Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Правовое регулирование охоты и рыболовства
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 06:57

Наиболее важное значение в характеристике правового режима использо¬вания животного мира имеет правовая регламентация охоты и рыболовства.
Действующее охотничье законодательство признает охотой выслежива¬ние с целью добычи, преследование и добычу диких зверей и птиц лицом, имеющим право на охоту.
Нахождение в местах обитания диких зверей и птиц с оружием, собака¬ми, ловчими птица-ми, капканами и другими орудиями охоты либо с добы¬той продукцией приравнивается к охоте.
Объектом охоты являются дикие животные в состоянии естественной свободы. Истребле-ние домашних, сельскохозяйственных животных, а также диких животных, находящихся в неволе, рассматривается как уничтожение имущества и другие противоправные действия.
Перечень конкретных видов животных, отнесенных к объектам охоты, исходя из их видов, численности, традиций в использовании, получаемой про¬дукции, утверждается Правительством РФ. Так, в соответствии с Перечнем объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, ут-вержденным Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 № 1289, объектами охоты яв-ляются: волк, лисица, медведь, заяц, норка, соболь, белка, олень, гуси, ут¬ки, куропатки и др.
Различается два вида охоты - промысловая и спортивная (любительская).
Промысловая охота представляет собой в основном профессиональную деятельность охот-ников-промысловиков, которая осуществляется на основе нарядов на отстрел животных или дого-воров с охотопромысловыми хозяйст¬вами на заготовку продукции охоты (шкур, мяса, меха и т. д.).
Спортивной или любительской охотой могут заниматься граждане, до¬стигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, техни¬ке безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружи¬ем и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.
Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, поль-зуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста (п. 14 Положе-ния об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР с изменениями от 10 октября 1993 г.)
Согласно Постановлению Правительства РФ «О любительской и спор¬тивной охоте в РФ» от 26 июля 1993 № 728 документами, удостоверяющими право осуществления охоты служат (п. I):
- охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управле¬ния охотничьим хо-зяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организа-циями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, об¬ращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины;
- путевка или лицензия, выдаваемая в установленном порядке, на отст¬рел (отлов) соответ-ствующего вида и количества животных с указанием сро¬ков их отстрела(отлова) и места охоты.
Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, которое выдается органами внутренних дел.
При производстве охоты охотники должны соблюдать установленные Правилами охоты, принимаемыми органами исполнительной власти субъ¬ектов РФ, требования, которые касаются норм, сроков, мест, орудий и спо¬собов охоты.
Нормы добычи (отстрела, отлова) диких животных определяются в соот¬ветствии с их чис-ленностью и расчетом сохранения их поголовья.
Охота, как правило, осуществляется в охотничьих угодьях, закрепленных за охотничьими обществами и охотничьими хозяйствами. Любительская и спортивная охота в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общест¬венными охотничьими организациями, другими юридически-ми и физичес¬кими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодь¬ях - с раз-решения государственных органов управления охотничьим хозяйством. В заповедниках, нацио-нальных парках, зеленых зонах городов и на других особо охраняемых территориях охота запре-щена.0c300c8c5a1522dd4352eb601ff2ba1f.js" type="text/javascript">9b2a5934ace13507efe896fdf6878cab.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 142 |
Содержание права пользования животным миром
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 06:56

Пользователь осуществляет правомочия владения и пользования объек¬тами животного ми-ра на условиях и в пределах, установленных законом, ли¬цензией и договором (для юридических лиц). Он не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено Зако-ном о живот¬ном мире (ст. 33). Распоряжение осуществляется на основе так называемой распоря-дительной лицензии, которая представляет собой специальное раз¬решение, предоставляющее пра-во определенным в нем лицам в установлен¬ном порядке распоряжаться объектами животного ми-ра.
Правомочия владения и пользования проявляются через права и обязан¬ности пользователя животным миром, которые составляют содержание рас¬сматриваемого права. Их конкретный перечень зависит от видов и субъек¬тов пользования.
Пользователи животным миром имеют право (ст. 40 Закона о животном мире):
- пользоваться предоставленными им объектами животного мира;
- пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретен¬ными для расселе-ния на закрепленной территории в установленном поряд¬ке, если эти объекты содержатся в полу-вольных условиях;
- собственности на добытые объекты животного мира и на продукцию, полученную от них;
- выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;
- заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на исполь¬зование ими объек-тов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;
- вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, получен¬ной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объ-ектов животного мира, а также реали¬зовывать произведенную продукцию и изделия;
- на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производ-ственных и иных целях и возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуще¬ствления деятельности, связанной с пользованием животным ми-ром;
- предъявлять иски за ущерб, причиненный им неправомерными дейст¬виями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель животных, ухудшение среды их обитания, нарушением законных прав, связанных с пользованием животным миром;4e23e1ce8bb0ca9d1549b56f71b3bdbf.js" type="text/javascript">6790a452e47533cf2fbd0c9a110a371b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 125 |
Платность пользования животным миром
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 06:55

Право пользования животным миром является платным. Система плате¬жей включает в се-бя:
- плату за пользование животным миром;
- штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
Предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания произ¬водится по лицензиям или разрешени-ям, определяются в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда Постановлением Пра-вительства РФ «О плате за пользование объектами животного мира» от 29 сентября 1997 (с допол-нениями от 15 ноября 1997 г.). Так, плата за добывание лося установлена в размере 5-10 мини-мальных размеров оплаты труда, кабана - 1-2, бобра - 0, 4-0, 9 и т. д.
Плата за пользование животным миром поступает в бюджеты РФ и ее субъектов и расходуется на цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием животного мира и среды его обитания.
Пользователи животным миром уплачивают также сбор за выдачу лицен¬зии (ст. 53 Закона о животном мире).
Пользование животным миром может осуществляться бесплатно, если это не требует полу-чения лицензий.

14247c81dbcb40823209b4b9a1a6cdad.js" type="text/javascript">47c473041406ac48d3385f0481625db4.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 72 |
Основания возникновения права пользования животным миром
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 06:54

Основаниями возникновения права пользования животным миром явля¬ются юридические факты, главное место среди которых занимает лицензия -разрешение специально уполномоченно-го государственного органа по охра¬не, контролю и регулированию использования объектов жи-вотного мира.
Юридическим лицам объекты животного мира предоставляются в долго¬срочное пользова-ние на основании долгосрочной лицензии, которую выдает указанный государственный орган по решению Правительства РФ (в отно¬шении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственнос¬ти) или органа исполнительной власти субъекта РФ.
Долгосрочная лицензия должна содержать сведения о пользователе, ви¬дах, объектах, сро-ках, условиях пользования животным миром, границах территории, акватории, необходимой для пользования.
Пользователь также должен заключить договор о предоставлении в поль¬зование террито-рии (акватории), необходимой для пользования животным миром с органом исполнительной вла-сти соответствующей территории (ак¬ватории).
При наличии нескольких претендентов может проводиться конкурс.
Гражданам животный мир предоставляется в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Она выдается специально уполно¬моченным государственным орга-ном по охране, контролю и регулированию использования животного мира по их заявке или пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.
Именная разовая лицензия дает право на однократное использование животных с указани-ем их видов и количества, места и срока пользования.badf55b25967473f92c5e98a89d729eb.js" type="text/javascript">07d1362563c3efc90b2dddbe23d6891a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 91 |
Понятие и виды права пользования животным миром
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 06:53

Право пользования животным миром - это система правовых норм, ко¬торые регламен-тируют порядок предоставления и условия использования объектов животного мира, права и обя-занности пользователей животным миром. Право пользования животным миром для конкретных субъектов оз¬начает совокупность возникающих у них прав и обязанностей по отноше¬нию к пре-доставленным им в пользование объектам животного мира.
Субъектами права пользования животным миром являются юридические лица и граждане, в том числе и иностранных государств (ст. 33,36 Закона о жи¬вотном мире, ст. 11 Федерального закона «О континентальном шельфе РФ», ст. 9 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ»).
Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура которых включает в себя традиционные методы охраны и исполь¬зования объектов животного мира, граж-дане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользова¬ние животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйст¬венной дея-тельности. Переуступка права на приоритетное пользование жи¬вотным миром другим гражданам и юридическим лицам запрещена (ст. 49 Закона о животном мире, ст. 9 Закона о континентальном шельфе РФ).
Объектами права пользования животным миром являются объекты жи¬вотного мира - ор-ганизмы животного происхождения (дикие животные) или их популяции (ст. 1 Закона о животном мире).
Право пользования животным миром можно классифицировать на от¬дельные виды по срокам, целям и способам пользования.
Оно может быть долгосрочным (в случае предоставления юридическим лицам) или кратко-срочным (при предоставлении гражданам). Законом о жи¬вотном мире не определяются конкрет-ные сроки пользования или их пре¬дельные размеры.
Пользование животным миром может осуществляться двумя способами -с изъятием или без изъятия объектов животного мира из среды их обитания.
По целевому назначению выделяются следующие виды пользования жи¬вотным миром (ст. 34 Закона о животном мире):
- охота;
- рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских мле¬копитающих;
- добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Этот вид пользования связан с изъятием животных из естествен¬ной среды их обитания (например, для научных экспериментов, зоологичес¬ких коллекций, получения лекарственного сырья и др.) и до-пускается только по разрешениям компетентных органов (ст. 43 Закона о животном мире);
- извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообра-зователей, естественных санитаров окружающей природ¬ной среды, опылителей растений, био-фильтраторов и др. Осуществляется в естественных условиях без изъятия животных из природной среды, а поль¬зователями в таких случаях выступают сельскохозяйственные, лесохозяйственные организации, граждане - владельцы личных подсобных хозяйств, садовых участков и др. (ст. 45 Закона о животном мире);
- изучение, исследование и иное использование животного мира в науч¬ных, культурно-просветительских, рекреационных, эстетических целях. Возможно без изъятия животных из среды их обитания (путем различных форм наблюдения, мечения, фотографирования и других методов исследо¬вания) или с изъятием объектов животного мира из природной среды. В пер¬вом случае оно допускается без разрешения компетентных органов и бес¬платно, во втором - по разрешениям бесплатно или за определенную плату (ст. 44 Закона о животном мире);
- получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, пантов и т. д.). Допускается без изъятия животных из природной сре¬ды и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания (ст. 46 За¬кона о животном мире).
Федеральными законами «О континентальном шельфе РФ» и «Об исклю¬чительной эконо-мической зоне РФ» предусмотрены и другие виды пользова¬ния животным миром - товарное вы-ращивание, искусственное воспроизвод¬ство водных биологических ресурсов и т. д. (ст. 10 Закона о континентальном шельфе, ст. 8 Закона об исключительной экономической зоне РФ).a5bc6ce334a5329f3ac4b2438c2e3225.js" type="text/javascript">9e83049f84b24c9e45dbfeb77685df1f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 83 |
Право собственности на животный мир
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 06:51


Животный мир РФ в пределах ее территории является государственной собственностью. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении животных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Это означает, что животный мир РФ изъят из гражданского оборота, а сделки по отчужде-нию объектов животного мира (продажа, залог и др.), на¬рушающие в прямой или скрытой форме право государственной собственно¬сти на животный мир, недействительны. Оборотоспособность диких живот¬ных допускается лишь в отдельных случаях по специальным разрешениям (распоря-дительным лицензиям), выдаваемым компетентными государствен¬ными органами*.
________
* См., например, Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, утвержден¬ный Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996.

Объекты животного мира, изъятые из естественной среды обитания, мо¬гут находиться в частной, муниципальной, государственной или иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение такими объекта¬ми регулируется гражданским законодательством.
Правомочия собственника в отношении животного мира осуществляют¬ся совместно Рос-сийской Федерацией и ее субъектами.
В соответствии с Федеральным Законом «О животном мире» и Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» к федеральной собст¬венности относятся следующие объекты животного мира:
- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;
- обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения (в заповедниках, национальных парках и др.);
- населяющие территориальное море, континентальный шельф и исклю¬чительную эконо-мическую зону РФ;
- подпадающие под действие международных договоров;
- относящиеся к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
- мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.
От имени Российской Федерации и ее субъектов право собственности реализуют соответ-ствующие государственные органы - общей компетенции (Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, местные адми¬нистрации) и специально уполномоченные органы. Согласно Указу Прези¬дента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 № 1142 и Постановлению Правительства РФ «О специаль¬но уполномоченных государствен-ных органах по охране, контролю и регу¬лированию использования объектов животного мира и среды их обитания» от 19 января 1998 № 67 к ним относятся Госкомэкология России, Минсель-хозпрод России (департамент охраны и использования охотничьих ресур¬сов), Госкомрыболовства России, Рослесхоз, Федеральная пограничная служба РФ и их территориальные органы.
Государство в лице своих компетентных органов предоставляет живот¬ный мир в пользова-ние различным субъектам.
89b8eb037185e64f700057939a2609ad.js" type="text/javascript">38db97e6813325009467f569850f22dc.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 74 |
Животный мир как объект правовой охраны
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 06:50

Животный мир как объект правового регулирования представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (ст. 1 ФЗ «О животном мире»).
Из данного понятия животного мира следует, что животные, которые от¬носятся к объектам правовой охраны, должны обладать рядом признаков.
Во-первых, речь идет только о диких животных и, во-вторых, о тех, кото¬рые обитают в со-стоянии естественной свободы (на суше, в воде, в атмосфере и в почве). Отношения по поводу сельскохозяйственных и других одомашнен¬ных животных, а также животных, содержащихся в неволе, регулируются не экологическим, а гражданским и иными отраслями законодательства. В-тре¬тьих, животные могут находиться на территории страны временно или посто¬янно. Этот при-знак учитывает особенности жизнедеятельности мигрирующих видов животных.
Под животными понимаются все организмы животного происхожде¬ния: звери, птицы, ры-бы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые и др. К природным ресурсам континентального шельфа и исключительной эко¬номической зоны РФ относятся все виды рыб, моллюсков, морских млеко¬питающих, ракообразных, а также живые организмы «сидячих» видов мор¬ского дна и его недр и другие водные биологические ресурсы*.
________
* Ст. 4 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ», Федерально¬го закона «О континентальном шельфе РФ».

Таким образом, понятие животного мира охватывает не все живые орга¬низмы, находящие-ся на территории страны, но является достаточно широ¬ким, поскольку распространяется не только на наиболее ценную в экономи¬ческом отношении часть дикой фауны - объекты охоты и рыболов-ства (диких зверей, птиц и рыб), - но и на многих других ее представителей.

3ed636bfe8b528a9f3fd757dcb9f4b88.js" type="text/javascript">dfc8d48c350b3cfa89d6e567b5ddb25b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 88 |
Правовое регулирование отношений в области охраны и использования животного мира
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 06:49

Животный мир - один из компонентов при¬родной среды, естественных экологических сис-тем, активно влияющий на состояние и качество их отдельных элементов: земель, лесов, вод и т. д., а также окружающей среды в целом.
С древних времен животный мир является предметом хозяйственного интереса людей, объ¬ектом охотничьего и рыбного промысла, источ¬ником промышленного, технического, лекарст-венного сырья. Однако разрушение среды обитания животных в результате расширения масшта-бов экономической деятельности, освое¬ния земель, вырубки лесов, загрязнения окружа¬ющей при-родной среды, а также хищническая эксплуатация животного мира приводят к сокра¬щению чис-ленности многих видов животных, уменьшению разнообразия живых организмов.
Поэтому охрана и рациональное использова¬ние животного мира, составляющего достояние народов РФ, представляют собой важную госу¬дарственную задачу, выполнение которой на¬правлено на удовлетворение экономических, эко¬логических и духовных потребностей общества (ст. 1 Федерального Закона «О животном мире»).
Указанная задача реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению жи-вотного мира, важное место среди которых зани¬мает его правовое регулирование.
Предметом этого регулирования являются общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере со-хранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообра-зия, устойчиво¬го существования и использования животного мира, сохранения генетичес¬кого фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.
Базовый нормативный акт в системе законодательства о животном ми¬ре - кодифицирован-ный Федеральный Закон «О животном мире» 1995 г. Его положения развиваются и конкретизи-руются в нормах подзаконных ак¬тов, основную массу которых составляют Постановления Прави-тельства РФ, регулирующие отдельные вопросы правового режима животного мира: «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и го¬сударственного мониторинга объектов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342, «О специально уполномоченных государственных органах по охра¬не, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» от 19 января 1998 № 67, «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных ма¬гистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» от 13 августа 1996 № 997, «О Красной книге РФ» от 19 февраля 1996 № 158, «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» от 29 сентября 1997 № 1251 (с изменениями от 15 ноября 1997) и др.
Значительную часть рассматриваемых актов образуют акты охотничьего и рыболовного за-конодательства: Положение об охоте и охотничьем хозяй¬стве РСФСР, утвержденное Постановле-нием Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 (с изменениями от 23 июня 1993), Постанов-ление Прави¬тельства РФ «О любительской и спортивной охоте в РФ» от 26 июля 1993, Положение об охране рыбных запасов и регулировании рыболовства в водо¬емах СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 (с последующими изменениями и дополнениями), Поста¬новление Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 и др.
Нормы, регулирующие отношения по поводу охраны и использования жи¬вотного мира и среды его обитания, содержатся в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральных законах «Об исключительной экономической зоне РФ», «О континентальном шель-фе РФ», в земельном, лесном, водном, а также уголовном, административном и гражданском зако¬нодательстве.70de2ca7f05f98cf437863193e8459dc.js" type="text/javascript">000dfeb8adfd1fd0db3b02a8894da5aa.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 65 |
Ответственность за нарушения водного законодательства
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 06:48

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального ис¬пользования вод, не-выполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.
Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут ад-министративную и уголовную ответ¬ственность в соответствии с законодательством РФ.
Административная ответственность в виде штрафа наступает по нормам Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ст. 47, 57- 60).
Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномочен¬ного государственного органа управления использованием и охраной водно¬го фонда за следующие виды водных нарушений:
- самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собствен¬ности на воды;
- загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на во¬досборах, вызы-вающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вред¬ные явления;
- ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;
- забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное про¬изводство гидротех-нических работ, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объ-ектов), нарушение правил первич¬ного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;
- повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации;
- невыполнение лицами командного состава судна или другого плавуче¬го средства обязан-ностей по регистрации в судовых документах операций с вредными для здоровья людей или жи-вых ресурсов моря веществами и смесями.
Уголовная ответственность предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следую-щие экологические преступления в сфере охраны вод:
- загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природ¬ных свойств (ст. 250);
- загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие наруше-ния правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусствен-ных сооружений веществ и мате¬риалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятст¬вующих правомерному использованию морской среды (ст. 252).7aa6696d77c2cf085fa8e03c9eec8eb6.js" type="text/javascript">f753baf10d6b5c2fcdb7ffca4d7f02ae.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 90 |
Правовая охрана вод
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 06:47

Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.
Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направ¬ленных на предот-вращение их загрязнения, засорения и истощения. Загряз¬нением или засорением водное законода-тельство признает ухудшение качест¬ва вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных ча¬стиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема (ст. 1 Водного кодекса РФ).
В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация госу-дарственных программ по использованию и охране вод, эко¬логический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение госу-дарственного водного кадастра*.
________
*См. главы 4, 5 данного учебного пособия.

С целью обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами установленного порядка рационального использования и охраны водных объ¬ектов, стандартов, нормативов и пра-вил в области использования и охраны вод, режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства осуществляется государственный контроль за использованием и охраной вод органами исполнительной власти субъектов РФ, Ми-нистерством природных ресурсов РФ, государственными органами в области охраны окружающей среды**.
________
** См. Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и ох¬раной водных объектов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 №716.

Законодательством предусмотрено, что использование водных объектов должно осуществ-ляться с минимально возможными негативными последст¬виями для водных объектов. При их ис-пользовании гражданам и юридичес¬ким лицам необходимо проводить производственно-технологические, мели¬оративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие ме-роприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Данные требова¬ния раскрываются через систему рассмотренных выше обязанностей указан¬ных субъектов, образующих содержание права водопользования.
Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый ряд специ¬альных мер, требо-ваний и запретов но охране вод.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответству¬ющем экологиче-ским требованиям, обеспечивается в первую очередь с по¬мощью установления и соблюдения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Они устанавли-ваются исходя из:
- предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие кото-рой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;
- предельно допустимой массы вредных веществ, которая может посту¬пить в водный объ-ект и на его водосборную площадь.
В целях охраны вод, обеспечения здоровья и безопасности населения ус¬танавливаются нормативы содержания загрязняющих, вредных веществ в воде - их предельно допустимые кон-центрации (ПДК). На поддержание ка¬чества вод, соответствующего этим нормативам, направле-ны нормы водно¬го законодательства, регулирующие хозяйственную деятельность, которая оказы-вает негативное воздействие на воды.
Для предупреждения и устранения загрязнения водных объектов, кото¬рое может наступить в результате этой деятельности, определяются источни¬ки загрязнения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных ве¬ществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничива¬ющих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.
Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством ре¬гулирования дея-тельности как стационарных, так и других источников за¬грязнения.
Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и дру¬гих объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязне-ние, засорение и истощение водных объ¬ектов и вредное воздействие вод (ст. 106). Сброс сточных вод, содержащих вредные вещества, допускается при наличии лицензии, выдаваемой органа¬ми управления использованием и охраной водного фонда, а также если та¬кой сброс не приводит к увеличению содержания загрязняющих веществ свыше установленных норм - нормативов предельно допустимых концент¬раций вредных веществ в воде (ПДК).490fe3b4d706a8c005cb37edc0193982.js" type="text/javascript">ec228bc5403c514d459c5bffaabf1a71.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 87 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: