомянутым в комментируемой статье.

5. Решение о немедленном освобождении такого лица обязано принять должностное лицо, которое произвело задержание.

6. Следует иметь в виду, что в случае задержания Уполномоченного по правам человека на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, обязано немедленно уведомить об этом ГД РФ, которая вправе принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия ГД РФ на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден (ст. 12 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

7. Пункт 5 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Следовательно, положения комментируемой статьи должны применяться с учетом норм указанного ФЗ.

8. При применении комментируемой статьи в отношении прокурора, следователя прокуратуры необходимо иметь в виду п. 2 ст. 42 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым названные лица не могут быть задержаны, подвергнуты приводу, личному досмотру, их вещи и используемый ими транспорт не подлежат досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления).

9. Следует также учитывать и положения ч. 4 ст. 17 ФЗ "О федеральной службе безопасности в Российской Федерации", устанавливающих, что при исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускается его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов ФСБ или решения суда.

Коментариев: 0 | Просмотров: 61 |
Статья 448. Возбуждение уголовного дела
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

 

1. Комментируемая статья предусматривает особенности порядка: 1) возбуждения УД в отношении лиц, указанных в ст. 447; 2) привлечения их в качестве обвиняемых, если УД возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; 3) принятия в ходе предварительного расследования решения об изменении квалификации деяния, влекущей ухудшение положения лиц, перечисленных в п. 1, 3-5 ч. 1 комментируемой статьи. При этом полномочия прокурора по принятию процессуальных решений, закрепленные в комментируемой статье, носят персонифицированный характер, т.е. эти решения в предусмотренном порядке принимает исключительно руководитель прокуратуры того уровня, который указан применительно к конкретной норме. Так, Генеральный прокурор РФ принимает эти решения в отношении лиц, указанных в п. 1, 3-8, 12 (члена Центральной избирательной комиссии РФ, председателя избирательной комиссии субъекта РФ), ч. 1 ст. 448, прокурор субъекта РФ принимает названные решения в отношении лиц, указанных в п. 9, 11, 12 (члена избирательной комиссии, комиссии референдума), ч. 1 ст. 448, а в отношении следователя, адвоката согласно п. 10 ч. 1 ст. 448 решения принимает прокурор района или приравненный к нему прокурор, в отношении прокурора - вышестоящий прокурор (прокурор субъекта РФ, Генеральный прокурор РФ).

2. Решение об отказе в возбуждении УД в отношении лиц, указанных в п. 1-12 ч. 1 комментируемой статьи, принимается в обычном порядке, за исключением случаев, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 24 и п. 6 ч. 1 ст. 27. См. об этом комментарии к ст. 144, 145 и 148.

3. Решение о возбуждении УД в отношении члена СФ или депутата ГД РФ (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи) принимается Генеральным прокурором РФ в следующем порядке. В случае поступления сообщения о совершении преступления членом СФ или депутатом ГД оно незамедлительно направляется соответствующему прокурору (см. об этом комментарий к пп. "б" п. 1 ч. 2 и п. 7 ч. 3 ст. 151), который проводит его проверку или поручает ее проведение следователю прокуратуры (см. о сроках, порядке рассмотрения сообщения о преступлении и решениях, принимаемых по результатам рассмотрения, комментарии к ст. 144 и 145). О поступлении этого сообщения незамедлительно информируется прокурор субъекта РФ (приравненный к нему прокурор), который безотлагательно докладывает об этом Генеральному прокурору РФ. При отсутствии поводов и оснований для возбуждения УД прокурор или следователь выносит постановление об отказе в возбуждении УД и одновременно рассматривает вопрос о возбуждении УД за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении. См. об этом комментарий к ст. 148. Материалы проверки и соответствующие постановления незамедлительно направляются прокурору субъекта РФ, который при согласии с этим решением докладывает Генеральному прокурору РФ, одновременно сообщая о принятых мерах за заведомо ложный донос. В случае если по результатам проверки прокурор придет к выводу о наличии достаточных данных для возбуждения УД против указанных лиц, он незамедлительно направляет материалы проверки прокурору субъекта РФ. В случае несогласия прокурора субъекта РФ с выводами лица, проводившего проверку сообщения о достаточности данных для возбуждения УД, он вправе принять решение либо об отказе в возбуждении УД (п. 2 ч. 1 ст. 145), либо о возвращении материалов для дополнительной проверки (ч. 4 ст. 146). В случае если прокурор субъекта РФ согласится с выводами лица, проводившего проверку сообщения о достаточности оснований для возбуждения УД, он передает материалы проверки Генеральному прокурору РФ, который вправе вынести решения об отказе в возбуждении УД (п. 2 ч. 1 ст. 145) либо о возвращении материалов для дополнительной проверки (ч. 4 ст. 146). В случае если Генеральный прокурор РФ придет к выводу о необходимости принятия решения о возбуждении УД в отношении члена СФ или депутата ГД РФ, он направляет в ВС РФ представление о даче заключения о наличии в действиях названных лиц признаков преступления.

4. В отличие от УПК РСФСР п. 2 ч. 1 комментируемой статьи впервые закрепляет порядок возбуждения УД в отношении Генерального прокурора РФ либо привлечения его в качестве обвиняемого. Проверка сообщения о преступлении, совершенном Генеральным прокурором РФ, является исключительной компетенцией органов прокуратуры и осуществляется прокурором, на которого может быть возложено исполнение обязанностей Генерального прокурора РФ в случае отстранения его от должности. При установлении достаточных данных, указывающих на признаки преступления в действиях Генерального прокурора РФ, материалы проверки представляются Президенту РФ для принятия решения в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 комментируемой статьи. КС РФ в пост. от 1 декабря 1999 г. N 17-П указал, что исходя из Конституции РФ и в отсутствие иного законодательного регулирования акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности обязан издать Президент РФ.

5. При рассмотрении представления Президента РФ в судебном заседании ВС РФ вправе участвовать отстраненный от должности Генеральный прокурор РФ, а также его защитник.

6. Исполняющий обязанности Генерального прокурора РФ после получения заключения ВС РФ о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления выносит постановление о возбуждении УД и поручает предварительное расследование следователю прокуратуры или прокурору.

7. Вопрос о привлечении Генерального прокурора РФ в качестве обвиняемого, если УД было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, решается так же, как и при возбуждении УД в отношении самого Генерального прокурора РФ.

8. Процессуальные действия, предшествующие внесению Генеральным прокурором РФ представления в отношении судьи (п. 3-5 ч. 1 комментируемой статьи), осуществляются в том же порядке, что и в отношении члена СФ, депутата ГД РФ. Генеральный прокурор РФ вносит представление: в ВС РФ - в отношении судьи КС РФ (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи), судьи ВС РФ, ВАС РФ, судьи областного и приравненного к нему суда, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи); в областной или приравненный к нему суд - в отношении иных судей (п. 5 ч. 1 комментируемой статьи).

9. Под "иными судьями" в п. 5 ч. 1 комментируемой статьи имеются в виду: 1) судьи иных федеральных судов (ч. 3 ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"): судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов; 2) судьи судов субъектов РФ: мировые судьи, судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ (ч. 4 ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"); 3) присяжные или арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия (к этой категории до 1 января 2004 г. относились народные заседатели в период осуществления ими правосудия).

10. Однако применительно к судье следует иметь в виду, что проведение оперативно-розыскных мероприятий и производство СД, связанных с ограничением гражданских прав судьи либо с нарушением его неприкосновенности, до возбуждения против него УД, допускаются только на основании судебного решения. Такое решение принимается: в отношении судьи КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, областного и приравненного к нему суда, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей ВС РФ; в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (ч. 7 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

Коментариев: 0 | Просмотров: 117 |
Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 04:39

Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

 

1. Комментируемая статья открывает новую главу УПК, регламентирующую особый порядок уголовного судопроизводства в отношении определенной категории лиц, наделенных в силу осуществления ими особых государственных функций специальным статусом. Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ этим лицам предоставлены повышенные гарантии прав личности, в т.ч. неприкосновенность (специальные гарантии), обусловленные данным статусом и направленные на ограждение от неправомерного вмешательства в их деятельность, попыток оказать давление путем угроз, привлечения к уголовной ответственности. Правовая позиция КС РФ по данному вопросу заключается в том, что неприкосновенность должностного лица по своему содержанию является гарантией более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности, которая имеет публично-правовой характер и является определенным исключением из общего конституционного положения о равенстве всех перед законом и судом. Вместе с тем эта неприкосновенность не может рассматриваться как личная привилегия должностного лица, освобождающая его от ответственности за совершенные уголовные правонарушения (пост. КС РФ от 20 февраля 1996 г. N 5-П, от 7 марта 1996 г. N 6-П, от 16 апреля 2002 г. N 9-П).

2. Следует отметить, что УПК предусматривает некоторые особенности производства отдельных процессуальных действий в отношении других лиц, помимо тех, которые установлены комментируемой главой. Например, ст. 56 предоставляет свидетельский иммунитет священнослужителю; ч. 5 ст. 114 устанавливает особенности временного отстранения от должности высшего должностного лица субъекта РФ в случае привлечения его в качестве обвиняемого. Однако эти особенности не связаны с институтом неприкосновенности должностного лица.

3. Следует иметь в виду, что положения ч. 1 комментируемой статьи основываются на ст. 91, 98, 122 Конституции РФ, а также инкорпорированы из следующих ФЗ: 1) положения п. 1 ч. 1 ст. 19 и 20 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; ст. 13 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; 2) положения п. 2 ч. 1 ст. 16 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"; ст. 15 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"; ст. 26-28 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"; ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"; ст. 2 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"; ст. 87 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР"; ст. 7 ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации"; п. 61 ст. 1 ФЗ о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ и п. 8-10 ст. 1 ФЗ от 24 июля 2002 г. N 98-ФЗ; 3) положения п. 3 ч. 1 ст. 29 ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"; 4) положения п. 4 ч. 1 ст. 12 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерация"; 5) положения п. 5 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи"; ст. 39, 41 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"; 6) положения п. 6 ч. 1 ст. 42 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации"; 7) положения ст. 17 ФЗ "О федеральной службе безопасности" применительно к следователям ФСБ. В отношении следователей других государственных органов комментируемая статья ликвидирует имеющийся пробел в законодательстве; 8) положения п. 8 ч. 1 ст. 18 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"; 9) положения п. 9 ч. 1 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

4. Об обычном порядке уголовного судопроизводства (ч. 2 комментируемой статьи) в отношении указанных лиц см. комментарии к гл. 19-45.

Коментариев: 0 | Просмотров: 59 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: