Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
0cнoвныe права и обязанности судьи конституционного суда
  Конституционное правосудие | Автор: admin | 4-06-2010, 11:14
Судья конституционного суда:
— участвует во всех заседаниях конституционного суда с пра¬вом решающего голоса;
— имеет право требовать созыва конституционного суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать свое мнение по обсуждаемым вопросам;
— обладает другими правами, предусмотренными конститу¬цией и законами^
Статья 16 Федерального конституционного закона "О Кон¬ституционном Суде Российской Федерации" останавливает принцип равенства прав конституционных судейТсудьи Консти¬туционного Суда Российской Федерации пользуются равными правами. Судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях или в заседаниях палаты Кон¬ституционного Суда, в состав которой он входите
Судья конституционного суда несет рядобязанностей. Ос¬новные из них перечислены в тексте присягиТОы-обязан:
— добросовестно, беспристрастно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел;
— участвовать во всех заседаниях конституционного суда, в голосованиях при рассмотрении дел;
— не давать консультации заинтересованным государствен¬ным органам, должностным лицам и гражданам до принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции конститу¬ционного суда;
— не высказывать публично свою позицию по вопросам, ко¬торые изучаются или приняты к рассмотрению конституцион¬ным судом, до принятия решения по этим вопросам.c7294cbe37b02a9535f1cd4e3eca6155.js" type="text/javascript">8cff56c1e959d38b4a4694355aacdd94.js" type="text/javascript">d1075835fe918deb6a2e007dc8a8f6df.js" type="text/javascript">a6188ef9505d97694e606b87a2bda845.js" type="text/javascript">545fdbea4bbd6959c30b1be85dcc8e6f.js" type="text/javascript">26d6b8b1def9d916ac9e2c33dd95b34d.js" type="text/javascript">3a94f1607c6f51ef625188b683ca3ff4.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 157 |
Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи конституционного суда
  Конституционное правосудие | Автор: admin | 4-06-2010, 11:13
Существуют прямые запреты для судей конституционных су¬дов. Как правило, в конституциях и законах закрепляется несо¬вместимость занятия должности судьи конституционного суда со следующими видами деятельности:
1) с мандатом депутата парламента, других представительных органов (Австрия, Италия, Испания, ФРГ). Интересно, что встречаются запреты судьям выставлять свои кандидатуры в ходе избирательных кампаний. Так, в Италии судьи Конституционного Суда не могут выставлять свои кандидатуры на парламент¬ских или других выборах;
2) с должностью члена правительства (Австрия, ФРГ);
3) с работой в органах юстиции (конституционные судьи не могут занимать судейские, прокурорские должности, заниматься адвокатской практикой);
4) с занятием государственных (административных) должно¬стей и постов;
5) с занятием торговой, промышленной и иной коммерче¬ской деятельностью, с выполнением управленческих, ревизор¬ских функций в компаниях, преследующих цель извлечения прибыли, с должностями в частных структурах, с любой дея¬тельностью коммерческого характера;
6) с партийной, политической деятельностью. В отношении по¬литической деятельности существуют различные ограничения — полное запрещение членства в партии, запрещение членства на определенный период до выборов, запрещение занятия постов в руководящих органах политических партий, общественных объ¬единений и т.д.
В ряде стран член конституционного суда не может состоять в руководстве профсоюзов, в ассоциациях, фондах и т.д., ему запрещена всякого рода служба в этих организациях.
В то же время в большинстве стран допускается (разрешается) занятие научной, художественной и другими видами творческой деятельности.
Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Кон-ституционного Суда Российской Федерации. В Российской Федера¬ции в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального кон¬ституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" судья Конституционного Суда не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной опла¬чиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), занятие которой не должно пре¬пятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в полу¬чении прав и освобождении от обязанностей.
ТСудья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям!" ма¬териально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и орга¬ны местного самоуправления^рисутствовать на съездах и кон¬ференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностьюГОн не может также входить в ру-ководящий состав каких-либо общественных объединений, даже еслц,они и не преследуют политических цел&щ
[Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информа¬ции и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотре¬ния в Конституционном Cyo^J который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.
Однако указанные выше запреты не могут рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Россий¬ской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.ee7df70e2473d166b136ea09493771dc.js" type="text/javascript">769b902a26440a8aeca704a0b13666df.js" type="text/javascript">bc363d354b03e9429b563e3e99bbdc8f.js" type="text/javascript">a214bfa5a90c1e1a2a0dd3f84b66ab11.js" type="text/javascript">c693351a1b0ca7654ef70cfc437405d1.js" type="text/javascript">8aabffcfc2acd5d44a1298f9d018c89d.js" type="text/javascript">4d40b6550ad4ed17ba697b3d32b3e9ba.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 114 |
Срок полномочий судьи конституционного суда
  Конституционное правосудие | Автор: admin | 4-06-2010, 11:12
Вопрос о сроках полномочий судей конституционных судов решается по-разному: а) какие-либо ограничения сроков пребы¬вания в должности судьи законом не предусматриваются; б) ус¬танавливается лишь срок пребывания в должности судьи; в) за¬крепляется лишь предельный возраст, по достижении которого полномочия судьи прекращаются; г) предусматривается как срок пребывания в должности судьи, так и предельный возраст пре¬бывания в должности суды^
Судья конституционного суда считается вступившим в долж¬ность, как правило, с момента принесения им присягав
Обычно в конституции или законе указывается срок пребы¬вания в должности судьи (от трех до 12 и более лет). В Германии судья Федерального Конституционного Суда назначается на должность на 12 лет, в Грузии — на 10 лет, в Италии, Испании, Франции, Украине — на девять лет, в Словакии - на семь лет, в Монголии — на шесть лет, в Югославии — на пять лет.
Предельный возраст пребывания в должности судьи консти¬туционного суда в Армении и Австрии — 70 лет, в ФРГ — 68 лет. в Турции — 65 лет, в Молдове установлен предельный возраст для назначения на должность судьи — 65 лет.
Сроки полномочий конституционных судей, как правило, пре¬вышают сроки полномочий глав государств, депутатов парламента, что обеспечивает известный "консерватизм" в действиях судебной власти, стабильность конституционного строя. Установление сроков полномочий судей, предельного возраста пребывания в должности позволяет обновлять состав конституционного суда, делать его под¬вижным, что, как показывает практика, оправдывает себя. Сам же конституционный суд действует постоянно, без ограничения срока.
Нередко конституция или закон оговаривают невозможность (либо возможность) избрания судей на второй срок. Запрет на переизбрание конституционного судьи на новый срок является гарантией его независимости, по крайней мере, в отношении тех органов, которые участвуют в его назначении (избрании). Не слу¬чайно в тех странах, где полномочия конституционного судьи огра¬ничены определенным сроком, переизбрание (переназначение) его на должность запрещено.
Для преодоления кадрового "застоя" в конституционных судах существует также практика периодической ротации его состава на одну треть (обычно через три года). Например, при общем девя¬тилетнем сроке полномочий членов Конституционного Суда Ис¬пании его состав обновляется на одну треть обычно каждые три года. Такая же практика существует в Литве.
Судьи конституционного суда несменяемы. Это означает, что полномочия конституционного судьи в пределах срока его пол¬номочий могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным конституцией и законом.
Юрок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации-РСогласно статье 12 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" су¬дья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.]
ТСудья Конституционного Суда Российской Федерации назна¬чается на должность на срок двенадцать лет, предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда Рос¬сийской Федерации - семьдесят лет. Полномочия судьи прекра¬щаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового суды^ или до приня¬тия итогового решения по делу, начатому с его участием (часть
пятая статьи 9 Федерального конституционного закона "О Кон¬ституционном Суде Российской Федерации").
Назначение на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации на второй срок не допускается.
В соответствии с пунктом 4 раздела пятого "Переходные положения" Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Россий¬ской Федерации" судьи Конституционного Суда Российской Федерации, из¬бранные до вступления в силу Конституции Российской Федерации, соглас¬но пункту 5 раздела второго Конституции Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Для судей, избранных Съездом народных депутатов РСФСР в 1991 году, пре¬дельный возраст пребывания в должности - 65 лет, т. е. шесть из них будут осуществлять свои полномочия 12 лет, а остальные семь - от 14 до 27 лет. Вторая группа - шесть судей, назначенных Советом Федерации в 1994 году, согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" будет носить судейские мантии в течение 12 лет, но с предельным возрастным порогом в 70 лет'.d5310a1660271f8abdf802870f031db6.js" type="text/javascript">f74ebde3fef4f78aa2b4a834350df347.js" type="text/javascript">4d46677b5610861be5107826ed42ffcb.js" type="text/javascript">90287966552d51b397b4e33f51991833.js" type="text/javascript">a2be1339d46d0d960232c4340f88678f.js" type="text/javascript">c10bd0baf89a1d3a5dd8beb43691bc0e.js" type="text/javascript">5e4a9ac4e345aae1002ed17ba1e5be25.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 167 |
Содержание статуса судьи конституционного суда
  Конституционное правосудие | Автор: admin | 4-06-2010, 11:11
Статус судьи конституционного суда включает права и обя¬занности лица, назначенного на должность судьи, а также пра¬вовые принципы, выражающие взаимоотношения судьи, обще¬ства и государства (независимость, неприкосновенность судьи, равенство прав судей и др.). К статусу примыкают гарантии, обеспечивающие использование прав и исполнение обязанно¬стей судьи. В совокупности статус судьи и его гарантии опреде¬ляют правовое положение судьдц
Статус судей всех видов судов (конституционных, общих, ар-битражных и других специализированных) в своей родовой ос¬нове в силу единства судебной власти един. Все судьи в Россий¬ской Федерации, как установлено в статье 12 Федерального кон¬ституционного закона "О судебной системе Российской Федера¬ции", обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федераль¬ными законами, а в случаях, ими предусмотое^щых, - также и законами субъектов Российской Федерации!.{Статус судьи кон-
См.: Собрание законодательства Российской Федерации 1997 .№ 1. Ст. I.

ституционного суда имеет свои особенности, обусловленные его местом, ролью и назначением в общей судебной системе. По¬этому статус судьи конституционного суда по отношению к еди¬ному статусу судей в государстве будет специальным статусом. В федерациях при наличии конституционных судов в субъектах (членах) федерации могут быть выделены статус судьи феде¬рального конституционного суда и статус судьи конституцион¬ного суда субъекта (члена) федерации.
С точки зрения нормативного регулирования статус конститу¬ционного судьи подразделяется на конституционно-правовой и на закрепленный в законах и подзаконных актах (как федерального уровня, так и на уровне субъектов (членов) федерации).bce2b0cbc650b651db7f2d72ea19cbea.js" type="text/javascript">e74e143a3a5ffc8851de6d41f0440a27.js" type="text/javascript">e52d85768be981b0f3ae9ac72beec585.js" type="text/javascript">deec03c28795848e56f3f8d1c50245ca.js" type="text/javascript">d789889ac8afbfb3f94ff32489ad9030.js" type="text/javascript">c792cf97aee18402fab717e4bd610478.js" type="text/javascript">91f9217f39c87c4e43703102c58aec16.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 145 |
Аппарат конституционных судов
  Конституционное правосудие | Автор: admin | 4-06-2010, 11:10
Конституционный суд нуждается в организационном обеспе¬чении своей работы. Такое обеспечение осуществляется аппара¬том конституционного суда, различными его подразделениями. Работники аппаратов конституционных судов именуются по-разному: в Испании - "обслуживающим персоналом", в Австрии -"обслуживающим административным персоналом", в Италии -"служащими, приданными службам Конституционного Суда".
Структура, численность, штатное расписание, полномочия аппарата конституционных судов определяются законами, под¬законными нормативными актами, актами, принимаемым самим судом. Штат и структура административного персонала опреде¬ляются либо самим конституционным судом в принимаемом им регламенте, либо в других актах. В Австрии, например, вопросы, которые касаются обслуживающего Конституционный Суд ад¬министративного персонала и потребностей организации рабо¬ты, составляют компетенцию Федерального канцлера. Целесооб¬разность такого положения ныне ставится под сомнение.
Персонал конституционных судов формируется по найму, в порядке конкурса, в силу назначения и прикомандирования.
Аппарат как вспомогательный орган конституционного суда имеет существенное значение. Он осуществляет организацион¬ное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение конституционного суда, содействует судьям в под¬готовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и со¬вещаниях, проводит прием посетителей, изучает и обобщает деятельность государственных органов по исполнению решений конституционного суда. Аппарат может выполнять и другие функции, предусмотренные законом и возложенные на него конституционным судом.
В аппарате могут работать высококлассные специалисты. имеющие особый статус, отличный от статуса других категорий работников (су.тьи-ассисюнты. советники и лр.).
В Консттлшюнном Суде Республики Молдова существует ИНСТИТУТ сулеи-ассистентов. их шесть (по количеству сулеи Конституционного Суда), они помогают Председателю и судьям Конституционного Суда осуществлять их функции. Судья-ассистент должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности или в области высшего юридического образования не менее десяти лет. Его принимают на работу по конкурсу. Судьи-ассистенты приравни¬ваются к судьям Апелляционной палаты и имеют такой же ста¬тус. как судьи иных судебных инстанций.
Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение конституцион¬ного суда.
Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата конституционных судов, а также условия прохождения ими службы определяются законами, иными нормативными актами о государственной службе, законодательством о труде, внутренни¬ми актами самих конституционных судов.
Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации. Дея-тельность Конституционного Суда Российской Федерации обес¬печивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституцион¬ного Суда Российской Федерации и иных подразделений.
Конституционный Суд Российской Федерации в пределах своей сметы расходов устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата, утверждает положение о Секрета¬риате Конституционного Суда Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет организационное, научно-аналитическое, инфор¬мационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации, проводит прием посетителей; со¬действует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмот¬рению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает дея¬тельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации.
Секретариат наделен важными полномочиями по рассмотре¬нию обращений в адрес Конституционного Суда в предваритель¬ном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, тре¬бующих изучения судьями Конституционного Суда. Иными сло¬вами. Секретариат обладает правом отказа в приеме обращений на первом этапе их рассмотрения, играя роль своеобразного сита (статьи 40 и 111 Федерального конституционного закона "О Кон¬ституционном Суде Российской Федерации").1398474c943445aa8ef850fca1d91b03.js" type="text/javascript">0cb5872991c333c84443b84e00bbee83.js" type="text/javascript">11ae225f26bee0d1729d1036cda80547.js" type="text/javascript">c846e512cb4f537fb9c2730bdf61c7f2.js" type="text/javascript">d603d2dccb57f0d74334ec6c7abd6549.js" type="text/javascript">1fe2cae56fed1943b1745636c5ec5661.js" type="text/javascript">c13ebfd13ac13288d801347bff59f5a7.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 144 |
Председатель и другие должностные лица конституционного суда
  Конституционное правосудие | Автор: admin | 4-06-2010, 11:09
Любой конституционный суд имеет председателя. Возможны и другие должностные лица конституционного суда: заместитель (заместители) председателя, секретарь, судьи-докладчики, ис¬полняющие свои функции на постоянной основе. Любое долж¬ностное лицо конституционного суда наделено всеми правами и несет все обязанности судьи конституционного суда.
Существует два способа формирования руководства конститу¬ционного суда: 1) избрание его самим составом суда, 2) особый порядок избрания (назначения). Выбор способа избрания (назначения) руководства конституционного суда зависит от того, какая роль отводится председателю и другим должностным лицам Конституционного суда. Если председатель рассматривается пред-,ставителем конституционного суда как коллективного органа и дирижером его внутренней жизни, а во всем остальном он равно¬правный со всеми другими судьями член суда, то наиболее целе¬сообразным будет порядок его избрания самим составом суда.
Если председатель конституционного суда и другие должно¬стные лица избираются (назначаются) компетентным органом -.вовне, то это дает основания полагать, что они обособляются в ^составе конституционного суда, приобретают иной статус, чем другие его члены и, следовательно, могут оказывать определен-, ное влияние на других судей, ориентируясь на тот политический ^)рган, который их избрал (назначил), тем более если закон пре-рдусматривает возможность их переизбрания.
В конституциях ряда государств при определении численного мсостава конституционного суда специально называются должно¬стные лица, возглавляющие конституционный суд (председатель, йвго заместитель, секретарь), что связано и с особым порядком их избрания.
Избрание председателя конституционного суда и других его Должностных лиц самими судьями из своего состава в пленар¬ном заседании является важной гарантией равенства прав судей, Независимости конституционного суда. Такой порядок исключа¬ет политизацию выборов председателя конституционного суда, г-возможность его политической ангажированности.
Как правило, председатель и другие должностные лица кон-ституционного суда избираются тайным голосованием на опре¬деленный срок (3—5 лет), по истечении которого они могут быть избраны вновь.
Председатели конституционных судов избираются самими судьями из своего состава в Бельгии, Болгарии, Венгрии, Ита¬лии, Молдове, России.
В Арбитражном Суде Бельгии каждая группа судей — фран-ко- и фламандскоговорящие избирает своего Председателя Суда, которые осуществляют функции поочередно через год.
Председатель Конституционного Суда Республики Молдова избирается тайным голосованием большинством голосов судей на трехлетний срок, одновременно Конституционный Суд изби¬рает судью, замещающего Председателя в его отсутствие. При повторном голосовании Председателем избирается судья, на¬бравший большее количество голосов. Если при повторном го¬лосовании кандидаты набирают равное количество голосов, Председатель избирается посредством жеребьевки.
Конституционный Суд Грузии избирает Председателя из своего состава сроком на пять лет тайным голосованием. Однако его кандидатура выдвигается по согласованному предложению Правительства Грузии, Председателя Парламента Грузии и Председателя Верховного Суда Грузии. Кандидатуры заместите¬лей Председателя выдвигает Председатель Конституционного Суда. Председателем Конституционного Суда или его заместите¬лем не может быть лицо, ранее занимавшее эту должность.
Председатели (заместители председателя) конституционных су¬дов в ряде государств назначаются главой государства, в других -представительным (законодательным) органом государственной власти из числа судей конституционного суда.
В Словацкой Республике Председателя Конституционного Суда и заместителя Председателя назначает Президент из соста¬ва судей Конституционного Суда.
Национальное Собрание Армении назначает Председателя Конституционного Суда по предложению председателя Нацио¬нального Собрания из состава Конституционного Суда. В случае неназначения Председателя Конституционного Суда в тридца¬тидневный срок его назначает Президент Республики Армения.
Законодательным органом по предложению Президента из¬бираются Председатель Конституционного Суда в Кыргызстане, Узбекистане.
Председатель и другие должностные лица конституционного суда могут добровольно досрочно сложить с себя полномочия.
Возможно и досрочное их освобождение от должности по ини¬циативе судей конституционного суда, полагающих, что эти ли¬ца недобросовестно исполняют свои обязанности либо злоупот¬ребляют своими правами (на этот случай предусматривается особый порядок проведения досрочного освобождения и гаран¬тии для должностных лиц от возобладания "групповых" интере¬сов в суде).
Должностные лица в конституционных судах занимают дос¬таточно автономное положение, их полномочия направлены как на организацию работы суда, так и на осуществление ряда про¬цессуальных действий по рассмотрению конкретных дел.
Объем полномочий председателя достаточно широк и предо-пределяет его активную роль в организации деятельности кон-ституционного суда и его аппарата. Председатель конституцион¬ного суда в идеале не должен подменять суд как коллегиальный орган, руководить (управлять) другими судьями в осуществлении судопроизводства.
Председатель конституционного суда:
- представляет конституционный суд в отношениях с други¬ми государственными органами, органами местного самоуправ¬ления, общественными объединениями в стране и за рубежом, самостоятельно или по уполномочию конституционного суда выступает с заявлениями от его имени;
- руководит подготовкой пленарных заседаний конституци¬онного суда, созывает их и председательствует на них; осуществ-гляет другие предусмотренные законом полномочия, связанные с рассмотрением дел;
- осуществляет общее руководство аппаратом конституци¬онного суда, более конкретные полномочия относительно орга¬низации и деятельности аппарата в целом и его отдельных под¬разделений;
- распоряжается финансовыми средствами в пределах утвер¬жденного бюджета;
- осуществляет другие полномочия, возложенные на него 'законом и конституционным судом.
Заместитель председателя конституционного суда осуществ¬ляет полномочия председателя на время его отсутствия (болезнь, 1а?мандировка и др.) и по уполномочию председателя — отдель¬ные его функции либо непосредственно установленные законом я конституционным судом.
* Секретарь конституционного суда (там, где предусмотрена такая должность), как правило, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний конституционного суда, осуществляет непосредственное руководство работой аппарата конституционного суда, его подразделений, другие полномочия, установленные законом и конституционным судом.
В число должностных лиц Федерального Конституционного Суда Германии входят Председатель, заместитель Председателя. докладчики, исполняющие свои функции на постоянной основе. Председатель и заместитель Председателя осуществляют свои полномочия автономно, в основном как руководители соответ¬ствующих сенатов. Ряд полномочий Председатель осуществляет на ранних стадиях конституционного судопроизводства (вручает ходатайство другой стороне с просьбой выразить мнение в тече¬ние определенного срока по этому поводу и др.).
Конституционный Суд Австрии возглавляется Председателем Конституционного Суда, имеющим заместителя. В структуре Суда есть особая категория членов Суда - постоянные (основные) докладчики Конституционного Суда, избираемые Судом из своего состава сроком на три года. Функции Председа¬теля обширны и направлены на организацию работы Суда и на осуществление ряда процессуальных действий (он передает дело докладчику, направляет поручение компетентному органу о сбо¬ре сведений, необходимых для подготовки дела, назначает раз-бирательство дела, определяет порядок голосования и т.д.).
Конституционный Суд Италии возглавляется Председателем Конституционного Суда. Он обладает обширными полномочия¬ми и занимает особое место среди других членов Суда. Долж¬ность постоянного заместителя Председателя не предусмотрена:
вступив в должность, Председатель назначает судью, призван¬ного замещать его в случае необходимости и на соответствующее время. Секретарь Суда составляет протоколы заседаний Суда.
Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации. Статья 23 Феде-рального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливает правила избрания Пред¬седателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Консти¬туционного Суда Российской Федерации, возможного их до¬срочного освобождения от соответствующей должности.
В пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации судьи тайным голосованием большинством от об¬щего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Предсе¬дателя и судью-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации своим реше¬нием от 10 февраля 1995 года установил порядок избрания Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Кон¬ституционного Суда. Его положения впоследствии были вклю¬чены в Регламент Конституционного Суда.
Избрание на должности Председателя, заместителя Председатели и су-дьи-секретаря Конституционного Суда проводится последовательно в закры¬том пленарном заседании Конституционного Суда, которое созывается не позднее двух месяцев со дня, когда соответствующая должность стала вакант¬ной. Если избранию подлежат одновременно Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда, председательство в заседании впредь до избрания Председателя Конституционного Суда поруча¬ется старейшему по возрасту присутствующему судье Конституционного Суда.
Конституционный Суд открытым голосованием утверждает форму бюллете¬ней для голосования по выборам Председателя, заместителя Председателя и су¬дьи-секретаря Конституционного Суда, а также форму протоколов голосования.
До выборов на соответствующую должность проводится рейтинговое голосование для определения кандидатов. В список для рейтингового голо-сования для определения кандидатов на должность Председателя Конституци¬онного Суда вносятся все судьи, на должность заместителя Председателя -все судьи, кроме Председателя Конституционного Суда, на должность судьи-секретаря - все судьи, кроме Председателя и заместителя Председателя. Фамилии, имена и отчества судей помещаются в бюллетене в алфавитном порядке и последовательно нумеруются.
Бюллетени для голосования по выборам на каждую должность изготовля¬ются в количестве 19 экземпляров. Каждому судье председательствующий вы¬дает бюллетень, на обороте которого в присутствии судей ставит печать Кон¬ституционного Суда и свою подпись. Оставшиеся бюллетени погашаются.
Заполняя бюллетень для рейтингового голосования, судья обводит поряд¬ковые номера тех судей, которые, по его мнению, должны баллотироваться на соответствующую должность. Число таких судей не ограничивается.
По окончании подачи голосов председательствующий в присутствии су-дей вскрывает урну и проверяет действительность бюллетеней. Бюллетени, не имеющие печати Конституционного Суда и подписи председательствую-щего, недействительны. Затем устанавливается общее число находившихся в избирательной урне действительных бюллетеней и подсчитывается число голосов, полученных каждым судьей. Председательствующему помогает младший по возрасту присутствующий судья, они же составляют и подписы-вают протокол голосования.
Трое судей, получивших наибольшее количество голосов, считаются кан-дидатами на соответствующую должность. Если наибольшее число голосов по¬лучено более чем тремя судьями, все они считаются кандидатами на соответ¬ствующую должность. Если наибольшее число голосов получено двумя судья¬ми, а следующее за ним число голосов - двумя или более судьями, все эти су¬дьи считаются кандидатами на соответствующую должность. Если наибольшее и следующее за ним число голосов получено в каждом случае одним судьей, а третье по величине число голосов - двумя или более судьями, все эти судьи считаются кандидатами на соответствующую должность.
Кандидаты вправе заявить самоотвод. В том случае, если число остав-шихся кандидатов оказалось менее трех, кандидатами становятся судьи, за которых было подано следующее по величине число голосов.
Список кандидатов утверждается Конституционным Судом открытым голосованием и оформляется протоколом, который подписывается предсе¬дательствующим, а если он включен в число кандидатов, то следующим по должности или по возрасту судьей, не входящим в число кандидатов, к ко¬торому и переходит дальнейшее председательство в заседании впредь до избрания Председателя Конституционного Суда. Форма протокола преду¬сматривает указание числа голосов, полученных при рейтинговом голосова¬нии каждым судьей.
Далее Конституционный Суд жребием образует счетную комиссию из трех судей, не являющихся кандидатами на должность. Председательствую¬щий в комиссию не включается.4734856c295f5205562a7be14746f8f3.js" type="text/javascript">df01fd4ce6792451e7dabea870f9fc02.js" type="text/javascript">8cf38e8f3472404137616bed11ae4ca0.js" type="text/javascript">d98295d37f4b36ed51dc88a9414106f3.js" type="text/javascript">9c7eacf6ad146257da765a35b8662a81.js" type="text/javascript">8f9dbf3263db97130f43aa087df56635.js" type="text/javascript">f8cd655765b54005f57ffb52c1f585f1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 159 |
Структура конституционных судов
  Конституционное правосудие | Автор: admin | 4-06-2010, 11:07
Мировой опыт дает различные модели структуры конституционных судов и организационно-правовых форм их деятельно¬сти. Наблюдается тенденция ко все большему совпадению организационной структуры конституционных судов различных стран в силу единства принципов конституционного судопроиз¬водства в правовом демократическом государстве.
Существует две основные модели структуризации конститу¬ционных судов: 1) конституционный суд выступает как единая судебная коллегия, рассматривающая дела с участием всех судей;
2) конституционный суд состоит из специальных структурных подразделений — коллегий (палат, сенатов, секций судей и др.).
Наличие коллегий позволяет повысить оперативность в рабо¬те конституционного суда и таким образом решить насущные для большинства конституционных судов проблемы, вызванные все нарастающим потоком дел, невозможностью в связи с этим соблюдения установленных законом процессуальных сроков их рассмотрения, медлительностью в прохождении дел.
Пленарные заседания конституционного суда — ведущая ор-ганизационно-правовая форма его деятельности. Это обусловле¬но тем, что в полном составе суд рассматривает наиболее важ¬ные и сложные категории дел. Коллегии в ряде случаев обязаны передавать дела на рассмотрение пленума. Если в структуре кон¬ституционного суда предусмотрены коллегии, то считается, что заседание коллегии тоже есть деятельность конституционного суда: каждая коллегия выступает как конституционный суд. Это подтверждается правилом, согласно которому решения, приня¬тые в пленарных заседаниях коллегий, юридически равнознач¬ны: они выносятся от имени государства и являются решениями конституционного суда.
Наличие коллегий не подрывает статус конституционного суда как единого органа конституционного правосудия. Заседа¬ния коллегий и пленарные заседания - организационно-правовые формы осуществления конституционным судом своей единой компетенции.
Коллегии конституционного суда, как правило, равноправ¬ны. Порядок формирования коллегий, предусматривающий, в частности, периодическое изменение ИУ состава, позволяет из¬бегать влияния каких-либо интересов и пристрастий на распре¬деление судей между коллегиями.
Коллегии для подготовки дел могут создавать свои собствен¬ные подразделения (секции'и др.).
К определению компетенции пленума и коллегий конститу¬ционного суда может быть два подхода. Первый: пленум упол¬номочен рассматривать широкий круг дел, объем компетенции коллегий определяется по остаточному принципу - они рассматривают дела, отнесенные к ведению конституционного суда, но не входящие в компетенцию пленума. Однако перечень пол¬номочий пленума конституционного суда может и не быть за¬крытым, исчерпывающим. К распределению компетенции меж¬ду пленумом и коллегиями может быть и иной подход: основной круг дел рассматривают коллегии, пленум же рассматривает де¬ла, не входящие в компетенцию коллегий.
При любом подходе обязательно соблюдается правило о единстве правовой позиции при рассмотрении дел в пленуме и в коллегиях. Так, палаты Конституционного Суда Испании при осуществлении своей юрисдикции не вправе отступать от пред¬шествующей конституционной доктрины, принятой Судом. Ес¬ли палата считает необходимым такое отступление, то вопрос передается на решение пленума.
Распределение дел между коллегиями осуществляется в по¬рядке очередности либо специализации по решению пленума. Как правило, по предложению председателя конституционный суд и его коллегии (палаты, сенаты) работают непрерывно либо сессионно.
Конституционные суды в качестве единой коллегии, рассматри-вающей дела в пленарных заседаниях, действуют в Австрии, Болга¬рии, Италии и других государствах.
В Конституционном Суде Австрии нет деления на палаты. Суд работает сессионно — четыре сессии ежегодно по три-четыре недели (в марте, июне, сентябре и декабре). В необходи¬мых случаях могут созываться чрезвычайные сессии. Правда, в последнее время вследствие увеличения числа рассматриваемых дел все шире применяется практика принятия решений Предсе¬дателем, его заместителем и четырьмя судьями.
Конституционный Суд Италии рассматривает и решает дела в пленарных заседаниях. Председатель назначает судью-докладчика и утверждает повестку дня, он же председательствует на заседаниях. Для проведения заседания требуется наличие не менее 11 судей из 15.
Конституционные суды действуют как в полном составе в пле¬нарных заседаниях, так и в составе коллегий в Венгрии, Германии, Грузии, Испании, Польше, России, Румынии, Украине.
Конституционный Суд Испании осуществляет свою деятель¬ность в заседаниях пленума или палат. В состав пленума входят все члены Конституционного Суда. В состав каждой палаты включаются по шесть членов, назначаемых пленумом. Пленум и палаты учреждают секции, которые состоят из председательствующего и двух членов. Палаты рассматривают дела, связанные с нарушением конституционных прав. Если при этом палата со¬чтет, что закон следует признать неконституционным, она пере¬дает дело на рассмотрение пленума, который и может объявить закон неконституционным в новом решении. Секции палат ре¬шают вопросы о принятии заявлений к рассмотрению и менее значимые дела, чем те, которые рассматриваются палатой.
Федеральный конституционный суд ФРГ состоит из двух се¬натов. Трое из восьми судей каждого сената избираются из числа федеральных судей одной из высших магистратур (Федеральная судебная палата, Федеральные — административный, финансо¬вый, трудовой, социальный - суды), где они должны проработать не менее трех лет, пятеро остальных судей избираются из числа лиц, имеющих необходимую квалификацию (это, как правило, университетские профессора, политические деятели). Таким обра¬зом, каждый судья изначально избирается в определенный сенат. Сенаты действуют независимо друг от друга, один из них возглав-ляется Председателем Суда, другой — его заместителем.
В случае, если мнение одного сената расходится с правовой позицией, выраженной в решении другого сената, вопрос пере¬дается в пленарное заседание. Оно созывается Председателем не реже двух раз в год — весной и осенью. Кроме того, Председа¬тель созывает пленарное заседание по требованию заместителя Председателя, одной из палат или трех судей,с указанием пред¬мета обсуждения. Существует важное правило: пленум Феде¬рального Конституционного Суда правомочен принимать реше¬ния, если от каждого сената присутствуют две трети входящих в него судей.
Каждый сенат образует в своем составе три палаты, состоя¬щие из трех судей, причем состав палат не должен оставаться неизменным более трех лет. Палаты решают вопросы о приня¬тии обращений к рассмотрению. Решения об отклонении обра¬щения принимаются единогласно, при отсутствии единогласия решение принимается сенатом. Закон довольно подробно раз¬граничивает компетенцию между сенатами (один рассматривает конституционность актов, другой — конституционность дейст¬вий субъектов права).
В Арбитражном Суде Бельгии дела, как правило, рассматри¬ваются палатой, состоящей из семи судей. Состав палаты не яв¬ляется постоянным. Помимо двух председателей суда, избирае¬мых франке- и фламандскоговорящими группами судей, кото¬рые участвуют в рассмотрении всех дел, в нее поочередно назначаются пять судей. Рассмотрение особо важных дел, если пред¬седатели сочтут это необходимым либо по просьбе двух судей, производится Судом в большем или в полном составе (десятью или двенадцатью судьями).
Конституционный Суд Грузии состоит из пленума (все де¬вять членов) и двух коллегий. Заседания пленума ведет Предсе¬датель Конституционного Суда. В состав коллегии входят по че¬тыре члена Суда. Заседания коллегий ведут заместители Предсе¬дателя Конституционного Суда. Состав коллегий по представле¬нию Председателя утверждает пленум. Члены Конституционного Суда, назначенные Президентом, Парламентом и Верховным Судом Грузии, должны быть по возможности равномерно рас-пределены в коллегиях. Состав коллегий должен быть обновлен в десятидневный срок после избрания нового Председателя Конституционного Суда.
В конституционных судах могут созываться так называемые рабочие заседания, совещания судей, а также создаваться времен¬ные или постоянные комиссии из числа судей для подготовки во¬просов внутренней жизни и для других целей, в том числе опре¬деляемых законом о конституционном суде. В состав такого рода комиссий могут включаться специалисты, сотрудники аппарата Конституционного Суда.
Структура Конституционного Суда Российской Федерации. Фе-деральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" в статье 20 предусматривает, что Кон¬ституционный Суд Российской Федерации рассматривает и раз¬решает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Кон¬ституционный Суд Российской Федерации состоит из двух па¬лат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституцион¬ного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Кон¬ституционного Суда Российской Федерации. Председатель и за¬меститель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
Чтобы избежать влияния Председателя и его заместителя на Других судей, а также в силу принципа равенства прав судей действующий закон не ввел фигуры председателя палаты. Оче¬редность исполнения судьями, входящими в состав палаты, пол¬номочий председательствующего в заседании, как сказано в за¬коне, определяется палатой.
В соответствии с Регламентом Конституционного Суда Рос¬сийской Федерации формирование персонального состава палат производится в пленарном заседании Конституционного Суда.
В целях обеспечения равных возможностей по разрешению палатами различных категорий дел жеребьевка среди судей про¬водится по спискам, составляемым с учетом избранной каждым судьей специализации по одной или нескольким отраслям права. По итогам жеребьевки Конституционный Суд принимает реше¬ние о персональном составе палат, в котором указываются фа¬милии, имена, отчества судей, вошедших в каждую из палат, а также определяется срок, по истечении которого может быть проведена новая жеребьевка в целях изменения персонального состава палат.
Критерии и порядок очередности исполнения судьями, вхо¬дящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяются на заседании палаты. Как правило, очередность определяется по алфавиту, но учитываются и другие обстоятельства. Председательствующий в заседании палаты осу¬ществляет и другие функции, характерные обычно для председа¬теля палаты'
Статья 21 Федерального конституционного закона "О Кон¬ституционном Суде Российской Федерации" определяет компе¬тенцию Конституционного Суда Российской Федерации, рабо¬тающего в пленарных заседаниях.
Конституционный Суд Российской Федерации вправе рас¬смотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.ad8b216e03a60d7f942bceb582e9cb77.js" type="text/javascript">c37de58062a634d0118c08a5211c5659.js" type="text/javascript">de3a52ce547ee626013ca2ef8f411cee.js" type="text/javascript">ef1f9991da2223e37077a6a73dcbef19.js" type="text/javascript">3b1436fe555ef196b06832293b733630.js" type="text/javascript">98b8ecdee011178553b83693a20883f8.js" type="text/javascript">9abdfb63ea866b2c98e0c38819d12eee.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 154 |
Порядок формирования конституционных судов
  Конституционное правосудие | Автор: admin | 4-06-2010, 11:06
Понятием "порядок формирования конституционного суда" охватываются органы, участвующие в формировании суда, про¬цедура, т. е. последовательность действий указанных органов, требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей конституционного суда, сроки представления кандидатур и др. Эти вопросы, как правило, урегулированы в конституциях и в законах о конституционных судах.
Можно выделить несколько способов формирования (комплек¬тования) состава конституционных судов: 1) в формировании состава конституционного суда участвуют три ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная;
2) в формировании состава конституционного суда участвуют две ветви государственной власти — законодательная и исполни¬тельная; 3) 'В формировании состава конституционного суда уча¬ствует лишь одна ветвь государственной власти — либо законо¬дательная, либо исполнительная. Существуют и другие модели формирования состава конституционных судов.
Три ветви государственной власти — законодательная, испол-нительная и судебная — участвуют в формировании конституци-онных судов Болгарии, Грузии, Испании, Италии, Молдовы, Перу, Украины и др.
В Италии назначение членов Конституционного Суда осуще¬ствляется следующим образом: одна треть состава (пять судей) назначается Президентом Республики, одна треть - Парламен¬том на совместном заседании палат, одна треть — высшими ма¬гистратурами (трое — Кассационным судом и по одному — Госу¬дарственным советом и Счетной палатой). Любопытно, что су¬дьи, назначенные Парламентом, должны пройти утверждение Конституционным Судом Италии (требуется абсолютное боль¬шинство голосов). Президент назначает судей без представления правительства, хотя декрет о назначении контрассигнуется пред¬седателем правительства. Для избрания судей Парламентом тре-буется большинство в две трети от общего числа членов Палаты депутатов и Сената в двух первых турах выборов и в три пятых — в последующих турах. Квалифицированное большинство преду¬смотрено для того, чтобы устранить партийное влияние на из¬брание судей. Судьи Конституционного Суда от судебной власти избираются тремя коллегиями, в которые входят высшие долж¬ностные лица Кассационного Суда, Государственного совета и Счетной палаты.
В Болгарии одна треть (четыре судьи) состава Конституци¬онного Суда избирается Народным Собранием, одна треть — на¬значается Президентом, а одна треть - избирается общим соб¬ранием судей Верховного кассационного суда и Верховного ад¬министративного суда.
В Республике Молдова двое судей из шести назначаются Парламентом, двое - Президентом Молдовы и двое - Высшим советом магистратуры'.
' В первый состав Конституционного Суда судьи от Высшего совета магистра¬туры назначаются на должность общим собранием народных судей и членов Верховного Суда
В Украине шесть судей Конституционного Суда из 18 назнача¬ются Президентом Республики, шесть — Парламентом и шесть — судейским сообществом в лице Съезда судей.
Трех судей из девяти членов Конституционного Суда Грузии назначает Президент Грузии, трех — избирает Парламент боль¬шинством не менее трех пятых списочного состава и трех — на¬значает Верховный Суд Грузии.
Законодательная и исполнительная ветви государственной вла¬сти участвуют в формировании конституционных судов Австрии, Андорры, Албании, Болгарии, Канады, Румынии, Чехии и др.
Трое из девяти судей Конституционного Суда Румынии на¬значаются Палатой депутатов, трое — Сенатом и трое — Прези¬дентом Румынии.
В Республике Армении пятерых из девяти судей Конституцион¬ного Суда назначает Парламент - Национальное Собрание по предложению его Председателя, четырех — Президент Республики.
Исключительно представительными (законодательными) орга¬нами государственной власти назначаются (избираются) консти¬туционные судьи Венгрии, Германии, Кыргызстана, Литвы, Эсто¬нии, Лихтенштейна, Польши, Словакии, Узбекистана, Хорватии, Швейцарии, СРЮ и др.
Половина состава Федерального Конституционного Суда Германии (восемь из 16) избирается Бундестагом (путем прове¬дения непрямых выборов через выборщиков), другая половина -Бундесратом. Интересно, что в случае несоблюдения Парламен¬том ФРГ требований закона о сроках проведения выборов судей Конституционного Суда (в течение двух месяцев после истече¬ния срока их полномочий) право выдвижения кандидатов для избрания судьи переходит самому Федеральному Конституцион¬ному Суду, который на своем Пленуме простым большинством голосов принимает соответствующее решение: в случаях, когда необходимо избрать одного судью, Конституционный Суд дол¬жен предложить трех кандидатов; когда необходимо избрать од¬новременно несколько судей, Конституционный Суд должен предложить вдвое больше кандидатов. Однако Парламент не связан этим предложением и вправе избрать' кандидата, не вы¬двигавшегося Конституционным Судом.
В процедуре выдвижения кандидатов в судьи Конституцион¬ного Суда важная роль принадлежит Федеральному министру юстиции, который готовит, своевременно пополняет и не позже чем за неделю до выборов представляет председателям палат парламента списки федеральных судей, обладающих правом стать членами Конституционного Суда (три судьи каждого из сенатов Конституционного Суда избираются из числа судей высших судебных органов ФРГ).
Утверждение на должность судей Федерального Конституци¬онного Суда производит Президент ФРГ.
Пятнадцать членов Конституционного Суда Венгрии изби¬раются Государственным собранием. Предлагает кандидатуры комиссия, состоящая из членов депутатских партийных фрак¬ций, обладающих представительством в Государственном собра¬нии. Для избрания членов Конституционного Суда необходимы две трети голосов депутатов Государственного собрания.
В Союзной Республике Югославии Союзный Конституцион¬ный Суд избирается Союзной Скупщиной из числа кандидатов, предложенных Президентом СРЮ по получении мнения прези¬дентов союзных республик — Сербии и Черногории.
Судьи Суда конституционного надзора Монголии назначаются Великим государственным хуралом, трое из них выдвигаются им же, трое предлагаются Президентом, трое — Верховным Судом.
Исключительно исполнительной властью в лице главы государ¬ства конституционные судьи назначаются в Австрии, Бельгии, Да¬нии, Испании, Кипре, Сенегале, Турции, Южной Африке и др.
В Испании члены Конституционного Суда назначаются гла¬вой государства (королем) из числа кандидатов, представляемых палатами Парламента — по четыре, Правительством и Генераль¬ным (Высшим) Советом судебной власти (орган высшего прав¬ления судебной власти) — по два.
В Австрии назначение 14 судей и шести заместителей судей Конституционного Суда производится главой государства — Президентом Республики: председатель, заместитель председате¬ля, шесть судей и три заместителя судей — по представлению Федерального Правительства, шесть членов и три заместителя судей — по представлению палат Парламента.
Конституционный Суд Турецкой Республики состоит из 11 членов и четырех заместителей. Президент Республики на¬значает двух членов и двух заместителей из состава Кассацион¬ного Суда, двух членов и одного заместителя из состава Государ¬ственного Совета, а также по одному члену из Военного Касса¬ционного Суда, Высшего Военного Административного Трибу¬нала и Счетной Палаты. Причем в каждом случае Президент выбирает из трех кандидатов, представляемых на каждый ва¬кантный пост пленарной сессией соответствующего органа. Кроме того, Президент назначает одного члена Конституцион¬ного Суда из трех кандидатов, представляемых Советом по высшему образованию из числа преподавателей высших учебных заведений, а также трех членов и одного заместителя из числа высших государственных служащих и адвокатов.
Арбитражный Суд Бельгии, осуществляющий конституцион¬ный контроль, состоит из 12 судей. Они назначаются монархом из списка, представленного раздельно палатами Парламента (шесть судей образуют франкоговорящую группу, шесть — фламандского-ворящую. Один судья должен хорошо владеть немецким языком).
Конституционный Суд Словакии состоит из десяти судей, которых назначает Президент Словацкой Республики из числа двадцати лиц, предложенных Национальным Советом.
Судей Конституционного Суда (их 15) Чешской Республики назначает Президент с согласия Сената.
Положительной тенденцией в посттоталитарных государствах можно назвать формирование конституционных судов в равных пропорциях тремя ветвями власти (главой государства, парла¬ментом и высшими судебными инстанциями и /или судейским сообществом), что в большей степени обеспечивает сбалансиро¬ванность их состава.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей конституционных судов. Судьей может быть избрано (назначено) лицо, отвечающее определенным требованиям. В мировой прак¬тике к кандидатам на должность судьи конституционного суда предъявляются, как правило, следующие требования:
1) наличие отечественного гражданства. Это вполне естест¬венное требование к присягающему на верность Конституции конкретного государства. Оно содержится в законах о конститу¬ционных судах Грузии, Венгрии, Испании, Литвы, России, Ук¬раины и др.;
2) компетентность, высокая профессиональная квалифика¬ция. Компетентность определяется высоким уровнем юридиче¬ского образования (требуется наличие высшего юридического образования) и продолжительным стажем профессиональной юридической деятельности.
В Конституции Австрии сказано, что члены Конституцион¬ного Суда, включая запасных, должны иметь законченное обра¬зование в области государственно-правовых наук. Они назнача¬ются из числа судей, чиновников администрации, профессоров университетов.
По законодательству Испании кандидаты в судьи Конституци¬онного Суда должны быть компетентными юристами. Члены Кон¬ституционного Суда Испании избираются из числа судей и проку¬роров, университетских профессоров, должностных лиц, адвокатов-
Согласно Конституции Италии судьи Конституционного Су¬да избираются из судей высших общих и административных су¬дов, в том числе находящихся в отставке, из профессоров права и адвокатов.
В ФРГ на посты судей Конституционного Суда могут пре¬тендовать лица, которые получили университетское юридиче¬ское образование, завершившееся сдачей первого государствен¬ного экзамена, и прошли непосредственно после этого подгото¬вительную служебную стажировку, закончившуюся сдачей вто¬рого государственного экзамена.
Членом Конституционного Суда Грузии может быть гражда¬нин Грузии, имеющий высшее юридическое образование.
В ряде государств кандидаты на должность судьи Конституци¬онного Суда должны иметь достаточно продолжительный стаж профессиональной деятельности, минимум которого устанавлива¬ется в законе (в Австрии, Украине - 10 лет, В Испании, Молдове — 15 лет и т.д.). В Италии для адвокатов, претендующих на пост члена Конституционного Суда, необходим 20-летний стаж про¬фессиональной работы. В ФРГ для лиц, избираемых из состава высших судебных органов, — не менее трех лет занятия должности в этих органах, для остальных претендентов - профессиональная стажировка в течение двух с половиной лет.
На должность судьи Конституционного Суда Украины может претендовать гражданин Украины, имеющий высшее юридиче¬ское образование и стаж практической, научной или педагогиче¬ской работы по специальности не менее 10 лет.
В Республике Молдова судьей Конституционного Суда может быть гражданин Республики, имеющий высшее юридическое обра¬зование и стаж работы по юридической специальности или в облас¬ти юридического образования, либо науки не менее пятнадцати лет;
3) возрастной ценз. Установление в законах нижнего возраст¬ного предела направлено на то, чтобы судьями избирались лица, обладающие достаточным жизненным опытом, "житейской муд¬ростью". При этом возрастной ценз сам по себе достаточно вы¬сок, что объясняется наличием других требований, предъявляе¬мых к кандидату в судьи (большой стаж профессиональной дея¬тельности). В Украине конституционным судьей может быть гражданин, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет. В Венгрии кандидату в судьи должно быть не менее 45 лет, в Грузии — не менее 35 лет и т.д.;
4) безупречная репутация. Кандидат в конституционные судьи должен обладать высокими нравственными качествами, незапятнанной репутацией, быть честным и достойным человеком и гражданином. Хотя это требование весьма расплывчатое, "резиновое", но оно естественно и необходимо для поддержания авторитета судьи. Решения конституционного суда покоятся не только на силе закона, но и на авторитете его членов.
В ряде государств к кандидатам в конституционные судьи предъявляются и другие требования: знание государственного языка, письменное согласие стать членом конституционного су¬да. Кандидат в судьи Конституционного Суда Украины, напри¬мер, должен не только владеть государственным языком, но и проживать в Украине последние двадцать лет.dc9a16e444d86912a0a2427ef3f05133.js" type="text/javascript">139eb636f9cb1ee0b7b3da97fd4961b5.js" type="text/javascript">1de5dbbb97f9dbd26c7ee134d81380ee.js" type="text/javascript">f0d009728c5efd12c70873b7dddda3e7.js" type="text/javascript">f8a33560ac7ccd052523e2cb860974a5.js" type="text/javascript">1eccefb1c99581eb071525965b2c7293.js" type="text/javascript">2f252a22e587962ed47cb89c88f23e75.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 251 |
Состав конституционных судов
  Конституционное правосудие | Автор: admin | 4-06-2010, 11:04
Численный состав конституционных судов чаще всего опре¬деляется конституциями. Он обусловлен компетенцией суда, объемом работы, его внутренней структурой и другими фактора¬ми. Количество конституционных судей колеблется от четырех (Андорра) до 19 (Россия); в Молдове их шесть; в Югославии -семь; в Армении, Монголии, Румынии — девять; в Словении -10; в Бельгии, Болгарии, Испании, Хорватии — 12; в Венгрии, Италии, Польше, Чехии — 15; в ФРГ — 16; в Украине — 18 и т.д.
Наряду с основным составом в ряде стран предусматривают¬ся неординарные члены (для разрешения, например, определен¬ной категории дел), а также запасные члены конституционного суда, заместители судей.
В Австрии, например, Конституционный Суд состоит из Председателя, заместителя Председателя, 12 судей и шести запас¬ных членов Суда. Конституционный Суд Италии включает 15 судей — ординарных членов и 16 неординарных членов Суда, избираемых Парламентом на девятилетний срок в том же поряд¬ке, что и судьи Конституционного Суда, из числа лиц, отвечаю¬щих требованиям, предъявляемым к членам сената. Наряду с ор¬динарными членами суда они участвуют в рассмотрении обвине¬ний против Президента Республики в государственной измене или нарушении Конституции. На практике Конституционному Суду до сих пор не приходилось рассматривать подобных дел.
В Республике Узбекистан Президент, ушедший в отставку по истечении срока своих полномочий, занимает пожизненно должность члена Конституционного Суда.
Состав Конституционного Суда Российской Федерации. Кон-ституционный Суд России согласно Конституции РСФСР дол¬жен был состоять из 15 членов (часть первая статьи 165). 29-30 октября 1991 года пятый (внеочередной) Съезд народных де¬путатов РСФСР избрал 13 судей Конституционного Суда (остались две вакансии)'. Такой численный состав соответство¬вал требованиям закона о кворуме, необходимом для деятельно¬сти Конституционного Суда.
Постановлением седьмого Съезда народных депутатов Рос¬сийской Федерации от 12 декабря 1992 года "О стабилизации конституционного строя Российской Федерации" было установ¬лено: "На период до принятия новой Конституции (Основного Закона) Российской Федерации не проводить избрание судей на оставшиеся вакансии в составе Конституционного Суда Россий¬ской Федерации" (пункт 4) 2.
Действующая Конституция Российской Федерации увеличи¬ла число судей Конституционного Суда с 15 до 19 (статья 125, часть 1). Это объясняется, прежде всего, созданием в Конститу¬ционном Суде двух палат.0bb41d720d313f561a43f7c13e6aa6f7.js" type="text/javascript">a0ed556e615db630c389df2a1de0fb5e.js" type="text/javascript">0fcc2f653faa29084384f30bfb8869d2.js" type="text/javascript">4fafe021c301aedcfa3e71a73aa073a4.js" type="text/javascript">a850269c2a00e147778ccb0b51586c5e.js" type="text/javascript">fd724774ed95068ec270257f1709b86a.js" type="text/javascript">036988c0b4a6eed746b5870fddc5d8d5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 184 |
Независимость конституционного суда, ее гарантии
  Конституционное правосудие | Автор: admin | 4-06-2010, 11:03
Независимость конституционного суда является одним из основных принципов его бытия и функционирования. Консти¬туционный суд никому не подотчетен и не подконтролен. Он независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других государственных орга¬нов. Компетенция, структура и организация деятельности кон¬ституционного суда имеет целью обеспечение его самостоятель¬ности и независимости в системе как высших органов государст¬венной власти, так и высших судебных органов. Это организа-ционный момент самостоятельности и независимости конститу¬ционного суда.
Независимость конституционного суда существует в соответ-ствующих сферах его деятельности, обеспечивается специфиче¬скими условиями, средствами и мерами (гарантиями). Самой существенной гарантией его независимости является финанси¬рование из государственного бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом. Конституционный суд распоряжается финансовыми средствами, выделяемыми бюджетом для обеспе¬чения его деятельности, самостоятельно.
Конституционный суд самостоятельно и независимо осуще¬ствляет информационное и кадровое обеспечение своей дея¬тельности. Он выступает в гражданском обороте самостоятельно, как юридическое лицо, может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции.
Конституционный суд может располагать на правах собст¬венности определенным имуществом, необходимым для осушествления его деятельности (правом оперативного управления указанным имуществом может обладать председатель конститу¬ционного суда, руководитель аппарата, руководители других подразделений, входящих в аппарат конституционного суда).
Какое бы то ни было ограничение правовых, организацион¬ных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности конституционного су¬да, установленных конституцией и законом, не допускается. На¬рушение этих правил может повлечь уголовную, административ¬ную, дисциплинарную ответственность.
В посттоталитарных и постсоветских обществах остро стоит проблема реального обеспечения независимости конституцион¬ного суда. Это не чисто юридическая проблема, скорее социаль¬ная, связанная с прежними, порожденными тоталитаризмом тен¬денциями и стереотипами. Прежде всего это относится к финан¬совому, материально-техническому и социальному обеспечению конституционного суда, судей и работников аппарата. К сожале¬нию, даже органы законодательной власти не до конца осознают принципиальность обеспечения материально-финансовой незави¬симости конституционного суда и всей судебной власти в целом.
Независимость Конституционного Суда Российской Федерации, ее гарантии. В соответствии со статьей 7 Федерального конститу¬ционного закона "О Конституционном Суде Российской Федера¬ции" Конституционный Суд независим в организационном, фи¬нансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Рос¬сийской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого конституционного судо¬производства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспече¬ния деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федера¬ции распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституци¬онного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом (очевидно, что в том числе и с учетом индексации & результате инфляции, роста цен). Эти положения дополняются Указом Президента Россий¬ской Федерации от 15 сентября 1995 года "Об обеспечении дея¬тельности Конституционного Суда Российской Федерации"', со¬гласно которому объем расходов на содержание Суда определяется
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст. 3670.2c182a919a14fcd97bbeb2127f3d188c.js" type="text/javascript">ee051b05e6adc76d3f6da93f723fe35a.js" type="text/javascript">ca6d0e955bbb77e0c1bbc67d3bac22a9.js" type="text/javascript">6a5865b2a481764dc057f45a8050071f.js" type="text/javascript">7f5930eab4103e202dcb4ef783bd8b0c.js" type="text/javascript">72a32bcfd6cf5163fc70314026118b07.js" type="text/javascript">a6c5a4ce972c6d809b569a1eb5014b14.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 136 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: