Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Товарищества: общая характеристика
  Корпоративное право | Автор: admin | 2-01-2011, 16:35

Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий

Ф. Энгельс

Если рассматривать товарищества в историческом аспекте, то следует отметить, что они выросли из семейного предпринимательства, основанного на полном господстве главы семьи над всеми другими членами. Условия городской жизни в средние века вынуждали семью продолжать вести общее хозяйство и после смерти отца, с тем чтобы сконцентрировать в одних руках значительные капиталы. Члены семьи помимо общего семейного имущества часто имели и свое личное, особенно важным при этом считалось недвижимое имущество.

Постепенно укоренялись формы организаций, в которых члены семьи заменялись и другими участниками общего дела, выступавшими либо в роли товарища, либо в роли служащего. Этот служебный элемент играет все более и более заметную роль. Хозяин (в семейном предприятии – домовладелец) потерял возможность вести дело собственными средствами, поэтому он вынужден привлекать к делу многочисленных равноправных с ним участников. А так как это равенство прав исключало право самих участников на непосредственное управление, то естественно, что управление передавалось не участнику как таковому, но тому, кто для этой роли казался наиболее подходящим. Объединяя имущество, участники товарищества получали возможность сконцентрировать средства и затеять более сложное дело.

Изменение управления объединенными капиталами несколько отставало от изменения формы собственности. Сначала оно основывалось на старых принципах совместного ведения дела всеми полноправными участниками. Дело при объединенных капиталах, как правило, было слишком сложным, чтобы каждый участник мог по своему усмотрению вмешиваться в его управление. И действительно, власть в более обширных товариществах стала затем сосредоточиваться в руках одного или нескольких участников. Первоначально при этом решающую роль играл возраст (старшинство), затем личностный элемент усложняется и на первое место выдвигаются качества лица. Слишком значительные интересы участников были связаны с лицом, управляющим товариществом, чтобы можно было предоставить его выбор слепому случаю рождения.

Позже товарищеские объединения стали пополняться и другими вкладчиками, получавшими определенный процент на свои вклады. И это еще больше повысило значимость индивидуальных качеств лиц, осуществляющих формально или фактически управление товариществом.

Но не только в усовершенствовании форм совместной деятельности крылся источник прогрессивного развития общества. Как бы обширна ни была деятельность промышленного или торгового предприятия, как бы многочислен ни был персонал, трудами которого оно держится, интенсивная работа предприятия возможна только в том случае, если во главе стоит не одно лицо, а, во всяком случае, небольшое количество сплотившихся между собой лиц, вырабатывающих единую волю коллектива.

При таких условиях значительное расширение полноправных товарищей, пользовавшихся всеми прерогативами распорядителей, хозяйским глазом следящих за всем, что делается на предприятии, было, очевидно, невозможным. Число лиц, которые могли быть привлечены на подобное амплуа без опасности нанести ему вред личным вмешательством, было по необходимости ограничено. Да и желающих идти на эти роли никогда не бывало слишком много' сознание, что ты отвечаешь всем своим состоянием. служило предостережением.

Таким образом, многие полные товарищества постепенно превращаются в коммандитные товарищества, или в товарищества на вере. Коммандитные товарищества привлекают многочисленных участников тем, что, являясь вкладчиками и получая по этому случаю определенную выгоду (процент от прибыли), они не мешают планомерному ведению дела и в то же время не выступают в качестве бесправных и безучастных свидетелей[1].

Такова генеалогия товариществ как вида корпораций изнутри, с точки зрения управленческой.

Интересен взгляд на товарищества и извне, в территориальном аспекте в частности.

Вначале помещение, где производилась предпринимательская деятельность, не выделялось из частной квартиры предпринимателя. С образованием товариществ производственное помещение резко отделяется от частной квартиры. В крупных торгово-промышленных городах центральный район занимается торговыми лавками. В качестве примера можно привести знаменитый Ломбарстрит в Лондоне, всем известную Ильинку в Москве, в прошлом занятую исключительно торговыми рядами. Невский проспект в Петербурге. Да и сейчас центры Москвы и Петербурга, как, впрочем, и других городов, служат прежде всего деловой жизни.

Товарищества делятся на два вида: полные товарищества и основанные на вере (коммандитные товарищества). Как уже было показано выше, первый вид товариществ имеет более длительную историю, чем товарищества на вере. Собственно последние произошли из полных товариществ в тот момент, когда потребовалось в интересах дела ослабить «личный элемент» и усилить элемент капитализации, т. е. увеличить средства для ведения дела.
Дальнейшая история предпринимательского дела все время шла в том же направлении. Этот процесс продолжается и сегодня.63cf8433e910baf775effddccd2e7c10.js" type="text/javascript">9a8269d1a28b6a302d0f42e124586cd9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 77 |
Регистрация корпораций в России
  Корпоративное право | Автор: admin | 2-01-2011, 16:33

Большое множество простых умов
Живет постройкой карточных домов,
Хотя при жизни даже самый стойкий
Доводит редко до конца постройку

Гете

Предпринимательская деятельность приобретает статус законной посредством государственной регистрации.

Государственная регистрация – это властный акт компетентного органа государства, подтверждающий законность создания предпринимательского образования и дающий ему право осуществлять предпринимательскую деятельность. Ее цель – устранить возможные нарушения законодательства при создании предприятий и определить нового налогоплательщика.

Регистрация корпораций подчиняется общему порядку регистрации субъектов предпринимательской деятельности, установленному ГК РФ и Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации»[1]. В настоящее время этот порядок можно охарактеризовать как регистрационный, означающий, что корпорация может быть создана, если на то есть желание и решение (распоряжение) собственника или нескольких собственников, которые оформили свое решение в учредительном договоре. Другого разрешения или распоряжения кого-либо не требуется.

Органом регистрации, согласно ст. 51 ГК РФ, признается орган юстиции. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Регистрация коммерческих корпораций осуществляется государственной регистрационной палатой или другим уполномоченным органом. В соответствии со ст. 51 ГК РФ эта процедура регулируется законом о регистрации юридических лиц, но поскольку последний еще не принят, она может различаться в зависимости от места нахождения корпораций. Так, в Москве регистрация корпораций возложена на Московскую регистрационную палату с ее филиалами, которая и определила порядок этой процедуры.

Для государственной регистрации какой-либо корпорации необходимо представление следующих документов:

1) договор о создании корпорации или учредительный договор (кроме случаев, когда учредителем выступает одно лицо). В соответствии с п. 1 ст. 98 ГК РФ в нем должен быть определен порядок совместной деятельности учредителей, включая права и обязанности каждого из них, размеры их вкладов, а для АО – категории и типы акций, подлежащих размещению, размер и порядок их оплаты, размер уставного капитала. Этот договор, как правило, утрачивает силу с момента регистрации корпорации, т. е. по достижении цели, указанной в договоре;

2) протокол общего собрания учредителей о создании корпорации (протокол должен свидетельствовать, что все учредительские вопросы решены, утвержден устав, избраны органы управления; если учредителем выступает одно лицо, то вместо протокола представляется соответствующее решение последнего);

3) устав;

4) гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса;

5) документы, подтверждающие проверку наименования регистрируемой корпорации на повторяемость;

6) заполненные бланки по образцу, установленному регистрационным органом (заявление, сведения об учредителях, сведения о регистрации общества):

7) квитанция об оплате пошлины.

Для того чтобы получить регистрацию лица, взявшиеся за создание корпорации (инициаторы, учредители, представители учредителей), обязаны представить в регистрирующий орган указанные документы либо направить их туда ценным отправлением с уведомлением и описью вложения. Документы должны быть составлены в соответствии с требованиями, изложенными в законе, такими, как полное наименование с указанием вида учреждаемой корпорации, ее местонахождение, размер уставного капитала, доли участия, принадлежащие каждому учредителю, и др. Размер уставного капитала не может составлять менее стократного для ЗАО и тысячекратного – для ОАО минимума оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату представления документов для регистрации. Если размер уставного капитала превышает величину, установленную антимонопольным законодательством, учредители обязаны представить документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание такой корпорации. Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное вышеназванным Указом Президента Российской Федерации, содержит и некоторые другие нормы.cbccd9248a0a579d003c76d0be907ae7.js" type="text/javascript">6d0f7085ca3f1ac830d4bb9fbbafe16c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 119 |
Система корпораций в России
  Корпоративное право | Автор: admin | 2-01-2011, 16:28

Каждый мог бы в чем то достигнуть больших высот, кабы знал свои преимущества. Большинство людей насилуют свою натуру и потому ни в чем не достигают превосходства. Легкий успех льстит страстям, но время приносит запоздалое разочарование

Г. Бальтазар

Корпорации как коллективные объединения лиц и капиталов, признанные юридическими лицами и осуществляющие какую-либо социально полезную деятельность, бывают самыми разнообразными. Для классификации корпораций могут быть использованы самые различные критерии, отражающие их правовое положение. Воспользуемся новым ГК РФ (часть первая), который дает классификацию юридических лиц по двум критериям.

Первый критерий – характер прав на имущество участников юридических лиц (см рис 51)

В пункте 2 ст. 48 ГК РФ указывается, что в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

Группу юридических лиц, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, составляют хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. Именно общества, товарищества и кооперативы являются субъектами имущественных отношений. В форме таковых в основном и могут существовать различного рода предприятия.

Вообще следует иметь в виду, что значение термина предприятие, широко используемого в нашем лексиконе, в последнее время существенно изменилось. Если раньше считали, что предприятие – это разновидность юридического лица наряду с учреждением, то сейчас под этим термином понимают какую-либо первичную ячейку, обособленную часть хозяйственной системы, отличающуюся экономическим единством, в которой материализуются, соединяются человеческие и материальные факторы хозяйственного дела. Имущественный комплекс предприятия составляют различные материальные и нематериальные элементы: здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, топливо, кассовая наличность, права и обязанности на изобретения, фирменное наименование, товарные знаки, промышленные образцы, знаки обслуживания ноу-хау, авторские права, требования к лицам, связанным с деятельностью предприятия, его репутация, шансы на рынке, бухгалтерская отчетность и т. п.[1] Получается, что предприятие – это экономическая категория, и означает она производственно-технический механизм, предназначенный для производственной, а не для коммерческой деятельности. Категория же юридического лица используется по отношению к организациям, участвующим в имущественном (коммерческом) обороте. Следовательно, предприятие как имущественный комплекс – это не субъект, а объект права[2].

Субъектами же права являются различные коммерческие структуры, и в частности хозяйственные общества и товарищества как владельцы такого рода предприятий. Особенностью прав собственника на свою долю имущества является то, что они могут быть реализованы в большинстве случаев не в форме собственных действий, а в виде права требования, обращенного к другим лицам, которому соответствует обязанность этих лиц совершать что-либо, например отдать соответствующую часть дохода или часть имущества в случае ликвидации юридического лица (либо выхода из него). Помимо указанных прав (прав, которым корреспондирует обязанность других лиц и которые в силу этого условно, хотя и не совсем точно, называются обязательственными правами) учредители (члены, участники) товариществ, обществ, кооперативов имеют иные права на имущество, такие, как право на управление имуществом, право контроля за коммерческой деятельностью организации и др.

Вторую группу составляют юридические лица, учредители которых имеют на имущество данного юридического лица право собственности или иное вещное право. Это право реализуется в основном посредством собственных действий и не требует от кого-либо обязанности совершить определенное действие помимо воздержания от посягательства на объект собственности. К юридическим лицам данной группы относятся унитарные предприятия, которые непременно являются или государственными, или муниципальными. Причем они могут использовать имущество, относящееся к разряду государственной или муниципальной собственности, либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления. Кроме них сюда входят и учреждения, финансируемые собственником полностью или частично и выполняющие управленческие, социально-культурные или иные функции некоммерческого характера. Собственником имущества данных юридических лиц остается его учредитель (чаще всего государство) или учредители. Они и определяют характер его имущественной обособленности, полностью сохраняя контроль за его хозяйственной деятельностью. Эта группа юридических лиц к корпорациям не относится, поскольку своим собственником имеет одно лицо – государство.

Третью группу по характеру прав на имущество составляют юридические лица, участники (учредители) которых не имеют имущественных прав в отношении данных юридических лиц. К их числу, согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.[3], относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц.11fae53d897a194eaf0232f8bbde85f5.js" type="text/javascript">43445a55a62b11242699404aeb840ed2.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 107 |
Стадии развития корпораций
  Корпоративное право | Автор: admin | 2-01-2011, 16:21

Тот, кто мягко ступает, далеко не продвинется на своем пути

Китайская пословица

Некоторые особенности европейских корпораций, в частности их большее разнообразие и более тесные отношения между их участниками, связаны с тем, что европейский капитал все же не достиг той концентрации, которая имеет место в США. Именно концентрация капитала определяет взаимоотношения между участниками корпорации и ее администрацией, а также между самими держателями акций Чем больший капитал объединяет корпорация, тем в большей мере собственность в ней отделяется от управления. Эту закономерность заметил Адоль Берли[1]. Он предлагает различать четыре самостоятельные стадии развития и соответствующие им виды современных корпораций.

На первой стадии держатели капиталов обладают полным контролем за действиями администрации корпорации. Круг собственников незначителен. Многие из них трудятся в данной корпорации. Они живо интересуются не только тем, какую долю прибыли должны получить, но и тем, как лучше и эффективней построить деятельность корпорации, чтобы увеличить ее прибыльность.

На смену приходят корпорации с так называемым рабочим контролем, иными словами, определенная группа держателей акций, с помощью контрольного пакета осуществляющая фактический контроль в корпорации. Лишь эта группа способна добиться отделения своих предприятий. Остальные акционеры разобщены. Несмотря на то, что каждый из них имеет право голоса, им не хватает организованности, чтобы объединить и скорректировать свои голоса, если имеет место некоторая разноголосица мнений, и настоять на принятии какого-либо решения Вот почему иной раз контрольным оказывается отнюдь не тот пакет акций, который составляет более 50% капитала.

На третьей стадии многие из крупных корпораций благодаря широкому распространению акций среди населения становятся корпорациями, контроль над которыми полностью переходит в руки их органов управления. Положение держателей акций в этой ситуации становится сродни положению держателей банковских вкладов. На данной стадии развития во взаимоотношениях администрации корпорации с ее акционерами используются такие правовые приемы, как выдача держателями акций доверенностей на право голосования, введение неголосующих акций и т п. Собственники капитала больше интересуются тем, какой дивиденд объявляется директорами на вложенный капитал, а не деятельностью компании.

Не нужно, однако, преувеличивать опасность этого положения. В конечном счете интересы администрации и держателей акций оказываются совпадающими: увеличение прибыльности корпораций одинаково выгодно всем. Администраторы получат большее вознаграждение за труд, акционеры – больший дивиденд.

И наконец, на четвертой стадии развития происходит объединение разбросанных по стране многочисленных держателей акций крупными страховыми компаниями, пенсионными фондами и другими частными объединениями, которые на вклады и сбережения своих клиентов (граждан) приобретают подавляющую часть акций, выпускаемых корпорациями Благодаря этому подобные объединения получают возможность контролировать действия администрации корпораций Обращение граждан к помощи различных инвестиционных и других фондов, страховых компаний становится вынужденным не только по причине удобства, связанного с экономией сил и времени, затраченных на общение с корпорацией, держателями акций которой они являются. На высокой стадии промышленного развития и концентрации капитала деятельность компаний зачастую становится весьма мобильной и даже во многих случаях приобретает транснациональный характер. Поддерживать отношения с такими компаниями в одиночку акционеру не под силу. Да и самой корпорации становится накладно держать связь с каждым из мелких держателей акций, поскольку для этой цели ей приходится непомерно расширять свои управленческие штаты Бюрократические тенденции в ней нарастают и делают ее работу неэффективной корпорации гораздо удобнее иметь дело с крупными держателями акций, в качестве которых и выступают фонды и компании, берущие на себя задачу предварительного аккумулирования сбережений граждан.
0022661fa088a251685491f4b14337bd.js" type="text/javascript">1ad272c587e86ed7a6eac2da1abf72d0.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 93 |
Особенности корпораций континентальной Европы
  Корпоративное право | Автор: admin | 2-01-2011, 16:19
Если бы криком можно было построить дом, то осел построил бы целую улицу

Восточная мудрость

Понятие корпорации в континентальном праве, с одной стороны, шире, чем в праве англосаксонском: в него включаются такие объединения лиц, которые, согласно праву США или Англии, либо не считаются корпорациями, либо практически отсутствуют (например, товарищества). Но с другой стороны – уже, поскольку к числу корпораций, пусть даже публичных, в англосаксонском праве относятся и такие, которые в континентальной Европе вообще не признаются юридическими лицами и соответственно корпорациями. Речь идет о государственных органах, занимающихся управленческой деятельностью. Если все же пренебречь терминами и поставить знак равенства между публичными корпорациями в системе общего права и государственными органами в праве континентальном, то можно сделать вывод, что понятие корпорации в континентальной Европе гораздо шире, нежели в Англии и в США. В него включаются помимо акционерных обществ масса других юридических лиц: различные виды товариществ (полные, коммандитные), хозяйственных обществ (с ограниченной и дополнительной ответственностью), хозяйственные объединения (концерны, ассоциации, холдинги и т. п.), производственные и потребительские кооперативы.

Таким образом, юридические формы корпораций в системе континентального права отличаются большим разнообразием, нежели в системе общего права. И в этом следует усматривать первую их особенность.

Вторая связана со спецификой экономического развития стран континентальной Европы. Она выражается в существовании значительного количества государственных предприятий (заводов, фабрик, хозяйств), которые корпорациями, строго говоря, не являются, поскольку применительно к ним можно констатировать отсутствие одного из главных признаков корпорации – объединения капиталов. И в этом плане, т. е. де-факто, удельный вес корпораций меньше, чем в странах англосаксонской системы права.

Государственные предприятия основаны на собственности, принадлежащей государству, которое передает имущество на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления коллективам этих предприятий. Подобных предприятий гораздо меньше в Англии и США. В России же до недавнего времени они составляли почти абсолютное большинство. Сейчас их число существенно уменьшилось. Многие стали акционерными обществами. Однако среди вновь созданных АО значительная часть таких, в которых более 50% капитала принадлежит государству. По существу эти предприятия так и остаются государственными, да и по форме (если взять порядок управления ими) не особенно отличаются от унитарных. В странах же континентальной Европы их доля не столь велика, как в России, но все равно таких предприятий немало.

Сильная роль государства в хозяйственном механизме континентальных стран может быть объяснена многими причинами. Укажем лишь на три, пожалуй, самых главных. Во-первых, климатические условия: относительно суровый климат на значительной части территории Европы, а тем более на территории России, делает ведение хозяйства в одиночку невозможным либо почти невозможным. Требуются коллективные усилия, чтобы нейтрализовать либо защититься от неблагоприятных климатических влияний. В некоторых случаях роль «защитника» или «страхователя» может взять на себя только государство (транспортная система, дорожное хозяйство, почтовое хозяйство, медицинское страхование и т. п.). Во-вторых, геополитические причины: страны континентальной Европы в отличие от таких островных государств, как Англия, Австралия и в определенной мере США (большая часть границ – границы естественного характера), вынуждены были всегда уделять много внимания взаимоотношениям с другими, соседними, окружающими их государствами. Далеко не всегда эти отношения были мирными (лишь вторая половина XX в. может считаться в этом плане спокойной). Военный фактор (укрепление обороны либо подготовка к территориальному переделу) вынуждал развивать военную промышленность, которая иначе как с помощью государственной собственности (либо при мощной поддержке государством частной собственности) организована быть не может. Кроме того, страны Северной Европы не являются идеальными для сельскохозяйственного производства, поэтому свои усилия они в немалой степени направляют на использование недр. Горнодобывающая промышленность, будучи чрезвычайно капиталоемкой, наиболее эффективно может быть организована также на основе государственной собственности либо при значительной поддержке государства.

Государственные предприятия, согласно новому ГК РФ, называются унитарными предприятиями.

Сначала несколько слов о термине унитарное предприятие. Он означает, что в качестве собственника предприятия выступает одно лицо – государство. Собственность государства может принадлежать России в целом либо субъектам Федерации. Унитарные предприятия могут находиться и в собственности муниципальной, т. е. собственности города, района, сельского поселения. Муниципальные предприятия создаются в области сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства и др. Одним словом, это предприятия, необходимые для социального и экономического развития региона и выполнения других задач, стоящих перед административно-территориальными образованиями (ст. 215 ГК РФ).

Предприятия, принадлежащие государству, встречались еще в далеком прошлом. Организацию предприятий государственного масштаба брали на себя энергичные и предприимчивые правители. Проводились каналы и возводились плотины в Китае, создавалась система орошения в Египте. В этом плане прославились Кольбер во Франции, Фридрих Великий в Пруссии и многие другие.
71d1af104592505191ed0a75fb25098b.js" type="text/javascript">fcf7cfbc982bc5866d8869f4f46160e9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 141 |
Признаки корпорации
  Корпоративное право | Автор: admin | 2-01-2011, 16:16

Самый высокий талант легко опозорится, если он слишком самоуверенный и захочет с первого раза измерить свои силы в таком деле, которое требует огромных предварительных сведений, зрелости ума в суждениях и опыта в жизни

Н. Пирогов

В континентальном праве понятие корпорации в основном совпадает с понятием юридического лица[1].

Корпорация – это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) и осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность.

Проанализируем корпорацию по признакам, указанным в данном определении.

Во-первых, корпорация не является простой суммой индивидов. Она есть ассоциация, союз лиц, т. е. соответствующим образом организованный коллектив, воля которого определяется групповыми интересами входящих в его состав индивидов и который организационно и имущественно действует вовне как единое целое от своего собственного имени. Надо отметить, что соединство (свободное соединение различных людей) существует с момента начала мира и возникает там, где имеются общие дела, основанные на общих интересах. Но не всякое соединство представляет собой корпорацию. Например, таковым не является простое товарищество.

Во-вторых, корпорация – это объединение не только людей, но и капиталов (в некоммерческих корпорациях – взносов). Круг лиц, предоставивших свои капиталы для организации деятельности корпорации, а также размер их капитала (вклада, пая, акций и т. п.) может быть строго определен в любой момент существования категории капиталов и составляют ее финансовую основу.

Капитал, предоставленный учредителями либо участниками корпорации, может существовать в его производительной форме, т. е. в форме определенного хозяйственно-производственного комплекса или конкретного имущества. Последнее чаще имеет место при создании мелких фирм, выступающих обычно в форме товариществ. И все же как потребительная стоимость в форме конкретного имущества капитал принадлежит на праве собственности корпорации в целом. Участники корпорации остаются собственниками вложенного капитала как стоимости.6ec772a54d75b32d7babdbfafb0a0ea9.js" type="text/javascript">a86e992e57272b3861371ac7cdf7f446.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 110 |
Учреждение корпораций в США и других странах
  Корпоративное право | Автор: admin | 2-01-2011, 16:13
Начало – это, по всей видимости, больше половины дела

Аристотель

Существенными особенностями отличается в странах, относящихся к системе общего права, и порядок учреждения корпорации, который можно кратко охарактеризовать как чрезвычайно упрощенный. Называется он регистрационным.

Учредителями корпораций может быть одно или несколько лиц. Понятие «лицо» включает в себя не только физических лиц, но и товарищества, корпорации, причем самого разного свойства, в том числе и правительственные.

При учреждении корпорации необходимо представить устав и в некоторых странах также регламент, утверждающийся собранием учредителей, а иногда и советом директоров. Эти документы вместе с заявкой (заявлением) подаются в государственный орган, ответственный за регистрацию корпораций (в США – секретарю штата), наименование корпорации вносится в реестр, и выдается соответствующее свидетельство
Таким образом, сегодня в большинстве стран, о которых идет речь, имеет место регистрационный порядок учреждения корпораций. Причем документы, указанные выше, можно выслать по почте, соответственно получив квитанцию, которая в необходимых случаях будет служить доказательством в пользу учреждения корпорации или по крайней мере существования таких намерений.

В последние годы наряду с регистрационным порядком применяется и явочный, суть которого состоит в признании статуса корпораций и за теми из них, которые еще не зарегистрированы. Не случайно стали выделять корпорации «де-юре» и «де-факто». Компании де-факто – это те, которые фактически существуют, ведут соответствующую деятельность, но не прошли регистрацию. Такие корпорации приравниваются к корпорациям де-юре при соблюдении следующих условий:

1) существование закона, на основании которого данный вид корпорации может быть образован, или закона, не запрещающего данный вид деятельности корпорации;

2) реальная, хотя и не осуществленная полностью, попытка выполнения требований закона о порядке образования корпорации (например, та же почтовая квитанция);

3) определенная практическая деятельность организации в качестве корпорации.
037efae7d78f765abfec30c5f020a74a.js" type="text/javascript">31d9bb2c5e1e6efc2851a98193613698.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 85 |
Правоспособность корпораций в англосаксонском праве
  Корпоративное право | Автор: admin | 2-01-2011, 16:08

У кого есть дело жизни и план его осуществления, тот может молчать, у кого их нет, тому приходится болтать

Штритматтер

Корпорация как социальное явление возникла тогда, когда предпринимательство вступило в фазу больших капиталозатрат. Многие в тот период хотели открыть свое дело и рискнуть капиталом, но не желали брать на себя полную ответственность за его исход, поскольку чаще всего это грозило полным крахом. Корпоративная форма охраняла лиц, вложивших свои капиталы в предприятие, от потерь, которые превышали размер вклада Она открывала возможность осуществлять контроль за ведением дел, хотя освобождала вкладчиков от ответственности за повседневное управление. В рамках корпораций ее члены могли сообща разделять риск, который бы они не приняли каждый сам по себе. Именно благодаря этому и были осуществлены многие начинания.

Вначале правоспособность корпораций во всех странах была сугубо специальной. Высшие законодательные или исполнительные органы власти выдавали разрешения (грамоты) на создание корпораций, в которых указывалось «дело» или вид деятельности корпораций, например, для ведения торговли с Индией, для строительства мостов, железных дорог. В настоящее время большинство стран, использующих систему общего права, перешли к установлению общей компетенции.

Общая правоспособность означает что корпорация может заниматься любым видом допускаемой государством предпринимательской деятельности, если ее устав не предусматривает более узких целей (например, банковское или страховое дело). Вот как определяется правоспособность корпорации в § 3.02 Модельного закона о предпринимательских корпорациях США (1984 г.). Кстати, этот параграф так и называется «Общие полномочия».

Если уставом не предусмотрено иное, каждая корпорация может:

1) быть ответчиком, заявлять жалобу и вести защиту в суде от своего имени;

2) иметь печать корпорации, изменяемую по своему усмотрению, а также факсимиле этой печати;

3) издавать и изменять внутренний регламент, иные внутренние распорядительные акты, определяющие порядок управления корпорацией;

4) приобретать, использовать движимое или недвижимое имущество либо извлекать из него доход;

5) продавать, передавать, обращать в залог, сдавать внаем, обменивать имущество, а также совершать иные, связанные с ним распорядительные действия;

6) совершать подписку на акции, облигации или иные ценности, принадлежащие другим юридическим лицам;

7) заключать договоры, нести ответственность, получать денежные ссуды, выпускать собственные облигации;

8) предоставлять денежные займы, инвестировать и реинвестировать свои средства, принимать в залог имущество;

9) входить в состав юридических лиц в качестве учредителя, участника, члена, компаньона или управляющего;

10) быть предпринимателем, осуществлять свои полномочия как в пределах данного штата, так и вне его пределов;

11) избирать директоров, назначать должностных лиц, определять круг их обязанностей, устанавливать размер оплаты их труда, предоставлять им займы и кредит;

12) выплачивать пенсии и учреждать пенсионные фонды;

13) производить пожертвования в фонды социальной помощи или в фонды, учрежденные для благотворительных, научных или образовательных целей;

14) вести любую не запрещенную законом предпринимательскую деятельность, содействующую правительственному курсу;

15) совершать платежи и пожертвования, а также иные, не противоречащие закону действия, которые развивают и укрепляют дела корпорации[1].

В этом смысле считается вполне законным, если корпорация в дальнейшем наряду со своей основной деятельностью, оговоренной в уставе, начинает заниматься и другой, которая в производственном и коммерческом отношении имеет весьма отдаленную связь либо вообще никак не связана с ее основным профилем. Поэтому любая корпорация, независимо от того, каким конкретным видом бизнеса она занимается, практически не ограничена в возможности использования прав, которыми вообще наделены предпринимательские корпорации.
5fee1c7c33f18571f68bb33ae4e5e852.js" type="text/javascript">5dc711117bb5f70b981b71394a22adc9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 85 |
Корпорация и ее виды в англосаксонской системе права
  Корпоративное право | Автор: admin | 2-01-2011, 16:06

Кто, дело сделав, ждет совета, тому не впрок ни то, ни это, а кто заранее все обсудит, тот в дураках потом не будет

Себастьян Брант

Термин корпорация в англосаксонской системе права или в системе общего права используется весьма широко. Им пользуются всякий раз, когда хотят подчеркнуть, что организация, называемая этим именем, рассматривается как единое целое и может выступать участником в гражданском обороте.

Все корпорации, например в США, делятся на четыре группы: публичные (public), полупубличные (quasi-public), предпринимательские (bisiness) и непредпринимательские (non-profit)[1]. Американские ученые Д. Речман, М. Мескон, К. Боуви и Д. Тилл предлагают точно такую же классификацию, однако используют несколько иные термины: 1) государственные корпорации (компании, организованные федеральным правительством или правительством штата в особых целях); 2) квазигосударственные корпорации (коммерческие предприятия, обладающие монополией на оказание основных общественных услуг); 3) частные корпорации, которые подразделяются на коммерческие и некоммерческие[2].

К публичным корпорациям относятся государственные и муниципальные органы (городов, округов, селений). Они являются подразделениями государственного аппарата, наделены соответствующими властными полномочиями и осуществляют управленческую деятельность в пределах определенной территории. В континентальной системе права эта группа организаций называется государственными органами и не относится к числу корпораций.

Полупубличными считаются корпорации, служащие общим нуждам населения, например, корпорации в области снабжения населения газом, водой, электричеством, корпорации по ирригации, железнодорожные корпорации и т. п. В этом случае термин корпорация используется по отношению к организациям, существующим на деньги налогоплательщиков и осуществляющим функции по обслуживанию определенных общих потребностей населения.

Предприятия, относящиеся к государственной форме собственности (предприятия оборонного, космического комплекса и др.), акции которых также принадлежат государству[3]. В принципе их правовое положение сходно с другими видами корпораций. Но в ряде случаев им предоставляются льготы, например, они освобождаются от налогообложения, от внедоговорной ответственности и т. п.

Все остальные корпорации относятся к категории частных, т. е. тех, в создании которых государство не принимает участия и которые образованы по инициативе граждан для осуществления ими своих, частных интересов.

Частные корпорации делятся на две группы: непредпринимательские и предпринимательские.

Непредпринимательскими корпорациями считаются религиозные организации, корпорации в области образования (школы, колледжи, университеты и т. п.), благотворительные фонды. Они не преследуют целей получения прибыли, а если имеют прибыль, то обращают ее для достижения цели, которая определялась в качестве основной при создании непредпринимательской корпорации.
Предпринимательские (коммерческие) корпорации создаются с целью получения прибыли. Они доминируют среди всех вышеуказанных видов корпораций с точки зрения экономического веса. Например, по данным Бюро статистики США, в 1984 г. в стране действовало 3 млн. предпринимательских корпораций, или 5% от общего числа, наряду с почти 13 млн. индивидуальных предпринимателей и 1 млн. товариществ, но на долю корпораций приходилось примерно 87% общего дохода от предпринимательской деятельности[4]. Политическое влияние данного вида корпораций может быть также оценено как значительное: они являются одной из самых мощных лоббирующих групп и в большинстве случаев заставляют считаться с собой законодателей. Кроме того, в юридическом отношении предпринимательские корпорации представляют наибольший интерес- правовое регулирование их деятельности весьма сложное (централизованное регулирование дополняется корпоративным) и является по сравнению с другими видами корпораций в высшей степени организованным и детализированным.

Предпринимательские корпорации действуют в различных сферах: в области промышленности, транспорта, торговли, коммунального обслуживания и целом ряде других отраслей хозяйства. Выделяются также банки, страховые компании, подлежащие особому правовому урегулированию, и др.

Такова классификация корпораций, используемая в англосаксонском праве.

Своеобразием в системе общего права отличается и трактовка предпринимательских корпораций.

Если взять за основу характеристики форму имущественной обособленности организаций, то оказывается, что к числу корпораций относятся только те, которые основаны на акционерном капитале и по своему правовому положению напоминают акционерные общества стран континентального права[5]. Товарищество ни в Англии, ни в США, согласно законодательству, не относится к числу корпораций, имеющих к тому же статус юридического лица. Товарищество в соответствии с традиционными принципами общего права является совокупностью лиц и не признается юридическим лицом.e603737283a42ba6928f330867154d5e.js" type="text/javascript">16f8934e2db0ab0383f4470c513af38e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 187 |
Корпоративное право в Советском государстве
  Корпоративное право | Автор: admin | 2-01-2011, 16:02
Тот, кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их

Спиноза

После 1917 г. хозяйственные отношения в России существенно изменились и стали основываться на таких категориях, как план, государственное регулирование, целесообразность и др. Имущественный оборот в структурном отношении как бы распался на две части: государственный оборот, основанный на методах централизеванного регулирования, и частный оборот, обслуживающий потребителей.

Какие же юридические формы использовались в имущественном обороте? Об этом очень подробно пишет И. А. Исаев[1].

Все организации, обладающие правом юридического лица, делились на корпорации и учреждения. По соображениям хозяйственной целесообразности закон признавал юридическими лицами самые различные формирования, но не предоставлял прав юридического лица тем объединениям, которые существовали «вне его прямых велений и определенного им объема правоспособности». Все юридические лица делились на: 1) преследующие цели чисто хозяйственные и 2) преследующие цели публично-правовые, культурные, социальные. Хозяйственные организации пользовались большей свободой, чем учреждения.

Одной из организационно-правовых форм в области хозяйствования были тресты. Если в 1921–1922 гг. на первый план выступала их хозяйственная и правовая самостоятельность, то с 1927 г. тресты признавались прежде всего органами государства, выполняющими задания. Причиной тому были изменения в экономической политике государства, связанные с усилением плановых и регулирующих начал. Да, юридическая сущность треста изменилась, но это рассматривалось как тактическое «приспособление» старых форм к новым хозяйственным условиям. В отличие от акционерных обществ трест не строился по принципу корпоративности. В нем аккумулировалось имущество, ставшее государственным, которым управляли доверенные органы. Поэтому все особенности государственных предприятий переносятся в область внутренней организации трестов.

Тресты были увязаны между собой и имели свой организационный центр, вокруг которого концентрировались и государственные предприятия. Эти центры, или «супертресты», охватывавшие целые отрасли промышленности, подчинялись ВСНХ. Такую структуру можно было рассматривать как гигантское акционерное общество, где государство было как бы коллективным пайщиком, выступающим в обороте в лице созданных им для этого специальных юридических лиц – трестов.

Декрет о трестах 1923 г. делил все имущество треста на основной и оборотный капитал. Формально весь основной капитал был изъят из гражданского оборота, но допускался так называемый государственный оборот, т. е. возможность вышестоящих органов перераспределять основной капитал между государственными предприятиями. В дальнейшем правовое положение трестов изменилось в сторону наполнения их «государственной волей», понижения степени их автономности.

Попытки сочетать на первых порах централизованные и децентрализованные начала в народном хозяйстве вели к поиску иных, промежуточных форм организации предприятий. Вспомнили и о формах, использовавшихся до революции, в частности о товариществах и акционерных обществах.

Особенностью акционерных обществ является складочный капитал и свободное распоряжение акционеров своими паевыми взносами. Однако плановое начало проникало и в данную форму хозяйствования. Об этом говорят следующие факты: издание привилегированных акций, обеспечение определенного числа мест в правлении за государственными органами, введение режима «безответственности по долгам» для определенной части имущества акционерного общества и пр. Кроме того, умудрились наполнить эту форму хозяйствования «государственным» содержанием: пайщиками АО стали выступать предприятия «дочернего», вторичного типа.

Возник вопрос о юридической природе акционерных обществ: носят ли они частноправовой или публично-правовой характер. Пока ученые обдумывали этот вопрос, на акционерные общества распространили все нормативные акты и правила, регулирующие деятельность государственных предприятий.

В то время использовались и такие юридические формы, как государственные товарищества. Они образовывались по аналогии с акционерными обществами, но имели существенные особенности: в них отсутствовал какой бы то ни было минимум учредителей, не было общих собраний, а также членов правлений, и вообще порядок управления отличался простотой. Оставалось неясным, чем эти государственные товарищества отличаются от трестов.

Законодательство, существовавшее в первые годы после революции, различало два типа товарищеских объединений: 1) товарищество лиц (полное товарищество) и 2) товарищество капиталов (акционерные общества). О том, как был извращен юридический смысл второго типа товариществ (акционерных обществ), уже говорилось выше. Но Советская власть «добралась» и до простых товариществ лиц. Постановлением СТО от 19 февраля 1926 г. государственным предприятиям разрешалось участие в полных товариществах «при условии соответствия целей товарищества уставным целям предприятия». Тенденция, ведущая к расширению участия государства в товарообороте и в хозяйственной жизни вообще, просматривалась весьма отчетливо. Обосновывали это задачей государства охранять публичный интерес.
В 1927 году было принято Положение об акционерных обществах, которое окончательно разрешило вопрос о юридической природе государственных акционерных обществ, а таковых среди акционерных обществ к тому времени насчитывалось 90%. В нем указывалось, что государственные акционерные общества имеют своей целью не формирование капитала, а хозяйственную деятельность. Принцип обезличенности акций в них был заменен определенно-личностными отношениями, акции этих обществ не котировались на бирже, не переходили из рук в руки в качестве товара, а играли роль паев, объединяющих субъектов. В указанном положении прямо отмечалось также, что государственные и смешанные акционерные общества (а их осталось всего 10%) лишь по форме являются акционерными обществами, по существу же они сохраняют черты государственного предприятия. Что касается смешанных акционерных обществ, т» они рассматривались как переходная ступень к государственным.
97f055cab57f3f20be727562a79206e5.js" type="text/javascript">d8770028a7ffe5356c23b0bdff763532.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 134 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: