Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Судебная система КНР
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:49
Правосудие в КНР осуществляется судебными органами. К ним относятся: Верховный народный суд, местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые народные суды), военные и другие специальные народные суды. Правовой статус судебных органов урегулирован в ст. 123-128 конституции КНР и Законом КНР от 1 июля 1979 г. об организации народных судов. Задачей народных судов, в соответствии с Законом, является "рассмотрение уголовных и гражданских дел, наказание в судебном порядке преступных элементов и разрешение гражданских споров "в целях защиты системы диктатуры пролетариата". В законодательстве закрепляется принцип независимости судов, равноправие граждан при разбирательстве дел, право граждан различных национальностей на использование своего языка в процессе судопроизводства, право обвиняемого на защиту.34937d4264cc642874271bef90eafcf5.js" type="text/javascript">2ea94514b440abb3b4811fd9156a7d56.js" type="text/javascript">2079bc9f02b38f3b46e78d33f7673e5b.js" type="text/javascript">eab15c82742bed06edfced88bee2f472.js" type="text/javascript">54afcb83efcd5b1b04c2d0420a7ff664.js" type="text/javascript">e3c2667b1fbd7df5107fb088372d7ea4.js" type="text/javascript">b35200fc8ab58ac8410209afa23757f1.js" type="text/javascript">618bf11bc32dfa16d39827c7656c02b6.js" type="text/javascript">3233943a5b5711234877580f7969652c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 239 |
Общественное самоуправление в КНР
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:48
Ст. 111 конституции КНР устанавливает, что низовыми массовыми организациями самоуправления являются комитеты го-родского населения и комитеты сельского населения, создаваемые по месту жительства. С помощью комитетов население осу-ществляет "самоуправление, самовоспитание и самообслуживание". Создание общественного самоуправления рассматривалось в Китае как важный элемент реформы политической системы.
Деятельность комитетов ведется в двух основных направлениях. Первое: осуществление задач по самоуправлению: реше-ние всех дел данной деревни или городского района, урегулирование гражданских споров населения, информирование мест-ных правительств о замечаниях населения, пропаганда конституции, законов и государственной политики, воспитание жителей в духе закона, забота об общественной собственности, защита законных интересов сельских жителей, развертывание мероприятий по строительству социалистической духовной культуры и т.д.82110bc1d6c9dbeab4bc9eb6d4676d8f.js" type="text/javascript">85276d71319218ad5b95fa5e45baacb0.js" type="text/javascript">694005f0759b5df839119c85531ed254.js" type="text/javascript">85cd66f9d116d5966978750416f68047.js" type="text/javascript">a03c4260e22eb25dd449788b95ba558c.js" type="text/javascript">c58c01f0f4c2c16ae3570261768c635d.js" type="text/javascript">79adab3883bbd066a5b7c37a072f98e8.js" type="text/javascript">88edb12cbb8a1708deb7fdf739038b06.js" type="text/javascript">f600aaedb5e3c686ba3749da14f5ad5c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 169 |
Национально-государственное устройство КНР
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:48
КНР - это унитарное государство с более чем миллиардным многонациональным населением. Демографические особенно-сти КНР таковы, что основное население (хань) составляет 91,96 процента населения страны, а национальные меньшинства "только" 8.04 процента, но в численном выражении это более 91,2 млн. человек .
Районы проживания национальных меньшинств охватывают около половины территории страны. Китайские авторы обра-щают внимание и на такую немаловажную деталь: национальные меньшинства проживают большей частью совместно с дру-гими национальностями, примерно 70 процентов городов и уездов многонациональны .
Значительное своеобразие демографической картине КНР придает перекрестная миграция разных национальностей, осо-бенно усилившаяся в процессе экономической реформы.
В КНР применяется административная форма автономии. Компактно проживающие национальные меньшинства (уйгуры, тибетцы, чжуаны, хуэй, маньчжуры, монголы и др.) могут создавать три вида автономных образований; автономный район, автономный округ и автономный уезд.
В КНР пять автономных районов (Автономный район Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район. Тибетский автономный район, Гуанси-Чжуанский автономный район), 30 автономных округов и 124 автономных уезда .
Автономные образования - неотъемлемая часть унитарного государства. Органы автономий осуществляют обычные функ-ции местных органов власти соответствующего уровня и вместе с тем являются органами самоуправления данного автономного образования.
Статусу автономий посвящен раздел VI главы III "Органы самоуправления в районах национальной автономии" конститу-ции КНР. Положения этого раздела детализированы в Законе КНР о национальной районной автономии и Положениях о каж-дом виде автономии, принимаемом самими автономными образованиями.
В соответствии с этими актами "национальная районная автономия является основной политической формой марксистско-ленинского разрешения национального вопроса в КНР, одним из важных институтов политической системы страны".
На органы самоуправления автономных образований возлагается обязанность сохранять единство страны.
Решение о создании автономных образований, их границах и наименовании принимается вышестоящим органом власти совместно с соответствующими местными органами и после "всесторонних консультаций" передается на утверждение Государственного Совета. Наименование автономного образования, за исключением особых случаев, устанавливается по местному названию, названию национальности, административному положению (напр., Тибетский автономный район, Автономный район Внутренняя Монголия, Гуанси-Чжуанский автономный район и т.д.).
Законодательство предоставляет определенные льготы и при распределении должностей для лиц, осуществляющих автономию. Председатели автономных районов, начальники автономных округов, начальники автономных уездов должны принадлежать к национальности, осуществляющей автономию. Другие лица, входящие в состав правительств автономных образований, должны "по возможности" обладать национальностью, осуществляющей автономию, и входить в состав других национальных меньшинств. Это правило распространяется и на кадровых работников структурных подразделений органов самоуправления автономий. Нетрудно себе представить, какие здесь возникают проблемы, тем более, что в некоторых районах компактного проживания национальных меньшинств численность ханьцев и других национальностей даже больше, чем численность национальных меньшинств, осуществляющих автономию.5c24248025119d3d585bb330c8166629.js" type="text/javascript">c0a348fa95080d005faae3f8ec7c1e2f.js" type="text/javascript">3c326a5323de586c9830f2d80a537b2d.js" type="text/javascript">709c5e3f5936477f077ae172d14f7716.js" type="text/javascript">266e06505d63792cf0519980ad7bc4b9.js" type="text/javascript">cf9fc5bddeb53597b072421cdcea7219.js" type="text/javascript">73e6fac236bb60d116c3d59ff3cc4726.js" type="text/javascript">be794ea29d47d4c5ea775fd56be7726d.js" type="text/javascript">78ebbe811032ce021a3e2ca38863d51f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 206 |
Система государственных органов КНР
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:48
По Конституции КНР высшим органом государственной власти является ВСНП. Число депутатов ВСНП не должно пре-вышать 3000 человек. Срок полномочий ВСНП - пять лет. ВСНП работает в сессионном порядке, очередные сессии проводятся один раз в год.
Внеочередные сессии могут быть созваны по усмотрению Постоянного комитета ВСНП или по предложению не менее 1/5 депутатов ВСНП. Сессии довольно продолжительны (для социалистической страны) и составляют нередко более полмесяца.
ВСНП - однопалатный орган. В его структуру входят президиум сессии. Постоянный комитет ВСНП, специальные комис-сии, делегации от избирательных единиц.
Каждой сессии ВСНП предшествует подготовительное заседание, на котором избираются президиум и начальник секрета-риата данной сессии, принимается повестка дня сессии, решаются другие вопросы, связанные с подготовкой сессии.
Президиум сессии руководит заседаниями ВСНП. В сессиях принимают участие, помимо депутатов, лица, входящие в со-став Государственного Совета, Центрального военного совета, Председатель Верховного народного суда и Генеральный про-курор Верховной народной прокуратуры. С разрешения президиума сессии на заседаниях могут присутствовать ответственные работники других заинтересованных коллективов и ведомств.
ВСНП создает специальные комиссии: комиссию по делам национальностей, финансово-экономическую комиссию, комис-сию по делам образования, науки, культуры и здравоохранения, комиссию по иностранным делам, комиссию по делам китай-цев, проживающих за границей и некоторые другие. Специальные комиссии рассматривают законопроекты; административно-правовые акты и акты местных органов власти и управления с точки зрения соответствия конституции и законам и представляют по ним доклады; рассматривают запросы, переданные президиумом ВСНП или Постоянным комитетом ВСНП и ответы на них и в необходимых случаях представляют по ним доклады; проводят расследование, изучение и вносят предложения по вопросам, относящимся к компетенции ВСНП, либо Постоянного комитета ВСНП.
Делегации от избирательных единиц являются особенностью ВСНП, вытекающей из порядка формирования данного орга-на. Поскольку ВСНП состоит из депутатов, избранных от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооруженных сил, и каждая избирательная единица представлена несколькими депутатами, то они объединены в делегации, имеющие общий региональный или иной интерес. Каждая делегация выбирает своего руководителя и его заместителя. Делега-ции наделены правом законодательной инициативы.
Перед каждой сессией ВСНП эти объединения предварительно обсуждают выносимые ПК ВСНП на сессию вопросы, во время сессии рассматривают законопроекты, а также могут поручить руководителю или представителю делегации выступить с изложением ее позиции по рассматриваемому законопроекту на заседании президиума сессии или на пленарном заседании сессии ВСНП.
Правом законодательной инициативы наделены: президиум ВСНП, Постоянный комитет ВСНП, специальные комиссии ВСНП, Государственный Совет, Центральный военный совет, Верховный народный суд. Верховная народная прокуратура, делегации и не менее 30 депутатов. Предложения об изменении конституции КНР могут вносить Постоянный комитет ВСНП и 1/5 депутатов ВСНП.
Компетенция ВСНП, в целом, традиционна для представительного органа: законотворчество, избрание высших должност-ных лиц государства и других высших органов, утверждение планов экономического и социального развития, бюджета страны и отчетов об их выполнении, решение вопросов административно-территориального устройства, вопросов войны и мира. Перечень полномочий ВСНП открытый: в соответствии со ст. 62 конституции ВСНП "осуществляет другие полномочия, которые надлежит осуществлять высшему органу государственной власти". Особенности компетенции этого органа связаны с разграничением полномочий с другим органом власти - Постоянным комитетом ВСНП.
Постоянный комитет ВСНП - орган президиального типа, достаточно типичное порождение социалистической концепции организации власти. Идея сочетания производственных обязанностей с депутатской деятельностью в КНР, так же, как и в других социалистических странах, привела к очень краткому функционированию ВСНП как коллегиального органа (2-3 недели в году, около 4 месяцев за пять лет). Это обстоятельство ведет к появлению более узкой коллегии в основном и осуществляющей целый ряд полномочий ВСНП. Формально это происходит "в период между сессиями", но с учетом продолжительности сессий полномочия ПК осуществляются постоянно. Это явление - один из социалистических "перевертышей".
Постоянный комитет ВСНП избирается ВСНП и ему подотчетен. В его состав входят: председатель, заместитель председа-теля, начальник секретариата и члены Постоянного комитета ВСНП.
Очередные заседания Постоянного комитета проводятся один раз в два месяца. Кворум составляет более половины состава этого органа. Постоянный комитет избирается на пять лет, так же как и ВСНП, но полномочия ПК ВСНП прекращаются с избранием нового Постоянного комитета.
Полномочия Постоянного комитета ВСНП весьма обширны и перечень их также открытый, т.к. ВСНП может возложить на него "и другие функции".bf0ab9b9b7aea3db6cd8d6c9e511dbe9.js" type="text/javascript">947d3c53050ce2915fb9b22170c68955.js" type="text/javascript">4a9a59fe85ed4834e0acdb4b8e44db8a.js" type="text/javascript">01fd5c44a141b430011ef184c8fa3dd7.js" type="text/javascript">c648fadd7f10c119ee9c557838ecf944.js" type="text/javascript">aecc08f0fc1a9d03922fdc0375c43e9e.js" type="text/javascript">8a1df64c6aa0b1eb751b6ad6a3390d6e.js" type="text/javascript">fa63aed792a226441c6182d75816715b.js" type="text/javascript">5e80e31296007adc20869f0daa634bdf.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 222 |
Избирательное право и избирательная система КНР
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:29
Конституция КНР устанавливает: "Все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принад-лежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости, имеют право избирать и быть избранными. Исключение составляют лица, лишенные политических прав по закону" (ст. 34). Эта норма вместе с нормами ст.ст. 59, 97 детализирована Законом КНР о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней и постановлением Постоянного комитета ВСНП о порядке проведения выборов депутатов от Народно-освободительной армии Китая во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителен различных ступеней.
Возрастной ценз при выборах в ВСНП и местные собрания народных представителей одинаков для активного и пассивного избирательного права и составляет 18 лет, а кандидаты на посты Председателя Республики и его заместителя должны достичь 45 лет.
В списки избирателей не включаются душевнобольные, которые не в состоянии осуществлять свои избирательные права. Удостоверение данного факта и решение вопроса о невключении в списки по причине душевной болезни возложено на избирательную комиссию.
Лица, лишенные политических прав, также не вносятся в списки избирателей. Лишение политических прав охватывает сво-боду слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций, право занимать должности в государственном аппа-рате, право занимать руководящие должности на предприятиях, в учреждениях и организациях; в первую очередь, согласно ст. 50 УК КНР, это права избирать и быть избранным. В соответствии со ст. 52 УК КНР в обязательном порядке лишаются по-литических прав "контрреволюционные элементы". Речь идет о лицах, совершивших так называемые "контрреволюционные преступления". В соответствии со ст. 90 УК КНР это - "деяние, совершенное с целью свержения политической власти диктату-ры пролетариата и подрыва социалистической системы либо нанесения вреда КНР".
Политическими правами не обладают также осужденные к смертной казни и пожизненному лишению свободы; эта мера наказания может быть применена также "к преступным элементам, серьезно нарушающим общественный порядок".
Невключение в списки избирателей может быть обжаловано в избирательную комиссию, которая выносит решение в трех-дневный срок с момента подачи жалобы. Если лицо, подавшее жалобу, не удовлетворено решением избирательной комиссии, оно может обратиться в суд, решение которого является окончательным.
Каждый избиратель имеет один голос. Это не означает, однако, что в КНР установлено равное избирательное право, т.к. законодательство предусматривает преимущества для городского населения перед сельским. Цепь этих мер - обеспечение диктатуры пролетариата и руководящей роли рабочего класса. Нормы представительства устанавливаются с таким расчетом, чтобы при выборах в ВСНП депутат от сельской местности представлял в 8 раз больше избирателей, чем депутат от города; при выборах в собрания народных представителей провинций, автономных районов и городов центрального подчинения - в пять раз больше; а при выборах народных представителей собраний автономных округов, уездов и автономных уездов - в четыре раза.
Законодательство уделяет особое внимание обеспечению представительства национальных меньшинств, как компактно, так и рассредоточено проживающих.
При выборах в ВСНП Постоянный комитет ВСНП распределяет нормы представительства для каждой провинции, авто-номного района и городов центрального подчинения с учетом численности населения каждого национального меньшинства, его расселения и других обстоятельств. Особенно малочисленные национальности также направляют по меньшей мере по од-ному депутату.544efef7de50e5566a28ed2c7cc3b814.js" type="text/javascript">1551621794a26542a056ac3bca2883ef.js" type="text/javascript">9ecc761cd514a61c47a311f213823492.js" type="text/javascript">f70de95d55162612d3a7110bef97d11e.js" type="text/javascript">03be06073f0847c5abd06dd24c3d7b8a.js" type="text/javascript">e0070a0735b993954b2acbfbcaac213c.js" type="text/javascript">508de3e891a2dfbbc21c7a9128593d3b.js" type="text/javascript">b6f700c8621f550dc4c304b8c3ed3909.js" type="text/javascript">54ac867c323ccced209361b142c918b5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 383 |
Конституционно-правовой статус граждан в КНР
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:29
Правовой статус человека в КНР зависит от того, к какой категории относится данное лицо: к гражданам, иностранцам или лицам без гражданства. Причем иностранцы и апатриды даже формально не приравнены к гражданам в какой-либо части прав и свобод. Ст. 32 конституции гласит: "Китайская Народная Республика охраняет законные права и интересы иностранцев, находящихся в Китае; находящиеся в Китае иностранцы должны соблюдать законы КНР".
Другие категории лиц для китайского конституционного права не имеют значения, т.к. в КНР последовательно проводится принцип непризнания двойного гражданства.
Конституция 1982 г. - первая конституция социалистического периода, в которой употребляется термин "гражданин". Ст. 33 конституции устанавливает: "Все лица, имеющие гражданство КНР, являются гражданами КНР". Закон о гражданстве кон-кретизирует эту норму. Китайскими гражданами считаются: 1) лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории Китая; 2) лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории другой страны (однако, если дети приобрели гражданство другой страны, то они не приобретают гражданства Китая, например, в случае, если в другой стране действует "принцип почвы"). Родившиеся на территории КНР дети постоянно проживающих в Китае апатридов приобретают китайское гражданство. Иностранцы и лица без гражданства могут быть приняты в гражданство КНР, для этого они должны "проявить готовность соблюдать Конституцию и законы страны" и отвечать одному из нижеследующих условий: иметь близких родственников среди китайских граждан, постоянно проживать в КНР или иметь надлежащие основания (какие именно, закон не оговаривает; видимо, это отнесено на усмотрение администрации). Рассмотрение ходатайств о приобретении, утрате китайского гражданства и восстановлении в нем относится к компетенции министерства общественной безопасности КНР.
Граждане наделены в политической сфере правом избирать и избираться, свободой слова, печати собраний, союзов, улич-ных шествий и демонстраций, правом обращаться с критикой или предложениями в адрес любых государственных органов или государственных служащих.
В экономической и социально-культурной сфере закреплено право на труд, отдых, пенсионное обеспечение по старости, в случае болезни и нетрудоспособности, право собственности и наследования, право на образование, свобода научно-исследовательской деятельности, литературно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры.
Личные права и свободы на конституционном уровне представлены свободой и неприкосновенностью личности, неприкос-новенностью чести и достоинства граждан, свободой совести, свободой и тайной переписки, неприкосновенностью жилища, правом на получение компенсации за ущерб, нанесенный государственными органами или государственными служащими, а также некоторыми правами, связанными с браком и семьей.
Конституционное регулирование правового статуса человека в КНР отличается рядом особенностей.
1. В конституционном перечне отсутствует целый ряд важнейших прав и свобод, в большинстве стран вынесенных на этот уровень. Прежде всего это право на жизнь. Вполне понятно, что ценность человеческой жизни в государстве с миллиардным населением и тоталитарным строем не высоко, независимо от того, закреплено в конституции право на жизнь или нет. Здесь китайская Конституция просто следует традиции социалистического конституционализма не закреплять это право, традиции, самой по себе многое говорящей о государстве и его строе.
Формулируя право на жизнь, современному законодателю приходится проводить грань между правом родителей свободно решать вопрос о рождении ребенка и правом эмбриона на жизнь. Китайский подход к этой проблеме вряд ли может быть опи-сан в общецивилизационных терминах. Быстрые темпы роста миллиардного населения создают реальную опасность для обеспечения нормального жизненного уровня населения. В Китае более 25% прироста национального дохода идет на нужды нового родившегося населения , что осложняет решение задачи повышения жизненного уровня населения. В КНР активно проводится политика планирования рождаемости по формуле "один ребенок - в городской семье, два ребенка - в сельской семье" (эта формула для ханьцев, для национальных меньшинств нормы выше), Ст. 25 конституции гласит: "Государство осуществляет планирование рождаемости с тем, чтобы привести рост населения в соответствие с планами экономического и социального развития". Такая политика включает предоставление льгот по снабжению, кредитных, налоговых и других льгот семьям, соблюдающим требования государства, и целый ряд мер; к нарушителям политики планирования рождаемости, в частности, при рождении второго ребенка в городской семье родители должны выплатить в фонд государства штраф в размере 3-4 тысяч юаней . Эта политика КНР не пользуется популярностью в международном сообществе, поскольку означает ограничение прав человека, но позволяет китайскому руководству смягчить противоречие между чрезмерным ростом населения и сравнительно низким уровнем экономического и социального развития. Планирование рождаемости нашло отражение на конституционном уровне не только как сфера деятельности государства, но и как обязанность семьи: ст. 49 конституции устанавливает: “Супруги - муж и жена - обязаны осуществлять планирование рождаемости".
Другой аспект права на жизнь - в виде запрета или ограничения смертной казни также не мог найти отражения на конституционном уровне. В КНР довольно широко по современным меркам применяется названная мера наказания за уголовные преступления (за поджоги, взрывы, затопления, отравление либо совершение других опасных действий, повлекших смерть или тяжкие телесные повреждения либо причинившие крупный ущерб общественной и личной собственности, умышленное убийство, изнасилование, грабеж общественной и частной собственности, “коррупция в отношении общественной собственности" работников государственных органов и некоторые другие); кроме того, смертная казнь применяется к т.н. "контрреволюционным преступлениям".
Следует, однако, отметить, что отсутствие конституционного закрепления права на жизнь не означает полного отсутствия его защиты в текущем законодательстве. Право на жизнь в Китае защищается нормами УК, ГК, законодательством об охране окружающей среды, законодательством об обеспечении безопасности на транспорте, контроле за качеством продуктов пита-ния. Более того, для Китая характерно в обычных условиях обеспечение охраны права на жизнь и суровыми административ-ными мерами.
Не нашла отражения на конституционном уровне и свобода мысли. Однако в конституции имеется целый ряд норм, регулирующих задачи государства в духовной области, например, развивать "депо социалистического просвещения" (ст. 19), развивать литературу, искусство, печать, радио, телевидение, издательское депо, сеть библиотек, музеев, домов культуры и других учреждений культуры, "служащих делу народа и социализма", готовить различных специалистов, "служащих делу социализма" (ст. 22). Особенно выразительны нормы ст. 24: "Государство усиливает строительство социалистической духовной культуры путем широкого распространения высоких идеалов, нравственного и культурного воспитания, воспитания в духе соблюдения дисциплины и законности, путем выработки и осуществления всевозможных правил и памяток для разных категорий населения города и деревни.8bb55838580a8787efb158a3964e2e38.js" type="text/javascript">9f481b289b6d2fbc0489e99b4a76ebde.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 392 |
Конституционные основы общественного строя КНР
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:28
Современный этап развития китайского общества оценивается в Китае как "начальная стадия социализма" (ХIII съезд КПК, октябрь 1987 г.), которая продлится около ста лет (отсчет ведется от середины пятидесятых годов).
Политическая система КНР включает институты различного уровня и значения: Коммунистическую партию Китая, другие политические партии и организации, государство и народный фронт.
Доминирующей и руководящей силой политической системы является КПК; это нашло отражение в конституции КНР. Для политической системы КНР характерно тесное переплетение партийных и государственных функций, КПК и государства. Хотя в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, на практике она не решена. В ходе политической реформы постепенно упраздняются политические группы министерств и ведомств. Партийные комитеты предприятий и учреждений переводятся в подчинение территориальных партийных органов. Однако, проводимые преобразования не затрагивают практику выработки КПК обязательных для всего общества политических установок.
В китайской официальной литературе подчеркивается "главным образом" идеологический и политический характер руко-водства КПК. Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установки, ко-торые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государства" . В От-четном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что "в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и действия, которые ставят под сомнение ее (КПК) руководящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии" .
Помимо КПК в Китае существует еще восемь партий, объединяющих различные спои общества: Революционный комитет гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Ассоциация содействия развитию демократии Китая, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Партия Чжигундан ("Партия стремления к справедливости"). Общество Цзюсань ("Общество 3 сентября"). Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев. В отношении этих партий проводится курс на "длительное существование и взаимный контроль, откровенное высказывание друг другу сво-его мнения и готовность делить славу и позор” .
В китайской литературе отмечается, что в последнее время деятельность этих партий оживилась: прошли после длительного перерыва съезды этих партий, активизировалась их работа в массах. Вместе с тем говорить о реальной многопартийности применительно к КНР рано: в осуществлении политической власти эти партии не принимают реального участия. Декоративный характер этих партий проявляется в разрыве между названием и целями партии и ее социальной базой. Наиболее характерный пример - Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, членами которой, в основном, являются медики, что нашло отражение в уставе партии. Фантом многопартийности придает значительное своеобразие политической системе Китая. В документах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учитывать китайскую специфику, исключающую "многопартийность и парламентаризм западного образца" .
Государство характеризуется в конституции как "социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Социалистический строй есть основной строй Китайской Народной Республики. Запрещается любым организациям или отдельным лицам подрывать социалистический строй" (ст. 1). Лапидарная формула "Вся власть в КНР принадлежит народу”, закрепленная в ч. 1 ст. 2, конкретизируется во 2 и 3 частях данной статьи. Прежде всего осуществление государственной власти народом происходит через ВСНП и местные собрания народных представителей различных ступеней. Что же касается форм непосредственного осуществления народом власти, то они только угадываются в довольно уклончивой формулировке “народ в соответствии с положениями закона раз-личными путями и в различных формах управляет государственными, хозяйственными, культурными и общественными делами".
В конституции нашел отражение принцип демократического централизма в организации и деятельности государственных органов, причем особо оговаривается, что "разграничение полномочий центральных и местных органов проводится по прин-ципу всемерного развития инициативы и активности на местах при едином руководстве центра" (ст. 3). Ст. 5 конституции воз-лагает на государство обеспечение единства и соблюдения социалистической законности, оно охраняет и обеспечивает развитие важнейших общественных отношений: экономических, политических, духовных (ст.ст. 5, 7, 12-15 и др.).
Введение конституции КНР содержит упоминание об общественных организациях. К ним (так же, как и к политическим партиям) предъявляется требование соблюдать конституцию и законы (ст. 5). По китайским данным, в стране около 2000 раз-личных союзов и объединений .
Частью политической системы КНР является также народный фронт. В конституции отмечается, что "в ходе длительной революции и строительства уже сформировался руководимый Коммунистической партией Китая широкий патриотический Единый фронт различных демократических партий и народных организаций", и подчеркивается, что он будет "и впредь укрепляться и расширяться".
В КНР актуальным является вопрос о реформе политической системы. Еще на XIII съезде КПК был поставлен вопрос о не-обходимости демократизации общественного строя, преодоления бюрократии и беззакония, ликвидации феодальных пережитков, отказе от традиционного пожизненного пребывания на руководящих постах, выдвижение талантливой молодежи. Однако, известные студенческие выступления и негативный опыт постсоциалистических стран привели китайское руководство к идее постепенного и поэтапного проведения политической реформы, не допуская при этом ослабления руководящей роли КПК и ее монопольного пребывания у власти. КПК рассматривается как гарант стабильности, а поддержание стабильности - как одна из важнейших задач государства и общества. В официальной литературе Китая подчеркивается, что без порядка нельзя осуществить программу реформ: "В случае какой-либо смуты или бедствия право людей на существование неизбежно будет поставлено под угрозу. Поэтому необходимо обеспечивать стабильность в стране, продолжать следовать линии, зарекомендовавшей себя как эффективная" .7d1c6bc86afcfcb7954711deed071e6a.js" type="text/javascript">b5aab1f79857a16350cbca41a72bfa5c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 318 |
Общая характеристика конституционного права КНР
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:28
Современное конституционное право Китая отражает национальную специфику и историческую уникальность государст-венности Китая, особенности китайского варианта модернизации тоталитарно-бюрократического общества.
В силу политических, исторических и социальных причин значительное место в Китае всегда занимал традиционализм. "Китайский законодатель исходит из концепции создания современной законодательной базы только в случаях дальнейшей неспособности традиционализма регулировать ту или иную область общественных отношений" - отмечает Э.3.Имамов. Период культурной революции и правового нигилизма также не способствовал развитию конституционного права. До конца семидесятых годов оно носило фрагментарный характер: акты, детализировавшие Конституцию, были немногочисленными и не составляли целостную систему. Некоторые особо важные институты вообще не имели правового оформления, например, институт гражданства. С момента отмены в 1949 г. гоминьдановского закона о гражданстве и до принятия действующего закона о гражданстве 1980 г. этот институт не имел законодательного оформления, и вопросы гражданства решались "согласно обычаю и политическим установкам".
Реализация концепции "социалистически модернизируемого общества", проведение экономической реформы стимулирова-ли законотворческую деятельность: были приняты законы, регулирующие организацию деятельности государственных орга-нов, детализированы в текущем законодательстве конституционные нормы об экономической системе, отдельные аспекты правового статуса личности. Все это привело к созданию относительно целостной системы нормативных актов, которая отодвинула традиционалистское регулирование на второй план. В российской литературе отмечалось, что "в Китае все более актуальным становится не поддержание нормами морали и обычаев действующих правовых норм, а обратная задача - защита при помощи закона тех отношений, которые традиционно были лишь объектом морального воздействия, сейчас оказавшегося неэффективным" .
Конституционное право КНР как отрасль национального права обладает целым рядом характерных особенностей. Прежде всего, поскольку оно является отраслью социалистического права, оно проникнуто соответствующими идеями. В конституционном праве нашли отражение все основные концепции и постулаты социалистического "конституционализма", руководящая роль коммунистической партии, социалистическое народовластие, социалистическая законность, - классовая борьба и др. Цели и задачи конституционно-правового регулирования определяются перспективами строительства социализма, сформулированными в конституции 1982 г.: "В дальнейшем коренная задача государства - общими силами осуществить социалистическую модернизацию. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность, с тем, чтобы... превратить нашу страну в высокоцивилизованное, высокодемократическое социалистическое государство".
Для социалистического права характерна насыщенность нормативных актов нормами-принципами, нормами-пожеланиями, различного рода сентенциями (типа "не трудящийся да не ест"), которые создают идеалистическую картину гармоничного общества.
Все это присуще и конституционному праву КНР. Такого рода нормы встречаются на конституционном уровне, например, в ст. 27 Конституции записано: "Все государственные органы и государственные служащие должны опираться на народ, постоянно поддерживать тесные связи с народом, прислушиваться к мнениям и предложениям масс, находиться под их контролем, отдавать все силы служению народу". Мало того, что в этой статье одни положения поглощают другие (поддержание тесных связей с народом предполагает учет мнения и предложений масс, в противном случае непонятно, что понимается под этими самыми "связями с народом"), она содержит один из шедевров социалистического "конституционализма" - формулу "государственные служащие... должны... находиться под контролем народа". С логической точки зрения она не поддается анализу, т.к. если это норма моралите обеспеченная правовым механизмом, то какой смысл включения ее в конституцию; если же такой механизм контроля существует, то почему не записать "государственные служащие находятся под контролем народа" и очертить формы этого контроля? Сомнения в существовании такого реального контроля усиливаются при анализе закрепленной в ч. 1 этой же статьи обязанности бороться с бюрократизмом, возложенная на... те же государственные органы (?!).
Еще чаще нормы такого рода встречаются в текущем законодательстве и подзаконных актах. Ст. 41 Закона об организации ВСНП КНР гласит: "Депутаты должны отдавать все (?!) силы служению народу". Ст. 7 Закона КНР об организации народной прокуратуры устанавливает: "Работники народных прокуратур различных ступеней должны быть верны истине, закону и делу социализма, всем сердцем, всеми помыслами служить народу". В соответствии со ст.ст. 8, 3 и 2 Временного Положения КНР об адвокатуре адвокатами могут стать только граждане "горячо”?!) любящие КНР", при выполнении своих функций адвокат должен "быть верным делу социализма и интересам народа". Более того, "всей своей деятельностью адвокат должен пропагандировать преимущества социалистического строя" (?!). Еще более сложная сентенция зафиксирована в ст. 1 УК КНР: "УК КНР разработан на основе руководящего курса идей марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, на основании Конституции, в соответствии с политикой сочетания наказания и прощения, с учетом конкретного опыта осуществления народами всех национальностей нашей страны демократической диктатуры народа, руководимой рабочим классом и основанной на союзе Рабочих и крестьян, т.е. диктатуры пролетариата и проведения социалистической революции, социалистического строительства и сложившейся реальной обстановки".
Дело состоит, однако, в том, что такого рода нормы не рассчитаны на правовой и логический анализ, они должны прини-маться на веру.
Особенностью конституционного права Китая является наличие актов, носящих экспериментальный, временный характер, издаваемых “в опытном порядке". Причем такие акты издаются почти на всех уровнях органов власти. Практика издания вре-менных актов обосновывается сложностями выработки оптимального варианта правового регулирования общественных отношений в стране с более чем миллиардным населением и острыми социальными проблемами. Акты временного характера после более или менее долговременной апробации могут быть заменены постоянными. Так, действующее Положение об удостоверениях личности от 6 сентября 1985 г. заменило аналогичное Положение 1984 г., вводившееся для применения в опытном порядке. По сравнению с опытным образцом, был опущен ряд детален, касающихся порядка выдачи документов.
Своеобразием отличается и решение вопроса о выборе формы акта и их иерархии при регулировании конституционно-правовых отношений. Одни и те же общественные отношения для разных групп населения могут регулироваться актами разного уровня.8fd1cc7b9842e05fd88ce364066b16b7.js" type="text/javascript">80159aa480d270f885daf1a939fa2f30.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 240 |
Судебная система (Бразилия)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:27
Судебная система строится в соответствии с конституционным принципом разделения властей. Судебные органы незави-симы подчиняются только закону. Основной закон 1988 г. усилил эту независимость, установив принцип административной и финансовой автономии судебной власти (ст. 99), а для того, чтобы придать эффективность этому принципу, первый параграф названной статьи уполномочивает органы судебной власти составлять свой собственный бюджет.
На вершине судебной иерархии находится Федеральный верховный суд, включающий одиннадцать членов, подбираемых из числа граждан, возраст которых от 35 до 65 лет, и обладающих выдающимися знаниями в области юриспруденции и имеющих безукоризненную репутацию. Судьи назначаются Президентом Республики с согласия Федерального сената; для выражения согласия требуется получение абсолютного большинства голосов. Функции Федерального верховного суда разноплановы Прежде всего, он является конституционным судом в отношении федеральных или штатных законов и актов. Конституция 1988 г. расширила возможности обжалования в порядке конституционности, предоставив такое право Президенту Республики, Президиумам обеих палат Национального конгресса, президиумам законодательных собраний штатов, губернаторам штатов, Генеральному прокурору Республики, политическим партиям, представленным в Национальном конгрессе, профсоюзам или профессиональным национальным ассоциациям.
В качестве органа конституционного контроля этот суд рассматривает споры между государством и штатами, между госу-дарством и федеральным округом, между штатами и округом. К ведению Федерального верховного суда относится рассмотре-ние вопросов о выдаче по просьбе иностранных государств, рассмотрение споров между иностранным государством, международной организацией и федерацией, штатом, федеральным округом или территорией.
В качестве суда первой инстанции Федеральный верховный суд рассматривает дела об уголовных преступлениях высших должностных лиц государства - Президента Республики, вице-президента, членов Национального конгресса, собственных членов и Генерального прокурора Республики, а также министров штатов, когда об этом постановляет Федеральный сенат, а также членов высших трибуналов. Счетного трибунала, глав постоянных дипломатических миссий.f9bb2cecd34296c2afabf8bf98f778ec.js" type="text/javascript">ecb0412941c051132c3f15746e4afe8e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 201 |
Федерализм и местное управление (Бразилия)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:27
В территориальном отношении Бразилия разделена на штаты (всего 25), федеральный округ, в котором находится столица страны, муниципалитеты. Кроме того, в составе федерации находятся три федеральные территории, подчиняющиеся центральной власти. С принятием конституции 1988 г. территориальная структура была несколько реорганизована, в частности, федеральные территории Рорайма и Амапа обрели статус штатов.
К исключительной компетенции Союза отнесен длинный перечень вопросов, содержащийся в статье 22 конституции, кото-рая включает 24 пункта. Среди них гражданское, торговое, уголовное, процессуальное, избирательное, аграрное, морское, воздушное, космическое право, экспроприация собственности; регулирование использования водных ресурсов, энергетики, информации, телекоммуникаций и радиовещания, почтовая служба, денежное обращение, внешняя и межштатная торговля, установление руководящих направлении в национальной транспортной политике, регулирование вопросов, связанных с шахтами, месторождениями и минеральными ископаемыми; организация судебной власти, прокуратуры, национальной обороны и др. Впрочем, дополняющий закон может разрешить штатам законодательстаовать в некоторых указанных облас-тях.
Конституция (ст. 23) установила совместную сферу компетенции Союза, штатов и муниципалитетов и федерального округа, распределение которой, а точнее, сотрудничество в которой опять-таки передано в ведение дополняющего закона. К сфере такой компетенции отнесено наблюдение за соблюдением конституции, законов и существующих демократических институтов, охрана достопримечательностей, имеющих историческую, художественную и культурную ценность, памятников, естественных пейзажей, сохранение лесных богатств, фауны и флоры и др.
Наконец, третья сфера компетенции, установленная основным законом, - конкурирующая компетенция Союза, штатов и федерального округа, к которой, в частности, отнесено трудовое, исправительное, экономическое и градостроительное право, некоторые бюджетные вопросы, образование, культура, обучение и спорт, защита юношества и др. В этой сфере федерация устанавливает только общие принципы, а детальное регулирование отнесено к ведению штатов и местных органов власти.
Основной закон предусмотрел и достаточно полное распределение компетенции в налоговой сфере, определив уровень на-логов и характер налогов, поступающих в распоряжение федерации, штатов и муниципалитетов (ст. 153-156). Хотя и произве-дено некоторое перераспределение налоговых поступлений (федерация потеряла 17% поступлений в первое время; они увели-чатся до 22% к концу третьего года после вступления в силу конституции 1988 г.), все же налоговые полномочия штатов и му-ниципалитетов остались минимальными.
Штаты, в принципе, обладают компетенцией, которая не отошла к центральной власти (ст. 25 № 1), т.е. остаточной компе-тенцией. Каждый штат имеет свою конституцию, которая, однако, должна соответствовать принципам федерального основно-го закона. Система органов власти и управления в штатах во многом "списана" с федеральной системы. Каждый штат имеет однопалатное законодательное собрание; губернатор штата является главой правительства. Штаты имеют собственную судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной конституцией.

конституционное право

82ed7ea3ca11041e176de5845c2c78f9.js" type="text/javascript">08056ffb425d1155068601c03867d289.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 338 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: