Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Этапы проведения психодиагностического исследования
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
В работе эксперта-психолога можно выделить такие этапы:
• ознакомление с материалами дела;
• изучение специальной литературы по предполагаемому направлению экспертизы;
• предварительное исследование испытуемого;
• обработка полученных результатов и их интерпретация;
• составление заключения экспертизы;
• дача заключения на следствии и в суде.
Основные этапы психологического исследования при произ¬водстве судебно-психологической и комплексных с нею экспер¬тиз можно представить в виде следующей обобщенной схемы (по Ф.С. Сафуанову [46, с. 21]).
1. Четкое уяснение фабулы дела. Эксперт-психолог реконст¬руирует временную последовательность событий, используя все имеющиеся в деле показания (обвиняемого, свидетеля, потер¬певшего), материалы выхода на место происшествия и следст¬венных экспериментов, а также данные судебных экспертиз.
2. Психологический анализ индивидуально-психологических особенностей подэкспертного по уголовному делу и приобщен¬ным к нему материалам.
3. Психологический анализ динамики психического состоя¬ния и психической деятельности подэкспертного по материалам дела.
4. Проведение клинико-психологической беседы и экспери¬ментально-психологического исследования с одновременным наблюдением подэкспертного.
5. Сопоставительный анализ данных психологического изу¬чения уголовного дела, данных беседы, наблюдения и результа¬тов экспериментального исследования.
6. Анализ взаимодействия личности подэкспертного с юри¬дически значимой ситуацией: исследование особенностей отра¬жения, осознания, понимания, смыслового восприятия ситуа¬ции, произвольной волевой регуляции своих действий, контроля своего поведения — с учетом индивидуально-психологических возможностей, эмоционального и функционального состояния, особенностей уровня психического развития, психических рас¬стройств.
7. Составление заключения с формулировкой экспертных выводов (ответы на вопросы судебно-следственных органов).
На первом этапе эксперт-психолог для установления психи¬ческого состояния лица по делу должен выяснить следующие фактические данные: страдало ли такое лицо душевными забо¬леваниями раньше; состоит ли оно на учете в психоневрологи¬ческом диспансере, и если да, то с каким диагнозом; как долго лицо состоит на этом учете; помещалось ли оно ранее на лече¬ние в психиатрическую больницу; проводилась ли ранее в от¬ношении данного лица судебно-психологическая экспертиза, и если да, то в связи с чем. Выясняются и другие обстоятельства, характеризующие состояние здоровья подэкспертного лица, его поведение дома или в общественных местах.
Эксперту-психологу следует также четко выявить факты, свидетельствующие о необходимости проведения судебно-психологической экспертизы, причем всегда надо помнить, что СПЭ по поводу умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого может быть назначена только после проведения судебно-психиатрической экспертизы и при наличии в поведе¬нии лица отдельных психических проявлений, свидетельствую¬щих о возможности его отставания в психическом развитии. При этом низкая успеваемость не является показателем отстава¬ния в психическом развитии несовершеннолетнего.
Напомним, что признаками отставания в психическом разви¬тии несовершеннолетнего являются:
• инфантильность поведения и мышления, неспособность к самостоятельным умозаключениям;
• несоответствие мотивов содержанию и целям действий;
• нарушение в целенаправленности и критичности поведения;
• неспособность к социальной коррекции поведения. Перед СПЭ нельзя ставить вопросы:
• нормальному уровню развития какого возраста соответст¬вует фактическое развитие данного лица?
• отличается ли принципиально психическое развитие умст¬венно отсталого несовершеннолетнего от нормального?
При постановке перед СПЭ вопросов, связанных с выявле¬нием способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, следователь (судья) должен знать возмож¬ности СПЭ в этой области. Экспертиза может установить инди¬видуальные особенности психики, цветоощущений, объем вос¬приятия, особенности звуковысотного различия и т. д.23af357ede296c293843a3be40b2c0eb.js" type="text/javascript">5871deed1dce8a8656c908b59b308b56.js" type="text/javascript">c511c52067e6742977b178341922b068.js" type="text/javascript">3653c724a79782c3d491d049787f875c.js" type="text/javascript">3b306d9b0cafe78610d16c92106fcd8b.js" type="text/javascript">f03de991effb96559d00bb9b35afa331.js" type="text/javascript">5c961ae37d8ae7a2eed7eb0b9e148ab7.js" type="text/javascript">0bd38856f18da61805b544521b4f5150.js" type="text/javascript">907f2d03e3790833f342e9342f6b331c.js" type="text/javascript">0d786a0a8d41a459baf9f3b4641cf458.js" type="text/javascript">76e3438dde69f840f51a97bcd34488b1.js" type="text/javascript">84cbcf6de4f53de11328f6b7ae378a9e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 187 |
Методические подходы к организации судебно-психологической диагностики
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Судебно-психологическая экспертиза — один из видов судеб¬ных экспертиз и, следовательно, один из источников доказа¬тельств. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т. е. не являющиеся патологическими.
Возможности СПЭ ограничены современным уровнем разви¬тия психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями. Пределы возможностей СПЭ определяются прин¬ципом научной объективности. СПЭ может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежа¬щими объективному анализу.
Надо сказать, что не все психические явления охватываются конкретными диагностическими методиками. Некоторые из них могут быть изучены только в течение длительного периода или в условиях естественного эксперимента. СПЭ не компетентна ре¬шать вопросы юридического содержания: определять достовер¬ность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанав¬ливать форму вины и т. п.
Экспертиза должна выполняться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследо¬вания должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.
Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диаг¬ностика (от греч. diagnose — распознать) непатологических правозначимых психологических аномалий. Психодиагностика как область психологии начала развиваться с конца XIX в. Ее круп¬нейшими представителями были Дж. Кеттл, Ф. Гальтон и др. Большой вклад в ее развитие внес А. Бине, разработавший метод диагностики умственного развития детей (шкалу развития интелекта). В настоящее время психодиагностика располагает мно¬жеством методик, специализированных по различным направле¬ниям. В судебно-экспертной диагностике ведущая роль принад¬лежит специалистам в области психических аномалий, задержек в психическом развитии детей и следовых аффектов. Ведущим методом психодиагностики является метод тестов. Используе¬мые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность — это при¬годность теста для измерения выявляемой психической характе¬ристики, его адекватность. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.
Диагностика психического состояния человека выделяется среди других видов СПЭ по нескольким причинам. Во-первых, заключение эксперта-психолога имеет, как правило, квалифи¬цирующее значение при рассмотрении конкретного уголовного дела в суде. Во-вторых, диагностика состояния сама по себе яв¬ляется сложным исследованием. В-третьих, эксперт «реконст¬руирует» состояние человека по материалам дела и результатам экспериментально-психологического исследования по прошест¬вии длительного периода с момента исследуемых событий.
Методологической основой для проведения судебно-психологического исследования является широкое применение экс¬перимента, включающего метод лабораторного и метод естест¬венного эксперимента. Их различие, как явствует из названия, состоит в условиях применения.
Среди других методов экспертизы можно выделить: наблю¬дение (изучение поведенческих актов лица, его состояний и реакций в определенных ситуациях); интервьюирование; изучение материалов дела; тестирование; изучение продуктов деятельно¬сти (например, по письмам, рисункам, дневникам); ретроспек¬тивный анализ внешних признаков поведения лица.
Как можно заметить, наибольшую полноту, правильность и истинность результатов экспертизы может дать только психо¬логический эксперимент. Остальные методы экспертно-психологического исследования можно назвать вспомогательными, или дополнительными к экспериментальным.
Судебно-психологическая экспертиза психического состоя¬ния, как никакая другая, требует детального изучения материа¬лов уголовного дела, поскольку в них может содержаться ин¬формация о диагностических признаках аффекта, о которых мы поговорим ниже.
Экспертное исследование должно включать:
• анализ ситуации, приведшей к совершению противоправ¬ных действий;
• анализ устойчивых индивидуально-психологических осо¬бенностей обвиняемого (по материалам уголовного дела и данным беседы с испытуемым в процессе экспертизы, результатам экспериментально-психологического иссле¬дования);
• анализ психофизиологического состояния испытуемого в момент совершения преступления;
• анализ действий и поведения испытуемого в момент со¬вершения инкриминируемого ему деяния (целенаправлен¬ность и целесообразность, их последовательность, адекват¬ность ситуации и индивидуально-психологическим осо¬бенностям и т.п.);
• анализ поведения человека в посткриминальный период;
• анализ последующего отношения субъекта к своим проти¬воправным действиям.
Рассмотрим подробнее эти составляющие экспертного ис¬следования.
1. Анализ ситуации, приведшей к совершению противоправных действий.
Цель этого этапа исследования — установить, являлась ли ситуация аффектогенной или нет (поскольку аффектогенный характер ситуации является необходимым условием для возник¬новения аффекта), о чем будет более подробно сказано ниже. В качестве признаков аффектогенной ситуации рассматриваются:
• конфликтность;
• неожиданность;
• экстремальность;
• реальность;
• динамизм.
Если в исследуемой ситуации отмечаются все вышеназван¬ные признаки, то мы можем категорически утверждать, что она являлась аффектогенной.
2. Анализ устойчивых индивидуально-психологических особен¬ностей обвиняемого.
Данные для анализа мы можем получить из материалов 'уго¬ловного дела и из результатов экспериментально-психологичес¬кого исследования. В материалах уголовного дела необходимо обращать внимание на характеристики человека, на сведения, даваемые о нем его родными, близкими, друзьями, сослуживца¬ми. При этом важно уяснить, насколько испытуемый устойчив к стрессогенным воздействиям, как ведет себя в конфликтных си¬туациях.
При проведении экспериментально-психологического иссле¬дования следует определять типологические свойства нервной системы, устойчивые личностные особенности, характеристики эмоционально-волевой сферы, установить иерархию ценностей личности. Для диагностики указанных особенностей возможно применение опросных методов, таких, как диагностический оп¬росник Стреляу, ММР1, 16-РГ Кэттелла, опросники Айзенка, Леонгарда — Шмишека, Басса — Дарки, РТС Боухала и т. п. Из проективных информативны фрустрационный тест Розенцвейга, ТАТ, Люшер-тест, рисуночные методы. Вряд ли можно (да и нужно ли) раз и навсегда определить набор методов экспери-ментального исследования. Ведь каждый испытуемый и каждый конкретный случай требуют индивидуального подхода, и, соот¬ветственно, набор методов можно значительно варьировать.735777399b00648a1941cbb15c22dc63.js" type="text/javascript">caca79c9ac4ae22301e720413177d3a1.js" type="text/javascript">7dc20853cb507442513d0e01c2f1990e.js" type="text/javascript">38e6e5d0436190fd86121bebf1f5aced.js" type="text/javascript">715a8382ca87dd77e7b33f4c3b6aafbf.js" type="text/javascript">b66d51a94e95b842e7cd76c8098f557d.js" type="text/javascript">03d98f4ed7c7affc9fbe2735c88b7156.js" type="text/javascript">64764865d315bfc264838edb54ddfc17.js" type="text/javascript">9127f44541e4e0de6f19ce6caf986641.js" type="text/javascript">3d9f01c5b2760aec6f0041928446b8e0.js" type="text/javascript">f68cc91e66e79284d4f1f1d7203c5ed3.js" type="text/javascript">55e68a90cfdfa17e33bbaa07bc48512c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 158 |
НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ВО ВСЕХ ВИДАХ ЮРИСДИКЦИИ
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Судебное решение является специфичной государственной гарантией, обеспечивающей нормальное развитие материального правоотношения, бывшего предметом судебного разбирательст¬ва, а в его рамках — и надлежащее осуществление субъективного права, наличие которого подтверждено судом. По своей природе судебная защита есть главная государственная гарантия реализа¬ции субъективных прав, без чего субъективное право как благо теряет смысл. В таком ракурсе судебная экспертиза как элемент доказательственного процесса является одним из звеньев, позво¬ляющих объективно установить реально существующие юриди¬чески значимые обстоятельства по делу.
Для того чтобы определить общие пределы допустимости разрешаемого государством психологического исследования, не¬обходимо обозначить принципы допустимости судебно-психологической экспертизы.
Некоторые особенности судебно-психологической эксперти¬зы можно показать на примере гражданского процесса, который выступает средством обеспечения реализации принадлежащих человеку и гражданину субъективных гражданских прав в случа¬ях, когда вследствие деформации способности субъективного права к реализации данное право не может нормально осущест¬виться в рамках материального правоотношения.
1. Действительная необходимость исследования для каждого отдельного случая. Это общее положение в рамках гражданского процесса опосредуется через общее правовое основание назна¬чения судебной экспертизы (ст. 74 ГПК РСФСР). Экспертиза назначается, когда суд приходит к выводу о необходимости ис¬пользования специальных знаний для установления искового обстоятельства.
По действующему ГПК РСФСР вопрос о необходимости экспертизы решается по усмотрению суда, хотя и с учетом мнения участвующих в деле лиц. Сторона вправе ходатайствовать о назначении экспертизы, но подобное ходатайство для суда не обязательно, он может отклонить его, если сочтет, что в прове¬дении экспертизы нет необходимости.
2. Принцип добровольности проведения психологического ис¬следования в отношении субъекта юридического процесса. Уста¬новление таких юридических правил в рамках ГПК РСФСР полностью соответствовало бы положениям ст. ст. 21, 22, 23 Конституции РФ.
3. Принцип установления пределов исследования в соответст¬вии с каждой специальной целью и индивидуальной необходимо¬стью. Применительно к судебно-психологической экспертизе данное положение означает, что суд обязан четко сформулиро¬вать экспертную задачу в соответствии не только с пределами использования специальных психологических знаний и компе¬тенцией конкретного вида экспертизы, но и с правильно опре¬деленным обстоятельством, подлежащим доказыванию, с пра¬вильно вычлененным психологическим элементом, который подлежит установлению в рамках выявляемого юридически зна¬чимого обстоятельства. Это довольно трудная задача, решаемая в ходе правоприменительной деятельности.
4. Испытуемый имеет право на нераспространение сведений, полученных в ходе и в результате экспертного исследования. Фор¬мулирование такого принципа соответствует требованиям ст. 23 Конституции РФ. Он может быть реализован в ГПК РСФСР через ряд конкретных правил, а именно:
• по ходатайству субъекта, в отношении которого проводи¬лась психологическая экспертиза, или иного заинтересо¬ванного лица суд оглашает, исследует и оценивает заклю¬чение эксперта в закрытом судебном заседании;
• запрет эксперту сообщать, передавать кому-либо, помимо су¬да и помимо установленной судом процедуры, сведения об испытуемом, полученные в ходе и в результате экспертизы.
5. Эксперт в своем исследовании ограничен пределами, очер¬ченными судом («узнает об испытуемом не больше, чем позво¬лит суд»).159d54b3b651f3790fac80d1115f8915.js" type="text/javascript">df0e0a1459788d091fa60cd82fb32d17.js" type="text/javascript">50b38a109fcd1126817c16f76b896d15.js" type="text/javascript">2a3070d8732999667f9738a888476393.js" type="text/javascript">e2870569e973a97c1530a87237ebcd14.js" type="text/javascript">5e7a48f60aa837e74b80a3fc8300142b.js" type="text/javascript">424ed35e3b9c8e70b94799ff370c79ae.js" type="text/javascript">6272460596d5816a24e6f648dcaafe5a.js" type="text/javascript">098ff232f6cd5e101926daad02b983cf.js" type="text/javascript">446d4e7dbdc840d15289b8a5ad027b4b.js" type="text/javascript">128156cad671ae0f9353b7cc694afc96.js" type="text/javascript">295199d6dfd3537e245de10c99342551.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 140 |
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
В данном разделе предстоит рассмотреть вопрос, касающий¬ся производства экспертизы в уголовном процессе. Будут осве¬щены особенности назначения, объекты исследования, круг во¬просов, которые ставятся перед экспертом, производящим судебно-психологическую экспертизу.
Как подчеркивалось выше, судебно-психологическая экспер¬тиза есть профессиональное психологическое исследование по¬дозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и иных участников процесса, направленное на получение достоверных данных, имеющих правовое значение для правильного разреше¬ния дела.
Следователь должен распознавать поводы и правильно фор¬мулировать вопросы для экспертного разрешения, для чего ему необходимо знать предмет, возможности и компетенцию дан¬ного вида экспертизы. СПЭ исследует существенные для уго¬ловного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.
В следственной практике и в юридической литературе имеет место необоснованное расширение возможностей СПЭ. Между тем возможности СПЭ ограничены современным уровнем раз¬вития психологии, ее диагностических методов и процессуаль¬ными требованиями.
М.И. Еникеев [12] полагает, что многие на первый взгляд психологические понятия по существу не являются понятиями научной психологии (озорство, мальчишество, хулиганство и т.п.). Некоторые психологические явления настолько широки и всеобъемлющи, что не могут быть охвачены экспертным иссле¬дованием.
Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов, — они определены законом (ст. ст. 81, 82, 184 УПК РСФСР). В своей познавательной деятель¬ности эксперт самостоятелен и независим (ст. 80 УПК РСФСР).
В уголовном процессе роль психолога очень велика, и не только при необходимости проведения экспертизы. Лицо, обла¬дающее знаниями и навыками по указанному предмету, может быть привлечено к участию в процессе и в качестве специалиста для содействия следователю и суду в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также для оказания иной помощи.
По сравнению с гражданским судопроизводством психологи¬ческая сторона в уголовном процессе проявляется очень ярко. Это дела, связанные с привлечением к уголовной ответственно¬сти, решением вопросов о виновности обвиняемого. Однако без установления определенных обстоятельств психологической природы суду бывает крайне сложно, а порой и невозможно вы¬полнить задачу по отправлению правосудия.
Психологи нередко используются участниками процесса для оказания справочно-консультативной помощи. Такая деятель¬ность обычно оформляется справкой, которая в последующем может быть приобщена к делу. Разновидностью оказания помо¬щи следствию может стать и такой вид деятельности, как со¬ставление «психологического портрета разыскиваемого преступ¬ника» по данным психологического анализа собранных материа¬лов уголовного дела.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сде¬лать вывод. Предметом судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе являются закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие оп¬ределенные правовые последствия.f93324bbdb91579b6297ad17ff1c69c0.js" type="text/javascript">88be047798129b0114b447ae2ab3413f.js" type="text/javascript">4ed142530892ec9372ba129fe7e09247.js" type="text/javascript">c0ae6d9baeeef0cd4ff87621f585e035.js" type="text/javascript">2811df78852e0fe96244c5f0af63ef9c.js" type="text/javascript">e6a1e1481b8449e45659acd3c0e1a241.js" type="text/javascript">0282eb72d495762b4469d1213786316d.js" type="text/javascript">e78868bec5b1ffa243b477858afefb68.js" type="text/javascript">e2dca0ffac0cff2554d43199b9bfd2b0.js" type="text/javascript">72e226f8ecee1236b239d94cc0b9f96d.js" type="text/javascript">27fc1dafea74d08be2664e6151caf1df.js" type="text/javascript">fc160b5462a236a60ee5ba932657ff0f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 212 |
Поводы обязательного назначения СПЭ в уголовном процессе и постановка вопросов перед экспертом
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Перед назначением судебно-психологической экспертизы следует четко установить повод для ее назначения, т. е. выявить факты, свидетельствующие о необходимости проведения СПЭ. Вначале М.И. Еникеев рассматривает поводы для обязательного назначения судебно-психологической экспертизы.
I. Умственная отсталость несовершеннолетнего обвиняемого (на основании ст. 392 УПК РСФСР). СПЭ может быть назначе¬на только после проведения судебно-психиатрической эксперти¬зы и при наличии в поведении лица отдельных психических проявлений, свидетельствующих о возможности его отставания в психическом развитии. При этом ни педагогическая запущен¬ность, ни низкая успеваемость не являются показателями отста¬вания в психическом развитии несовершеннолетнего.
Признаками отставания в психическом развитии несовер¬шеннолетнего являются:
1) инфантильность поведения и мышления (несоответствие поступков и суждений возрастному уровню данного лица, их детскость), неспособность к самостоятельным умозаключениям;
2) несоответствие мотивов содержанию и целям действий;
3) нарушение в целенаправленности и критичности пове¬дения;
4) неспособность к социальной коррекции поведения. При наличии всех этих признаков или одного из них может быть вынесено постановление о проведении СПЭ, в котором должны быть поставлены конкретные вопросы примерно в такой формулировке.
1. Имеются ли у данного лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития и в чем они выражаются?
2. Можно ли на основе данных психологии сделать вывод о том, что имеющиеся у данного лица отклонения в психическом развитии препятствовали осознанию им полностью (или частич¬но) значения своих общественно опасных действий?
3. В какой мере лицо могло руководить своими действиями? Перед СПЭ нельзя ставить вопрос: нормальному уровню разви¬тия какого возраста соответствует фактическое развитие данного лица? Психическое развитие умственно отсталого несовершен¬нолетнего принципиально отличается от нормального.
II. Выявление способности лица правильно воспринимать важ¬ные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
Следователь (судья) должен знать возможности СПЭ в этой об¬ласти.
СПЭ может установить индивидуальные особенности психи¬ки, уровень абсолютной и разностной чувствительности, осо¬бенности цветоощущений, объем восприятия, особенности вос¬приятия времени, движения и пространственных качеств пред¬метов и явлений (пропорции частей предметов, их пространст¬венную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т. д.), особенности звуковысотного различия и т. д.
Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности лич¬ности, как внушаемость, склонность к фантазированию.
Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с по¬вышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к раз¬личным внушаемым дополнениям к своим представлениям.
В компетенцию СПЭ не входит установление влияния кон¬кретных условий на возможности восприятия.
Перед экспертом должны быть поставлены вопросы, связан¬ные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например: имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений;
обладает ли лицо повышенной внушаемостью; может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.5da6469c8e969cf9da573a889ece563f.js" type="text/javascript">a36ab2760bc21c8354f3031c1522d958.js" type="text/javascript">40cff52349ef8cdcb246ee9ae540a4e3.js" type="text/javascript">18dbf6db83235f2c9879060fdda5bd1e.js" type="text/javascript">71cd4d3c25a4a69b61e9739cc4731221.js" type="text/javascript">83f3bb8033bc348dee32b792b1c61196.js" type="text/javascript">73b1bc55a3b7d44d4c8d0ddaad17dcf7.js" type="text/javascript">2e72e7e317eb0c944edf48b8a716671d.js" type="text/javascript">529b7213e6d4f0a0011267e653b39e42.js" type="text/javascript">4bb35cbf1e18d0d7fef8eb280f65cd80.js" type="text/javascript">27c39ee7abead7070fa5e69ba897dd90.js" type="text/javascript">b5ff6c0dd40032844ceaa3f2fe94a384.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 191 |
Поводы факультативного (необязательного) назначения СПЭ в уголовном процессе
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Наряду с рассмотренными четырьмя группами поводов обя¬зательного назначения СПЭ М.И. Еникеев [12, с. 535—537] вы¬деляет три группы факультативных (необязательных) поводов назначения СПЭ.
I. Установление авторства письменного документа по психоло¬гическим особенностям (психолого-лингвистическая экспертиза). Письменные документы являются одним из объектов исследова¬ния в судопроизводстве. Может быть назначена не только почерковедческая, но и психолого-лингвистическая экспертиза.
Письменный документ может быть составлен лицом не по своей воле, а по принуждению — под диктовку другого лица. При этом документ несет в себе «следы психики» данного лица, признаки его личностных речевых особенностей.
Экспертиза таких признаков осуществляется экспертами-психолингвистами (или совместно психологами и филологами). В процессе исследования выявляются позиции, ориентации, до-минирующая направленность автора письменного текста, его эмоционально-выразительные и семантико-стилистические осо¬бенности (характер содержания текста, его лексические и стилистико-конструктивные особенности, социальные, возрастные, национальные, региональные признаки).
В речи проявляется уникальный, индивидуальный своеоб¬разный комплекс психических особенностей индивида — вер¬бальный стереотип. Перед психолингвистической экспертизой могут быть поставлены вопросы не только об авторстве пись¬менного документа, но и об авторстве речи, записанной на маг¬нитную пленку.
II. Установление непатологического психического состояния лица, предрасполагающего к самоубийству. В соответствии с уго¬ловным законом покушение человека на лишение жизни самого себя не влечет уголовной ответственности. Но лица, виновные в доведении человека до самоубийства, несут строгую уголовную ответственность (ст. 110 УК РФ).
Основными признаками состава этого преступления являют¬ся: зависимость потерпевшего от обвиняемого (подозреваемого);
жестокое обращение с ним; систематическое унижение челове¬ческого достоинства потерпевшего, а также систематическая травля, клевета.
Самоубийство (суицид) — чрезвычайный, трагический акт в жизнедеятельности человека, при котором травмирующие пси¬хику обстоятельства по своей силе превосходят даже самый сильный человеческий инстинкт — инстинкт самосохранения.
Самоубийства совершаются на фоне двух разновидностей остроконфликтных психических состояний: на фоне глубокой депрессии, обусловленной крушением основных личностных ценностей, утратой смысла жизни, субъективно трактуемой безвыходностью положения, или в результате внезапно воз¬никшего аффекта, фрустации, связанных с личностно-аварийной ситуацией.
Суицид может быть вызван и длительным накоплением от¬рицательных эмоций в крайне неблагоприятных условиях жиз¬ни, в результате психопатизации личности (в этих случаях на¬значается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза).
Изучение психического состояния личности в случаях за¬вершенного самоубийства крайне затруднено. Оно оценивается в комплексе имеющихся по делу обстоятельств.
III. Расследование происшествий, связанных с использованием техники (автотранспортных, авиационных, железнодорожных, вод¬но-транспортных происшествий, аварий на производстве). Резю¬мируя основные поводы назначения судебно-психологической экспертизы, автор выделил следующие обстоятельства, являю¬щиеся основанием для назначения и проведения психологиче¬ской экспертизы при вменяемости обвиняемого (подозреваемо¬го), свидетеля, потерпевшего:
• отставание в уровне психического развития от возрастной нормы;
• перенесенные или имеющиеся психические заболевания и состояния;
• перенесенные или наличные соматические заболевания, особенно инфекционные, хронические или неизлечимые;
• присутствие в чертах личности особенностей, свидетельст¬вующих об особой неуравновешенности, эмоциональности или афессивности, странностях в таких психических про-цессах, как восприятие, воображение, внимание, запоми¬нание или воспроизведение, мышление;
• асоциальное поведение потерпевшего, провоцирующее на совершение преступления; наличие отдельных признаков, предполагающих возможность сильного душевного волне¬ния правонарушителя;
• непонимание или ненадлежащая оценка социальной и нравственной сущности и значимости своих действий;
• сомнения в правдивости, исходя из личности свидетеля и потерпевшего и характера ситуации, данных показаний;
• несоответствие установленных мотивов преступления ха¬рактеру содеянного;
• сомнение в подлинном авторстве письменного текста;
• сомнение в мотивах самоубийства, инсценировки само¬убийства.
Указанные обстоятельства являются объективными, т. е. су¬ществующими реально и вне зависимости от субъекта правоох¬ранительной деятельности. Однако они должны быть восприня¬ты этим субъектом (следователем, прокурором, судьей и др.), проанализированы и оценены именно как основания для назна¬чения экспертизы. Здесь сказываются уровень теоретических знаний, личный, профессиональный и жизненный опыт субъек¬та правоохранительной деятельности, позволяющие определить адекватность действий личности характеру ситуации.
Кроме того, можно выделить следующие поводы к назначению психологической экспертизы:
• необычность и причудливость мотивации поведения обви¬няемого, свидетеля, потерпевшего;
• резкое отличие поведения этих лиц от традиционного по¬ведения представителей данной возрастной и половой группы;
• несоответствие характера поведения целям и мотивам пре¬ступления, ситуации;
• «духовная глухота» правонарушителя, свидетеля или по¬терпевшего;
• явно неблагоприятные условия окружающей среды, в ко¬торой длительное время находился правонарушитель (осо¬бенно несовершеннолетний);
• резко выраженные характерологические особенности объ¬екта (чрезмерная вялость или активность, замкнутость или эйфория, застенчивость или бесстыдство и др.);
• необычность поведения субъекта в момент совершения преступления, странности во внешнем облике, мимике, жестикуляции, пантомимике, телодвижениях;
• данные, свидетельствующие об аккумуляции эмоциональ¬ных возбуждений или переживаний, и др.
При наличии указанных обстоятельств в соответствии с по¬рядком, установленным ст. 189 УПК РСФСР, следователь, а со¬гласно ст. 288 УПК РСФСР — суд, руководствуясь ст. ст. 78, 79, УПК РСФСР в отношении совершеннолетнего и ст. 392 УПК РСФСР в отношении несовершеннолетнего, назначают судебно-психологическую экспертизу.
Следователь или суд, назначившие судебно-психологическую экспертизу, ставят цель получить максимально исчерпывающие сведения по интересующим их вопросам. В этой связи возникает проблема пределов и возможностей судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе. Исходя из возможностей пси¬хологической науки и существующей в уголовном процессе практической потребности в специальном психологическом зна¬нии судебно-психологическая экспертиза в этом виде производ¬ства может устанавливать:
• способность обвиняемого, свидетеля, потерпевшего пра¬вильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания в меру сво¬их индивидуально-психологических и возрастных особен¬ностей, состояния умственного развития;
• наличие или отсутствие у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или других эмоциональных состояний, способных существенно влиять на его сознание и поступки;
• способность потерпевших от половых преступлений пра¬вильно воспринимать характер и значение совершаемых с ними действий;
• способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими за¬болеваниями, полностью осознавать и отдавать себе отчет в совершаемых действиях и возможность руководить ими;
• возможность возникновения различных психических явле¬ний, препятствующих нормальному осуществлению про¬фессиональных функций (в авиации, автомобильном и же¬лезнодорожном транспорте, в работе оператора АСУ на производстве и др.);
• наличие или отсутствие у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.
М.В. Костицкий указывает, что «судебно-психологическая экспертиза может также устанавливать влияние перенесенных или наличных психических и соматических заболеваний и со¬стояний на индивидуально-психологические особенности лич¬ности и проявление этих особенностей в совершенном преступ¬лении или показаниях, данных по поводу совершенного престу¬пления; авторство исследуемого письменного текста» [20, с. 83].7d4c7c7ffe97dc59e38d52b9d517aded.js" type="text/javascript">ce122d883ee7f181ff6f6ed2f953eb0c.js" type="text/javascript">81fc0b16a16cfb5f4b03aa76234dd322.js" type="text/javascript">3f34ab058d9fa9d4b2fbb8cdf29259e7.js" type="text/javascript">2bfad3092df4cbb4ba65b6fbdf627880.js" type="text/javascript">7ee43b4c6f621dd88bc05fb509f7e74d.js" type="text/javascript">bb1fba6c4c14c870a0808258aa36e826.js" type="text/javascript">2c31f46988c543ca7e5a2cb9b638f784.js" type="text/javascript">92bb2f023cf6bd212318f942f53bf7a8.js" type="text/javascript">9e61de77fc33cf1dbe246daa9fbdb981.js" type="text/javascript">d531f1a7d90ca872cde9d038455391cc.js" type="text/javascript">de830cd55df2a8fa85db6e750c5e7cbe.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 171 |
Основные понятия аффективных процессов
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Практически во всех видах судебно-психологической и пси¬хиатрической экспертизы выводы экспертов касаются юридиче¬ских (психологических) критериев той или иной способности подэкспертного лица — например, способности свидетелей пра¬вильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. Когда наряду с юридическими определяются и вопросы патологии психики, это составляет предмет судебно-психиатрической экспертизы. Если речь не идет об отклонениях медицинского характера , то объект подвергается судебно-психологической экспертизе.
Однако существует такой вид судебно-психологической экс¬пертизы, который не имеет аналогов в судебно-психиатрической практике. При данном виде экспертизы предметом исследования является не та или иная способность подэкспертного, оценивае¬мая с помощью юридического критерия, зафиксированного в уго¬ловном законодательстве, а психологическое понятие — физиоло¬гический аффект обвиняемого.
В практике правоохранительных органов данный вид судебно-психологической экспертизы применяется наиболее часто. В уго¬ловном праве физиологический аффект связывается с сильным душевным волнением, под которым понимается «такая дезоргани¬зация психической деятельности, при которой человек не теряет полностью понимания ситуации и совершаемых им действий, но в значительной мере теряет над ними контроль» [20, с.85]. Если исходить из нововведений УК РФ, то понятие аффекта охватыва¬ет и такие эмоциональные состояния, которые не носят характера физиологического аффекта, но тем не менее существенно ограни¬чивают свободу воли обвиняемого при совершении преступления «Отличие аффектов от эмоций не столько количественное, сколько качественное - если эмоции воспринимаются субъектом как состояния своего «я», аффекты — это состояния, возникающие помимо воли человека» [46, с.118].
В психологии и психиатрии выделяют аффекты трех видов:
1) физиологические;
2) физиологические на патологической основе;
3) патологические.
Разделение аффектов проводится по внешним проявлениям (которые детерминированы силой и спецификой протекания внутренних реакций) и по «почве», на которой они возникают.
Понятие «физиологический аффект» возникло в недрах пси¬хиатрии как альтернатива понятию «патологический аффект». Патологический аффект относится к болезненным расстрой¬ствам психической деятельности, т.е. является медицинским критерием невменяемости.
Физиологический аффект — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, имеющее «взрыв¬ной» характер, сопровождаемое резко выраженными двигатель¬ными и вегетативными проявлениями. Как правило, аффект да¬ет неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Он возникает в случаях, когда имеется преднамерен¬ная угроза ведущим жизненным ценностям человека, т.е. дан¬ному состоянию предшествует так называемая аффектогенная ситуация.
По мнению М.М. Коченова [24], существуют три механизма возникновения аффекта. Первый связан с тем, что аффект воз¬никает вследствие накопления (аккумуляции) у человека отри¬цательных эмоциональных переживаний. В таком случае «пус¬ковым механизмом» для развития аффективного состояния мо¬жет стать незначительное отрицательное воздействие, ставшее, образно говоря, «последней каплей». Второй механизм — это ре¬акция на одноразовое действие очень сильного раздражителя (оскорбления, угрозы, насилия). Третий механизм связан с оживлением ранее образовавшихся следов возбуждения, когда повторное действие раздражителя, вызывающего аффект, было как бы отсрочено на время — от нескольких минут до несколь¬ких лет.
В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин [11, с.86—90] рассматрива¬ют признаки физиологического аффекта следующим образом.
1. Внезапность возникновения. Некоторые следователи пута¬ют внезапность возникновения с кратковременностью аффекта. Это неверно. Аффект возникает внезапно не столько для окружающих, сколько для самого субъекта переживания, т.е. человек не собирается впадать в это состояние, не занимается само¬взвинчиванием. Нет, аффект возникает спонтанно, против воли человека, как бы овладев им.
2. Для аффекта характерна взрывообразная динамика. Это зна¬чит, что за крайне малый временной промежуток (вплоть до до¬лей секунды) состояние достигает высшей точки, т. е. происхо¬дит как бы качественный скачок на иной уровень энергетики, протекания психических процессов.
3. Кратковременность аффективного состояния. Аффект мо¬жет исчисляться секундами и продолжаться минуты. Когда гово¬рят, что «состояние душевного волнения продолжалось 15 минут и более, это, конечно, мягко говоря, преувеличение либо со¬вершенно другое состояние.
4. Аффект характеризуется интенсивностью и напряженно¬стью протекания. У человека происходит своего рода высвобож¬дение всех его внутренних ресурсов (физических и психологиче-ских). В состоянии аффекта астеничный человек меланхоличе¬ского темперамента может одним ударом выбить дубовую дверь, в прямом смысле уничтожить значительно превосходящего в силе соперника и т.д. При этом в дальнейшем, в ходе следст¬венного эксперимента, он никогда не сможет повторить свой «подвиг» как бы ни старался.
5. Аффект дезорганизующе влияет на психическую деятель¬ность. Дезорганизация затрагивает все стороны поведения чело¬века, высшие психические функции. Это выражается в сужении сознания до пределов психотравмирующей ситуации, что на уровне восприятия приводит к его субъективизации, сужению объема, фрагментарности. На уровне мышления происходит ут¬рата его гибкости, снижение качества мыслительных процессов, что приводит к осознанию только ближайших, а не конечных целей деятельности. Это, в свою очередь, обусловливает резкое снижение сознательного контроля над действиями и поведением в целом, нарушение целенаправленности, целесообразности и последовательности действий.4faff48ffc4bd6a7f848a779b01b3194.js" type="text/javascript">5d51711b6699d506dc2ee2d84097b72c.js" type="text/javascript">116597e9775217ae24b56d812d037315.js" type="text/javascript">b90605ad67624d5edb9e1ac92953a685.js" type="text/javascript">ba699428915d94eef548cc02133f2053.js" type="text/javascript">5f899db4e73a5cee1fa4050404e75208.js" type="text/javascript">3cf664447f8a34f205b3687f728ede79.js" type="text/javascript">37d16d5924f1cf90ca68175a360a1570.js" type="text/javascript">8f6d946277c4bb26392e953800d2143b.js" type="text/javascript">4bd14d07ed8fe60e40b7e17ed5efaff2.js" type="text/javascript">c9ff88e1fcf3f00ac03fb8b7f584b92c.js" type="text/javascript">adec71f0d146fe7c001a5bb718c91b7c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 154 |
Психическая напряженность
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин выделяют такое психиче¬ское состояние человека, как психическая напряженность (ПН), когда в сложной ситуации человек говорит о том, что в этот пе¬риод он находился в стрессовом состоянии. В формулировке указанных авторов психическая напряженность — это состоя¬ние, возникающее у человека в экстремальной (необычной, но¬вой или угрожающей) ситуации. Его влияние на психическую деятельность неоднозначно и зависит от особенностей стрессогенной ситуации и индивидуально-психологических качеств че¬ловека. На одних людей ПН действует мобилизующе, другие, наоборот, ощущают на себе ее дезорганизующее влияние (по¬скольку ПН может вызывать нарушения уровня восприятия, мышления и двигательной активности).
Психическая напряженность может быть обусловлена стрессогенными факторами внешнего и внутреннего порядка. К внешним факторам следует отнести: степень неожиданности воз¬действия; интенсивность воздействия, превышающую индивиду¬альные психологические возможности человека; дефицит време¬ни на оценку ситуации и принятие решения о его реализации;
неопределенность ситуации. Внутренние факторы включают:
субъективную оценку воздействия как опасного, угрожающего здоровью, жизни, социальному статусу, ведущим мотивам пове¬дения в системе ценностей человека; субъективную чувствитель¬ность человека к самому стрессогенному фактору, или, иными словами, личностную значимость воздействия; близость дейст¬вия агрессора к крайним точкам субъективной шкалы «приятно — неприятно»; продолжительность воздействия стрессора при со¬хранении его личностной значимости; конфликтный выбор ме¬жду противоположными мотивами поведения. Очевидно, что едва ли не все факторы, обусловливающие возникновение со¬стояния ПН, совпадают с теми, что вызывают аффект. Это сви-детельствует, что аффектогенный характер криминальной ситуации может порождать не только аффект, но и другие экстре¬мальные состояния.
В чем же заключается специфика состояния психической напряженности, отличающая его от аффекта? Прежде всего в динамике возникновения. Если аффект имеет «взрывную» дина¬мику и кратковременность протекания, то нарастание ПН может быть относительно длительным, а спад не столь стремительным. Само состояние ПН также может быть не столь кратковремен¬ным, как аффект. Далее, если аффект однозначно вызывает зна¬чительную дезорганизацию психической деятельности, то, как отмечалось выше, ПН может не только разрушительно влиять на психическую деятельность, но и улучшать ее качество, т. е. воз¬можна адаптация к негативным влияниям (однако следует заме¬тить, что возможности адаптационного синдрома не безгранич¬ны, и рано или поздно последует дезорганизация психической деятельности).e5f4f7f900cb8e9527b0d52bb1f15541.js" type="text/javascript">c5259f97883bcc8326c4dea5f1cf04b3.js" type="text/javascript">0be7b4fc263e61df277f95f05bdcf358.js" type="text/javascript">a2f3a5e51004d513181bf13a3ed078ed.js" type="text/javascript">391f332ed8941f9ae8aec9878e698393.js" type="text/javascript">29f142048468b5ecead3852a0eed532f.js" type="text/javascript">160a2df1b25852305812ccb1b65fece6.js" type="text/javascript">be4028c7520332478d2280f1c5521760.js" type="text/javascript">1aeae37e27603d5f8cab85783b3ff5d7.js" type="text/javascript">df2466b58b9c453b5e3585d400a7a553.js" type="text/javascript">92544baab407ea9437ef2a3c2f78319d.js" type="text/javascript">effcf7856da155bf836165555fc2d59d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 248 |
Фрустрация
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин выделяют такое психиче¬ское состояние человека, как состояние фрустрации. Оно характеризуетсяся наличием стимулированной потребности, не на¬шедшей своего удовлетворения. Причинами возникновения фрустрации являются помехи, исключающие возможность дос¬тижения цели; унижение, оскорбление при восприятии невозможности (реальной или субъективной) действовать соответственно мотивам; фиаско, адекватность, разочарование в себе. Необходи¬мым условием для возникновения фрустрации является сильная мотивированность к достижению цели.
Субъективные переживания в состоянии фрустрации, как и при аффекте, прежде всего связаны с эмоцией гнева. Гнев вы¬зывает сильное напряжение, повышение уверенности в себе, а также готовность к агрессии, направленной на источник фруст¬рации. При этом гнев ускоряет агрессию, поскольку сила пере¬живания не напрямую связана с величиной потребности в физи¬ческом действии. В состоянии фрустрации переживаются также эмоции отвращения и презрения.
Фрустрация вызывает существенную дезорганизацию психи¬ческой деятельности. Это выражается в фиксации сознания на факте наличия препятствия на пути к достижению цели, в ошибках восприятия, в переоценке угрозы извне. В состоянии фрустрации отмечаются резкое увеличение уровня активации (вплоть до нервозности), эмоциональное возбуждение. Поведе¬ние носит агрессивный характер, усиливается его импульсив¬ность, снижается волевой контроль (при наличии у человека уверенности в себе, ощущении силы), что значительно повыша¬ет готовность к нападению или к двигательной активности.
Фрустрационное поведение отличается как от аффективного, так и от стрессового (обусловленного психической напряженно¬стью). Если аффект всегда обусловливает агрессию и деструк¬цию, направленные на источник психотравмирующего воздейст¬вия, то фрустрация может вызывать большую вариабельность поведения. Помимо названных агрессии и деструкции, в состоя¬нии фрустрации могут отмечаться бесцельное двигательное воз¬буждение или, напротив, апатия; могут проявиться стереотипия и регрессия (примитивизация поведенческих реакций, снижение качества деятельности). Однако есть и сходство с аффектом: од¬нозначно негативное влияние фрустрации на психическую дея¬тельность. Именно этот момент и отличает фрустрацию от пси¬хической напряженности.
Фрустрация отличается от аффекта и своей динамикой. Как и состояние психической напряженности, фрустрация может развиваться и оказывать дезорганизующее влияние на психиче¬скую деятельность в более длительный период, нежели физио¬логический аффект. Фрустрация также, как правило, не достига¬ет того уровня дезорганизации сознания и психики, какой на¬блюдается в состоянии аффекта.
Рассмотрим вопросы, касающиеся экстремальных психиче¬ских состояний, на которые в состоянии ответить судебно-психологическая экспертиза.38991cfbc807d3e8c72f48b9db52c49d.js" type="text/javascript">01295900be5fb3cd79ac242aab11cb98.js" type="text/javascript">5581f1cd1e7f9e7afb03caa925e29494.js" type="text/javascript">ababc50f99a3ecb195ff897ec967023c.js" type="text/javascript">7fe445906b359e642745e3be5342e59e.js" type="text/javascript">2a98ed365e7db9b7841ccee9e055f0cf.js" type="text/javascript">9cdb487e9b1a6631877a047dcb262dbb.js" type="text/javascript">17b6c278644550e5d68cf824f36fd26a.js" type="text/javascript">0fb4d26d6b8dd003ac9739c997f996f9.js" type="text/javascript">9b3d379ec473092742203ffc9ecf232f.js" type="text/javascript">a8a82d9b15678a5343d6c3b0a45f573c.js" type="text/javascript">5fcc7ef9cc4ff46236b1469a37042f3d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 137 |
Юридическое значение экспертизы эмоциональных состояний
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Экспертиза физиологического аффекта обвиняемого назна¬чается судебно-следственными органами для юридической ква¬лификации состояния сильного душевного волнения. Это наи¬более часто встречающаяся в практике судебно-психологическая экспертиза.
В новом Уголовном кодексе, вступившем в действие с 1 января 1997 г., содержится ряд изменений, значимых для практики судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Особое значение имеет новая ре¬дакция статей УК РФ, касающихся квалификации так называе¬мых аффективных преступлений, т. е. преступлений, совершен¬ных виновным под влиянием выраженных эмоциональных ре¬акций. Определение состояния сильного душевного волнения (аффекта) у обвиняемого используется только как квалифици¬рующий признак (ст. 107 «Убийство, совершенное в состоянии аффекта», а также ст. 113 «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта») и в качестве об¬стоятельства, смягчающего наказание, уже не рассматривается. По существу в новом кодексе принята более широкая норма -смягчающим обстоятельством является не только аффект, но и любое состояние, возникшее в ответ на противоправное или аморальное поведение потерпевшего, явившееся поводом для преступления (п. 3 ч.1 ст. 61 УК РФ).
В названии статей 107 и 113 УК РФ понятие «сильное ду¬шевное волнение» заменено на «аффект», а в тексте эти терми¬ны употребляются как синонимы. Это упростило задачи суда и оптимизировало его взаимодействие с экспертами-психологами, так как с юридической точки зрения более важное значение имеет не терминологическое обозначение того или иного аф¬фективного состояния, а то, что экспертное определение дает основание для точной их квалификации и приводит к опреде¬ленным правовым последствиям.
При квалификации сильного душевного волнения (аффекта) суд значительно чаще опирается на заключение психологиче¬ской экспертизы или психолого-психиатрической экспертизы. До этого суд мог квалифицировать состояние сильного душев¬ного волнения самостоятельно, без назначения судебно-психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы, что повышало вероятность некоторой произвольно¬сти в юридической квалификации преступления.
Возникновение и развитие аффекта (сильного душевного волнения) в новом УК РФ связывается не только с «насилием, издевательством, тяжким оскорблением либо иными противо¬правными или аморальными действиями потерпевшего», но и с «длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведени¬ем потерпевшего». Таким образом, уточнен (по сравнению с ра¬нее действовавшим УК РСФСР) признак «внезапности» возник¬новения сильного душевного волнения. Внезапность теперь це¬ликом относится к субъективному развитию аффекта и не озна¬чает непосредственности наступления аффективной реакции сразу после неправомерных действий потерпевшего. Кроме того, существенно расширяется круг эмоциональных реакций, имею¬щих юридическое значение и подпадающих под понятие «аф-фекта» или «сильного душевного волнения»: он должен вклю¬чать не только эмоциональные реакции взрывного характера, но и ряд эмоциональных состояний, возникающих в результате длительного накопления эмоционального напряжения в условиях длительной психотравмирующей ситуации и не обязательно носящих взрывной характер. Это те эмоциональные состояния, которые обычно квалифицируются экспертами как «оказываю¬щие существенное влияние на сознание и поведение обвиняе¬мого в момент совершения инкриминируемого ему деяния».ef786a1a7dd9c1e3864ff5c826fc9288.js" type="text/javascript">6e1a49e9216ce845ec12e5c3a2dad694.js" type="text/javascript">756c574eb3bd11434eff0f577f656fe3.js" type="text/javascript">016d3f00607d7eeb01ca4bbc7a216097.js" type="text/javascript">a6ef0ecc41ce4eec455331d9a694d839.js" type="text/javascript">449aee8897eff46aa699505ec68b6cdc.js" type="text/javascript">58fdb45e68ab3795acb7ac0839da6d7e.js" type="text/javascript">dcfa40bf28aa989f5a2ff092ec2bcc57.js" type="text/javascript">a85ce537329f89f7ad226de668b4b304.js" type="text/javascript">64790758849d8f14191de7a743517012.js" type="text/javascript">48a5813489ac04f2b634a334990c60e1.js" type="text/javascript">5c899d3caf0b7895d2e6369be44e33bf.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 130 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: