Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Возникновение и развитие банковской системы России
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 19:05
Четко организованная банковская система является одним из важнейших атрибутов рыночной экономики, ее центральным звеном. Расчетные и кредитные правоотношения составляют значительный объем всех хозяйственных отношений между предпринимателями — гражданами и юридическими лицами не¬зависимо от их организационно-правовой формы. Они являются неотъемлемым элементом рыночной системы экономики, кото¬рая строится на партнерских отношениях, предполагающих вза¬имный интерес и соответственно возмездный характер этих от¬ношений. Расчетные и кредитные отношения осуществляются с участием кредитных организаций (банков).
Кредит (лат. creditum — ссуда, долг) является категорией исто¬рической, которая отражает развитие экономических отношений в обществе. В условиях рынка он представляет собой движение ссудного, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду.
Ведущей формой кредитных отношений в рыночной эко¬номике является банковский кредит, т.е. кредит в виде денеж¬ных ссуд, предоставляемый банками и другими кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию, любым хозяйствующим субъектам.
Термин «банк» происходит от слова «banka» (итал. — скамья менялы, денежный стол), что означает место, где средневековые менялы-итальянцы раскладывали свои монеты для обмена.
Банки в условиях рыночной экономики являются главны¬ми звеньями кредитной системы. Банковским законодательст¬вом СССР и России 1988—1991 гг. одноуровневая структура банковской системы была преобразована в двухуровневую, включающую Центральный банк РФ, а также филиалы и пред¬ставительства иностранных банков. Первый уровень — Цен¬тральный банк РФ, второй — коммерческие, включающие сберега¬тельные, ипотечные инвестиционные и другие виды банков.
В соответствии с законодательством создана сеть коммерче¬ских банков: универсальных и специализированных, региональ¬ных и отраслевых. Но как и во всех странах с рыночной эконо¬микой, Центральный банк РФ является основным звеном бан¬ковской системы. В течение 1988—1989 гг. в Российской Федерации было создано более 150 коммерческих и коопера¬тивных банков в основном на базе денежных накоплений от¬дельных отраслей промышленности. По состоянию на 1 июля 1996 г. число коммерческих банков в России составило 2150.
Но с 1996 г. началось их сокращение. Причем не только за счет снижения темпов роста банков, а в связи с их банкротства¬ми, ухудшением финансового положения. При этом особенно резко уменьшается количество паевых, мелких банков и банков с иностранным участием. На 1 октября 1997 г. количество ком¬мерческих банков сократилось до 1764.
В настоящее время в Российской Федерации преобладают мелкие и средние банки. По форме собственности банки делят¬ся на паевые, акционерные и смешанные. Основная часть бан¬ков сосредоточена в Центральном районе (855), из них в Москве — 729. В основном преобладают универсальные банки, и прак¬тически не развита сеть специализированных банков, в частно¬сти ипотечных.
Постепенно банковская система Российской Федерации со¬вершенствуется, развивается, что проявляется в росте сети фи¬лиалов, представительств внутри страны и за рубежом, в расши¬рении сети небанковских кредитных учреждений. При этом по¬литика Центрального банка РФ направлена на повышение устойчивости и надежности банковской системы.
Первые банки («деловые дома») появились в глубокой древ¬ности на Ближнем Востоке. Конечно же, это не были банки в том виде, в каком они существуют сейчас. Однако уже во вре¬мена Нововавилонского царства (VII—VI вв. до н.э.) «деловые дома» выполняли многие банковские операции: осуществляли прием и выдачу вкладов, учет векселей, оплату чеков, безналич¬ный расчет между вкладчиками, а также некоторые виды кре¬дитных операций.
Банковское дело современного типа получило свое развитие в Средние века в Италии, поскольку именно через нее проходи¬ло большинство торговых путей, связывающих Европу со стра¬нами Востока. В начале XV в. возникли первые банки совре¬менного типа: Банк св. Георгия в Генуе, а затем банки в Венеции и во Франции (1587 г.). К середине XVII в. банки становятся неотъемлемой частью экономики наиболее развитых государств и сосредоточивают в своих руках практически весь их денежный оборот.
В России первые банковские учреждения появились в сере¬дине XVIII в., причем они были не частными, как в странах Европы, а крупными государственными — Дворянский и Купе¬ческий (1754 г.) банки. Эти банки были собственностью прави¬тельства России и проводили его политику. Они активно креди¬товали земельную аристократию, казначейство. Во главе банков стояли представители крупнейших дворянских фамилий. Так, Петербургскую и Московскую конторы Ассигнационного банка возглавлял граф А.П. Шувалов, а главным директором Государ¬ственного заемного банка был Г.П. Гагарин, действительный статский советник, сенатор. Крупнейшим капиталистическим банком дореволюционной России был Русско-Азиатский банк, имевший 85 отделений в различных регионах страны и 17 зару¬бежных филиалов.
В 60-х гг. XIX в. правительство России было вынуждено ре¬организовать кредитную систему, которая уже не отвечала эко¬номическим условиям государства. В результате были ликвиди¬рованы казенные банки, вместо них организованы государст¬венные кредитные учреждения, было разрешено создавать негосударственные банки. Таким образом была образована раз¬ветвленная кредитная система, появились банки нового типа, получили развитие качественно иные банковские операции.a08fc50101bb8fff8df68d667018bbd8.js" type="text/javascript">74792bb2ca9fcde255a54d27cde8bcc5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 103 |
Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 18:58
Страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды носят характер налоговых платежей, обязательных для работодателей. Поэтому работодатели, находящиеся на территории РФ, подлежат обязательной регистрации в качестве страхо-вателей в региональных отделениях Фонда или их филиалах.
В качестве работодателей выступают:
— организации — юридические лица любой организацион¬но-правовой формы (в том числе иностранные, осуществляю¬щие деятельность на территории РФ через постоянные предста¬вительства);
— граждане (в том числе иностранные), использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.
Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимате¬лей, осуществляющие свою деятельность без образования юри¬дического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся ча¬стной практикой, регистрируются в качестве страхователей в добровольном порядке за исключением Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования.
Начисление страховых взносов осуществляется по тарифам, ежегодно устанавливаемым федеральным законом. В сумме средств всех фондов страховые платежи составляют более 90%.
Фонд социального страхования РФ — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, пра¬вовой режим которого определен постановлением Правительст¬ва РФ «О фонде социального страхования РФ» от 12 февраля 1994 г. Денежные средства Фонда социального страхования РФ являются государственной собственностью, не входят в состав бюджета и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении рассматриваются Государственной Думой РФ.4af2a0b1165ebd17735d169c5d4b9eac.js" type="text/javascript">bebc6d5c7018489dd9ada456eb8c11d7.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 106 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 18:57
С 1 января 1993 г. введен в действие Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», в котором определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Данный Закон обеспечи-вает конституционное право граждан на медицинскую помощь в рамках базовой программы. Средства обязательного медицин¬ского страхования аккумулируются в Федеральном внебюджет¬ном фонде и внебюджетных фондах субъектов РФ (включая фи-лиалы) - территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ОМС).
Федеральный фонд ОМС — юридическое лицо, подотчетное Правительству РФ, его финансовые средства находятся в госу¬дарственной собственности Российской Федерации, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъя¬тию не подлежат.
Федеральный фонд ОМС выполняет следующие основные за¬дачи:
— обеспечивает реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;
— обеспечивает права граждан в системе обязательного ме¬дицинского страхования;
— участвует в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
— разрабатывает и осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд ОМС в объеме базовой программы ОМС выделяет дотации и субвенции территориальным фондам в раз¬мерах, определяемых в соответствии с перечнем оценочных кри¬териев:
а) степень реализации Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» — наличие тер¬риториальной программы обязательного медицинского страхо¬вания, обеспеченность ее источниками финансирования, полно¬та сбора страховых взносов;
б) эффективность использования финансовых средств участ¬никами системы ОМС;
в) наличие фактов изъятия и нецелевого использования средств ОМС по решениям региональных властей и местных администраций;
г) дотационность бюджета субъекта РФ;
д) комплексный показатель здоровья населения.
Кроме того. Федеральный фонд ОМС финансирует целевые программы развития ОМС.
Финансовые средства, аккумулирующиеся в Федеральном фонде ОМС, поступают из следующих источников:
а) часть страховых взносов предприятий;
б) взносы территориальных фондов на реализацию совмест¬ных программ;
в) средства, поступающие из федерального бюджета, на вы¬полнение программ ОМС в масштабах страны;
г) доходы от использования временно свободных финансо¬вых средств Федерального фонда;
д) нормированный страховой запас финансовых средств Фе¬дерального фонда ОМС.67d4cdca493fb9eaa77eb3fbbaf466cc.js" type="text/javascript">9c76f0629f28ee6c726d44f770dd170f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 158 |
Страховые правоотношения. Особенности, функции и виды страхования
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 18:56
Надзор за страховой деятельностью осуществляет Департа¬мент страхового надзора Министерства финансов РФ, в функ¬ции которого входит:
а) анализ документов, предоставляемых страховщиками в Министерство финансов РФ для получения лицензий, и дача по ним заключения;
б) регистрация страховых компаний;
в) ведение единого реестра страховщиков;
г) установление правил формирования и размещения страхо¬вых резервов;
д) обобщение страховой практики страховой деятельности;
е) контроль за обеспечением платежеспособности страхов¬щиков.
В ст. 2 Закона «Об организации страхового дела в Россий¬ской Федерации» дано определение правового понятия «страхо¬вание». В соответствии с этим определением страхование — это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.
На рынке страхования государственный сектор представлен акционерным обществом «Росгосстрах», коммерческий — стра¬ховщиками различного организационно-правового статуса (пре¬жде всего открытыми и закрытыми акционерными страховыми компаниями и обществами с ограниченной ответственностью).
Государственный надзор за страховой деятельностью в Рос¬сийской Федерации осуществляется в целях соблюдения зако¬нодательства в сфере страхования, а также для эффективного развития рынка страховых услуг и защиты прав и интересов уча¬стников страховых отношений.
Основными участниками страховые отношений являются:
а) страхователи — юридические и дееспособные физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования;
б) страховщики — юридические лица любой организационно-правовой формы, имеющие лицензию на осуществление страхо¬вания соответствующего вида;
в) страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соот¬ветствии со своими полномочиями;
г) страховые брокеры — юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей и осуществ¬ляющие посредническую деятельность по страхованию от сво¬его имени и представляющие интересы страхователя или стра¬ховщика.
Страховой рынок — это сфера денежных отношений, где объ¬ектом купли-продажи является такой товар, как страховая ус¬луга, и где формируются на него предложение и спрос.
Одной из основных особенностей страхования является веро¬ятностный характер отношений, поскольку невозможно заранее предугадать, когда наступит страховой случай и каков будет раз¬мер причиненных убытков. Именно это и определило порядок возмещения материального ущерба путем распределения его на солидной основе между отдельными заинтересованными собст¬венниками. У страхования есть и другие отличительные черты, в частности, возвратность средств — страховые платежи после их объединения в страховой фонд подлежат выплате страхователям за вычетом расходов за услуги страховой компании, а также це¬левое использование создаваемого фонда (расходование страховых средств осуществляется в строго определенных случаях, обу¬словленных условиями договора страхования).
В удостоверение заключенного договора страхователь полу¬чает страховое свидетельство (полис) с приложением правил страхования, в котором содержатся перечень страховых рисков, размер страховой суммы и страховой премии, порядок измене¬ния и прекращения действия договора и другие условия, регули¬рующие правовые отношения сторон. При заключении договоров страхователи могут назначать физических или юридических лиц для получения страховых премий. Кроме того, страхователи имеют право заключать со страховщиком договоры о страхова¬нии третьих лиц в пользу застрахованных.
Страхование как самостоятельное звено финансовой систе¬мы выполняет все основные функции категории финансов, но в специфическом их проявлении, в частности:
— предупредительную функцию — страховые компании могут использовать временно свободные средства страхователей, на¬пример, на профилактические мероприятия, для инвестирова¬ния в промышленность, строительство, социально-экономи¬ческие, экологические и другие программы и т.д.;
— восстановительную (защитную) — при наступлении стра¬хового случая и выплате обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение потерь, понесенных юридическими и физическими лицами;4c7efb7a080f62f372181e8c0002f948.js" type="text/javascript">7dd75a866afd48cb59cf750caf259993.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 139 |
Страховые правоотношения. Особенности, функции и виды страхования
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 18:56
Надзор за страховой деятельностью осуществляет Департа¬мент страхового надзора Министерства финансов РФ, в функ¬ции которого входит:
а) анализ документов, предоставляемых страховщиками в Министерство финансов РФ для получения лицензий, и дача по ним заключения;
б) регистрация страховых компаний;
в) ведение единого реестра страховщиков;
г) установление правил формирования и размещения страхо¬вых резервов;
д) обобщение страховой практики страховой деятельности;
е) контроль за обеспечением платежеспособности страхов¬щиков.
В ст. 2 Закона «Об организации страхового дела в Россий¬ской Федерации» дано определение правового понятия «страхо¬вание». В соответствии с этим определением страхование — это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.
На рынке страхования государственный сектор представлен акционерным обществом «Росгосстрах», коммерческий — стра¬ховщиками различного организационно-правового статуса (пре¬жде всего открытыми и закрытыми акционерными страховыми компаниями и обществами с ограниченной ответственностью).
Государственный надзор за страховой деятельностью в Рос¬сийской Федерации осуществляется в целях соблюдения зако¬нодательства в сфере страхования, а также для эффективного развития рынка страховых услуг и защиты прав и интересов уча¬стников страховых отношений.
Основными участниками страховые отношений являются:
а) страхователи — юридические и дееспособные физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования;
б) страховщики — юридические лица любой организационно-правовой формы, имеющие лицензию на осуществление страхо¬вания соответствующего вида;
в) страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соот¬ветствии со своими полномочиями;
г) страховые брокеры — юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей и осуществ¬ляющие посредническую деятельность по страхованию от сво¬его имени и представляющие интересы страхователя или стра¬ховщика.
Страховой рынок — это сфера денежных отношений, где объ¬ектом купли-продажи является такой товар, как страховая ус¬луга, и где формируются на него предложение и спрос.
Одной из основных особенностей страхования является веро¬ятностный характер отношений, поскольку невозможно заранее предугадать, когда наступит страховой случай и каков будет раз¬мер причиненных убытков. Именно это и определило порядок возмещения материального ущерба путем распределения его на солидной основе между отдельными заинтересованными собст¬венниками. У страхования есть и другие отличительные черты, в частности, возвратность средств — страховые платежи после их объединения в страховой фонд подлежат выплате страхователям за вычетом расходов за услуги страховой компании, а также це¬левое использование создаваемого фонда (расходование страховых средств осуществляется в строго определенных случаях, обу¬словленных условиями договора страхования).
В удостоверение заключенного договора страхователь полу¬чает страховое свидетельство (полис) с приложением правил страхования, в котором содержатся перечень страховых рисков, размер страховой суммы и страховой премии, порядок измене¬ния и прекращения действия договора и другие условия, регули¬рующие правовые отношения сторон. При заключении договоров страхователи могут назначать физических или юридических лиц для получения страховых премий. Кроме того, страхователи имеют право заключать со страховщиком договоры о страхова¬нии третьих лиц в пользу застрахованных.
Страхование как самостоятельное звено финансовой систе¬мы выполняет все основные функции категории финансов, но в специфическом их проявлении, в частности:
— предупредительную функцию — страховые компании могут использовать временно свободные средства страхователей, на¬пример, на профилактические мероприятия, для инвестирова¬ния в промышленность, строительство, социально-экономи¬ческие, экологические и другие программы и т.д.;
— восстановительную (защитную) — при наступлении стра¬хового случая и выплате обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение потерь, понесенных юридическими и физическими лицами;40fe8bc6129bc36f5d8c25bf6e361f3c.js" type="text/javascript">30cfac33165c0c5de1b2b989b668f1da.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 166 |
История возникновения страхового дела
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 18:56
Конфликтное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общественного характера в своей совокупности в процессе воспроизводства создают объективные условия для возникновения риска, т. е. проявления негативных послед¬ствий, имеющих случайный характер. Именно поэтому страхо¬вание как система защиты имущественных интересов граждан, организации и государства является необходимым звеном соци¬ально-экономической системы общества.
Страхование является самостоятельным элементом финансо¬вой системы Российской Федерации и подразделяется на два обособленных направления: социальное страхование и страхо¬вание, непосредственно связанное с чрезвычайными событиями, ситуациями.
Корни страхования лежат в глубокой древности. Исследова¬тели, анализируя творчество Цицерона, Тита Ливия, пришли к выводу, что страхование применялось еще в Древнем Риме. Но именно с XIV в. страхование становится одним из направлений, сфер деятельности коммерческих страховых организаций. Целью таких организаций было «распределение убытков» и получение «прибыли от страховых операций».*
* Серебровский В.И. Очерки советского страхового права. — М., 1947; Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. — СПб., 1908.

В Российской империи первая специализированная страхо¬вая организация была создана в XVIII в. при Государственном заемном банке (создан в 1776 г.) — страховая контора для стра¬хования товаров и строений от огня.
Инициативу создания страхового учреждения в Российской империи взял на себя петербургский банкир Л. И. Штиглиц при непосредственном участии председателя Департамента Государ¬ственной экономии графа Н.С. Мордвинова. И в 1827 г. Рос¬сийское страховое от огня общество с объявленным капиталом в 10 млн руб. начало свою деятельность. Это общество просуществовало в России 90 лет и внесло крупный вклад в становление страхового дела. У общества было надежное финансовое положе¬ние и устойчивые доходы. Кроме того, правительство даровало этому обществу исключительные привилегии: 20-летнюю монополию на совершение страховых операций в Санкт-Петербурге, Москве, губерниях Санкт-Петербургской, Московской, Лифляндской, Курляндской, Эстлендской и в Одессе, а также осво¬бождение от всех налогов за исключением пошлин в 25 коп. с каждой 1000 руб. страховой суммы.
d95251df82306d3f679c5172f27e4b75.js" type="text/javascript">9b88b2331366ce61a93fb66a52a3355d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 109 |
Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 18:54
Государственный долг — это в соответствии со ст. 97 Бюджет¬ного кодекса РФ долговые обязательства Правительства РФ пе¬ред физическими и юридическими лицами, иностранными госу¬дарствами, международными организациями и иными субъекта¬ми международного права, возникающие в результате заемной деятельности.
Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собст¬венности имуществом, составляющим государственную казну.
В состав государственного долга Российской Федерации вхо¬дят долговые обязательства, которые могут существовать в форме:
а) кредитных соглашений и договоров, заключенных Россий¬ской Федерацией с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организация¬ми, в пользу указанных кредиторов;
б) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
в) договоров о предоставлении государственных гарантий Федерации, договоров поручительства Федерации по обеспече¬нию исполнения обязательств третьими лицами;
г) переоформления долговых обязательств третьих лиц в го¬сударственный долг Федерации на основе принятых федеральных законов;
д) соглашений и договоров, в том числе международных, за¬ключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Долговые обязательства по срокам существования могут быть:
— краткосрочные (до одного года);
— среднесрочные (от одного года до пяти лет);
— долгосрочные (от пяти до 30 лет).
Кроме того, в ст. 98 Бюджетного кодекса оговаривается, что долговые обязательства погашаются в сроки, которые определя¬ются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государ¬ственного займа, в том числе сроков выплаты и размера про¬центных платежей, срока обращения, не допускается.
В состав государственного долга субъекта РФ входят долговые обязательства этого субъекта, которые могут существовать в форме:
а) кредитных соглашений и договоров, заключенных от име¬ни субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кре¬дитными организациями, иностранными государственными, ме¬ждународными финансовыми организациями, в пользу указан¬ных кредитов;
б) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
в) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспе¬чению исполнения обязательств третьими лицами;
г) переоформления долговых обязательств третьих лиц в го¬сударственный долг субъекта РФ на основе законов этого субъ¬екта РФ;
д) соглашений и договоров, в том числе международных, за¬ключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструкту¬ризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.
Государственный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в его собственности имуще¬ством, составляющим его казну.
Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения опре¬деляются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.
Муниципальный долг — это совокупность долговых обяза¬тельств муниципального образования, полностью и без условий обеспечиваемая всем муниципальным имуществом, составляю¬щим его казну.
Долговые обязательства муниципального образования в со¬ответствии со ст. 100 Бюджетного кодекса РФ могут существо¬вать в форме:
а) кредитных соглашений и договоров, заключенных муни¬ципальным образованием;
б) займов муниципального образования (муниципальных зай¬мов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
в) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обес¬печению исполнения обязательств третьими лицами;
г) долговых обязательств юридических лиц, переоформлен¬ных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.
Долговые обязательства муниципального образования пога¬шаются в сроки, определенные условиями заимствования, и не могут превышать 10 лет.
Российская Федерация не несет ответственности по долго¬вым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг другу, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательст¬вам Российской Федерации.
В целях проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального долга особое зна¬чение приобретает управление государственным и муниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ, муниципальным долгом — уполномоченным органом местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Правительства РФ «О еди¬ной системе управления государственным долгом Российской Федерации» от 4 марта 1997 г. в Министерстве финансов РФ для обеспечения снижения стоимости обслуживания государст¬венных заимствований создается единая система управления го¬сударственным долгом РФ.51731ddfbce0ec14298de099a1d4b1ce.js" type="text/javascript">c88e3245a07e095263fa3dcc19111806.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 103 |
Государственные ценные бумаги
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 18:54
Совокупность долговых обязательств, облигаций, казначей¬ских векселей и т.д., которые эмитируются правительством, ме¬стными органами власти, государственными организациями и учреждениями (либо организациями и учреждениями под кон¬тролем государства) и привлекают временно свободные денеж¬ные средства субъектов хозяйствования и населения (юридиче¬ских и физических лиц) называются государственными ценными бумагами.
Государственные ценные бумаги выпускаются в таких целях, как:
— финансирование бюджетного дефицита;
— погашение ранее выпущенных размещенных государствен¬ных займов;
— кассовое исполнение государственного бюджета;
— обеспечение равномерного поступления налоговых плате¬жей в течение финансового года;
— финансирование целевых программ местных органов власти;
— финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значения.
В статье 75 Конституции РФ установлено, что порядок вы¬пуска государственных займов в Российской Федерации опреде¬ляется на основе федерального закона. Генеральные условия эмиссии и обращения государственных (или муниципальных) ценных бумаг на основе ст. 8 Федерального закона «Об особен¬ностях эмиссии и обращения государственных и муниципаль¬ных ценных бумаг» утверждаются соответственно: Правительст¬вом РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления в форме нормативных правовых актов соответствующего уровня.
Эмитентом, или органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг РФ, выступает федеральный орган исполнительной вла¬сти — юридическое лицо, функцией которого является по ре¬шению Правительства РФ составление и (или) исполнение фе¬дерального бюджета. В части 4 ст. 75 Конституции РФ закреп¬лен принцип добровольности размещения государственных займов в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 143 Гражданского кодекса РФ к ценным бумагам относятся: государственная облигация, об¬лигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный серти-фикаты и другие документы, которые законами о ценных бу¬магах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
Одним из самых распространенных видов ценных бумаг яв¬ляются облигации внутреннего государственного займа.
Гражданский кодекс РФ в ст. 816 дает следующее определе¬ние облигации (от лат. obligatio — обязательство).
Облигация — это ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Кроме того, облигация предоставляет право ее держателю на получение фиксирован¬ного процента от ее номинальной стоимости.d2da1eb8247bd9b14fd5e7b718cadcd0.js" type="text/javascript">e0773e8ec0e3eded7340445cf4d0fc9c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 96 |
Государственные займы и их классификация
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 18:53
Государственные займы — это основная форма государствен¬ного кредита, когда государство выступает в основном в качест¬ве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.
Таким образом, государственный кредит, при котором госу¬дарство выступает заемщиком, осуществляется в форме государ¬ственных займов путем выпуска государственных долговых обя¬зательств (казначейских обязательств).
Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.
Государственные займы классифицируются следующим об¬разом.
По способу размещения делятся на:
— свободно обращающиеся;
— размещаемые по подписке;
— принудительные.
По обеспеченности долговых обязательств:
— закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
— беззакладные (обеспечением служит все имущество госу¬дарства).
По сроку действия:
— краткосрочные (срок погашения до одного года);
— среднесрочные (до пяти лет);
— долгосрочные (свыше пяти лет).
По видам доходности:
— выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
— процентные (выплата доходов происходит ежегодно рав¬ными долями по утвержденной ставке);
— с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу). По месту размещения:
— внутренние;
— внешние.
По методу определения доходов:
— с твердым доходом;
— с «плавающим» доходом.
По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:
— с правом досрочного погашения;
— без права досрочного погашения.
Кроме того, государственные займы подразделяются на об¬лигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правитель¬ственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.
33b1f4e0988e706916c669fcccc8ed3f.js" type="text/javascript">74d617a258e7cb1e88dc482d8f7aa76d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 99 |
Функции государственного кредита
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 18:53
Как финансовая категория государственный кредит выпол¬няет три функции:
— распределительную;
— регулирующую;
— контрольную.
Распределительная функция позволяет перераспределить де¬нежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С помощью этой функ¬ции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах сроч¬ности, возвратности и возмездности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступле¬ниями государственные займы в последнее время стали инстру¬ментом финансирования расходов бюджета. И в результате на¬логовое бремя с помощью распределительной функции государ-ственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государствен-ного займа, но при погашении кредита они идут и для его упла¬ты и для погашения процентов по задолженности.
Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате.
Регулирующая функция государственного кредита выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздей¬ствует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на за¬емщиков, которые обязаны обеспечить эффективность приме¬нения бюджетных ссуд.
Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.
С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
ac6589d1ab179f1cce405ccb6f52cd33.js" type="text/javascript">520ee82adcb63f1f9374e57145af1573.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 93 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: