Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Правовая охрана земель
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 05:40
Неоценимое значение земли для существования биосферы и жизнедея¬тельности человека предполагает необходимость ее всесторонней охраны.
Правовая охрана земель - это система закрепленных законом мер, на¬правленных на обес-печение рационального использования земель, сохране¬ние и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения.
Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к зе¬мельным угодьям как к сложным природным образованиям и ставит следу¬ющие цели:
- предотвратить деградацию и разрушение земель, другие неблагоприят¬ные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования при¬родоохранных технологий производства;
- обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся дегра¬дации или наруше-нию;
- создать механизм учета и проверки экологического состояния земель (ст. 100 Земельного кодекса РСФСР).
Законодательством предусматривается комплекс мер как предупреди¬тельно-восстановительного характера, так и мер юридической ответственно¬сти за нарушение земель-но-правовых норм.
К мерам первой группы относятся государственный кадастровый учет и мониторинг зе-мель, контроль за их состоянием и использованием, планиро¬вание мероприятий по охране земель, меры по восстановлению нарушенных земель, по возмещению убытков и выплате компенсаций субъектам земельных прав при ухудшении их земель в результате хозяйственной деятельнос¬ти других субъектов, при изъятии земель для государственных или муници¬пальных нужд и др.
Предупредительное значение имеют многие нормы земельного законо¬дательства, регули-рующие рациональное использование и охрану земель, права и обязанности землепользователей, порядок предоставления и изъя¬тия земель и т. д.
Основные правовые меры охраны земель реализуются путем установле¬ния нормативов за-грязнения земель (предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, ра-диоактивных веществ в почве) и нормативов применения агрохимикатов (пестицидов, гербицидов, мине¬ральных удобрений и др.) в сельском хозяйстве, проведения рекультивации нарушенных земель, восстановления их полезных свойств и своевременно¬го вовлечения в хозяйственный оборот, установления обязанностей земле¬пользователей по предотвращению вредных воздействий на земли хозяйст¬венной деятельности.
В числе последних следует особо выделить обязанности землепользова¬телей по:
- рациональной организации земельной территории;
- защите земель от засорения и загрязнения отходами производства, хи¬мическими и радио-активными веществами, а также от водной и ветровой эрозии, подтопления и заболачивания, засоления и иссушения, от других процессов разрушения;
- использованию земель в соответствии с целевым назначением;
- приведению земель по миновании в них надобности в состояние, при¬годное для дальней-шего использования.
Субъекты хозяйственной деятельности, которые производят работы с на¬рушением поверх-ности земель (строительство, добыча полезных ископае¬мых и т. д.), должны снимать, хранить и наносить плодородный слой почвы на рекультивируемые земли или на малопродуктивные уго-дья*.
________
* Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 № 140 «О рекультивации зе¬мель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

В случае невозможности восстановления деградированных сельскохо¬зяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами, предусматривается консерва-ция таких земель в установленном законом порядке**.
________
** См. Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 № 555 «Об утверждении по¬рядка консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загряз¬ненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами»

При проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуата¬цию новых и реконструированных объектов, строений и сооружений, а так¬же внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние зе¬мель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель. Оценка отрицательного влияния на состояние земель и эффективности предусмотренных защитных мероприятий производится по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы, без положительного заключения которых запрещается внедрение новых тех¬ники и технологий, строительство (реконструкция) предприятий и других объектов (ст. 103 ЗК РСФСР).
Специальные требования установлены законом для охраны сельскохо¬зяйственных зе-мель.
Важное место среди них занимают положения, предусматривающие ог¬раничения по изъя-тию сельскохозяйственных земель для несельскохозяйст¬венных нужд, обеспечивающие приоритет сельскохозяйственного земле¬пользования, содержание которого было рассмотрено выше.
Законодательство устанавливает обязанности сельскохозяйственных землепользователей по рациональному использованию земель; применению эффективных систем земледелия; борьбе с эрозией и другими вредными процессами, приводящими к разрушению почв; по проведению обя-затель¬ных мероприятий, связанных с сохранением и улучшением земель, повыше¬нием почвенного плодородия.
Основные направления деятельности государственных органов, а также права и обязанно-сти землепользователей в сфере сохранения, воспроизводст¬ва и повышения плодородия сельско-хозяйственных земель регламентируются Федеральным Законом «О государственном регулирова-нии обеспечения пло¬дородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г. В со-ответствии со ст. 8 данного закона собственники, владельцы, пользователи и арендаторы сельско-хозяйственных земель обязаны:
- осуществлять сельскохозяйственное производство способами, обеспе¬чивающими воспро-изводство плодородия земель;
- соблюдать правила и нормативы проведения агротехнических, мелио¬ративных, противо-эрозионных и агрохимических мероприятий;
- представлять сведения в компетентные органы об использовании агрохимикатов и о фак-тах загрязнения почв и деградации земель и др.
В целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспе¬чения гарантиро-ванного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения пло-дородия земель, создания условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуе-мых и малопродук¬тивных угодий проводится мелиорация земель.1f3544a4a7cf6dd0ad310160722384a8.js" type="text/javascript">95b8cae1ed2fafac0dd480422188f59f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 79 |
Разрешение земельных споров
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 05:38


Права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов защища-ются законом.
Это обеспечивается, во-первых, тем, что закон запрещает вмешательство в их деятельность, связанную с использованием земли, со стороны государ¬ственных, хозяйственных и других орга-нов и организаций, за исключением случаев нарушения земельного законодательства. Во-вторых, нарушенные права субъектов земельных прав подлежат восстановлению в порядке рас¬смотрения земельных споров, а убытки, причиненные нарушением земель¬ных прав, подлежат возмещению в полном объеме.
Все споры, связанные с приобретением, отчуждением, использованием земельных участ-ков, а также иные земельные споры разрешаются в судеб¬ном порядке.
Решения местных администраций по земельным вопросам, в том числе и об отказе в пре-доставлении земельных участков, могут быть обжалованы в суд. Обжалование решений приоста-навливает их исполнение. При рассмот¬рении дела об отказе в предоставлении земельного участка суд имеет право вынести решение, подтверждающее правильность отказа либо о неправо-мерности вынесенного решения. Решение суда в последнем случае является основанием для оформления права на данный участок и подлежит исполне¬нию в установленном законом порядке.
Судами также рассматриваются имущественные споры, связанные с зе¬мельными отноше-ниями, в том числе о возмещении убытков, о преимуще¬ственном праве наследования земельного участка и др.
9ac7178a50604a8c8323b55b194dc7ac.js" type="text/javascript">fb27873f27147abcad63bd569aaae405.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 59 |
Основания возникновения и прекращения права землепользования
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 05:36


Основания возникновения данного права обусловлены прежде всего ви¬дом права земле-пользования, которое, как и всякое право пользования при¬родными ресурсами, может быть общим и специальным.
Право общего землепользования представляет собой возможность для всех граждан поль-зоваться свободно и бесплатно земельными участками для про¬езда, прохода, отдыха и других це-лей и вытекает непосредственно из закона - Конституции РФ, гражданского, земельного, водного, лесного законодатель¬ства. Например, указанное право осуществляется на землях общего пользова¬ния в городах и других населенных пунктах. Эти земли состоят из земель, ис¬пользуемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, дороги, проезды и др.), для удовлетворения культурно-бытовых и иных потребностей населения (парки, скверы, водоемы, пляжи, бульвары, кладбища и т. п.).
Лесное и водное законодательство устанавливает право граждан исполь¬зовать земли лесного фонда в случае нахождения граждан в лесах, а также земли водного фонда при использовании водоемов общего пользования и прилегающих к ним участков для отдыха, купания и др. (ст. 86 Лесного ко¬декса РФ, ст. 88 Водного кодекса РФ).
Понятие права общего землепользования раскрывается также в ст. 262 Гражданского ко-декса РФ*, в которой сказано, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для обще¬го доступа земельных участках, находящихся в государствен-ной или муни¬ципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках при¬родные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственниками соответствующих земельных участков. Ес¬ли земельный участок не огорожен либо его собствен-ник иным способом яс¬но не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
________
* Гл. 17 ГК РФ (ст. 260 - 287) вводится в действие вместе с новым Земельным кодек¬сом РФ.

Право специального землепользования в отличие от общего возникает из юридических фактов, совокупность которых образует достаточно сложный порядок приобретения земель. В на-стоящее время законом предусмотрено два основных способа приобретения земельных участков - гражданско-правовой и административно-правовой.
Гражданско-правовой способ означает возникновение земельных прав (права собственности, аренды, залога и др.) в результате заключения гражданско-правовых сделок и договоров - купли-продажи, мены, дарения, аренды, залога, наследования по закону и завещанию и т. д.
Совершение указанных сделок регулируется нормами гражданского за¬конодательства: об-щими положениями о сделках и договорах, а также нор¬мами, устанавливающими особенности со-держания и заключения отдель¬ных видов договоров. Наиболее подробно урегулированы вопросы заключения договоров купли-продажи и залога**.
________
** См. Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка купли-продажи граж¬данами РФ земельных участков» от 30 мая 1993 № 503, «Об утверждении Порядка ор¬ганизации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридиче-ским лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, и права их аренды» от 5 января 1998 № 2; Федеральный Закон «Об ипоте¬ке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 и др.

Так, продажа гражданами земельных участков или их частей оформляет¬ся договором куп-ли-продажи (купчей).
Сделка купли-продажи земельного участка возможна лишь при отсутст¬вии земельных спо-ров по участку и совершается его собственником. При этом ни покупатель, ни продавец не могут изменить целевое назначение и режим использования земель (санитарно-защитные зоны, земли природо¬охранного, рекреационного, историко-культурного значения, а также право проезда по участку, технического обслуживания и ремонта зданий, сооруже¬ний, наземных и подземных ком-муникаций и другие условия пользования).
Договор купли-продажи (купчая) должен быть нотариально удостоверен и зарегистрирован в районном (городском) земельном комитете. Регистра¬ция производится после уплаты установленных налогов и пошлин. К купчей прилагается план участка, без которого купчая не подлежит регистрации. После этого покупателю выдается документ, удостоверяющий его право соб¬ственности на купленный земельный участок, а аналогичный документ про¬давца утрачивает силу или в него вносятся необходимые изменения.
Таким образом, сделки с землей требуют особого оформления и подле¬жат обязательной го-сударственной регистрации. Право собственности и другие земельные права переходят на приоб-ретателя лишь с момента регис¬трации соответствующей сделки. Регистрации подлежат все сделки с землей, включая договоры аренды, срочного (временного) пользования и установле¬ния земельных сервитутов.
Гражданам и юридическим лицам могут продаваться земельные участки под застройку на территориях городских и сельских поселений на торгах (путем выставления их на аукционы и конкурсы). В качестве продавца вы¬ступает орган государственной власти или местного само-управления.
Административно-правовой способ приобретения земельных участков заключается в предоставлении их гражданам и юридическим лицам компе¬тентными государственными органами в порядке отвода земель.
Органами, наделенными полномочиями по предоставлению (в собствен¬ность, постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение, арен¬ду) и изъятию земель, являются исполни-тельные органы власти (местные администрации).
Порядок предоставления земель подробно урегулирован законодательст¬вом*.
________
* См. Указы Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграр¬ной реформы в России» от 27 октября 1993 № 1767, «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23.04.93 № 480 и др.

Граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, подают заявление в соответствующую местную администрацию, обладаю¬щую правом предоставления участка. В за-явлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые раз-меры и ме¬стоположение. Заявление подлежит рассмотрению в месячный срок с мо¬мента его пода-чи. Принятое по нему решение (выписка из него) о предо¬ставлении земельного участка либо об отказе в этих действиях выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.3e3b6122a5e2dca851e0ff779a328a7e.js" type="text/javascript">a098befb0d4b0c970878e592a990b8f1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 190 |
Понятие и содержание права землепользования
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 05:34

Все рассмотренные права на земельные участки приобретаются в конеч¬ном счете для того, чтобы использовать землю для удовлетворения хозяйст¬венных и иных потребностей. Поэтому важнейшим институтом земельного права является право землепользования как система право-вых норм, регули¬рующих общественные отношения по использованию земель. В субъектив¬ном смысле право землепользования - это совокупность прав и обязаннос¬тей субъекта в отношении приобретенного им земельного участка.
Субъектами права землепользования являются граждане и юридические лица, а его объ-ектами - земельные участки, обособленные в результате от¬вода земель в натуре и его юридиче-ского оформления.
Праву землепользования присущ целевой и платный характер.
Целевое назначение земельного участка (для крестьянского хозяйства, садоводства, предпринимательской деятельности, жилищного строительства и т. д.) фиксируется в документах, удостоверяющих права на землю, и долж¬но соблюдаться землепользователем. Законодательство устанавливает санк¬ции за нарушение принципа целевого использования земель вплоть до изъ¬ятия земель.
Требования, связанные с соблюдением целевого назначения земель, пре¬дусмотрены зако-ном и при совершении сделок с земельными участками. Так, не допускается изменение целевого назначения земель при их купле-продаже, а продажа земель, используемых в сельском хозяйстве, с измене¬нием их целевого назначения, производится только по решению органов ис-полнительной власти субъектов РФ.
Принцип платности природопользования применительно к землям реа¬лизуется в несколь-ких основных формах. Закон РФ «О плате за землю» ус¬танавливает три формы платы за землю: земельный налог, арендная плата, и нормативная цена земли.
Собственники земель, землевладельцы и землепользователи облагаются зе¬мельным нало-гом. Право устанавливать его минимальные ставки предоставле¬но органам власти субъектов РФ. Ставки определяются в рублях за единицу зе¬мельной площади и зависят от категории земель и их местоположения.
Арендаторы земель должны платить арендную плату. Размер, условия и сроки ее внесения предусматриваются договором между арендатором и арендодателем. При сдаче в аренду государ-ственных и муниципальных зе¬мель органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры аренд¬ной платы.
Нормативная цена земли характеризует стоимость земельных участков и устанавливается для обеспечения экономического регулирования земель¬ных отношений, участия земель в граж-данском обороте: при предоставлении земель в собственность, совершении гражданско-правовых сделок с землей, при переходе земель по наследству, получении банковского кредита под за¬лог земельного участка, в качестве начальной цены при продаже земель с торгов и др.
Нормативная цена земли определяется ежегодно по оценочным зонам, административным районам, поселениям и их группам в кратных размерах к ставкам земельного налога на единицу земельной площади. При этом ор¬ганы исполнительной власти могут устанавливать повышающие коэффици¬енты к размеру нормативной цены земли (не более 75% уровня рыночных цен), а также изменять (повышать или понижать) нормативную цену, но не более, чем на 25%*.
________
* Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли».

Содержание права землепользования субъектов рассмотренных выше зе¬мельных прав (собственности, постоянного пользования, пожизненного на¬следуемого владения, аренды) состав-ляют их конкретные права и обязанно¬сти по использованию земельного участка.
В зависимости от целевого назначения участка собственники земли, зем¬левладельцы, зем-лепользователи и арендаторы имеют право:
- самостоятельно хозяйствовать на земле;
- использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющие¬ся на земельном уча-стке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пре-сные подземные воды;
- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные стро¬ения и сооружения;
- собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;
- в установленном порядке производить оросительные, осушительные и другие мелиора-тивные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требования-ми использования земельных участков;
- на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.885d9b22394691ee624a0de68e141457.js" type="text/javascript">c3084f02e6194c5e734cec99333c2df1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 143 |
Право собственности и другие вещные права на землю
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 05:30

В Российской Федерации юридически признаются несколько основных форм собственно-сти на землю. Согласно нормам Конституции РФ, граж¬данского и земельного законодательства земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственно-сти.
Право частной собственности принадлежит гражданам и юридическим лицам.
Субъектами права государственной собственности на землю выступают Российская Фе-дерация и субъекты РФ (республики, края, области, автоном¬ные образования, Москва и Санкт-Петербург), а муниципальной - различные муниципальные образования (города, районы, сель-ские поселения и др.).
От имени субъектов права государственной и муниципальной собствен¬ности правомочия собственников осуществляют соответствующие компе¬тентные органы: они устанавливают право-вой режим и порядок предостав¬ления земель, распределяют земельные участки, взимают плату за землю, осуществляют контроль за использованием и охраной земель и т. д. Рассматриваемые зем-ли непосредственно закрепляются за отдельными государст¬венными и муниципальными предприятиями или учреждениями (ст. 214, 215 Гражданского кодекса РФ).
Государственной собственностью являются все земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ). В составе этих зе-мель выделяются федеральные земли, пра¬вовой статус которых регулируется специальными пра-вовыми актами. Так, Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» установлено, что к федеральным могут относиться земельные участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности страны, а также занятые объектами (энер¬гетическими, транспортными, космически-ми, историко-культурными и др.), находящимися в федеральной собственности, земельные участ-ки особо охра¬няемых природных территорий федерального значения (заповедников, наци-ональных парков, курортов и др.).
Земельные участки могут также принадлежать нескольким субъектам на праве общей соб-ственности. Граждане и юридические лица вправе образо¬вывать общую долевую или совместную собственность путем объединения принадлежащих им земельных участков (например, общая долевая собст¬венность членов сельскохозяйственных кооперативов, реорганизованных в акционерные общества колхозов и совхозов и др.), а также путем совместно-го приобретения земельных участков (например, общая совместная собст¬венность на землю супругов, членов крестьянского хозяйства). Режим таких земель определяется по нормам гражданского законодательства об общей собственности двух или более лиц с изъятиями, установленными земельным законодательством.
В содержание права собственности на землю входят принадлежащие соб¬ственнику пра-вомочия владения, пользования и распоряжения, которые осуществляются им свободно, по своему усмотрению, но лишь в той мере, в какой оборот земель допускается законом, а также если это не наносит ущерба окружающей природной среде (ст. 36 Конституции РФ, ст. 129, 209 ГК РФ и др.).
Правомочия собственника реализуются через комплекс конкретных прав и обязанностей, предоставленных ему земельным и гражданским законода¬тельством.
Лица, имеющие в собственности земельные участки, вправе их прода¬вать, дарить, обмени-вать, передавать по наследству (в том числе по завеща¬нию), сдавать в аренду, отдавать в залог, а также передавать земельный уча¬сток или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов постольку, поскольку со-ответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте*.
________
* Пункт 2 Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аг¬рарной реформы в России» от 27 октября 1993
№ 1767.

Государство, граждане, юридические лица, муниципальные образования могут передавать земли, находящиеся в их собственности, для использова¬ния другим лицам. В таких случаях возникают различные виды вещных прав на землю, принадлежащих лицам, которые не являются ее собственниками (ст. 216 Гражданского кодекса РФ): право пожизненного наследуемого вла¬дения землей, право постоянного или временного пользования ею, земель¬ные сервитуты и др.
Характер и содержание рассматриваемых вещных прав определяются за¬коном и волей соб-ственника, который их предоставляет, поэтому они будут ограниченными, более узкими по объе-му по сравнению с правом собственно¬сти на землю. Содержание ограниченных вещных прав на землю складывает¬ся из правомочий владения и пользования земельным участком. Что касается распоряжения землей, то данное правомочие существенно ограничено либо совсем исключено. Так, согласно ст. 264 ГК РФ лица, не являющиеся собст¬венниками земельных участков, осуществ-ляют права владения и пользования земельным участком и не вправе распоряжаться им, если иное не предусмот¬рено законом или договором.
Земельные участки в пожизненное наследуемое владение предоставляются компетентны-ми государственными органами из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Субъектами права по¬жизненного наследуемого владения землей могут быть толь-ко граждане.
Возможности распоряжения земельным участком для гражданина-зем¬левладельца заклю-чаются в праве передачи земли по наследству, а также в аренду или безвозмездное срочное поль-зование. В то же время совершение сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение зе-мельного участка (продажа, залог и т. д.), прямо запрещено законом.
Субъектами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками могут быть как граждане, так и юридические лица. Предоставля¬ются они также, как и в предыдущем случае, из государственных или муни¬ципальных земель. Кроме этого право постоянного пользо-вания земельным участком может возникнуть у субъекта вместе с приобретением недвижимо¬сти (здания, сооружения и др.), которая на нем находится. Особенности пра¬вового положения земель-ных участков в связи с совершением подобных сде¬лок регулируются нормами гражданского зако-нодательства.
Наряду с правом владеть и пользоваться земельным участком землеполь¬зователь может пе-редавать его в аренду и безвозмездное срочное пользова¬ние другим лицам, но только с согласия собственника земли.
Сервитутные права предполагают ограниченное пользование чужим зе¬мельным участком. В отличие от рассмотренных выше прав - это отдель¬ные, строго определенные правомочия по использованию земли, которые устанавливаются для конкретных хозяйственных или потребительских це¬лей. Например, для прохода или проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, обеспечения водоснабжения, мелиорации и других нужд.
Земельный сервитут устанавливается в интересах и по требованию лица, которому участок принадлежит на праве собственности (пожизненного на¬следуемого владения, постоянного пользования), соглашением между этим лицом и собственником соседнего земельного участка, а при недостижении соглашения - судом. В случае перехода прав на земельный участок, обреме-ненный сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется. Однако сервитут не может быть самостоятельным предметом каких-либо сделок и не может передаваться каким-либо другим лицам. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, может требовать плату за пользование его зе¬мельным участком от лиц, в чьих интересах сервитут установлен.59918ac8822d61adff8b7c2e056527ce.js" type="text/javascript">eb49b8927e33dabbe375ea10d25faf01.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 57 |
Понятие и состав земельного фонда
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 05:29

Совокупность земель в пределах границ Российской Федерации образу¬ет земельный фонд. Он делится на несколько категорий земель в соответст¬вии с их целевым назначением:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевиде¬ния, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
- земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Каждая из перечисленных категорий земель обладает особенностями правового режима, установленного земельным законодательством.
Основную часть земельного фонда составляют земли сельскохозяйствен¬ного назначения, которыми признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназна-ченные для этих целей (ст. 56 Земельного кодекса РСФСР). К ним относятся сельскохозяйствен-ные угодья (пашня, се¬нокосы и пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями и др.), а также земли, которые обслуживают вспомогательные нужды сельскохозяйст¬венного производства (занятые постройками, дорогами, сооружениями и др.).
Специфика правового режима этой категории земель в отличие от других определяется в конечном счете использованием сельскохозяйственных зе¬мель в качестве основного средства про-изводства. С учетом экономичес¬кой и экологической значимости данных земель как наиболее ценных и пло¬дородных в составе земельного фонда законодательство закрепляет особый порядок их использования и охраны, приоритет сельскохозяйственного зем¬лепользования. Это означает, что земли, признанные в установленном по¬рядке пригодными для сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для этих нужд. Для иных несельскохозяйственных целей (строительства предприятий, коммуникаций и т. д.) должны предоставляться земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сель¬ского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества, и лишь в исключительных случаях допускается изъятие плодородных сельско¬хозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. Изъятие особо ценных продуктивных земель законом не разрешается (ст. 24,26,27 Земель¬ного кодекса РСФСР).
Земельное законодательство предусматривает также специальные обя¬занности землеполь-зователей по рациональному использованию, сохране¬нию и улучшению сельскохозяйственных земель.
Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются субъектам для различных це-лей, связанных с ведением сельского хозяйства:
- гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, лич¬ного подсобного хо-зяйства, садоводства, животноводства и огородничества;
- кооперативам граждан - для садоводства, животноводства и огородни¬чества;
- сельскохозяйственным предприятиям и организациям различных форм собственности - для сельскохозяйственного производства;
- научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям, сель-ским общеобразовательным школам - для исследователь¬ских, учебных целей и для сельскохозяй-ственного производства;
- несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организаци¬ям, религиозным ор-ганизациям - для ведения подсобного сельского хо¬зяйства.
Все остальные категории земель имеют несельскохозяйственное назна¬чение. Особенностью их правового режима является использование земли в качестве пространственного, операционного базиса, то есть места для раз¬вертывания хозяйственной деятельности людей. Каждая из этих категорий земель имеет конкретную цель использования, а ее правовой режим опреде¬ляется характером и назначением тех объектов, которые на ней находятся: размещением и благоустройством городских и сельских поселений, развити¬ем производительных сил, лесного и водного хозяйства и т. д.
Земли населенных пунктов представляют собой все земли в пределах го¬родской, посел-ковой черты или черты сельских населенных пунктов. В свою очередь в состав этих земель входят земли застройки (занятые зданиями, со¬оружениями и др.), земли общего пользования (пути сообщения - улицы, площади, скверы, бульвары и др.), земли, занятые лесами, и др.
Земли промышленности, транспорта и другого несельскохозяйственного назначения - это земли, предоставленные предприятиям, учреждениям, ор¬ганизациям для осуществления воз-ложенных на них специальных задач -строительства и эксплуатации объектов промышленности, транспорта, свя¬зи, энергетики, обороны и т. д. Поэтому такие земли иногда называют зем¬лями специального несельскохозяйственного назначения. Особенностью их правового режима является установление зон с особыми условиями земле¬пользования в целях нормальной эксплуатации ука-занных объектов и для обеспечения безопасности населения (санитарно-защитных зон предприя-тий, полос отвода железных и автомобильных дорог, зон охраны линий свя¬зи и электропередачи и др.).
К землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреацион-ного и историко-культурного назначения относятся земли запо¬ведников, заказников, нацио-нальных парков, памятников природы, исто¬рии и культуры, ботанических и дендрологических садов, курортов, земли для организации массового отдыха и туризма населения и др.71d6cc4836d61311d69306c9538d2e6b.js" type="text/javascript">a744b9af566d17cac69f4c0fdb345b3b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 163 |
Правовое регулирование земельных отношений
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 05:27

Понятие «земля» многозначно и употребля¬ется во многих смыслах - как территория госу-дарства, планета, природный ресурс и др. С юри¬дической точки зрения, земля представляет инте-рес в двух основных аспектах: экономичес¬ком и экологическом.
Экономическое значение земли состоит в том, что она является необходимым условием жизне¬деятельности человека, вещественным фактором трудового процесса, главным средством произ¬водства в сельском и лесном хозяйстве, а также поверхностью, пространственно-территориаль¬ным базисом для размещения и развития всех от¬раслей экономики, городов и т. д.
Экологическое значение земли заключается в том, что она представляет собой основу су-щест¬вования и воспроизводства человеческого обще¬ства, главное звено биосферы планеты, осу-ще¬ствляющее связь между всеми компонентами окружающей природной среды - воздухом, во¬дой, животным и растительным миром, в том числе между органической и неорганической ма¬терией. В этом смысле земля понимается как почва - поверхностный слой определенной тол¬щины, обла-дающий естественным плодородием, то есть способностью обеспечивать существование и разви-тие живых орга¬низмов.
Таким образом, юридически земля может рассматриваться, с одной сторо¬ны, в качестве объекта различных прав - собственности, пользования, аренды и др., а с другой, - как объект пра-вовой охраны окружающей природной среды.
Отношения по поводу земли, то есть в связи с ее рациональным исполь¬зованием и охраной в целях воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды и защиты прав на землю граждан и организаций, называ¬ются земельными отношениями.
Правовое регулирование земельных отношений осуществляется Консти¬туцией РФ (ст. 9, 36), Земельным кодексом РСФСР 1991 г. (с последующи¬ми изменениями и дополнениями) и другими нормативными актами, сово¬купность которых составляет земельное законодательство. Наиболее важными среди них являются: федеральные законы «О мелиорации земель» 1996 г., «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначе-ния» 1998 г., Закон РФ «О плате за землю» 1991 г., указы Президента РФ «О регулировании зе-мельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 № 1767, «О при-ведении земельного законодательства в соответствие с Конституцией РФ» от 24 декабря 1993 № 2287, «О продаже земельных участков гражданам и юри¬дическим лицам при приватизации го-сударственных и муниципальных предприятий» от 14 июня 1992 № 631, Постановление Прави-тельства РФ «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами РФ земельных уча¬стков» от 30 мая 1993 № 503 и др.
Осуществляемые в настоящее время реформы в земельно-аграрной сфе¬ре вызывают необ-ходимость обновления земельного законодательства, в ча¬стности, предполагается принять новый Земельный кодекс Российской Фе¬дерации.
Нормы, регулирующие земельные отношения, содержатся также в нор¬мативных актах, оп-ределяющих правовой режим других природных ресур¬сов (Лесном, Водном кодексах РФ, Законе РФ «О недрах» и др.), граждан¬ском законодательстве, законодательстве о сельскохозяйственных кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.

b3c074701af8dcc647514951731974a5.js" type="text/javascript">5c7b47834353dcb670e9a929b460f15f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 73 |
Виды ответственности, применяемой за экологические правонарушения
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 05:27


Особенность применения юридической ответственности за экологические правонарушения заключается в том, что нормы экологического законодатель¬ства являются отсылочными и предусматривают в большинстве случаев лишь перечни правонарушений применительно к отдельным видам природных ре¬сурсов, а конкретные санкции за них ус-тановлены в других отраслях законо¬дательства (уголовного, административного, гражданского и др.)*.
________
* См. например, Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 84), Закон РФ «О недрах» (ст. 49), Федеральный Закон «О животном мире» (ст. 55), Земельный ко¬декс РСФСР (ст. 125), Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных террито-риях» (ст. 36) и др.

Уголовная ответственность установлена за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предус¬мотренные Уголовным кодексом РФ, - экологические преступления.
В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содер¬жащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262). В нее вошли обновленные составы, действовавшие в УК РСФСР до 1997 г., а также но¬вые составы преступлений.
Экологические преступления можно подразделить в зависимости от их предмета на об-щие, которые направлены против окружающей природной среды в целом (ст. 246-249, например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обра-щения экологи¬чески опасных веществ и отходов и др.) и специальные, которые посягают на от-дельные природные объекты (ст. 250-262). К последним относятся загряз¬нение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, нарушение правил исполь¬зования и охраны недр, незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреж¬дение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и др.
В ряд статей УК РФ введены новые квалифицирующие признаки эколо¬гических составов преступлений - совершение противоправных деяний в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуа¬ции, совершение деяния лицом с использованием своего слу-жебного поло¬жения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 250, 254, 256, 258 и др.)
В юридической науке иногда выделяются так называемые «смежные со¬ставы», то есть пре-ступления, которые хотя и имеют отношение к природ¬ным объектам, но не причиняют им непо-средственного вреда, например, ре¬гистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и камней (ст. 192), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236), нарушение правил безопасности при проведении горных работ (ст. 216) и др.
Тесно связано с группой экологических преступлений и такое преступле¬ние, как экоцид (массовое уничтожение растительного и животного мира, от¬равление атмосферы или водных ре-сурсов, а также совершение иных дейст¬вий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 358), которое УК РФ относит к разделу о преступлениях против мира и безопасности челове-чества.
В УК РФ нашел отражение один из важнейших принципов экологическо¬го права - приоритет жизни и здоровья человека, права граждан РФ на благо¬приятную окружающую среду. Семь статей (246-248, 250-252, 254) содержат в качестве признаков составов причинение вреда здоровью человека или на¬ступление смерти человека в результате экологического преступления.
В виде санкций за экологические преступления применяются штраф, ли¬шение права зани-маться определенной деятельностью или занимать опреде¬ленные должности, исправительные ра-боты, арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и др.
Административная ответственность установлена за виновные противо¬правные деяния, нарушающие установленный экологический правопорядок и предусмотренные нормами админи-стративного законодательства. Адми¬нистративные правонарушения установлены Кодексом РСФСР об админи¬стративных правонарушениях (ст. 46-48(1) и главой 7 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памят¬ников истории и культуры» (ст. 50-86), а также некоторыми актами эколо¬гического законодательства (законами «Об охране окружающей природной среды», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территори¬ях», Земельным кодексом РСФСР и др.).
Субъектами ее являются граждане и должностные лица. Однако Законом РСФСР «Об ох-ране окружающей природной среды» предусмотрено, что ад¬министративная ответственность мо-жет быть возложена на юридических лиц - предприятия, организации и учреждения (ст. 84).
Большая часть рассматриваемых административных проступков пред¬ставляет собой нару-шение правил рационального использования и охраны природных ресурсов, включая их нецелевое использование, а также наруше¬ние права государственной собственности на природные ресурсы - незакон¬ные сделки с природными объектами, самовольное пользование ими, само¬вольную переуступку права природопользования. Сюда относятся также порча, повреждение и уничтожение природных объектов.
Административная ответственность применяется специально уполномо¬ченными органами государственного экологического управления: охотничь¬ей инспекцией, службой лесной охраны, рыбоохраной, санитарно-эпидемиологической службой, органами охраны водных ресурсов, Гос-гортехнадзора, Госкомэкологии и др. (ст. 211, 212, 216, 219, 222 Кодекса об административ¬ных правонарушениях), а также иными органами и должностными лицами, предусмотренными зако-нодательством (административными комиссиями местных органов власти, должностными лицами по охране территорий госу¬дарственных заповедников и национальных парков и т. д.)*.
________
* Ст. 199 КоАП РСФСР, ст. 34 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Мерами административных взысканий служат предупреждение, штраф, конфискация ору-дий совершения правонарушения, лишение специальных прав (например, права охоты).
Ряд противоправных деяний в области природопользования и охраны ок¬ружающей среды может повлечь наступление как уголовной, так и админист¬ративной ответственности. Отграничение экологических преступлений от эко¬логических проступков происходит по признакам, установленным в законе: повторности совершения противоправного деяния, причинению крупного ущерба или существенного вреда и др. Так, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодатель-ства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 г. № 14 разграничение уголовно наказуемой незаконной охоты, незаконной до¬бычи водных животных и растений и соответствующих административных проступков следует производить по признакам наличия крупного ущерба, при¬менения транспортного средства, взрывчатых веществ и иных способов массо¬вого уничтожения животных, по обстоятельствам места совершения деяния (на территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зо¬ны чрезвычайной экологической ситуации и т. д.), и другим признакам, а раз¬граничение подобных деяний в случае незаконной порубки деревьев и кустар¬ников - по предмету и последствиям правонарушения (п. 13).
Гражданско-правовая ответственность за экологические правонаруше¬ния предусматри-вается Гражданским кодексом РФ и другими нормативны¬ми актами.09772709f920ca600066c364a364af1c.js" type="text/javascript">b01b225ae4dceca86c6778de18a0d6c5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 159 |
Виды экологических правонарушений
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 05:24

Экологические правонарушения можно классифицировать по несколь¬ким основаниям:
- по видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб, выделя¬ются земельные, лес-ные, водные правонарушения, нарушения законода¬тельства о недрах, о животном мире, атмо-сферном воздухе и т. д.;
- по характеру причиненного вреда - загрязнение окружающей природ¬ной среды и отдель-ных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение при-родных объектов (порча земель, унич¬тожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточны¬ми водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бы¬товыми отходами и др.); истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочная отработка богатых участков ме¬сторождений полезных ископаемых, приводящая к их необоснованным поте¬рям и др.); нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сель¬скохозяйственных земель и др.);
- по характеру применяемых санкций, то есть в зависимости от вида на¬ступающей ответст-венности, - уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения;
- по степени общественной опасности - экологические преступления (уголовные правона-рушения) и экологические проступки (административ¬ные, гражданские, дисциплинарные право-нарушения).
1a9b5e47a0ce4ec556dbf698dc653c2e.js" type="text/javascript">5656672517544eee24958a90aec6a57c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 76 |
Понятие и состав экологического правонарушения
  Экологическое право | Автор: admin | 5-01-2011, 05:23

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» определяет экологическое пра-вонарушение как виновное противоправное деяние, нару¬шающее природоохранительное законо-дательство и причиняющее вред ок¬ружающей природной среде и здоровью человека (ст. 81).
Экологическое правонарушение имеет как общие признаки, присущие всем видам правонарушений, так и специфические признаки, характеризу¬ющие его состав. Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента - субъект, объект, субъективную и объективную стороны.
Объектом экологического правонарушения являются общественные от¬ношения по рацио-нальному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности населения, благоприятной для человека среды обитания.
Предметом данного правонарушения могут быть окружающая природная среда или ее от-дельные компоненты, то есть такие природные объекты, ко¬торые находятся в естественной эколо-гической связи с природной средой. Если такая связь прерывается, то имеют место правонаруше-ния другого ро¬да, не являющиеся экологическими. Например, хищение заготовленной древесины или рыбы из рыбохозяйственных товарных водоемов, уничтоже¬ние сельскохозяйственных либо домашних животных и т. д.*
_____________
* См. п. 11,18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения су¬дами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 но¬ября 1998г. № 14.

Объективную сторону образуют противоправное поведение, его вредные последствия, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившими вредными последст-виями.
Противоправное поведение применительно к экологическому правона¬рушению означает нарушение норм экологического законодательства, за¬крепленных в нем требований, правил, нор-мативов по рациональному ис¬пользованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды.
При этом противоправное деяние может выражаться как в активных дей¬ствиях (например, незаконная охота), так и в бездействии, то есть невыпол¬нении соответствующих правил (напри-мер, неиспользование очистных со¬оружений).
Вредные последствия противоправного деяния означают причинение. вреда окружающей природной среде, ее отдельным объектам или здоровью человека, а также создание реальной угро-зы причинения такого вреда.
Таким образом, экологический вред - важнейший признак экологичес¬кого правонарушения. Он проявляется в загрязнении окружающей природ¬ной среды; истощении природных ресурсов; порче, повреждении, уничто¬жении природных объектов; разрушении естественных связей в природной среде, нарушении равновесия в экосистемах.
В конечном счете экологический вред направлен против интересов об¬щества в чистой и благоприятной для жизни окружающей среде, то есть про¬тив здоровья человека и генетического благополучия будущих поколений людей. Следовательно, причинение вреда здоровью человека экологическим правонарушением осуществляется опосредованно - через ухудшение или разруше-ние окружающей природной среды как среды обитания людей.
Экологические правонарушения, причиняющие вред окружающей при¬родной среде, здоровью людей, могут иметь так называемые материальные составы. К ним относятся, например, порча сельскохозяйственных земель, сверхнормативные потери полезных ископаемых при их добыче, загрязне¬ние и засорение вод, незаконная порубка деревьев, повреждение леса сточ¬ными водами, химическими веществами и промышленными отходами и др.
Вместе с тем большинство экологических правонарушений сконструиро¬вано как формаль-ные составы, для наступления ответственности за которые достаточно самого факта правонаруше-ния. В таких случаях, как правило, речь идет о несоблюдении установленных законом правил, на-пример, пра¬вил водопользования, охраны недр или среды обитания животных, пожар¬ной безопасности в лесах, эксплуатации очистных сооружений и т. д.
Некоторые экологические правонарушения могут повлечь наступление ответственности при создании угрозы причинения экологического вреда. Например, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ч. 1ст. 247 УК РФ). Как разъяснено в Постановлении Пленума Вер¬ховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об от¬ветственности за экологические правонарушения», создание угрозы причи¬нения вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации или таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были пре¬рваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не завися¬щими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде (п. 6).
Субъектами экологических правонарушений могут быть граждане и юри¬дические лица. В некоторых составах экологических правонарушений преду¬смотрены специальные субъекты - должностные лица или лица, выполняю¬щие управленческие функции в коммерческих организациях (например, ввод в эксплуатацию предприятий, не удовлетворяющих требованиям по охране окружающей среды, нарушение правил восстановления лесов и др.).
Важнейшим признаком субъективной стороны экологического правона¬рушения является вина. Составы экологических правонарушений характе¬ризуются наличием как неосторожной, так и умышленной форм вины.
Нарушение правил рационального использования природных ресурсов и охраны окружаю-щей среды в случае формальных составов, как правило, бы¬вает умышленным, причем целый ряд экологических правонарушений мо¬жет быть совершен только с прямым умыслом (например, не-законная охота, незаконная добыча водных животных, незаконная порубка леса, уничтоже¬ние ле-сов путем поджога и др.).
Большинство экологических составов предполагает неосторожную вину по отношению к наступившим вредным последствиям, например, бесхозяй¬ственное использование воды, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, нарушение правил охраны окружающей природной среды при производстве работ, уничтожение лесов в результате неосторожного обращения с огнем и др.5b1fed6ebb933c111485ed6376ac3596.js" type="text/javascript">7f1a3e0c7f9f76d19aebfedffe1e2faa.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 119 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: