Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Институты непосредственной демократии (Швейцария)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:59
Институты непосредственной демократии широко практикуются в Швейцарии на различных уровнях. Их появлению на на-циональном уровне предшествовало широкое применение различных голосований в кантонах и коммунах. На федеральном уровне основными этапами развития этих институтов были: народная инициатива в конституционной области включена в ос-новной закон в 1891 г.; международные договоры неопределенной продолжительности или на срок более 15 пет стали предметом факультативного референдума с 1921 г.; в 1949 г. вследствие народной инициативы стало возможным передавать на факультативный референдум федеральные постановления, если продолжительность их действия превышает годичный срок; не терпящие отлагательства федеральные постановления, нарушающие конституцию страны или со сроком действия более одного года, должны передаваться на референдум в обязательном порядке. Эти новые конституционные нормы были включены в качестве ответной меры на действия парламента, злоупотреблявшим (особенно во время Второй мировой войны) правом издавать акты с оговоркой о неотлагательных обстоятельствах, что позволяло этим актам избегать передачи на народное голосование. В 1977 г. была принята очередная поправка к конституции, согласно которой присоединение Швейцарии к организациям коллективной безопасности или наднациональным сообществам должно быть предметом обязательного референдума. Кроме того, на факультативный референдум могут передаваться не только международные договоры неопределенной продолжительности и не подлежащие денонсации, но также и другие договоры; в последнем случае референдум может проводиться по решению обеих палат Федерального собрания.
На национальном уровне таким образом существует два института непосредственной демократии - народная инициатива и различные виды референдума (обязательный, факультативный, отклоняющий, конституционный, законодательный, по международным вопросам).
Об институтах непосредственной демократии при общем или частичном пересмотре конституции мы уже говорили. Дейст-вующая швейцарская конституция не предусматривает института народной инициативы при принятии простых законов. В этой сфере возможно только проведение отклоняющего референдума по требованию 50 тыс. избирателей или 8 кантонов в течение 90 дней до вступления закона в силу. Кантоны еще ни разу не воспользовались этим правом. Такие же правила распространяются и на федеральные постановления общего значения, вступление в силу которых не требует отлагательства. Они теряют сипу через год после их принятия Федеральным собранием, если в течение этого года не получат одобрения народа, в этом случае действие таких постановлений не может быть восстановлено (ст. 89 бис конституции). Могут проводиться факультативные референдумы и по некоторым международным договорам, если того потребуют опять-таки 50 тыс. избирателей или 8 кантонов. К таким актам согласно ст. 89 конституции относятся соглашения, имеющие неопределенную продолжительность действия и не подлежащие денонсации, а также влекущие многостороннюю унификацию права и предусматривающие присоединение к международной организации (как уже говорилось присоединение к организациям коллективной безопасности и к наднациональным сообществам передаются на референдум в обязательном порядке). Кроме того, по решению палат Федерального собрания указанные нормы о факультативном референдуме могут применяться и к другим договорам, не обладающим названными выше признаками.
На кантональном уровне институты непосредственной демократии распространены в большей мере, чем на федеральном. Наибольший интерес представляют ландсгемайнде - т.е. общий сход всех граждан в кантонах и полукантонах - Гларус, Об-вальден, Нидвальден, Аппенцелль-Ауссерроден и Аппенцепль-Иннерроден. Численность участников таких собраний доходила в Гларусе до 10 тыс. избирателей в середине 80-х гг., хотя в Нидвальдене и Обвальдене соответственно собиралось 2,5 тыс. и 1,1 тыс. граждан. Последние цифры считаются показательными и для обеих частей кантона Аппенцепль. Компетенция ландсгемайнде весьма широка - они избирают органы исполнительной власти в составе 7-9 человек и председателя этого органа, производят полный или частичный пересмотр своих конституций и многое другое.7c5c7c48edbaaf028edd7c79bcc504f5.js" type="text/javascript">b94c47282ff38abb56c1da2d66b0ed1e.js" type="text/javascript">0c9a2d52a686f5fb846928745e685dd2.js" type="text/javascript">42cd81b530d6d0aafd7ec8e2592d50eb.js" type="text/javascript">be2620ef55f4f66be65670e8e821c4e6.js" type="text/javascript">35e9799a45a3a8d81481e8e60d403539.js" type="text/javascript">1078e20dd2f4c5cd21485b7bd96f0f32.js" type="text/javascript">44bb87a00d20f5746d2258b67749ba3c.js" type="text/javascript">50eafa7d8a7f07b8394948c09529b821.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 228 |
Избирательное право и избирательная система (Швейцария)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:59
Избирательное право предоставляется швейцарским гражданам, достигшим 18-летнего возраста, не лишенных этого права законодательством кантона, в котором они имеют свое местожительство. Снижение возрастного ценза с 20 до 18 лет было проведено на референдуме в начале 1990 г., внесшего соответствующую поправку в конституцию. Побудительным мотивом явилось решение Федерального суда от 27 ноября 1989 г. о противоречии конституции нормы о лишении женщин избирательного права в полукантоне Аппенцепль-Интерроден. Большинство кантонов уже снизило ценз избирательного права до 19-летнего возраста. За новый ценз проголосовало 72,8% избирательного корпуса. До этого голосования, такое же предложение было отклонено на референдуме 18 февраля 1979 г. Швейцария долгое время оставалась почти единственной страной в Европе, в которой избирательным правом не обладали женщины. Только на национальном референдуме в феврале 1971 г. была принята соответствующая поправка к конституции. Избирательное право ранее было предоставлено женщинам во многих кантонах, а на национальном уровне первая такая попытка в 1959 г. окончилась неудачей. Только три кантона - Во, Невшатель и Женева тогда имели положительное мнение по этой проблеме. Мотивами отказа являлись: сами женщины не хотят иметь такого права (опросы на этот счет неоднократно проводились); женщины не разбираются в политике, и их место - домашний очаг; они не служат в армии, и, следовательно (противники предоставления права находили в этом связь), существует очевидное неравенство по отношению к родине; введение такого права благоприятствует политическому соперничеству.
На федеральном уровне возможно лишение гражданских прав от 2 до 10 лет при осуждении за преступление к лишению свободы. Кантональное законодательство предусматривает лишение избирательных прав душевнобольных, осужденных к лишению свободы на срок более одного года. На федеральном уровне не существует ценза оседлости. Избиратель должен зарегистрироваться, представив документы о своем рождении за 10 дней до дня голосования, если у него нет постоянного местожительства. На кантональных и коммуникальных выборах ценз оседлости обычно составляет 3 месяца. Согласно закону 1976 г. швейцарцы, проживающие за границей, также могут участвовать в голосовании. Кроме того, предусматривается возможность голосовать по почте.
Национальный совет - нижняя палата Федерального собрания - швейцарского парламента, - с 1918 г. избирается по пропорциональной системе, заменившей мажоритарную в два тура. Избирательным округом является кантон, - округа, таким образом не являются равными. Двести мест в палате распределяются между 23 кантонами (20 кантонами и 6 полукантонами); каждый полукантон представляет отдельный избирательный округ согласно численности проживающего в нем населения, исходя из последней десятилетней переписи. Число причитающихся мест округам определяется по пропорциональной системе с правилом наибольшего остатка. Самые маленькие округа имеют право на одно место, если строгий демографический подсчет не позволяет получить такое место. Таких округов пять (кантоны Нидвальден, Обвальден, Ури и др.); в них выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе. В остальных округах применяется пропорциональная система с правилом наибольшей средней. Избиратели имеют право панашировать свой бюллетень. На выборах в 1983 г., например, этим правом воспользовалось 9,5% избирателей (в 1935 г. - 2,5%).b7fcada6664457096e04b142c6c7ad83.js" type="text/javascript">78535150fe5f673bcc5b8a14a6781c0d.js" type="text/javascript">bc665f0c665f294a6ce605c301e6c3d6.js" type="text/javascript">33855984c2dc436e807142e27c66257a.js" type="text/javascript">526e1025664ee1162cd5ebd375bfd2a1.js" type="text/javascript">4816926bbd7b415c345f1b996beb70ed.js" type="text/javascript">dd61420224307fd6da1f83c187adc450.js" type="text/javascript">282d9717fec0cbd38cbec7b7099d972c.js" type="text/javascript">127b8ff2bff2e84c82c65b41cbab3e78.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 417 |
Права, свободы и обязанности граждан (Швейцария)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:58
Права, свободы и обязанности граждан регулируются на двух уровнях - на федеральном и кантональном. Совокупность прав и обязанностей страны по отношению к государству и друг к другу определяется соответствующими конституциями и за-конами. Конституция 1874 г. не содержит и не содержала исчерпывающего перечня прав и свобод. Ко времени создания феде-рации этот акт включал только права и свободы, закреплявшиеся в кантональных основных законах. Затем этот перечень стал постепенно увеличиваться и к настоящему времени федеральная конституция устанавливает принцип равноправия (ст. 4), уточняя, что такое равенство, в частности, проявляется перед законом, а также в семейной области, при получении образования и в трудовых отношениях. Мужчины и женщины имеют право на равную заработную плату за равный труд. Конституция закрепляет: свободу совести и право свободного отправления религиозных обрядов (ст. 49 и 50); экономическую свободу (ст. 31), поскольку свобода торговли и промышленности гарантируется на всей территории Союза; свободу печати (ст. 55); свободу образования союзов (ст. 56); право собственности (ст. 22 тер). Акт 1874 г. предусматривает и некоторые другие права и свободы, однако они по сравнению с конституционными актами других стран явно проигрывают как по кругу регулирования, так и детализированности. Пробельность конституционных прав и свобод явилась одним из доводов для постановки вопроса о полном пересмотре основного закона.2be101a0f287a7e48486e60038f2facd.js" type="text/javascript">037eb16d22daffe66707272b98cc8df9.js" type="text/javascript">c855260a5d17a7645e3348a398d18d15.js" type="text/javascript">2d09985a11ee5315159d8816b45b0493.js" type="text/javascript">a96788c86d491acfb3b39cbe402ae379.js" type="text/javascript">756e14df9e0419934ddfcb69880e86c5.js" type="text/javascript">06cf5d520548c279d2a67376c6868037.js" type="text/javascript">4545c5faa07a60ec3b742e2525a7a6a9.js" type="text/javascript">3870132279a0bc2aba52f43569c6f852.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 167 |
Конституция Швейцарии
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:57
Конституция Швейцарии была принята в 1874 г.; она отразила процесс вовлечения страны в капиталистическое развитие Европы, требовавший усиления централистских начал в государственном управлении. До принятия этого акта в Швейцарии действовала конституция 1848 г. Новый закон сохранил прежнюю структуру и в момент принятия, как и в настоящее время, он включает короткую преамбулу, три главы и переходные положения.
Конституция 1874 г. имеет религиозную окраску, поскольку преамбула начинается словами "Во имя Всемогущего Бога", что является отражением роли церкви, игравшей значительную роль в политической жизни; сейчас эта формула созвучна религиозным настроениям большей части населения страны. Собственно текст конституции включает 1% статьи в номерном порядке. За свою историю она подвергалась многочисленным изменениям и к 1985 г. в этот акт были включены 54 новые статьи, причем 52 из них были оставлены под существующими номерами, но с прибавлением латинских слов "бис", "тер" и т.д., а 54 статьи были отменены или изменены (из них 39 - один раз, 9 - дважды, 3 - трижды и 3 - пять раз). Две статьи (51 и 52) имеют только числовые обозначения без текста. Из фактических 173 статей (по номерам 121) только 84 отражают первоначальный текст основного закона 1874 г. В результате частых изменении конституция в значительной мере утратила свое единство и внутреннюю связность. По сравнению с новыми и новейшими конституциями других западноевропейских стран швейцарский закон проигрывает и по форме и по содержанию. В действующей конституции отсутствует, например, специальный раздел о правах и свободах, не закреплены многие из них, не названы принципы внутренней организации швейцарского государства. Хотя в преамбуле названы цепи Швейцарского союза - поддержание и укрепление единства, силы и чести Швейцарской нации, - но в этом акте ничего не говорится о целях государства, о задачах, возлагаемых на конфедерацию и кантоны. Больше того, в конституции отсутствует раздел о распределении компетенции между федерацией и кантонами. Первая глава содержит разнообразные нормы - о преимущественных правах федерации, о правах и свободах швейцарских граждан, о гражданстве, финансовые и налоговые положения и т.д. Вторая глава посвящена структуре органов центральной власти и третья - пересмотру федеральной конституции.
Текст конституции 1874 г. формировался в разные исторические эпохи, поэтому он отражает различные политические со-бытия, условия, потребности. "Разнокалиберности", "разномастности", неравноценности различных частей и положений кон-ституции сильно способствовало изменение порядка внесения в нее поправок, произведенное 5 июля 1891 г., когда была вве-дена в основной закон возможность его изменения путем народной инициативы. Можно, например, указать ряд статей этого акта, отражающих борьбу в стране по различным вопросам, конфликты интересов различных групп населения и организаций. Среди таких норм выделялись: введенная в 1893 г. и действовавшая в течение более 80 лет статья 25 бис о запрещении убоя скота без предварительного оглушения до выпуска крови (в декабря 1973 г. содержание этой нормы было изменено, теперь она говорит о защите животных); действующие нормы о заготовках зерна (ст. 23 бис); о водном хозяйстве (ст. 24 бис); о защите болот и заболоченной местности особой красоты (п. 5 ст. 24 сексти); о праве конфедерации издавать законоположения в отношении охоты и рыбной ловли, особенно в целях сохранения крупной дичи в горах (ст. 25); о спиртных напитках (ст.ст. 32 бис, 32 тер, 32 катер); об игорных домах (ст. 35); о налогах на горючее (ст. 36 тер) и др.
Конституция 1874 г. установила в Швейцарии федеративную форму территориального устройства, которая за время суще-ствования проделала значительную эволюцию. Примерно половина всех внесенных в конституцию изменений связана с усилением центральной власти в стране.
По форме правления Швейцария - парламентарная республика, имеющая некоторые особенности по сравнению с классической моделью. В стране нет главы государства - специально избираемого президента; номинально таковым признается председатель конфедерации - председатель правительства, получающий свои полномочия сроком на один год. Председатель конфедерации обладает лишь председательскими и техническими функциями, как глава правительства это лицо также не имеет каких-либо особых прав; он лишь "первый среди равных" министров. Одним из определяющих признаков для установления формы правления является, как известно, вопрос об ответственности правительства. В конституциях, законодательстве и регламентах палат Федерального собрания отсутствует ответ на этот вопрос, хотя депутаты обладают некоторыми традиционными формами контроля. Они могут задавать вопросы, вносить интерпелляции, которые фактически представляют собой вопрос с дебатами. Нигде не говорится о возможности ухода правительства в отставку и об условиях такой отставки. Конституция не предусматривает важнейших прав парламента по отношению к правительству - вотума недоверия и резолюции порицания.427bff84752441a84e63c572e3a9d6fb.js" type="text/javascript">6ca481eb4003262fab9d678da0f864ff.js" type="text/javascript">025bcb89321aee8ff3dbc26a009687a8.js" type="text/javascript">11212b584edfd649067cf8c37cee7b35.js" type="text/javascript">86beacfb1e47294210f8690542ec276e.js" type="text/javascript">63d9c280195357d967ec1cebde540163.js" type="text/javascript">5a1d0dadbf11b2e61c07dd6e702e680c.js" type="text/javascript">b1dd18ba86157f780c623f701f829857.js" type="text/javascript">47153a5e35594ff8636ffc962d2186bb.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 208 |
Политические институты и конституционное право Швейцарии
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:57
Швейцария - небольшое государство в центральной Европе, никогда не имевшее монархической формы правления. В ней в большей мере, чем в других странах, избирательный корпус обладает непосредственной властью. В этой стране чрезвычайно развиты институты непосредственной демократии. Кроме того, будучи старейшей в Европе федерацией, Швейцария занимает особое положение на континенте. Уже в ХVII-ХVIII в. она придерживалась нейтралитета в европейских войнах. В эпоху Великой французской революции нейтралистская традиция была прервана и в 1789 г. Гельветическая республика (так называлась в то время Швейцария) заключила с Францией договор. Нейтралитет Швейцарии был восстановлен после поражения Наполеона. 20 ноября 1815 г. в Париже Россия, Англия, Франция, Пруссия и Испания подписали акт о признании нейтралитета Швейцарии и о неприкосновенности ее территории.1a2635a2bc95fba8f38b12238b2c2824.js" type="text/javascript">c9ba58e7fc3b32daa68e7c084adde20f.js" type="text/javascript">bbb7f71941d8a9a7a90ad3f1ca36ec3f.js" type="text/javascript">bf591de0880db11c4e828a000c31594e.js" type="text/javascript">a453a4f95aa0c95743d512070422cf47.js" type="text/javascript">f0cfbb0979efb6c6b36f91c589d8fb8c.js" type="text/javascript">60d20af0a31e0228cea91e3884a651c0.js" type="text/javascript">b392c9b683603084a0c875ce62b7857b.js" type="text/javascript">1d9f9bb1dfe90f8eeb383a22dd0fa60e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 162 |
Судебная система (Испания)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:56
В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля 1985 г., в котором установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебных органов и проку-ратуры, статус судей и адвокатов.
Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Совета назначаются Королем на пять пет; по 10 членов предлагаются Конгрессом депутатов и Сенатом. Каждая палата парламента избирает по 6 судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре - среди прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальности более 15 лет. В обязанности Генерального совета входит назначение, перемещение по должности судей и магистратов, регулирование их административного статуса и дисциплинарных отношений. Совет также предлагает Королю для назначения кандидатуру председателя Верховного суда. Судебные округа распределяются в соответствии с политико-административным делением территории; каждый округ включает один или несколько муниципалитетов, входящих в одну провинцию.
На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведению Конституционного суда. Суд включает шесть палат (salas), рассматривающих соответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и трудовые дела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7 (военная) до 12 (гражданско-правовая) - судей. Например, палата по гражданским делам рассматривает в кассационном порядке дела Высокого суда (Audiencia) на сумму свыше 3 млн. испанских посеет. Судами более низкого уровня являются - Национальный высокий суд (Audiencia nacional), состоящий из шести палат. Его уголовная палата рассматривает по первой инстанции дела высших должностных лиц государства. Высокие суды автономных сообществ (Tribunles superiores; de lsa Comunidades; autonomas) обладают компетенцией в гражданско-правовой, уголовной, административно-правовой и социальной сфере. Они включают по несколько палат. Ниже следуют про-винциальные суды (Audiencies provinciales), учреждаемые в каждой из 50 провинций и разбирающие гражданские и уголовные дела. Еще ниже идут суды первой инстанции (Juzgados de Prirnera у instruccion), муниципальные суды (Juzgados municipales) и мировые суды (Juzgados de paz). В каждой провинции учреждены: административный суд (Juzgado de lo concioso adrmistrativo), суд по контролю за местами лишения свободы (.luzgado de vigilancia penitinciafia) и суд по делам несовершеннолетних (Juzgado de minores).ff637bc361a857f4af872f0929a4b2ba.js" type="text/javascript">5cf98bed29aee2c629338bedc8a854aa.js" type="text/javascript">2b8118078f7754d783097ba1bd73bc35.js" type="text/javascript">f95fca19f4e84f6ee5b938d56ac167c3.js" type="text/javascript">1737de260278d87bc47eb2593f7932f4.js" type="text/javascript">6c0f52d8960fe7ab2ce57170f6a5a4d4.js" type="text/javascript">19f5d54f55fed0d8ce29c09a4f475c08.js" type="text/javascript">5744bf0efb4cbb8b145b1ffabaf2d03d.js" type="text/javascript">6e3da1f648f7c7c000f7cbd91a713b08.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 167 |
Автономия и местное управление (Испания)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:56
Территориально Испания разделена на муниципалитеты, провинции и автономные сообщества. Все они обладают само-стоятельными правами при осуществлении своих задач.
Испания, всегда отличавшаяся лингвистическим и культурным разнообразием, разрешила проблему национальных особенностей населяющих ее народов путем образования автономных сообществ, признав в преамбуле основного закона 1978 г. необходимость "обеспечить всем испанцам и всем народам Испании осуществление прав человека, развитие своих культур и традиций, языков и институтов". Национальный вопрос всегда был острым в Испании. Учредители конституции 1978 г. при разрешении этой проблемы опирались на опыт Второй испанской республики (1931-1936 гг.) и на итальянский опыт, зафиксированный в конституции 1947 г.
Образовывать автономные сообщества могут граничащие друг с другом провинции, имеющие общие черты исторического, культурного и экономического развития, а также островные территории и провинции, представляющие единую историческую область. Возможно образование нескольких видов автономии; их отличие друг от друга состоит в объеме предоставляемой им компетенции. Каждое сообщество имеет свой статут, принимаемый парламентом страны путем издания органического закона. В настоящее время образовано 17 сообществ.
Конституция 1978 г. устанавливает общие правила, которые сообщества должны соблюдать (ст. 152). Каждое автономное сообщество имеет законодательное собрание, члены которого должны избираться всеобщим голосованием на основе пропор-ционального представительства участвующих в них политических партий. Собрания осуществляют контрольные полномочия за деятельностью исполнительной власти, принадлежащей правительственному совету и его председателю. Эти органы изби-раются законодательным собранием и назначаются Королем. Функции председателя состоят в руководстве деятельностью правительства, в представительстве сообщества. Правительство несет ответственность перед законодательным собранием, т.е. в сообществах установлена парламентская форма правления. Автономные сообщества пользуются финансовой авто-номией; они обладают собственными источниками доходов, например, с вводимых ими налогов, прибыли от собственного имущества, налогов, полностью или частично, предоставляемых государством, и др.
Наиболее распространена ограниченная автономия, охватывающая организацию собственных институтов самоуправления, изменение границ муниципалитетов, находящихся на соответствующей территории, и определение функций муниципалитетов, регулирование планирования территории, урбанизации и жилищного хозяйства, организацию общественных работ, сельское хозяйство и скотоводство в соответствии с предписаниями общих экономических планов, планирование и строительство гидротехнических сооружений, ремесла, развитие культуры, преподавание языка автономного сообщества, социальное обеспечение, туризм, здравоохранение и гигиену и другие сферы, указанные в статье 148 основного закона.
Полная автономия (ст. 149) включает больший круг вопросов по сравнению с ограниченной - все вопросы, специально не закрепленные конституцией за государством. Для получения полной автономии требуется специальная, более сложная чем при организации ограниченной автономии, процедура, указанная в статье 151 основного закона. В настоящее время полной автономией обладают Каталония, Страна басков, Галисия и Андалузия. По решению Генеральных кортесов возможно образование и специальной автономии. Таким образованием путем издания органического закона передаются некоторые полномочия самого государства. Специальной автономией пользуется Страна басков, Наварра, Канарские острова и города Сеута и Мелилья. Им предоставлены некоторые права с учетом их исторических особенностей. Например, на Канарских ост-ровах налоговый режим не может быть изменен без предварительного согласия соответствующих органов этого автономного сообщества. В Наварре своеобразие проявляется в особом порядке разработки статута сообщества.
Признание существования сообществ не означает раздробления государства, разрыва отношений солидарности, принцип которой закреплен в статье 2 конституции 1978 г.d556ae20d3b3bca9993250e11069d26e.js" type="text/javascript">01b0cc388db73c855ea9ae7222d2b7c3.js" type="text/javascript">c159670be8de4f4884e91af42b0e6280.js" type="text/javascript">2888272c47ca89d23459aa3db33868a1.js" type="text/javascript">1b88229cc2c36a9ea2fcb836581ad80a.js" type="text/javascript">c7a0cca6fabc425baaeda213cf897044.js" type="text/javascript">a6a5959fd4a191bc035eaea57269e2e5.js" type="text/javascript">f56e80994fed190e3f55782c7d1ce3be.js" type="text/javascript">440b429e2b053679dea59f1362bc8337.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 112 |
Конституционный суд (Испания)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:55
Учреждение Конституционного суда - указание на одну из примечательных тенденций развития Испании после франкист-ской диктатуры. Этот Суд воссоздает одну из традиций испанского государства - в период Второй республики в 1931 - 1936 гг. действовал Суд конституционных гарантий. Учреждение Конституционного суда было одобрено всеми членами Кортесов при выработке основного закона, за исключением коммунистов, которые, однако, не голосовали против этого института.
Суд включает 12 членов, назначаемых Королем на 9 лет. Третья часть состава Суда предлагается Конгрессом депутатов, третья - Сенатом, шестая - правительством и шестая - Генеральным советом судебной власти. Обе палаты Генеральных корте-сов предлагают судей квалифицированным большинством в 3/5 своих членов с тем, чтобы получить достаточно большой кон-сенсус среди членов и избежать назначения простым большинством, которое поддерживает правительство. Каждые три года состав Суда обновляется на одну треть. Девятилетний срок полномочий делает Суд достаточно стабильным органом, а обновление по частям - предохраняет его состав и практику его работы от внезапных переориентаций и колебаний, какие могли бы быть при одновременной смене состава.
Состав Суда обладает высоким профессиональным уровнем, поскольку его членами могут быть члены судов и прокуроры, профессора университетов, должностные лица публичной администрации и адвокаты, являющиеся компетентными юристами и работающие по своей профессии более пятнадцати пет.
Конституционный суд работает либо в пленарном порядке, когда заседают все судьи, либо по палатам, которых в составе Суда две, по шесть судей. В первом случае руководит заседанием либо председатель Суда, либо вице-председатель, либо на-значенный старший по возрасту член Суда. Во втором случае одной из палат руководит председатель Суда, а второй - вице-председатель. Возможно образование секций по два судьи в каждой. На пленуме Суда рассматриваются ходатайства о некон-ституционности актов, споры о компетенции между государством в целом и автономными сообществами, между самими авто-номными сообществами, между конституционными органами государства, проверяются условия для назначения членов самого Суда, споры о назначении членов в одну из палат Суда, об отводе членов Суда при рассмотрении дел, об окончании полномочий членов Суда, о принятии и изменении регламента Суда, любые вопросы о компетенции Суда по предложению его председателя или трех судей. Палаты Суда рассматривают жалобы в порядке процедуры ампаро . Вопросы о допустимости рассмотрения жалобы на пленуме или в палатах могут разрешаться в секциях, включающих председателя или вице-председателя и двух судей.
Процедура в Суде построена на началах состязательности; стороны представлены поверенными и адвокатами; исполни-тельная власть также представлена адвокатом при Суде. Процедура в Суде бесплатна. Решение принимается большинством голосов; при равенстве голосов голос председателя дает перевес. Председатель и члены Суда могут иметь по делу особое мнение, которое также публикуется в официальном органе государства. Однако подробности голосования в Суде не подлежат огласке.b236acd7f67ac1fad1462e101f5c5705.js" type="text/javascript">69ddd950513f86e0010a22aa99d4c2cc.js" type="text/javascript">e99d0c0678249dab60cd25cd814297a7.js" type="text/javascript">38263ecd5ab5f7dda829c5fe924ec02c.js" type="text/javascript">2172afb999d77618d749a37970e7fb13.js" type="text/javascript">b2bc2347c7da3c725bcbe93d52a66893.js" type="text/javascript">efd4396752985e8a288b6d5c37e47a5d.js" type="text/javascript">68a6d19a8af3708d08adaf50d3db832a.js" type="text/javascript">648c69c1072806740d96c0552d706b18.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 170 |
Центральные органы государственной власти (Испания)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:55
Закрепленная в конституции структура государственных органов относительно проста. Она строится на принципе разделения властей. Полномочия главы государства принадлежат Королю, законодательная власть - Генеральным кортесам, исполнительная - правительству; Конституционный суд - орган конституционной юстиции.
Глава государства. Установленная конституцией форма испанского государства - парламентарная монархия - предопределяет правовое положение главы государства. Форма замещения поста монарха, предусмотренная статьей 57 основного закона, является традиционной, поскольку такая же содержалась в статье 60 монархической конституции 1876 г. и почти такая же - в статье 51 основного закона 1837 г. Генеральные кортесы, являющиеся выразителем национального суверенитета, в случае невозможности наследственной передачи короны имеют право распоряжаться ею "в форме, в наибольшей мере отвечающей интересам Испании". Конституция установила, что корона передается наследникам Хуана Кариеса 1 Бурбона, который, таким образом, является первым в новой династии. Такое утверждение соответствует испанской традиции. В конституции 1812 г. устанавливалось, что Королем Испании является Дон Фердинанд VII, который "в настоящее время правит". Все конституции с 1837 по 1876 гг. (включая последнюю) содержали аналогичные нормы: “Законным Королем Испании является..." и далее следовало собственное имя Короля. Исключением был закон 1869 г., учредивший монархию. Форма парламентарной монархии гарантирована частью II основного закона, которая, как и нормы о правах и свободах, требуют специальной процедуры при внесении поправок.
При несовершеннолетии Короля его отец или мать, а при их отсутствии ближайший совершеннолетний родственник в по-рядке наследования короны, осуществляет регентские функции до совершеннолетия Короля. Если совершеннолетний Король не может исполнять свои функции, то регентом становится наследный принц, если он совершеннолетний; в противном случае применяется указанное выше общее правило. Неспособность Короля осуществлять свои функции устанавливается Генераль-ными кортесами.
На содержание двора Король получает средства по цивильному листу; король назначает и освобождает от должности служащих двора. Расходы на содержание двора устанавливаются ежегодно при утверждении государственного бюджета.
Обязанности Короля не выходят за пределы, очертанные при парламентарной монархии. Король выступает как "глава Ис-панского государства", является символом его единства и постоянства. Он - гарант правильного функционирования государст-венных институтов (п. 1 ст. 56 конституции). В данном случае статус Короля вполне совмещается с европейской моделью пар-ламентарной монархии. В конституционных нормах о правовом положении испанского короля заметно стремление сделать это лицо как бы "парящим" над другими государственными органами. Испанский король, в частности, не является главой исполнительной власти. Он санкционирует и промульгирует законы, созывает и распускает Генеральные кортесы, назначает новые выборы согласно положениям конституции, объявляет о проведении референдума, назначает и увольняет членов правительства по предложению его председателя, назначает гражданских и военных служащих, жалует почетные титулы и знаки отличия, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет помилование, назначает послов, а иностранные послы аккредитуются при нем, подписывает международные договоры, по уполномочию Генеральных кортесов объявляет войну и заключает мир. Однако для того, чтобы акты монарха в названных областях были действительными, они должны быть контрассигнованы председателем правительства, министрами или председателем Конгресса депутатов.
Наиболее значительное полномочие Короля - предложение Конгрессу депутатов кандидата на пост председателя прави-тельства. Для этого Король проводит консультации с представителями парламентских фракций и через посредство председателя Конгресса предлагает кандидатуру на пост главы правительства. Этот акт монарха требует контрассигнации председателя Конгресса.
При вступлении на престол Король приносит присягу перед Генеральными кортесами.
Генеральные кортесы "представляют испанский народ" (ст. 66 конституции). Они осуществляют государственную зако-нодательную власть, принимают бюджет, контролируют деятельность правительства и осуществляют иные функции, возло-женные на них конституцией.
Правовое положение испанских парламентариев мало чем отличается от статуса парламентариев других западноевропей-ских стран. Так, исключение из членов парламента может иметь место только по судебному решению по делу, по которому одна из палат Кортесов разрешила проводить расследование в отношении своего парламентария. Другими словами, испанские парламентарии обладают иммунитетом. Их преследование в судебном порядке возможно лишь с разрешения палаты, за исключением случая задержания на месте преступления. За свой труд члены Генеральных кортесов получают денежное вознаграждение и пользуются, кроме того, некоторыми преимуществами - бесплатной почтовой связью, бесплатным проездом.
Палаты Генеральных кортесов автономны: они принимают свой внутренний регламент и работают в соответствии с ним, принимают свой бюджет, а на совместном заседании - статут персонала Кортесов. Для обеспечения своей работы палаты организуют весьма внушительный вспомогательный аппарат.
Внутренняя организация Кортесов в целом традиционна для западноевропейских парламентов. Каждая палата на срок своих полномочий избирает председателя, по четыре вице-председателя и по четыре секретаря. Депутаты организуются в парламентские группы (фракции); для образования фракции в Сенате требуется минимум 10 членов и 15 - в Конгрессе депутатов, но в нижней палате фракции могут также образовывать 5 членов, получивших по 15% голосов в своем избирательном округе или партии, набравшие 5% голосов в общенациональном масштабе. Объединение в фракцию позволяет парламентариям влиять на деятельность палаты; фракции посылают своих представителей в так называемый Совет докладчиков при председателе палаты, который ведает повесткой дня и предлагает членов в различные комиссии, образуемые палатами. Палаты создают постоянные комиссии из представителей фракций на основе их пропорционального представительства. В Сенате - 13 комиссий, в Конгрессе депутатов - 14. Кроме того, образуются комиссии ad hoc, т.е. для рассмотрения конкретных дел, смешанные и расследовательские комиссии. В Сенате отсутствуют ограничения для вхождения его членов в комиссии, а в Конгрессе депутатов каждый член должен состоять по меньшей мере в одной из постоянных комиссии.
Особенностью постоянных комиссий является предоставленная им конституцией возможность законодательствования (как и в итальянском парламенте). Палаты могут делегировать комиссиям право принимать законы; эта возможность, однако, силь-но ограничена; поскольку палаты могут в любой момент потребовать голосования по любому из законопроектов, рассматри-ваемых в комиссиях, и из круга ведения комиссии изъята возможность принятия законов по вопросам конституционной ре-формы, органических, уполномочивающих законов и государственного бюджета.
Обе палаты Генеральных кортесов могут собираться на совместные заседания. Такие заседания ведет председатель Кон-гресса депутатов. На совместных заседаниях решается вопрос о наследовании Короны (л. 3 ст. 57 конституции), о лишении наследства лица, вступившего в брак, несмотря на запрет Короля и Генеральных кортесов (п. 4 ст. 57), об установлении регентства в случае отсутствия лица, могущего его осуществлять, путем назначения одного, трех или пяти человек (п. 3 ст. 59), о назначении опекуна несовершеннолетнего Короля, если его не назначил покойный Король или отсутствует опекун по закону (п. 1 ст. 60). На совместном заседании принимается присяга Короля (п. 1 ст. 61), а также клятвы наследного принца, регента или регентов (п. 2 ст. 61). Совместно заседающие палаты Кортесов дают полномочие Королю объявлять войну и заключать мир (п. 3 ст. 63).
Названные полномочия Генеральных кортесов в той или иной мере связаны с Короной, но они имеют весьма важную ком-петенцию и в других областях государственной жизни. Так, на совместном заседании палат Кортесы дают разрешение ратифицировать международные договоры по политическим вопросам, военного характера, затрагивающие территориальную целостность государства или основные права и обязанности, указанные в части 1 конституции, договоры и соглашения, содержащие обязательства для государственных финансов, а также договоры или соглашения, влияющие на изменение или отмену какого-либо закона или принятия мер законодательного характера для исполнения этих договоров и соглашений (п. 1 ст. 94).
В каждой из палат образуется на началах пропорционального представительства от фракций постоянная депутация - до-вольно оригинальный институт, существовавший в XIX веке в Австрии, Германии, а также предусматривавшийся в испанских основных законах 1812, 1856 и 1931 гг. Каждая депутация, включающая минимум 21 члена, действует в межсессионный пери-од, а также тогда, когда срок полномочий палат истек или когда они распущены. В двух последних случаях депутации работают до конституирования новых Генеральных кортесов. Когда соответствующая палата собирается, то депутация отчитывается по вопросам, которые она обсуждала и по принятым ею решениям. В межсессионный период депутации имеют все полномочия, принадлежащие палатам, а когда палаты распущены или когда срок их полномочий истек, то и полномочия, принадлежащие палатам во время чрезвычайных и срочных случаях. Работой депутации руководит председатель соответствующей палаты. Депутации имеют право требовать созыва палат на чрезвычайные сессии.
Генеральные кортесы работают в сессионном порядке; ежегодно проводится две сессии - с сентября по декабрь и с февраля по июнь, т.е. парламент заседает восемь месяцев в году. Могут созываться чрезвычайные сессии по требованию правительства, постоянных депутаций и абсолютного большинства членов одной из палат.
Испанский парламент обладает классическими полномочиями западноевропейского парламента, которые уже назывались. К числу "иных функций" относится дача согласия на заключение международных договоров, назначение национальных референдумов.4fcacbd07828059ab30fa8af2c5ccfc8.js" type="text/javascript">c75078c5df0ccfa4e260353c972ce39a.js" type="text/javascript">124c6239395545f7bc3825193c360997.js" type="text/javascript">06d54036181243d02947e23416b58fea.js" type="text/javascript">6e1dafaf29dd53b84b9ddf43144706a0.js" type="text/javascript">609fde62e3999af3313055cf70b6ebc9.js" type="text/javascript">4b4948bcb3b51d47b8b45a48fef93896.js" type="text/javascript">8e6beea5561e4e0bd8f7236e92989cf4.js" type="text/javascript">3bdd4b9c476650f935371b3c2b397f6a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 109 |
Избирательное право и референдум (Испания)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:54
Активное избирательное право на выборах в представительные учреждения предоставляется обладающим политическими правами гражданам Испании с 18-летнего возраста. Парламент - Генеральные кортесы - включает две палаты: Конгресс депу-татов и Сенат, который является палатой территориального представительства. Обе палаты избираются путем всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании на 4 года. Конгресс депутатов включает от 350 до 400 депутатов, в настоящее время - 350. Каждая из 50 провинций, как минимум представлена двумя депутатами и одним дополнительным депутатом на каждые 175 тыс. жителей. Города Сеута и Мелилья представлены одним депутатом в нижней палате. Сенат состоит из 208 избираемых членов и 43 назначаемых Королем. Каждая провинция избирает по 4 сенатора. Каждый остров или группа островов составляют также один избирательный округ. Большие Канарские острова, Мальорка и остров Тенерифе избирают по три сенатора каждый, а другие острова - по одному. Города Сеута и Мелилья избирают по два сенатора. Автономные сообщества посылают в верхнюю палату дополнительно по одному сенатору от более чем одного миллиона жителей; эти сенаторы назначаются законодательными собраниями сообществ.
Возраст пассивного избирательного права составляет 18 лет при отсутствии ценза оседлости. В связи с подписанием Испа-нией Маастрихских соглашений от 7 февраля 1992 г. в конституцию (п. 2 ст. 13) была внесена поправка о предоставлении на основе взаимности пассивного избирательного права иностранцам - гражданам государств-членов Европейского союза на вы-борах в муниципальные советы. Депутаты Генеральных кортесов должны отвечать некоторым условиям избираемости и со-вместимости должностей. Так, они не могут быть одновременно членами Конституционного суда, установленными законом высшими должностными лицами государства, за исключением членов правительства; они не могут быть Народным защитни-ком, профессиональными военнослужащими, служащими полиции и корпуса безопасности, магистратами, судьями, прокуро-рами, членами избирательных комиссий. Член одной из палат не может обладать мандатом другой. В Испании отсутствует какая-либо процедура отзыва парламентариев; если они хотят уйти в отставку, то должны направить письменное заявление председателю своей палаты.
Кандидаты в Конгресс депутатов представляются надлежащим образом зарегистрированными политическими ассоциациями и федерациями, их коалициями или 0,1% избирателей, внесенных в избирательные списки в округе (это процентное соотношение должно быть, однако, выше числа в 500 избирателей). Члены палаты избираются голосованием списком по системе пропорционального представительства (метод д'Ондта). Избиратель голосует за один из списков, представленных в его округе (в провинции). Депутаты от городов Сеута и Мелилья избираются простым большинством голосов, т.е. по мажоритарной системе относительного большинства.
Кандидаты в сенаторы выдвигаются таким же образом, как и кандидаты в депутаты. Согласно числу сенаторов, подлежа-щих избранию в каждой провинции (кандидаты вносятся в список), избирателю предоставляется один, два или максимум три голоса. Кандидаты, получившие наибольшее число голосов, объявляются избранными.
При вакантности места в Конгрессе депутатов оно замещается кандидатом "пришедший затем" по списку партии, к которой принадлежал прежний обладатель вакантного места. При вакантности мест в Сенате производятся частичные выборы.3434ba3177374f7fb072aa237192e072.js" type="text/javascript">8ad03a8165c750243929a365054e5b29.js" type="text/javascript">b5b9a2c54fccc47e01d265cefc3a7322.js" type="text/javascript">4ed0e58a16ad34a6489fba91e5d8fff6.js" type="text/javascript">ce759cfd8a1b065377aab9fc3bf0465b.js" type="text/javascript">2a43ed38dc64663caa3d32d071015bea.js" type="text/javascript">91c22bf8731bea459443ed22761cd42a.js" type="text/javascript">8f02aac5eee471f98437e79334d987af.js" type="text/javascript">746c15db0dc954a33c6ddf24dc619d30.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 190 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: