Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Партийная система (Индия)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:06
Индия принадлежит к числу самых многопартийных стран мира, а ее партийная система по своей структуре и функциям является наиболее развитой и дифференцированной по сравнению с другими развивающимися странами Азии и Африки . "При этом партийная система в Индии оказывается в определенных отношениях более сложной и гибкой, чем партийные системы развитых капиталистических стран" . Особенности партийной системы Индии вытекают прежде всего из необычайно пестрого классового, национального, религиозного, кастового и социального состава населения. Наличие как признанных в установленном порядке всеиндийскими, так и десятков партий в штатах и союзных территориях приводят к необходимости исследовать систему партий в этой стране на двух уровнях - союзном и штатов. Так, во всеобщих выборах 1989 г. участвовало 291 политическая партия, среди которых 8 - всеиндийских.
Индийский национальный конгресс (Индиры) (ИНК/И/) является одной из наиболее мощных, авторитетных и опытных партий в политической жизни Индии. С января 1978 г., оставшаяся верной Индире Ганди часть ИНК, продолжившая основную пинию прежнего Конгресса, стала называть себя так в честь своего лидера.
С момента создания в 1885 г. либеральными деятелями и представителями национальной интеллигенции и до обретения независимости, ИНК отражал интересы весьма широких слоев индийского общества и был похож скорее на национальное движение, чем на политическую партию.
До выборов 1977 г., несмотря на ряд расколов, нередко приводивших к появлению новых партий, ИНК оставался бессменно правящем партией, с деятельностью которой связан целый ряд важных преобразований в социально-экономической жизни страны.
Партия провозгласила собственную концепцию "общества социалистического образца" (похожую по идеологии на западное социальное государство), которое предполагает мирное сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и развитии государственного сектора. Она выступает за усиление секуляристских (свободных от влияния религии) тенденций, против религиозно-кастовой и общинной розни, за борьбу с безработицей, бедностью, неграмотностью.
Временно уступив впасть Джаната партии в 1977 г., ИНК уже в 1979 г. вновь вернулся к руководству страной. Однако по-литическое господство Конгресса в Индии стало ослабевать. С 1989 г., когда к власти пришло коалиционное правительство, основу которого составляет ИНК, стала все более отчетливо прослеживаться тенденция трансформации партийной системы от многопартийной системы с одной доминирующей партией (как это было в 1977 г.) к двух- или многопартийной системе.
Крупной и растущей в последнее время оппозиционной партией является Бхаратия джаната партия - правая коммуналист-ская, т.е. построенная на религиозно-общинной основе, партия, возникшая на базе сторонников бывшей религиозно-шовинистической партии Бхаратия джан сангх. Выражая интересы средних слоев и мелких предпринимателей и землевладельцев, партия стоит на позициях индуистского национализма и кастовой обособленности. Она выступает за децентрализацию и экономической власти в стране, усиление частного сектора и т.д. Можно отметить, что с приближением к государственной власти происходит определенное смягчение, "центрирование" позиций этой прежде крайне правой партии.
Партия Джаната дал является центристской и во многом сходной с ИНК, откуда вышло большинство ее членов. Эта пар-тия выступает с критикой правительства по таким вопросам внутренней политики, как уровень жизни трудящихся, рост цен, безработица, коррупция и финансовые злоупотребления высших чиновников. Партия выступает за снижение налогов, списание долгов крестьян, повышение пенсий, увеличение занятости, демократизацию внутренней жизни страны. Подчеркивается стремление к единству, решению национальных, кастовых, религиозных и других проблем.881ac703587afb48dea3c013fb90dd73.js" type="text/javascript">157126d2d0f12ca26c43ee5d6f3f7487.js" type="text/javascript">243ec9458879320b5ff09235b4a8b1ba.js" type="text/javascript">6c6087af41293913a5ca6c451ff60576.js" type="text/javascript">5d6c1a563d9cbecc0f70c9af0f9611fe.js" type="text/javascript">2515b640dca27c9a947ed4651233f66c.js" type="text/javascript">522231f20cd9d752caf0582883eddb2a.js" type="text/javascript">547a854076ef5bc9b6ada5983c857e57.js" type="text/javascript">2eeca344cd58105bbfc22c7a0bd92d38.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 465 |
Основы судебной системы; конституционный контроль (Япония)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:05
Верховный суд Японии состоит из Главного судьи и 14 членов Верховного суда, назначаемых кабинетом. Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум 9 членов) под председательством Главного судьи или в составе отделений (имеется три отделения по пять судей в каждом, кворум составляет 3 члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. Эта практика основана на англо-саксонской системе права, но не соблюдается нижестоящими судами. Верховный суд является судом последней инстанции, действует в качестве суда втором инстанции по делам о государственной измене и, других преступлениях против государства и в качестве суда третьей инстанции по остальным уголовным или гражданским делам.
Верховный суд вправе решать вопрос о конституционности любого закона, указа, постановления или административного акта. Такое решение может быть принято, если за него проголосовало не менее 8 членов. В случае признания закона неконсти-туционным, копия решения посыпается в парламент и в кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск об антиконституционности нор-мативного акта должен быть подан в суд первой инстанции. Японские юристы отмечают большую консервативность Верхов-ного суда. Так профессор Е.Нода отмечает: "В первые двадцать пять лет своей деятельности он признал неконституционным только одно положение закона. С 1948 по 1956 гг. он рассмотрел в общей сложности 41991 иск о конституционности - более чем 5000 исков в год!" .
В Японии существует традиция централизации в отношении "управления правосудием". Верховный суд обобщает судеб-ную практику, издает обязательные для нижестоящих судов руководящие указания, устанавливает положение о прокуратуре при нем, о внутренней дисциплине и административном управлении судебными органами. Эти решения принимаются коллеги-ей, состоящей из членов Верховного суда и высших судов Японии. Наряду с этим каждые 10 лет (ст. 79 конституции) одновре-менно с выборами в нижнюю палату парламента проводится референдум по поводу состава Верховного суда: если большинство избирателей проголосует против определенного судьи, он обязан покинуть свой пост.
Для проведения расследования с целью подготовки дела к слушанию в назначенный день имеется 20 "исследовательских секретарей". Почти все они должны иметь опыт судейской работы в течение нескольких лет. В отличие от практики Соединен-ных Штатов, они не служат секретарями индивидуальных судей, а работают на суд в целом.5907d760cf723cb6091025b1a5fd0dc2.js" type="text/javascript">771bf0e490a0460f2147433a651b45ed.js" type="text/javascript">f83a0f18dc6929d7eceb0775a4bbe669.js" type="text/javascript">3e35945b9e9616d115d2d816258314e9.js" type="text/javascript">434214a08f10adbd9fb8d46e36414737.js" type="text/javascript">c2eeb464b7cca7935a3e20897f2128ac.js" type="text/javascript">feff494f5e3b6349a61ff3f151ab1c4c.js" type="text/javascript">5706547ed732465ad2d2cd13facd9e74.js" type="text/javascript">d36e50ecaca1f016242a35b81cd59854.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 134 |
Регионализм и местное управление (Япония)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:05
Основы местного самоуправления Японии заложены конституцией (гл. VIII). Более подробно их деятельность регулируется Законом о местной автономии 1947 г. Он делит местные органы на две группы: общей компетенции и специальные. Первые, в свою очередь, подразделяются на административно-территориальные единицы высшего уровня и низшего уровня. К ним относятся Токийский столичный округ, остров Хоккайдо (управляется как отдельная префектура), две столичные префектуры и 43 обычные префектуры . Токийский столичный округ подразделяется на 23 городских района и ряд городов, поселков и деревень. Остров Хоккайдо, столичные и обычные префектуры делятся на низшие единицы: города, поселки и деревни. Города с населением свыше 1 млн. человек включают районы. Административно-территориальные единицы низшего уровня включают в свои границы не только собственно места проживания населения, но и окружающие их пахотные земли, леса и т.д. (в города, например, Саппоро или Киото могут входить не только сами города, но и обширные безлюдные горные массивы). Районы крупных городов не имеют статуса единиц местного самоуправления, там не создаются местные собрания, а главы их исполнительных органов назначаются мэром города.
В компетенцию органов местного самоуправления входят: поддержание общественного порядка на своей территории, обеспечение безопасности, здоровья и благополучия населения и иных лиц, временно находящихся на данной территории, устройство и управление парками, площадями и дорогами, ведение коммунального хозяйства, устройство и управление школами, больницами и многое другое. Однако полная самостоятельность в решении этих вопросов в определенной мере ограничивается целым рядом мер. Например, центральные ведомства учреждают различного рода периферийные филиалы, которые ведут свою деятельность, не подчиняясь муниципалитетам; полиция и школьное образование в значительной степени контролируются государственной комиссией общественной безопасности и министерством просвещения; наличием государственных дотаций (налоговое законодательство построено так, что местные органы за счет собственных средств могут покрыть только часть муниципальных расходов, остальное вынуждены "занимать"). Кроме того, многие жизненно важные и необходимые отрасли коммунального хозяйства (электро- и газоснабжение) находятся в руках частных компаний.
Тем не менее существует возможность реализации воли населения в деятельности муниципалитетов. Избираемые населением местные собрания контролируют деятельность исполнительных органов, а парламент не может без одобрения местного собрания любой из административных единиц издавать законы, относящиеся лишь к этой единице.9031ada0b6c05ce15ac126c9f1da2cd0.js" type="text/javascript">d7f111679a7f07f55ef15e808bb2472e.js" type="text/javascript">64a96da15fc9020d3e2ae42565c15f5f.js" type="text/javascript">f897535a0fe7d18369e2a4e7c6e3115b.js" type="text/javascript">1006879a74365f7d981530d391584aa0.js" type="text/javascript">f40ee48daafa50d8114612e67bc8b790.js" type="text/javascript">302f1745c1d276b7f476beeccb696d2d.js" type="text/javascript">5e35b703643d439bc2522590c3d4ed01.js" type="text/javascript">237ee32ba842db42b2e889d82a0b9362.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 199 |
Высшие органы государства (Япония)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:04
Япония по форме правления - парламентарная монархия, поэтому деятельность и взаимоотношение центральных органов имеют черты, свойственные этой форме правления.
Парламент в соответствии со ст. 41 конституции является "высшим органом государственной власти и единственным за-конодательным органом государства". Состоит из двух палат; по требованию правительства нижняя палата парламента - палата представителей может быть распущена досрочно. Каждая палата может самостоятельно избирать председателя и должностных лиц, устанавливать свои правила заседаний, процедуры и внутренней дисциплины (ст. 58). Закон о парламенте (ст. 16) к должностным лицам, избираемым на весь срок полномочий палаты, относит председателя, вице-председателя, временного председателя, председателей комитетов и генерального секретаря палаты. Из них только генеральный секретарь избирается не из числа депутатов парламента. По традиции заместители председателя палаты получают свой пост из числа депутатов от оппозиционных партий .
Каждая палата формирует два вида комиссий - постоянные и специальные. В настоящее время палата представителей имеет 18 постоянных комиссий. Из них 12 более или менее непосредственно связаны с работой соответствующих министерств. В палате советников 16 постоянных комиссий. Специальные комитеты имеют право вносить собственные законопроекты по вопросам своей компетенции, контролировать "свои" министерства. Комиссии формируются по партийному признаку пропорционально представительству политических партий в парламенте. При этом каждый депутат должен быть членом не менее 1-2 комиссий. Председатели избираются самими членами из депутатов партии, имеющей наибольшее представительство.
В настоящее время в Японии, как и в других развитых государствах, парламентские комиссии являются основным местом подготовки и рассмотрения подавляющего большинства законопроектов." Подобное положение вызвано рядом обстоятельств. Прежде всего, необходимостью всесторонне и детально обсудить все положения законопроектов. Силами одних депутатов это сделать весьма затруднительно, а недепутатам (представителям предпринимателей, профсоюзов, академических кругов, других заинтересованных сторон) регламенты запрещают находиться в зале заседаний палат. Кроме того, детальное обсуждение требует значительного времени, а официальные заседания палат связаны жесткими рамками повестки дня и соблюдением предписанной процедуры. Для работы комиссий ничего подобного не требуется. Наоборот, особенностью их деятельности "является их теснейшая связь с соответствующими органами исполнительной власти. Очень часто состав постоянных комиссий комплектуется из депутатов, имеющих в прошлом опыт работы в министерствах и ведомствах, профиль которых соответствует профилю данной комиссии. Представительства центральной администрации наряду со специалистами и представителями общественности приглашаются на заседания соответствующих комиссии, на которых в большинстве случаев рассматриваются законопроекты..." .
Как правило, заседания комиссии делятся на два типа: "рабочие заседания" и "общие заседания". На заседаниях первого типа, на которых обсуждаются наиболее важные вопросы, обычно присутствуют министры кабинета (иногда сам премьер-министр), высокопоставленные правительственные чиновники. На "общих заседаниях", рассматривающих более мелкие во-просы или "шлифуются" уже принятые важные решения, участвуют министры, их парламентские заместители, чиновники бо-лее низкого ранга.
Заседания палат являются открытыми. Они протоколируются; протоколы должны публиковаться и распространяться для всеобщего ознакомления; по требованию не менее 1/5 присутствующих депутатов голосование каждого члена по любому во-просу должно отмечаться в протоколе. Закрытые заседания проводятся после принятия резолюции, за которую проголосовало не менее 2/3 голосов присутствующих депутатов. Комиссии также проводят открытые заседания с допуском представителей средств массовой информации. Публичные заседания обязательны при обсуждении бюджета и законопроектов, касающихся налогов.
Решения обычно принимаются простым большинством голосов присутствующих депутатов. Используется три формы голо-сования: голосование вставанием; тайное голосование, когда голосующие опускают в урну бюллетени белого цвета (голосуя "за") или голубого - "против", при поименном голосовании депутаты прикрепляют к бюллетеню табличку со своей фамилией; “невозражением" (председатель спрашивает депутатов, кто возражает. Если таковых нет - решение принимается, если есть - прибегают к другой форме голосования).
Депутаты обладают депутатской неприкосновенностью только на период сессии. Арестованные до открытия сессии по требованию соответствующей палаты должны освобождаться из заключения на время сессии (ст. 50 конституции). Каждый депутат имеет право нанимать двух помощников, ему предоставляется специально оборудованный рабочий кабинет, для обслуживания депутатских групп созданы исследовательские и справочные службы. В их распоряжении парламентская библиотека, насчитывающая около 4 млн. экземпляров книг, 196 тыс. докторских диссертаций, 73 тыс. журналов, ксероксное и компьютерное оснащение. На 763 депутата приходится 847 библиотечных работников (самое высокое соотношение в мире), из них 155 человек работает в специальном исследовательском отделе, занимающемся по просьбе депутатов написанием исследовательских докладов по проблемам, подготовкой справок по вопросам внутренних и международных проблем, законодательному материалу, статистике.
Выборы палаты представителей должны проводиться достаточно часто из-за более короткого срока ее полномочий и воз-можности ее досрочного роспуска по инициативе правительства. Поэтому предполагалось, что партийный состав нижней палаты будет подвижен, более или менее точно отражающим изменения в общественной жизни. Более высокий возрастной ценз и длительный срок полномочий, частичная сменяемость верхней палаты, невозможность ее досрочного роспуска должны были обеспечить палате советников качества противовеса нижней палате. Ожидалось, что в случае повеления общественного мнения и одобрения в результате этого прогрессивных законопроектов эта палата воспрепятствует их принятию. На практике же палата советников сыграла значительную роль в срыве или отсрочке принятия реакционного законодательства из-за того, что позиции монопольно правившей на протяжении десятилетий Либерально-демократической партии в этой палате оказались значительно слабее, чем в нижней палате.
Главной функцией японского парламента является принятие законов и государственного бюджета. Законы принимаются решением обеих палат. В Японии, как и в Великобритании, в законодательном процессе нижняя палата имеет больший вес. Это подтверждается положениями конституции и закона о парламенте. Если палата советников отклоняет законопроект, при-нятый нижней палатой, он становится законом после его вторичного принятия большинством не менее 2/3 голосов присутст-вующих членов палаты представителей. В подобной ситуации палата представителей может также потребовать созыва совместного заседания палат (в силу большей численности нижней палаты решение зачастую может быть вынесено в ее пользу), или создания согласительного комитета (ст. 59 конституции) Согласительный комитет состоит из 20 человек, от каждой палаты избирается по 10 депутатов. Кворум для принятия решения не менее 2/3 состава комитета. Разработанный комитетом компромиссный текст законопроекта передается на рассмотрение палат. Если комитет не в состоянии выработать компромиссный вариант, или этот вариант не утверждается обеими палатами, действует решение, принятое палатой представителен.
Если палата советников не проголосовала по законопроекту в течение 60 дней после получения его от палаты представителей, законопроект считается отвергнутым палатой. В этом случае решение может быть принято одной палатой представителей в соответствии со ст. 59 Конституции.
Для оказания помощи депутатам при подготовке законопроектов, а также для контроля за правительственными законопро-ектами, при каждой палате созданы законодательные бюро. Основная проработка идей правительственных законопроектов осуществляется, как правило, на уровне департаментов соответствующих министерств. Разработанные ими документы направляются через руководство министерства в канцелярию премьер-министра для общей оценки и внесения необходимых изменений. И только после этого они попадают в парламент, где с ними работают в законодательном бюро и соответствующих комиссиях, как отмечалось выше. Например, разработкой внешнеполитических правительственных законопроектов занимается в основном министерство иностранных дел (с обязательным участием министерства финансов и министерства внешней торговли и промышленности). В законодательном бюро каждой из палат проработкой вопросов по этой тематике занимаются три отдела. Кроме того, председатель палаты, в которую направлен законопроект, передает его на рассмотрение соответствующей комиссии. Здесь сначала заслушивают авторов проекта, затем выступают с вопросами депутаты от различных партий. В случае необходимости на заседание комиссии приглашаются ученые, эксперты по данной проблеме. В зависимости от ситуации для изучения отдельных вопросов, связанных с законопроектом, могут создаваться подкомиссии. Затем происходит обсуждение документа членами комиссии. В случае принятия последней положительного решения законопроект выносится на обсуждение в палату.
Законодательная инициатива в отношении бюджета и финансовых законопроектов осуществляется только в нижней палате. Обсуждение законопроекта бюджета проходит при участии премьер-министра и всех членов кабинета (чтобы они могли тут же давать необходимые разъяснения и отвечать на вопросы депутатов). В дискуссии принимают участие представители общественности. “Любой гражданин может подать заявку на участие в обсуждении. Директор бюджетной комиссии отбирает несколько человек из подавших заявки, которые и участвуют в открытом обсуждении законопроекта о бюджете” . Если верхняя палата примет по бюджету решение, отличное от решения палаты представителей, или не будет достигнуто соглашение в ходе совместного заседания палат, или она в течение 30 дней после получения бюджета от палаты представителей не примет по нему решения, то позиция палаты представителей становится постановлением парламента.2936764dca978930654b01977d920c96.js" type="text/javascript">03dba384416026b6eae434151b9dc1fc.js" type="text/javascript">871aaa943999b7b06205225a15c39110.js" type="text/javascript">08c5cde63123c609c322786c179e6e26.js" type="text/javascript">31bab30b88304530a6b2f776d28ffd74.js" type="text/javascript">da202a5d8cc18e2106404651c544feda.js" type="text/javascript">0022f43847deef2f85f64a7a7d2271b7.js" type="text/javascript">cb263948f1bf4c9a7db82edc2155d667.js" type="text/javascript">4a43dfe33a7bd6e568d014bb480f1811.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 172 |
Избирательная система (Япония)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:04
В соответствии со ст. 15 конституции "народ обладает неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и от-странять их от должности", при этом "гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних и тайна голосова-ния". Конституция закрепляет другие принципы выборов: недопущение дискриминации на основе расы, религии, пола, соци-ального положения и происхождения, образования, имущественного положения или доходов (ст. 44); все важные вопросы, ка-сающиеся выборов, определяются только законом (ст. 44, 47). Закон о выборах публичных должностных лиц 1950 г. с после-дующими изменениями (имеет 273 статьи и кодифицирует около двадцати предшествующих законов о выборах) более деталь-но регулирует эти вопросы. В соответствии с законом активным избирательным правом обладают японцы, достигшие двадца-тилетнего возраста, прожившие в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенные в список избирателей (списки еже-годно обновляются к 15 сентября). Право быть избранным в палату представителей наступает с 25 лет, а в палату советников по достижении 30-летнего возраста. Кандидаты в члены палаты представителей должны внести избирательный залог в размере 3 млн. иен. Залог не возвращается, если кандидат не набрал пятой части голосов от квоты в данном округе, которая определяется делением действительных в округе голосов на число причитающихся в нем мест. Кандидаты в палату советников должны внести 2 млн. иен; сумма удваивается, если кандидаты выдвинуты списком. В некоторых случаях возможен возврат избирательного залога; так независимый кандидат, чтобы получить свой залог обратно, должен собрать восьмую часть голосов от квоты, которая определяется таким же образом, как и квота при выборах в нижнюю палату.
Палата представителей избирается на 4 года в количестве 512 человек. Такой состав последний раз был избран 18 июля 1993 г. В январе 1994 г. был принят закон, согласно которому численность членов нижней палаты была уменьшена до 500 че-ловек. Это правило будет действовать со следующих выборов.
Для избрания палаты представителей Япония делится на 129 избирательных округов. Число членов от округа варьируется от 3 до 5; имеется один одномандатный округ. Каждый избиратель голосует только за одного из кандидатов в своем округе. Мандаты предоставляются кандидатам, получившим наибольшее число голосов, причем это число по меньшей мере должно составлять четвертую часть от квоты, получаемую от деления действительных голосов в округе на число причитающихся ему мест.bcbd9d70174042657236e2a803d0f58e.js" type="text/javascript">1926502242d7c773adfe41c8e5e91a1e.js" type="text/javascript">1108d83df9fa14c1b5c35f5aa52460c9.js" type="text/javascript">e684eca0381eb9fe9c8d546145d8298f.js" type="text/javascript">b0a928add9a3890a96982fb4d909cbda.js" type="text/javascript">8c6ef519508c730fe578a1a7e7d55a3c.js" type="text/javascript">0ef90a12abdf594d8984188f6436b438.js" type="text/javascript">1bb3685bbaa2baf89c18a57742fc0898.js" type="text/javascript">23ff323cedaa43d57dd8c9d4d88b2ff8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 188 |
Конституция Японии
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:03
Действующая в Японии конституция была принята парламентом в октябре 1946 г., вступила в силу 3 мая 1947 г. Она пред-ставляет собой компромисс, затрагивающий интересы достаточно широкого спектра политических сил как внутри страны, так и вне ее . В феврале 1946 г. был опубликован проект конституции, разработанный японским правительством, вносивший незначительные изменения в первую конституцию страны 1889 г. В марте правительство представило проект, разработанный в штабе американских оккупационных войск. Его появление вызвано обеспокоенностью тем, что консервативный правительственный проект не получит одобрения Дальневосточной комиссии, наделенной компетенцией коренной реформы конституции ряда различных факторов: условиями конкурентной борьбы на мировом рынке, бурным развитием научно-технического прогресса, национальными особенностями и традициями самих японцев. Однако главным, на наш взгляд, является реализация трудящимися положений ст. 12 конституции о том, что права "должны поддерживаться постоянными усилиями народа".ff42265a831e8bd0d584d261b68d913e.js" type="text/javascript">f2926585a982400b19980abec209928f.js" type="text/javascript">5bef84ebaab7607078f38464defd7afd.js" type="text/javascript">863c24dc84124ee334b148fa1ae0b269.js" type="text/javascript">fa689d10dfd1d9e4a6d61e57101d22ce.js" type="text/javascript">1dad77a81b5076a8fe90578f2353f6d5.js" type="text/javascript">e2b17e9306be89a00eb3d2570ea73820.js" type="text/javascript">7406888b7ceb6962f07b869380c724df.js" type="text/javascript">83d1cb1c1b9a18572e10f7af80b4bdb7.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 123 |
Политическая система (Япония)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:02
Политическая система Японии отличается определенным своеобразием. Здесь зарегистрировано около 10 тыс. политиче-ских партий, подавляющее большинство которых действует на локальном и префектуральном уровне. Возможно, многочис-ленность партий компенсируется другой особенностью: наличием жестких вертикальных отношений между различными эле-ментами системы, напоминающих своим строением пирамиду. На нижних ярусах таких "пирамид" имеются различные про-фессиональные, крестьянские, женские, молодежные и др. организации, замыкающиеся на верхушку - политические партии. Низовые звенья "пирамид" постоянно оказывают поддержку "своим" партиям, "поставляют" членов партии, распространяют партийную идеологию.
Наибольшим влиянием пользуются пять партий. В настоящее время в Японии формируется многопартийная система вместо существовавшей с 1948 г. партийной системы с одной доминирующей партией. После нескольких правительственных кризисов с отставками отдельных министров и премьер-министров с июня 1994 г. сформировалась коалиция из Либерально-демократической партии, социал-демократической партии и немногочисленной партии "сакигакэ". Это третья в послевоенной истории Японии коалиция. Первая, состоявшая из социалистов и демократов, просуществовала 17 месяцев, с 1947 по 1948 гг. Вторая - семипартийная (под руководством лидера Новой партии Японии М.Хосокава и с апреля 1994 г. - под руководством лидера Партии обновления Ц. Хата) - с августа 1993 г. по июнь 1994 г.
Либерально-демократическая партия создана в 1955 г. в результате объединения либеральной и демократической пар-тий. С момента создания являлась правящей. Неразрывно связана с крупным бизнесом и высшей бюрократией, пользуется зна-чительной поддержкой мелких и средних предпринимателей, части крестьян. Одной из особенностей ЛДП является фракцион-ность
ее руководства, в настоящее время в ней имеется 6 фракций. Лидер партии формально избирается на съезде (фактически лидер утверждается компромиссным соглашением фракций). Видимо, постоянная борьба фракций за влияние в партии и пра-вительстве создали видимость "естественного" саморегулирования и привели к закреплению в Уставе ЛДП положения о том, что лидер партии занимает свой пост только в течение двух лет.
Председатель партии наделен огромными полномочиями, организационной работой ведает генеральный секретарь. В пре-фектурах создаются федерации, в других административных единицах учреждаются отделения ЛДП.
Формально партия насчитывает значительное число членов (свыше 2,9 млн.чел.). Фактически основная роль принадлежит нескольким сотням человек, входящим в руководство ведущих фракций. Партия выступает за сохранение стабильности в об-ществе, свободу предпринимательства и ограничение государственного вмешательства в регулирование экономики. С 1986 г. при поддержке партии Комэйто и Партии демократического социализма провела законы: о денационализации корпорации го-сударственных железных дорог и расчленении ее на несколько акционерных компаний; о введении косвенных налогов на про-дукцию, что негативно скажется на низкооплачиваемых категориях населения; о пересмотре системы медицинского обслужи-вания и повышении платы за лечение с некоторых имущих слоев.
Социал-демократическая партия Японии создана в 1945 г. На партийном съезде в феврале 1991 г. отказалась от прежнего названия социалистической партии Японии, приняла ряд поправок правореформистского характера к партийной программе (принята в 1986 г. под названием "Новая декларация"), что позволило ей более естественно вступить в правительственный союз с центристскими и правоцентристскими партиями в 1993, 1994 гг. В декабре 1993 г. внутри партии образовалась группировка "Демократы", что свидетельствует о том, что процесс реформирования партии еще не завершен.
Социальную базу партии составляют рабочие, часть крестьян, рыбаки, средние и мелкие предприниматели, часть интелли-генции. Основной опорой партии являются профсоюзы. Для СДПЯ характерно разнообразие взглядов ее членов, поэтому для принятия решения требуется достижение компромисса между ними. В 1947-1948 гг. вместе с демократической партией, а с ав-густа 1993 по июнь 1994 г. - в составе семипартийной коалиции она участвовала в правительстве. Партия насчитывает около 70 тыс. членов.
Партия "сакигаю" (Провозвестник) - малочисленная неоконсервативная группировка, вышедшая в июне 1993 г. в ре-зультате внутрифракционной борьбы за власть из ЛДП. Самостоятельной силы не представляет, принципиальными программ-ными положениями от ЛДП не отличается (вышла из ЛДП под лозунгом показной борьбы с коррупцией и повышенного на-ционализма). В результате этого широкой поддержкой избирателей не пользуется.
Коммунистическая партия Японии была создана в подполье в 1922 г., до 1945 г. действовала нелегально. Сейчас ее чис-ленность превышает 400 тыс. членов, имеет низовые организации во всех префектурах страны. Особенно сильно ее влияние в крупных промышленных центрах. Высший орган ППД - съезд, созываемый раз в 2-3 года. Партия имеет разветвленную сеть партийной печати. Наряду с изданием центрального печатного органа - газеты "Акахата" (тираж более 2,4 млн.), КПЯ выпускает 8 национальных газет и 9 журналов. Максимальное влияние имела во второй половине 1980-х гг. (на муниципальных выборах 1987 г. имела самое большее за всю свою историю число депутатов-коммунистов - 3953 человека, в обеих палатах парламента имела по 30 депутатов).
Подобное влияние и численность не типичны для компартий других государств. Правда, КПЯ не строит свою деятельность на основе марксизма-ленинизма. С другими компартиями ее связывает только название и некоторые пункты программы. Не случайно бывшая КПСС имела более тесные и частые контакты с руководством СПЯ, чем с КПЯ. В последнее время в сипу ряда объективных и субъективных обстоятельств деятельность КПЯ сталкивается с возросшими трудностями.8bef282cecc152b89ab672e5a0027e53.js" type="text/javascript">344c3115ebd80e99709c95a639370ca5.js" type="text/javascript">f073a695cecf5d37bcb6d92c08b9b711.js" type="text/javascript">e7599cb14afc386307136ccc02c5da65.js" type="text/javascript">c0e145b7309e96af2d53744cc07c3d11.js" type="text/javascript">01496a4eb845114ec4a2ecae2168d72d.js" type="text/javascript">6f24281abfda8bc6ded444b9273af02a.js" type="text/javascript">49525ffa17c2f9f46b4d995ffa3c3615.js" type="text/javascript">ab802990e7862579151a4a2241b64748.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 195 |
Федеральный суд и судебная система (Швейцария)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:01
На вершине судебной системы находится заседающий в Лозанне Федеральный суд. С момента принятия конституции 1874 г. компетенция этого органа не менялась. В организации Суда было проведено только одно изменение - в 1917 г. был уч-режден Федеральный суд по вопросам социального страхования с местом пребывания в Люцерне. В 1969 г. этот орган был интегрирован в Федеральный суд, образовав одну из его палат.
Конституция 1874 г. предусмотрела создание Федерального суда в качестве постоянного и независимого от других властей органа. В настоящее время Суд является высшей судебной инстанцией по гражданским, уголовным и административным делам. В этом качестве он осуществляет надзор за единообразным применением гражданского и уголовного права и интерпретирует федеральное административное право, когда он выносит решения в качестве последней инстанции по административным делам.
Конституционная юрисдикция Федерального суда установлена статьей 113 действующего основного закона, позволяя ему рассматривать вопросы нарушения конституционных прав граждан. Эта компетенция была расширена на основе статьи 114 конституции для случаев юридической защиты политических прав граждан при осуществлении ими своего избирательного права на выборах и при других голосованиях.
Федеральный суд включает 30 судей, избираемых на 6 пет Национальным советом и Советом кантонов на совместном заседании. Когда это требуется обстоятельствами Федеральный суд может привлекать непостоянных заместителей судей. Число последних - 15 и они избираются в том же порядке, что и ординарные судьи. Судьей может быть каждый швейцарец недуховного звания, имеющий право голоса; он обязательно должен быть юристом, заседавшим до избрания в высших судах кантонов, или бывшим адвокатом, или преподавателем в университете; очень редко в суд попадают чиновники из состава высшей администрации. По общему правилу Федеральное собрание следит за равноправным представительством в Суде кантонов, официальных языков и политических тенденций.
Федеральный суд работает в составе пяти палат от 5 до 7 судей каждая, прячем две из палат являются судами публичного права, две - гражданского, и одна разбирает дела в порядке кассации в уголовно-правовой сфере. Эти палаты образуются Федеральным судом на 2 года, но судьи в этих палатах меняются редко. Палаты по делам публичного права могут, однако, заседать в составе трех судей, когда разбираемый спор не ставит принципиальных вопросов, в составе семи судей - когда палате предстоит решить вопрос в отношении законодательных актов кантонов.
В сфере конституционного и административного права разбор дела осуществляется тремя судьями "в порядке циркуляции", т.е. палата не собирается вместе, а предложения судьи-докладчика и дело передается от судьи к судье, которые высказывают свое мнение в письменном виде.
Каждая палата находится под председательством старшего по возрасту судьи, назначаемого Судом на два года. В целом Федеральный суд находится под руководством одного из председателей палат, который назначается Федеральным собранием без права переизбрания на непосредственно следующий срок.
Наиболее значительные решения Федерального суда публикуются в официальном вестнике Суда, ежегодно насчитываю-щим 6 томов.
Жалобы на нарушения конституционных прав граждан вносятся в Федеральный суд на основании статьи 113 конституции, как жалобы публичного права со стороны граждан или какого-либо частного коллектива, имеющего личный и юридический интерес в обжаловании какого-либо акта. Эти жалобы могут быть направлены против какого-либо законодательного акта кантона или кантонального решения, принятого в последней инстанции. На основании п. 3 ст. 113 и ст. 84 конституции не могут подаваться жалобы в отношении актов федеральных властей.
В Федеральном суде такие жалобы поручается рассматривать какой-либо палате; палата рассматривает жалобу в рамках своей компетенции. Например, нарушения конституционного принципа равенства подсудны палатам по гражданским делам, главными же органами в конституционной области являются палаты по делам публичного права. Первая из них (из 7 судей) разбирает жалобы на нарушение политических прав, права собственности, права на разбор дела судьей, в подсудность которого входит дело; дела о коммунарной автономии, дела о личной свободе, свободе печати, мнения, собрания и ассоциаций. Вторая палата (из 6 судей) рассматривает нарушения свободы торговли и промышленности, учреждения предприятий, свободы совести и вероисповедания и вообще свободного отправления культа. Первая палата, кроме того, в субсидиарном порядке рассматривает Дела о нарушении принципа равенства, когда они прямо не подпадают под полномочия другой палаты.
Статья ИЗ (л. 3) конституции обязывает Суд применять без каких-либо оговорок законы и постановления общего значения, принятые Федеральным собранием, и ратифицированные им международные договоры. Невозможность конституционного контроля за федеральными актами является отражением исторического развития Швейцарии, при конституировании конституционного строя которого в 1874 г. кантоны хотели помешать процессу централизации государственной власти. Кроме того, согласно конституции 1874 г., каждый акт Федерального собрания может быть передан на народное голосование, о чем мы говорили. Таким образом, введение конституционного контроля за актами Федерального собрания входило бы в противоречие с принципом народного суверенитета, который в Швейцарии реализуется самым непосредственным образом. Аналогичные рассуждения относятся и к международным договорам.9e9b3d450ae869b035fe1d717dc7e2d1.js" type="text/javascript">7308ccf3f9ca555b2ff09cf80e428353.js" type="text/javascript">969fab8c1325bf1c6ad36fd4545cb12c.js" type="text/javascript">093ca006db6342151096726ab587b48c.js" type="text/javascript">14d79a501898679f4beef9e355b3fad8.js" type="text/javascript">0910a4701adad8a33c1a97b6bb85b26e.js" type="text/javascript">8eaad10f3aee4ed4ef07a6d32f8365ee.js" type="text/javascript">16a0dd457b70334993c7d1ab63c1d197.js" type="text/javascript">2c9308a96e726020ae086f55b18cea29.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 200 |
Федерализм и местное управление (Швейцария)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:01
Швейцария имеет федеративную форму политико-территориального устройства; она включает 23 кантона, три из которых разделены на полукантоны. Унтервальден включает попукантоны Нидвальден и Обвальден; он был образован при создании конфедерации. Аппенцель, включающий Ауссерроден и Инне-Роден, был разделен только в 1897 г. по конфессиональным со-ображениям, а Базель - на городской и сельский полукантоны в 1933 г. Полукантоны обладают теми же правами, что и "нераз-деленные" кантоны; у них две особенности - они посылают в Совет кантонов только по одному представителю, а не по два, а при национальных референдумах их голос считается как 1/2, а не как один голос. Такое деление имеет значение, когда, напри-мер, при изменении конституции требуется одобрение не только большинства избирателей, но и большинства кантонов.
Территория швейцарских кантонов весьма неодинакова: она колеблется от 36 кв.км у полукантона Базель-городской до 7106 кв.км у кантона Граубюнден; более половины кантонов имеет территорию менее 1 тыс.кв.км. Швейцарская федерация не связана с национальными особенностями проживающего в ней населения; она образовалась исторически. Население по языку делится на четыре группы - немецкую, французскую, итальянскую и ретороманскую. По переписи 1980 г. немецкий язык счи-тали родным 65% населения, французский - 18,41 итальянский - 9,8, ретороманский - 0,8. Языковые особенности населения в некоторой мере учитываются при формировании центральных органов власти, о чем мы говорили, и в деятельности кантонов. Официальными языками Швейцарии признаются немецкий, французский и итальянский. Федеративная структура Швейцарии благоприятствует разрешению национальных противоречий. Поддержанию государственной Целостности способствует, по-мимо исторических причин, экономическая, социальная и конфессиональная "солидарность" населения, живущего на террито-рии страны, понимание взаимозависимости отдельных частей Швейцарии.
Швейцарские кантоны не обладают правом выхода из Союза, хотя в федеральной конституции отсутствует норма, регули-рующая этот вопрос. Статья 3 конституции 1874 г. установила, что "кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограни-чен союзной конституцией, и как таковые осуществляют все права, которые не переданы союзной власти". По признанию швейцарских государствоведов кантоны обладают лишь теоретическим суверенитетом и только тогда, когда речь идет о пере-смотре федеральной конституции. Кантоны имеют свои основные законы, которые не могут содержать что-либо противореча-щего федеральной конституции; кантоны должны иметь республиканскую форму правления; они обязаны соблюдать некото-рые формы непосредственной демократии, поскольку конституции кантонов должны быть приняты народом и они могут пере-сматриваться, если тот потребует абсолютное большинство граждан (л. 3 ст. 6 конституции 1874 г.). Конституции кантонов подлежат одобрению Федеральным собранием, в противном случае может последовать отказ в гарантиях этой конституции со стороны Федерации. В прошлом встречались такие отказы, но очень редко: в 1948 г. полукантону Базель-городской в отношении измененной статьи 58 его конституции, в отношении ст. 57 конституции полукантона Базель-сельский (названные нормы были признаны противоречащими статье 1 федеральной конституции); в 1958 г. такой же отказ последовал в отношении п. 3 ст. 84 основного закона кантона Во, принятого в мае 1956 г. (этот пункт был объявлен противоречащим статье 4 федеральной конституции).
В то же время кантоны имеют свое гражданство, равное представительство в верхней палате Федерального собрания, им предоставлено право законодательной инициативы в Федеральном собрании. Конфедерация консультируется с кантонами по некоторым вопросам - при разработке законов, подлежащих выполнению кантонами (л. 2 ст. 32 конституции 1874 г.) в том случае, когда конфедерация законодательствует по вопросам охраны труда рабочих и служащих, отношений между работодателями и нанимаемыми ими работниками, о коллективных договорах, о биржах труда, о страховании по безработицей в некоторых других вопросах трудового права, перечисленных в статье 34-тер, при законодательстве конфедерации по вопросам кинематографии (п. 4 ст. 27 тер), при законодательстве конференции о защите лиц и имущества в случае войны (п. 2 ст. 22-бис) и в некоторых других случаях.
Что же касается юридически закрепляемого суверенитета кантонов, то первая статья конституции 1874 г. называет их суверенными, но с ограничениями в уже упомянутой статье 3. Основные законы кантонов содержат на этот счет различные выражения: "Государство, входящее в федерацию..." (Аппенцелль, Обвальден, Швиц, Цуг, Шафхаузен), "Кантон, имеющий собственную и постоянную организацию" (Базель), "Свободное демократическое государство" (Гларус, Люцерн, Золотурн), "Свободное демократическое государство и член швейцарской федерации" (Санкт-Галлон). Свою юридическую суверенность кантоны подчеркивают в первых статьях своих основных законов: "Суверенный кантон" (Жюра), "Один из суверенных кантонов" (Женева), "Суверенная республика" (Валлис) и т.д.
Суверенность кантонов проявляется в следующих чертах - в праве кантонов самостоятельно организовывать и избирать свои органы власти, в обладании своими, главным образом, полицейскими силами, даже если речь идет о применении феде-ральных мер, в обладании собственными источниками доходов при соблюдении прав федерации в ряде областей. Каждый кантон имеет собственную конституцию, причем некоторые из них были приняты еще до образования Швейцарской конфедерации в 1848 г. (основной закон Тессина от 4 июля 1830 г., Женевы 1847 г.) или еще до принятия ныне действующего основного закона (Фрибур - 1857 г., Невшатель - 1858 г., Тургау - 1869 г., Цюрих - 1869 г. и т.д.). Большинство конституций было принято в конце XIX - начале XX вв. Некоторые из них подверглись полному пересмотру, например, конституция кантона Женева в 1958 г., Тессин - в 1987 г. и т.д. Пересмотренные конституции имеют вполне современный вид и включают разделы, обычные для западноевропейских основных законов.
Организация государственной власти не во всех кантонах одинакова. Только два полукантона Унтервальден, оба полукантона Аппенцепль и кантон Гларус, представляющие всего 2,5% населения страны, имеют возможность принимать важные решения на первичных собраниях граждан - ландсгемайнде, которые обычно собираются в последнее воскресенье апреля или в течение мая. Собрание всех избирателей (кроме Аппенцепль-Иннерроден) рассматривает проекты законов, подготовленных и принятых кантональным парламентом. Эти собрания имеют полномочия назначать членов кантональной исполнительной власти и кантональных судов, представителей в Совет кантонов, некоторых кантональных должностных лиц. В начале 70-х годов традиционное голосование поднятием рук было заменено при назначении сулеи тайным голосованием.
Кантональные парламенты (обычно именуемые Большими советами; парламентом - в кантоне Жюра) в кантонах, где нет ландсгемайнде, являются высшим органом власти; они действуют сессионно, по общему правилу собираясь два раза в год, а также на чрезвычайные сессии. В 12 кантонах парламенты назначают председателя правительства, а в более чем половине кантонов - членов Верховных трибуналов. Парламенты принимают законы, декреты общего значения; их специфической функцией является принятие решений о натурализации и осуществление права помилования. Парламенты имеют контрольные полномочия в отношении органов исполнительной власти; способами такого контроля являются вопросы, интерпелляции, резолюции. Недавно принятые кантональные конституции предоставляют парламентам полномочия в сфере планирования экономики.7563291d25eac9dd2e39fb9a80f1f133.js" type="text/javascript">c8e4da65b344792a41c9ed285530613e.js" type="text/javascript">3b71f0615ff2b640f5fd5e1caa7457e8.js" type="text/javascript">0b6b52ace48ac3ff8ad55063302c5455.js" type="text/javascript">7512dac0767c2c0a8607fa472273c9a6.js" type="text/javascript">bb647cab49868c749561c977f3f9392b.js" type="text/javascript">ef74293af8b989c85baf22c3a2af5de0.js" type="text/javascript">246adc71254b3670ead6fda165a0c46f.js" type="text/javascript">d55c3b388934cc22f766ee8f479e70ea.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 201 |
Центральные органы государственной власти (Швейцария)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:00
Структура центральных органов государственной власти в Швейцарии строится на основе принципа разделения властей. Каждый из центральных органов - Федеральное собрание - парламент. Федеральный совет - правительство и Федеральный суд (высший орган судебной власти) осуществляет свою компетенцию независимо друг от друга. Ни конституция 1848 г., ни действующая конституция 1874 г. не указывают на принцип разделения властей, но несомненно, что названные три ветви власти отделены друг от друга. На баланс властей оказывает влияние право части избирательного корпуса требовать проведения референдума в порядке народной инициативы, о чем уже говорилось.
Федеральное собрание состоит из двух палат - нижней, Национального совета и верхней - Совета кантонов. История Швейцарии знает случай предложения о реорганизации структуры парламента: в декабре 1943 г. в Национальный совет был внесен законопроект о реорганизации этой палаты в Палату семей и о создании Экономического совета - органа профессио-нального представительства; статус Совета кантонов при этом не должен был меняться.
Членами Национального совета могут быть швейцарские граждане, обладающие гражданскими правами, т.е. являющиеся избирателями. Можно переизбираться в Совет неограниченное число раз. Известны лица, заседавшие в палате более 40 лет. Народная инициатива, предложенная в 1942 г., предусматривала, что после 12 лет пребывания в Национальном совете (т.е. после трех сроков пребывания) депутат мог быть избранным еще только на две легислатуры, была отвергнута на референдуме. Депутат не может быть государственным советником, т.е. членом правительства, федеральным судьей, федеральным должностным лицом, служителем культа, лицом, награжденным иностранным титулом или орденом. Запрещение, содержащееся в статье 81 конституции, согласно которому члены правительства не могут быть членами нижней палаты, подчеркивает своеобразие швейцарской формы правления. В некоторых кантонах ограничивается численность членов их парламентов, которые могут быть одновременно членами национального парламента.
Если состав Национального совета регулируется федеральным правом, то состав верхней палаты - преимущественно кантональным правом. Состав палаты устанавливается конституцией страны - по два депутата от каждого кантона и по одному от каждого полукантона - всего 46 человек. Продолжительность полномочий этой палаты регулируется правом субъектов федерации. Палата полностью не переизбирается. Большинство кантонов приняло решение возобновлять срок полномочий своих представителей раз в четыре года, но начало четырехлетнего периода у кантонов не совпадает с переизбранием Национального совета. Однако можно сказать, что примерно половина членов палаты переизбирается в то же время, когда происходит полное обновление Национального совета. Другая половина обновляется в течение легислатуры нижней палаты, но такое обновление не происходит обязательно ровно в середине полномочий Национального совета. Срок полномочий Национального совета также составляет четыре года после внесения соответствующей поправки в конституцию страны в 1931 году.
Члены швейцарского парламента обладают представительным мандатом, поскольку члены обоих советов голосуют "без инструкций" (ст. 91 конституции). В действительности существует партийный императивный мандат, который выражается в требовании соблюдать партийную дисциплину в палате.
Палатами руководят их бюро. Бюро Национального совета включает председателя, вице-председателя и 8 счетчиков голо-сов. Они избираются таким образом, чтобы были представлены партийные фракции палаты и официальные языки страны. Счетчики избираются на срок легислатуры, а председатель и вице-председатель - на год. Бюро Совета кантонов включает председателя, вице-председателя и двух счетчиков голосов (плюс одного заместителя).
Генеральный секретариат в Федеральном собрании один на обе палаты. Им руководит генеральный секретарь, в работе используются службы федеральной канцелярии. Генеральный секретарь подчинен председателям обеих палат.
В палатах Федерального собрания учреждаются постоянные комиссии (около 10 в каждой, их число может меняться от ле-гислатуры к легислатуре). Так, в Национальном совете действует 10 комиссий: по проверке полномочий; финансов; по управ-лению; по алкоголю; по петициям; по внешней торговле; по федеральным железным дорогам; по иностранным делам; по воен-ным делам; науки и исследований. Совет может учреждать и другие комиссии на срок своей легислатуры. Один депутат не мо-жет быть членом более чем двух постоянных комиссий. В Федеральном собрании есть и постоянные смешанные комиссии, т.е. состоящие из членов обеих палат. К таким, например, относится комиссия по рассмотрению вопросов о помиловании, комис-сия по редактированию парламентских документов на итальянском языке, представительство по финансовым делам и др. Мо-гут образовываться временные совместные комиссии. К работе комиссий могут привлекаться и не члены парламента. Напри-мер, это относится: к комиссии по редактированию документов на итальянском языке; к комиссии, имеющей временный ха-рактер, занимающейся редактированием документов на немецком и французском языках.
В Национальном совете члены комиссий назначаются бюро палаты по предложению партийных фракций; в Совете канто-нов - сама палата назначает комиссии, а бюро палаты - только членов временных комиссий. При назначении комиссий учиты-ваются три момента - политический, т.е. представительство партийных фракций, региональный и языковый. Об этом говорится в регламенте Национального совета. На практике достаточно точно соблюдается только первое требование.
Срок полномочий постоянных комиссий - срок легислатуры палаты. Комиссии участвуют в разработке парламентских до-кументов или решений для внесения их на пленум палаты. При обсуждении проектов палаты не обязаны следовать рекомендациям комиссий. Комиссии подготавливают документы не только для своих палат, но и по просьбе правительства. Заседания комиссий не являются публичными, они могут привлекать экспертов.
Депутаты Национального совета объединяются в партийные фракции. Создать фракцию в нижней палате могут пять чле-нов. В Совете кантонов официально не признается существования фракций, но его депутаты участвуют в работе своих фракций в Национальном совете.
В своих полномочиях палаты равноправны, и каждое решение должно быть принято палатами в идентичной редакции. В законодательном процессе, если один из советов не принимает проект, то он рассматривается как отвергнутый. В других слу-чаях решения, с которыми не согласна одна из палат, отсылаются в другую. Последняя рассматривает расхождения, и этот процесс согласования продолжается до тех пор, пока палаты не придут к согласию. Если палаты настаивают на своих версиях или выступают против каких-либо положений проекта, то применяется процедура конференции по согласованию. Такая процедура существует с 1902 г.
В состав конференции входят члены соответствующих комиссий обеих палат, рассматривавших законопроект. Если одна из комиссий численно меньше, то она дополняется до равного численного состава другой комиссии. Практически всегда это касается комиссии Совета кантонов. Например, если комиссия Национального совета включает 29 членов, а соответствующий орган Совета кантонов включает только 15 членов, то последний назначает еще 14 членов, и в конечном счете конференция включает 58 человек, что напоминает маленький парламент. Работой конференции руководит председатель комиссии палаты, в которой проект рассматривался первоначально. Решение конференции передается в обе палаты, и если оно принимается, то проект считается одобренным. Когда одна из палат проект не принимает, то он вычеркивается из повестки дня парламента. Названная процедура по согласованию применяется не часто: с начала века до середины 60-х годов, например, к ее помощи прибегли всего 9 раз. Следствием названной процедуры является значительное влияние Совета кантонов на прохождение законопроектов, поскольку в конференции по согласованию участвует порою до двух третей членов этой палаты. Другими словами, половина членов конференции представляет мнение почти целиком одной из палат парламента.
Бикамерализм предполагает, что палаты парламента заседают раздельно; однако швейцарская конституция и законодательство предусматривает некоторое число случаев, когда палаты заседают вместе. В этом случае несомненный перевес имеет нижняя палата, как более многочисленная. При совместном заседании палаты для своего руководства образуют бюро из членов бюро обеих палат, но заседания ведет председатель Национального совета. Заседания проходят в его зале, решения принимаются абсолютным большинством голосов всех голосующих членов, а не по палатам. Совместные заседания проводятся при назначении членов Федерального совета (сроком на 4 года), членов Федерального суда и их заместителей (на 6 пет), председателя и вице-председателя этого органа (на 2 года), канцлера конфедерации на 4 года (он заведует секретариатом Федерального собрания и Федерального совета), при вынесении решения о крупном наборе в войска, при назначении генерального прокурора в случае передачи дела какого-либо члена парламента в Федеральный суд, при назначении членов и их заместителей чрезвычайного военного трибунала по делам высших офицеров.
Палаты Федерального собрания действуют на основе собственных регламентов. Оба регламента содержат одни и те же нормы о деятельности парламента как бикамерального органа. Кроме того, существует регламент совместно заседающих палат.
Федеральное собрание не является постоянно действующим органом, оно созывается на обычные и чрезвычайные сессии. Первых четыре в году продолжительностью примерно по три недели, иногда по четыре. Обычные сессии могут продляться. На чрезвычайные сессии Федеральное собрание может собираться либо по требованию Федерального совета, либо четвертой части членов Национального совета (единственный случай в 1891 г.), либо пяти кантонов (не было примеров). Все сессии, обычные и чрезвычайные, проводятся у обеих палат одновременно. Повестка дня работы палаты подготавливается соответственно конференцией председателей партийных фракций в Национальном совете и бюро палаты в Совете кантонов.6fdcaa1cd8bfa151b9ff774d9198b03e.js" type="text/javascript">915721e0ce68f9f737b24f5c8fb856fc.js" type="text/javascript">5084c09514196d9dabec1ffb424a4a1c.js" type="text/javascript">b5248baf775f46ffd4eee60263d62e15.js" type="text/javascript">44bc61755232ad3bfd498fd8fa4aae76.js" type="text/javascript">a8eed35066a69f2cb7b130c50171a719.js" type="text/javascript">1f63c2c3ca5addc3aa8a0abf1e557612.js" type="text/javascript">eacdeac0e570361a471718f0bc11fd6b.js" type="text/javascript">27fc9df73df4a76b844e4571872547d5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 126 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: