Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Выдача лиц, совершивших преступление
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 03:19
Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление,
государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было
совершено преступление, или гражданином которого оно является, для привлечения
последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
В части 2 ст. 13 УК установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства,
совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее
территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной
ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором
РФ.
К таким международным договорам можно отнести: Европейскую конвенцию о
выдаче 1957 г.; Типовой договор о выдаче 1990 г., утвержденный Резолюцией
Генеральной Ассамблеи ООН; Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и др.
Выдача преступника относится к компетенции Генеральной прокуратуры РФ.
Часть 1 ст. 13 УК конкретизирует положение ст. 61 Конституции РФ о том, что
гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, не
может быть выдан этому государству. Однако это не означает освобождения российских
граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории
других государств; вопрос о преступности и наказуемости деяния решается в
соответствии с нормами УК.
Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ не допускается также выдача другим
государствам лиц: а) преследуемых за политические убеждения и б) за действия
(бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.
Положение о порядке предоставления в Российской Федерации политического
убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746,
предусматривает правило предоставления политического убежища лицам, ищущим
убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в
стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного
местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не
противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, и
нормам международного права.ae5a4e43a20dce9125c428a395c6dfe9.js" type="text/javascript">49adb3cdc77e7fa341f78eb9277f692e.js" type="text/javascript">3411654db234d8d4808dc7a7c57f79d0.js" type="text/javascript">7037751c4673c25b6720733839ebc7ba.js" type="text/javascript">ff6a056410c5854981d14c1ecea48f76.js" type="text/javascript">781352a1886ef45eba501d5dd191cf32.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 174 |
Действие уголовного закона в пространстве
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 03:18
Уголовный кодекс предусматривает несколько принципов действия уголовного
закона в пространстве: территориальный принцип, принцип дипломатического
иммунитета, принцип гражданства, принцип специальной миссии, реальный,
универсальный и принцип выдачи лиц, совершивших преступление.
Согласно ч. 1 ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации
распространяется на всю ее территорию. Это означает, что государственная территория
является пространственным пределом распространения государственной власти РФ. В
связи с этим основным принципом действия уголовного закона в пространстве является
принцип территориальности.
Согласно данному принципу лицо, совершившее преступление на территории РФ,
подлежит уголовной ответственности по УК (ч. 1 ст. 11). Принцип состоит в
распространении его обязательной силы на лиц, независимо от их государственной
принадлежности: граждан РФ, лиц без гражданства, иностранных граждан.
Главным условием применения территориального принципа является совершение
преступного деяния на территории РФ.
Территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и
территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции РФ).
Территория РФ устанавливается ее Государственной границей (Закон РФ от 1 апреля
1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" ).
Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная
поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и
воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного
суверенитета Российской Федерации.
--------------------------------
РГ. 1993. 4 мая. N 84.

Таким образом, территория РФ состоит из трех категорий пространства:
сухопутного, водного и воздушного.
Сухопутное пространство - это суша в пределах границ государства.
Водное пространство включает внутренние воды и территориальное море.
Внутренние воды Российской Федерации состоят из вод:
портов РФ, ограниченных линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону
моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской
Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего
отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если
ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24
морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень
которых устанавливается Правительством РФ .
--------------------------------
См.: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских
водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998.
N 31. Ст. 3833.

Территориальное море составляет морской пояс шириной 12 морских миль,
примыкающий к сухопутной территории государства или к его внутренним морским
водам.
Воздушное пространство - это пространство, находящееся в пределах его
сухопутных и водных границ. Однако высотные пределы распространения суверенных
прав Российской Федерации, как и пределы других государств, остаются в
международном праве неурегулированными. В соответствии с международными
обычаями таким пределом считается 100 миль над уровнем океана. Выше этой границы
начинается космическое пространство. В соответствии с международным правом на
космический объект распространяется юрисдикция государства его регистрации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК преступления, совершенные в пределах
территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются
совершенными на территории РФ. Однако данное положение не совсем согласуется с
нормами международного права и законами РФ.
Так, в ст. 17 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних
морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
закреплено, что уголовная юрисдикция Российской Федерации не осуществляется на
борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-
либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением,
совершенным на борту иностранного судна во время его прохода, за исключением
случаев, если:
последствия преступления распространяются на территорию РФ;
преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в Российской
Федерации или добрый порядок в территориальном море;
капитан иностранного судна, дипломатический агент или консульское должностное
лицо государства флага обратится к должностным лицам федеральных органов
исполнительной власти или к должностным лицам органов исполнительной власти
субъектов РФ с просьбой об оказании помощи;
такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими
средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других
преступлений международного характера, предусмотренных международными
договорами РФ.
Положение о наступлении уголовной ответственности за преступление, совершенное
на гражданском морском судне во время его нахождения в территориальных водах
Российской Федерации, по закону государства регистрации такого корабля соответствует
нормам, закрепленным в п. 1 ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и п. 1 ст.
19 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. . Аналогично
решается вопрос об уголовно-правовой юрисдикции Российской Федерации в отношении
иностранных воздушных судов, находящихся в ее воздушном пространстве.
--------------------------------
См.: Международное право // СПС "Гарант".

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию
на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Это
конституционное положение отражено в ч. 2 ст. 11 УК, предусматривающей возможность
применения уголовного закона также за преступления, совершенные на континентальном
шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов,
находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем
протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы
подводной окраины материка (200 морских миль от исходной линии, от которой
отмеряется ширина территориального моря) .
--------------------------------
См.: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном
шельфе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

Исключительная экономическая зона - морской район, находящийся за пределами
территориального моря и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Внутренней
границей исключительной экономической зоны является внешняя граница
территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны
находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется
ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными
договорами РФ .
--------------------------------
См.: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.

Континентальный шельф и исключительная экономическая зона в состав территории
государства не входят. Но прибрежные государства имеют суверенные и исключительные
права на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности,
связанные с разведкой, разработкой и сохранением данных ресурсов. Правоотношения,
которые возникают в связи с этим, регулируются законодательством РФ. Свою
юрисдикцию Россия осуществляет и в отношении объектов, находящихся в ее
экономической зоне (искусственные острова, установки, сооружения, средства
обеспечения безопасности морского судоходства).
Применение уголовного закона на рассматриваемых территориях возможно лишь в
том случае, когда преступление было связано с нарушением норм и правил по
исследованию, разработке, сохранности морских и минеральных ресурсов этих районов. В
остальном на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне
действуют нормы и принципы международного права.
Уголовный кодекс признает и другие случаи распространения уголовного закона на
лиц, совершивших преступление на объектах, приравненных к территории РФ. К таким
объектам относятся:
а) гражданские воздушные и водные судна, приписанные к порту РФ и находящиеся
в открытом водном или воздушном пространстве вне государственной территории России
(ч. 3 ст. 11 УК). Лицо, совершившее преступление на борту такого судна, подлежит
уголовной ответственности по УК, если иное не предусмотрено международным
договором РФ;
б) военно-морские и военно-воздушные корабли под флагом или с
опознавательными знаками РФ, независимо от места их нахождения.
Территориальный принцип определяет применение закона места совершения
преступления. Местом совершения преступления следует считать место, где выполняется,
прекращается, прерывается общественно опасное действие или бездействие .
--------------------------------
См. об этом: Князев А.Г. Проблемы действия уголовного закона в пространстве.
Владимир, 2006. С. 64.803547154ad2e70a5d7c5076c3a1e669.js" type="text/javascript">c6aa0af82049bc79f402f9466b19485d.js" type="text/javascript">44dc0959ab07cdf981d3d645b2328027.js" type="text/javascript">e8d69a0186b2cf3990670e7b92a1a057.js" type="text/javascript">efea54bb25db2ec354e9a0a2840f70f5.js" type="text/javascript">bce9af289bccb7d7dd6e2a9f102a782f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 230 |
Действие уголовного закона во времени
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 03:16
Согласно ч. 1 ст. 9 УК преступность и наказуемость деяния определяются уголовным
законом, действовавшим во время его совершения.
Действующим является уголовный закон, вступивший в силу в установленном
порядке, если не истек срок его действия либо он не отменен и не изменен другим
законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному
опубликованию; неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные
правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не
могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Порядок вступления в силу закона определяется Указом Президента РФ от 5 апреля
1994 г. N 662 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов" и
Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления
в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания" .
--------------------------------
САПП РФ. 1994. N 15. Ст. 1173.
СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.

В соответствии с названным Законом датой принятия федерального закона считается
день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия
Уголовного кодекса РФ является 24 мая 1996 г., когда Государственная Дума приняла его
в последнем чтении. Датой принятия федерального конституционного закона считается
день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном
Конституцией РФ.
Законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их
подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не
позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные
Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их
ратификации.
Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в
"Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской
Федерации. Доведение закона до сведения иным образом (по радио, телевидению,
телефону и т.д.) не является официальной публикацией и не влечет никаких правовых
последствий.
Законы направляются для официального опубликования Президентом РФ, акты
палат Федерального Собрания - председателем соответствующей палаты или его
заместителем. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты
Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть
повторно официально опубликован в полном объеме.
По общему правилу федеральные конституционные законы, федеральные законы,
акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории
РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Однако самим
законодателем или специальным актом палаты Федерального Собрания может быть
установлен другой порядок вступления их в силу. Такая практика в деятельности
законодателя является довольно распространенной.
Иной порядок вступления закона в силу предполагает несколько вариантов. Во-
первых, дата вступления определяется в законе о порядке введения закона в силу
(например, УК был принят в 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г., как это и было
предписано Федеральным законом от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие
Уголовного кодекса Российской Федерации" ).
--------------------------------
СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2955.

Во-вторых, в самом законе содержится указание, что он начинает действовать с
момента его опубликования. Такой порядок не всегда находит одобрение. Так, в
юридической литературе высказано мнение, что вступление в силу со дня опубликования
уголовного закона, устанавливающего преступность деяния или усиливающего уголовную
ответственность, не обеспечивает реальной возможности для ознакомления с этим
законом .
--------------------------------
См.: Пономаренко Ю.А. Обратное действие уголовного закона во времени.
Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 2002. С. 7.

В-третьих, закон вступает в силу при наличии определенных условий. Так,
Федеральным законом от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-
исполнительного кодекса Российской Федерации" установлено, что положения о
наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие
федеральным законом или федеральными законами по мере создания необходимых
условий для исполнения этих видов наказаний, но при этом о наказании в виде
обязательных работ - не позднее 2004 г., о наказании в виде ограничения свободы - не
позднее 2005 г., о наказании в виде ареста - не позднее 2006 г. .
--------------------------------
СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 199.
СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 130.

Уголовный закон теряет силу в пяти случаях: 1) отмена законодателем; 2) изменение
условий и обстоятельств, в связи с которыми он был принят; 3) замена новым законом; 4)
истечение указанных в нем сроков; 5) признание его Конституционным Судом РФ не
соответствующим Конституции РФ.
Следующим этапом правильного применения уголовного закона является
определение времени совершения преступления. Это необходимо не только для решения
вопроса о действии уголовного закона во времени, но и для установления:
противоправности общественно опасного деяния; времени возникновения уголовного
правоотношения; сроков давности уголовной ответственности.
По вопросу о том, что следует считать временем совершения преступления - время
совершения действия (бездействия) или время наступления последствий, в юридической
литературе высказывались различные мнения. Так, Н.Д. Дурманов писал, что если состав
преступления включает в качестве признака объективной стороны деяния наступление
общественно опасных последствий, то преступление надо считать совершенным тогда,
когда эти последствия наступили . Противоположную позицию занимал Я.М.
Брайнин, считавший, что временем совершения преступления является время совершения
преступного действия или бездействия независимо от его последствий .
--------------------------------
См.: Дурманов Н.Д. Советский уголовный закон. М., 1967. С. 261.
См.: Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. М., 1967. С. 136.

Законодатель разрешил этот спор. Согласно ч. 2 ст. 9 УК временем совершения
преступления следует считать время совершения общественно опасного действия
(бездействия) независимо от времени наступления последствий. Это положение является
универсальным, поскольку не все составы преступления включают в качестве
обязательного признака наступление последствий (подобный признак отсутствует в
формальных и усеченных составах). Вместе с тем независимо от конструкции состава
каждое преступление совершается в форме действия или бездействия, на которые законом
и отнесено время совершения преступления.
Существует специфика определения времени совершения длящихся и продолжаемых
преступлений. В Постановлении Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. "Об условиях
применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям" длящееся
преступление определяется как действие или бездействие, сопряженное с последующим
длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под
угрозой уголовного преследования. Начинается оно совершением действия либо актом
бездействия - юридическое окончание преступления. Прекращается такое преступление в
силу: а) воли самого виновного (явка с повинной); б) действий правоохранительных
органов (задержание лица); в) иных обстоятельств, исключающих правовую обязанность
действовать определенным образом (смерть нетрудоспособного родителя). Прекращение
преступления по данным основаниям называется фактическим окончанием преступления.
Продолжаемое преступление состоит из ряда тождественных деяний, направленных
к общей цели, объединенных единым умыслом (например, истязание, выражающееся в
систематическом нанесении побоев). Фактическим его окончанием является момент
совершения последнего из указанной совокупности тождественных деяний.
К длящимся и продолжаемым преступлениям следует применять закон,
действовавший в момент их фактического окончания.
С учетом особенностей преступной деятельности, совершаемой в соучастии, также
возникают сложности при решении вопроса о том, какой закон должен применяться к
соучастникам. По мнению некоторых авторов, временем совершения преступления
соучастниками следует считать время совершения действий исполнителя . Другие же
обоснованно отвергают такую жесткую привязанность и полагают, что к каждому
соучастнику применяется закон, действовавший в момент выполнения им своих функций
.
--------------------------------
См.: Уголовное право России. Общая часть / Под ред. А.И. Рарога (автор главы -
А.И. Чучаев). М.: Эксмо, 2007. С. 34.
См.: Бойцов А.И., Волженкин Б.В. Уголовный закон: действие во времени и
пространстве. СПб., 1993. С. 12.ef139351a669c1c3b1c33e3537b72d4a.js" type="text/javascript">0d98b7ff6b2e4399d2e5fbbaebd30ee2.js" type="text/javascript">feb44f8d9403effdcf710602e73fd740.js" type="text/javascript">89e6e431d1b30b480a8d67d3b830b03c.js" type="text/javascript">7d3dfe1c6dd2d9092de00877d6db2ba0.js" type="text/javascript">12fc9da4223e829e2a804edf58f5ae21.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 181 |
Толкование уголовного закона
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 03:15
Одним из вопросов, наиболее разработанных в доктрине уголовного права, является
учение о толковании уголовного закона, под которым "следует понимать объяснение
уголовного закона, выяснение его смысла, определение того содержания, которое
вкладывал в него законодатель" .
--------------------------------
Шаргородский М.Д. Указ. соч. С. 173. Вопросы толкования закона обстоятельно
освещались в дооктябрьской науке, напр.: Таганцев Н.С. Указ. соч. С. 148 - 164; Коркунов
Н.М. Указ. соч. С. 415 - 420; Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применению
законов. М., 1997. С. 6 - 12, 30 - 80.

Задача, цель толкования, в свою очередь, заключается в выяснении того, какая
законодательная мысль (т.е. то, что хотел сказать законодатель) вылилась в данной форме
(т.е. в данном законе) или в воспроизведении тех представлений и понятий, которые
связывал с данной нормой ее создатель . При этом, как справедливо отмечал В.Н.
Кудрявцев, раскрытие смысла закона "не должно означать фактическое изменение
содержания закона, так как только законодатель вправе корректировать закон, приводя
устаревший или неточный текст в соответствие со смыслом правового акта, с целью,
преследовавшейся при издании нормы" .
--------------------------------
См.: Таганцев Н.С. Указ. соч. С. 149.
См.: Васьковский Е.В. Указ. соч. С. 30.
Кудрявцев В.Н. Указ. соч. С. 88.

Толкование, понимаемое как мыслительная деятельность, имеет, во-первых, свой
источник и, во-вторых, свои приемы.
Сообразно этому в зависимости от источника, т.е. субъекта, от которого исходит
толкование, и определяемой природой источника юридической силы толкования
выделяется три вида последнего.
Легальное толкование означает общеобязательное толкование, даваемое либо самим
законодателем (аутентическое толкование), либо органом, специально уполномоченным
на то законом (легальное толкование в узком смысле слова). Вопрос о легальном
толковании закона в российской правовой системе нашел свое разрешение в
Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1997 г. N 17-П . Согласно
указанному Постановлению, аутентическое толкование закона по действующей
Конституции РФ предполагает принятие нового федерального закона, т.е. является
несуществующим явлением, поскольку закон не может считаться толкованием закона .
В равной мере (исходя из указанного Постановления) в российской правовой системе не
существует и легального толкования в узком смысле слова, поскольку Конституцией РФ
ни один орган государственной власти правом такого толкования не наделен. Таким
образом, легального толкования в отечественной правовой действительности не
существует .
--------------------------------
СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5492.
Выражение "законодательное толкование закона" есть, по мнению Н.М.
Коркунова, нелепость (см.: Коркунов Н.М. Указ. соч. С. 420).
Что же касается определений, содержащихся в уголовном законе, то они
являются не легальным толкованием, а самостоятельными нормативными предписаниями-
дефинициями.

Источниками судебного толкования могут быть Конституционный Суд РФ и суды
общей юрисдикции.
Решения Конституционного Суда РФ, оценивающие конкретное положение
уголовного закона с точки зрения его соответствия Конституции РФ , выявляют в ряде
случаев "конституционно-правовой смысл" такого положения, который "является
общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной
практике" . Например, из Постановления Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г.
N 9-П следует, что ст. 199 УК может считаться конституционной лишь постольку,
поскольку, во-первых, ею предусматривается ответственность только за умышленное
деяние, совершенное, во-вторых, с целью избежать уплаты налога в нарушение
установленных налоговым законодательством правил и не связанное, в-третьих, с
использованием не противоречащих закону механизмов уменьшения налоговых платежей.
Ни одна из приведенных характеристик состава преступления, предусмотренного ст. 199
УК, в указанной статье прямо не предусмотрена и может быть выявлена только путем
толкования, осуществленного в данном случае Конституционным Судом РФ.
--------------------------------
В данном случае речь идет о толковании уголовного закона без признания его
несоответствующим Конституции РФ, поскольку последнее означает отмену уголовно-
правовой нормы, а не ее толкование.
См.: абз. 2 п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ
от 27 мая 2003 г. N 9-П // СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2431. См. также: ст. 6 Федерального
конституционного закона от 12 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде
Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

Суды общей юрисдикции толкуют уголовный закон в двух формах: во-первых, при
рассмотрении уголовного дела (толкование inter partes) и, во-вторых, в форме
постановлений Пленума Верховного Суда РФ (толкование erga omnes).
Что касается первой разновидности толкования, то оно дается судом любой
процессуальной инстанции при рассмотрении конкретного уголовного дела. При этом
указания суда кассационной (надзорной) инстанции (в т.ч. по-иному истолковывающие
закон, чем то сделано судом нижестоящей инстанции) обязательны при дальнейшем
рассмотрении дела судом нижестоящей инстанции (ч. 6 ст. 388, ч. 6 ст. 410 УПК РФ).
Избранные решения Верховного Суда РФ, принятые в кассационном или надзорном
порядке, а также избранные решения, принятые в надзорном порядке президиумами
областных и приравненных к ним судов, регулярно публикуются в Бюллетене Верховного
Суда Российской Федерации. Являясь, как было сказано, формально-юридически
обязательными лишь по конкретному делу, они оказывают ориентирующее воздействие
на общероссийскую судебную практику, становясь, как следствие, в какой-то мере
фактически обязательными. Например, Постановлением президиума Московского
городского суда от 4 апреля 2002 г. по делу К. признано, что доведение до самоубийства
(ст. 110 УК) возможно только с прямым либо косвенным умыслом (вопрос этот, в свою
очередь, вызывал и вызывает дискуссии в науке) ; в Постановлении Президиума
Верховного Суда РФ от 16 января 2002 г. N 360п01 по делу Ш. указано, что наличие
рецидива (ст. 18 УК) законом связывается с непогашенной судимостью на момент
совершения преступления, а не на момент вынесения относительно лица, совершившего
преступление, каких-либо процессуальных решений (прямого указания на этот счет в
законе не содержится) .
--------------------------------
БВС РФ. 2003. N 4. С. 17, 18.
БВС РФ. 2003. N 2. С. 16, 17.

В постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, принимаемых по материалам
обобщения общероссийской судебной практики, разъясняются ключевые понятия
уголовного закона и даются рекомендации по разрешению сложных проблем
квалификации преступлений и назначения наказания. Вопрос об их юридической силе
остается дискуссионным. Формально сохраняет свою силу ст. 56 Закона РСФСР от 8 июля
1981 г. "О судоустройстве РСФСР" (с посл. изм.), согласно которой руководящие
разъяснения Пленума (т.е. его постановления) обязательны для судов и других органов,
применяющих закон, по которому дано разъяснение. Напротив, в ст. 126 Конституции РФ
и в ч. 5 ст. 19 Федерального конституционного закона от 26 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О
судебной системе Российской Федерации" применительно к постановлениям Пленума
термин "руководящие" опущен, а согласно ч. 1 ст. 120 Конституции РФ судьи независимы
и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Из этого можно было бы
сделать вывод о необязательности для правоприменителей постановлений Пленума
(многие из которых содержат далеко не бесспорные и даже очевидно сомнительные
положения), однако действительность свидетельствует об обратном: расхождения в
толковании уголовного закона с постановлениями Пленума Верховного Суда РФ влекут
отмену (изменение) приговоров вышестоящими судебными инстанциями . Иными
словами, de facto постановления Пленума продолжают оставаться обязательными, de iure
не являясь ныне таковыми. Именно такая фактическая, приобретшая роль своеобразного
правового обычая обязательность постановлений Пленума (и в какой-то мере
индивидуальной судебной практики) и позволяет некоторым авторам относить судебную
практику к источникам уголовного права.
--------------------------------
ВВС РСФСР. 1981. N 28. Ст. 976.
СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
Из сравнительно недавних решений судов, отменяющих (изменяющих)
приговоры со ссылкой на их противоречие постановлениям Пленума Верховного Суда
РФ, см., напр.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ
по делу Борисова и др. // БВС РФ. 2003. N 3. С. 10; Постановление президиума
Владимирского областного суда от 3 июня 2002 г. по делу П. // БВС РФ. 2003. N 4. С. 18,
19.

Последний вид толкования по субъекту - доктринальное толкование - дается
специалистами в области уголовного права. Будучи необязательным, оно черпает свою
силу в разумности: "чем выше стоит авторитет ученого разъяснителя закона, тем большую
практическую важность приобретает и данное им истолкование" .
--------------------------------
Таганцев Н.С. Указ. соч. С. 164. Что касается выделяемого в теории права
обыденного толкования, то для уголовного права оно не имеет никакого значения: будучи
правильным, оно совпадает с принятым практикой правоприменения толкованием, а
будучи неправильным, образует не имеющую юридического значения юридическую
ошибку.a692e0eaeb3eb1486c1c4b1f1e23a23b.js" type="text/javascript">b1c0a96147e412c5e7d880f5f48e75ef.js" type="text/javascript">df22b28711893750d4f63145b82c681f.js" type="text/javascript">8d55d9e295843bc9d270e49333f70fb0.js" type="text/javascript">32c4c902bd2bedd4ce885a844a0bb9a4.js" type="text/javascript">c42941e9e2906bd7efe98a073e66a4b4.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 180 |
Структура статьи уголовного закона
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 03:14
Законодательная техника построения статей Общей части УК немногим отличается
от построения статей законодательных источников прочих отраслей права. Каждая статья
Общей части содержит одно или несколько нормативных предписаний, являющихся
компонентами гипотезы, диспозиции либо санкции той или иной уголовно-правовой
нормы. В зависимости от числа взаимосвязанных нормативных предписаний, включенных
в одну статью, последняя может делиться на части, последовательно обозначаемые
арабскими цифрами, начиная с "1". В случае добавления в статью новой части она
помещается после части, содержащей наиболее сходное с вновь включаемым нормативное
предписание. При этом добавление новой части либо влечет последовательную
перенумерацию, либо новая часть обозначается с добавлением верхнего индекса 1, 2 и т.д.
(к примеру, ч. 2.1 ст. 37, ч. ч. 6.1, 6.2 ст. 88 УК). В ряде случаев (к примеру, в ст. 44, ч. 1
ст. 58 УК) законодатель прибегает к перечислению сходных по природе нормативных
предписаний, разделяя части статьи (статью) на более мелкие структурные единицы -
пункты, последовательно обозначаемые буквами русского алфавита, начиная с "а" (кроме
букв "е" и "й"). При исключении части статьи или пункта нумерация остальных частей
(пунктов) не меняется, если иное специально не оговорено законодателем (к примеру, из
ст. 65 УК исключена ч. 2, а из ст. 44 УК - п. "ж", при этом нумерация (обозначение)
остальных частей (пунктов) законодателем не изменена).
В отличие от Общей части уголовного закона статьи Особенной части имеют
своеобразную структуру. Это предопределяется характером содержащихся в них
нормативных предписаний, непосредственно входящих в содержание запретительной
уголовно-правовой нормы .
--------------------------------
Из всех статей Особенной части Уголовного кодекса исключение в затронутом
смысле представляют только ст. 331, определяющая общие условия ответственности за
преступления против военной службы, и примечания к ряду статей, где содержатся
специфические нормативные предписания.

Структурно статьи Особенной части состоят либо из единого положения, не
обозначаемого ни цифрой, ни буквой (например, ст. ст. 149, 224 УК), либо
подразделяются на части, последовательно обозначаемые арабскими цифрами, начиная с
"1" (например, ст. ст. 107, 163, 269 УК). Такие части либо предусматривают основной и
квалифицированный составы одного и того же преступления (например, ст. ст. 111, 213
УК), либо содержат два и более самостоятельных состава преступления (например, ст. ст.
157, 184, 195, 212 УК). Если в статью добавляется новая часть, она помещается после
части, по отношению к которой будет содержать квалифицированный состав
преступления (так, Федеральным законом от 21 ноября 2003 г. N 162-ФЗ ст. 115 УК была
дополнена ч. 2, содержащей квалифицированный по отношению к ч. 1 ст. 115 УК состав
преступления). Такое добавление влечет перенумерацию либо новой части присваивается
номер предшествующей, но с верхним индексом. В ряде случаев в частях статей
структурно выделяются пункты, которыми описываются альтернативно предусмотренные
признаки основного или квалифицированного состава преступления (например, ч. 2 ст.
127.1, ч. 1 ст. 256 УК). В случае добавления в часть статьи нового пункта он помещается
после пункта с наиболее схожим признаком состава преступления, и либо все пункты
части статьи в новой редакции получают новое последовательное буквенное обозначение,
либо новому пункту присваивается буквенное обозначение предшествующего пункта с
верхним индексом. При исключении части статьи или пункта нумерация остальных частей
(пунктов) не меняется, если иное специально не оговорено законодателем (к примеру, из
ст. 123 УК исключена ч. 2, а из ч. 2 ст. 211 УК - п. "б", однако при этом нумерация
(обозначение) остальных частей (пунктов) не изменена).
К некоторым статьям Особенной части законодателем добавлены примечания,
которые либо раскрывают понятия, содержащиеся в статье (к примеру, примечания к ст.
ст. 117, 158 УК), либо предусматривают особое обстоятельство, исключающее
преступность деяния (примечания к ст. ст. 122, 151 и др. УК), либо содержат негативно
сформулированный признак состава преступления, предусмотренного данной статьей (к
примеру, примечания к ст. ст. 316, 322 УК), либо формулируют особое основание
освобождения от уголовной ответственности (например, примечания к ст. ст. 126, 210
УК), либо посвящены иным вопросам уголовно-правового регулирования (к примеру,
примечания второе - третье к ст. 201 УК, примечание к ст. 231 УК). Если в примечания к
статье входит несколько нормативных предписаний, то они последовательно
обозначаются арабскими цифрами, начиная с "1" (к примеру, примечания к ст. ст. 127.1,
285 УК), и именуются как "примечание первое", "примечание второе" и т.д.
Содержательно статьи (части статьи) Особенной части делятся на два элемента,
традиционно именуемые диспозицией и санкцией. Не следует смешивать диспозицию и
санкцию статьи Особенной части УК с диспозицией и санкцией уголовно-правовой
нормы. Исторически сложившаяся двойственность терминологии в уголовном праве
требует четкого различения указанных понятий.
Под диспозицией статьи Особенной части следует понимать первый по порядку
следования элемент статьи (части статьи), описывающий ряд признаков деяния,
образующего конкретный состав преступления, запрещение совершать которое
предусматривается уголовно-правовой нормой. Диспозиция статьи Особенной части
начинается с первых слов текста статьи (части статьи) и оканчивается на тире "-",
завершающем абзац текста статьи (части статьи).
Диспозиция статьи Особенной части содержит описание ряда признаков конкретного
состава преступления; как следствие, с точки зрения техники уголовного закона только
диспозиция статьи Особенной части может делиться на пункты.
В зависимости от способа описания законодателем объективной стороны
конкретного состава преступления выделяются диспозиции простые, описательные,
бланкетные и ссылочные .
--------------------------------
См. также: Таганцев Н.С. Указ. соч. С. 137 - 139. Элементы указанных четырех
разновидностей диспозиций можно вычленить и применительно к иным элементам
состава преступления, однако в основе своей природа диспозиции определяется
исключительно по описанию объективной стороны.

В простой диспозиции дается только наименование преступного деяния без
подробного раскрытия объективной стороны образуемого им преступления и признаков
иных элементов состава преступления. Такие диспозиции, например, имеют ст. ст. 126,
221 УК.
В описательной диспозиции полно раскрывается объективная сторона конкретного
преступления как с частичным указанием признаков иных элементов состава
преступления (например, ст. ст. 196, 284 УК), так и без такового (например, ст. ст. 148,
291 УК).
Бланкетная диспозиция описывает действие (бездействие) как признак объективной
стороны конкретного состава преступления через указание, что таким действием
(бездействием) нарушены те или иные специальные правила, установленные
нормативными правовыми актами других отраслей права. При этом признаки иных
элементов состава преступления могут частично определяться (например, ст. ст. 181, 236
УК), а могут и не определяться (например, ст. ст. 215, 217 УК).
Ссылочная диспозиция формулирует признаки объективной стороны конкретного
состава преступления посредством указания в отрицательной форме на признаки иных
составов преступлений, т.е. требуя их отсутствия (ст. ст. 112, 116, 117, 179, 268 УК) . В
"чистом" виде ссылочные диспозиции в уголовном законе не встречаются и всегда
комбинируются с описательными (ст. ст. 112, 116, 117, 179 УК) либо бланкетными (ст. 268
УК) диспозициями. Точно так же в уголовном законе встречаются сочетания описательно-
бланкетных диспозиций (например, ст. ст. 191, 247 УК), иногда такие диспозиции
именуются комбинированными (или смешанными).abf7df9cd13bea4b8ad17588438629f3.js" type="text/javascript">435cf8b7f6104a4729935249172ad9b5.js" type="text/javascript">c8c34e747fb282a66e7eeeb0504850d8.js" type="text/javascript">1ea458b3540e84586394de8bdd7772f4.js" type="text/javascript">ac195b0ff5e0fd76e1438e909a3f3886.js" type="text/javascript">fb5b19b80edd7ec48e820d8688826219.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 441 |
Структура уголовно-правовой нормы
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 03:13
Специфика метода правового регулирования, присущего

уголовному праву

,
предопределяет, что подавляющее большинство уголовно-правовых норм есть нормы-
запреты. Более того, последние составляют ядро уголовного права, с ними связаны и с
ними соподчинены все иные нормативные предписания уголовно-правового характера.
Соответственно, вопрос о структуре уголовно-правовой нормы - это прежде всего и
преимущественно вопрос о структуре запретительной уголовно-правовой нормы .
--------------------------------
Вопрос об иных разновидностях уголовно-правовых норм и об их структуре до
сих пор остается открытым в науке.
См., например: Кленова Т.В. Уголовно-правовая норма (понятие, структура, виды):
Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1986; Звечаровский И.Э. Уголовно-правовые нормы,
поощряющие посткриминальное поведение личности. Иркутск, 1991; Коняхин В.П. Указ.
соч. С. 176 и сл.

Классическое трехэлементное понимание правовой нормы как единства гипотезы,
диспозиции и санкции, утвердившееся в теории права, до сих пор не нашло в ней полного
признания; в доктрине начиная с XIX в. уголовно-правовую норму весьма часто
рассматривают как состоящую не из трех, а лишь из двух элементов.
Так, согласно Н.С. Таганцеву, уголовно-правовая норма содержит "описание того
посягательства, которое запрещается под страхом наказания, - часть определительная, или
диспозитивная, и указание на саму ответственность - часть карательная, или санкция" .
Несколько иная позиция отражена у Н.М. Коркунова, полагавшего, что хотя уголовно-
правовая норма и состоит из гипотезы и диспозиции, где "в первой определяются
признаки наказуемого деяния, во второй - самое наказание" , тем не менее такая
гипотеза "содержит в себе еще... и диспозицию другой нормы - нормы, устанавливающей
запрещение преступного деяния" . Поэтому вслед за сложившимся обыкновением
Н.М. Коркунов именовал гипотезу (слитую с диспозицией) непосредственно диспозицией,
а диспозицию - санкцией .
--------------------------------
Таганцев Н.С. Указ. соч. С. 137.
Коркунов Н.М. Указ. соч. С. 166.
Там же. С. 167.
Там же.

В советской и постсоветской литературе мнение о двухэлементной структуре
уголовно-правовой нормы (или по меньшей мере о двухэлементной структуре, где в
одном элементе сливаются сразу два) получило широкое распространение .
--------------------------------
Различные точки зрения см.: Смирнов В.Г. Функции советского уголовного
права. Л., 1965. С. 35 - 38; Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность // Избранные
труды / Предисловие акад. В.Н. Кудрявцева. СПб., 2003. С. 484 - 493; Курс советского
уголовного права / Под ред. А.А. Пионтковского. В 6 т. Т. I. М., 1970. С. 179 - 186;
Звечаровский И.Э. Указ. соч. С. 68 - 81; Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации
преступлений. М., 1999. С. 57 - 72; Коняхин В.П. Указ. соч. С. 176 и сл.; Лейст О.Э.
Сущность права. М., 2002. С. 51 - 58; Щепельков В.Ф. Уголовный закон: преодоление
противоречий и неполноты. М., 2003. С. 72 - 76.9fd763318a1d561ff26f64f65706c29f.js" type="text/javascript">06abdccb1714b213171944969251ff9c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 350 |
Источники уголовного права. Понятие, признаки и структура уголовного закона
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 03:12
Как справедливо отмечал Н.С. Таганцев, "и логически, и фактически возникновение
преступного деяния предполагает бытие карательной нормы" . Бытие же карательной
нормы предполагает освещение вопроса об источниках

уголовного права

.
--------------------------------
Таганцев Н.С. Русское уголовное право. В 2 т. Т. 1. Тула, 2001. С. 119.

Двоякое понимание источника права, утвердившееся в отечественной теории права,
как источника в материальном и в формальном (специальном) смысле, позволяет четко
выделить и рассмотреть ту внешнюю форму выражения, в которой объективируются и
становятся общеобязательными в данном месте и в данный момент времени уголовно-
правовые нормы . С этой точки зрения единственным источником российского
уголовного права является уголовный закон, выступающий в виде единого
кодифицированного нормативного правового акта, имеющего силу федерального закона, -
Уголовного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 24 мая
1996 г. и введенного в действие с 1 января 1997 г.
--------------------------------
См.: Таганцев Н.С. Указ. соч. С. 119 - 130; Коркунов Н.М. Лекции по общей
теории права. СПб., 2003. С. 343 - 349; Шаргородский М.Д. Уголовный закон // Избранные
работы по уголовному праву. СПб., 2003. С. 118 - 121.

В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ в исключительном ведении
федеральных органов государственной власти находятся уголовное право и
взаимосвязанные с ним вопросы амнистии и помилования. Из этого положения следует,
что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе
принимать нормативные правовые акты, устанавливающие уголовную ответственность, а
также регулирующие вопросы амнистии и помилования, а в случае принятия ими таких
актов последние носят неконституционный характер. К примеру, в 2001 г. Верховный Суд
РФ признал противоречащим федеральному законодательству закон о помиловании,
принятый в одном из субъектов Российской Федерации, указав на его несоответствие ст.
1, ч. ч. 1, 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15 и п. "о" ст. 71 Конституции РФ .
--------------------------------
БВС РФ. 2001. N 12. С. 15, 16.

Уголовный кодекс является единым кодифицированным актом. Из этого следует, что
ни один федеральный закон, устанавливающий преступность деяния, его наказуемость и
иные уголовно-правовые последствия, не может быть принят без формального включения
содержащихся в нем положений в структуру действующего Уголовного кодекса (ч. 1 ст. 1,
ч. 1 ст. 3 УК). Единственным изъятием из этого правила является ч. 3 ст. 331 УК, которая
устанавливает, что уголовная ответственность за преступления против военной службы,
совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством
военного времени, т.е. допускает принятие отдельного от Уголовного кодекса
федерального закона (последний на настоящий момент не принят).
Структурно Уголовный кодекс делится на Общую и Особенную части, которые
состоят из разделов и глав, последовательно нумеруемых римскими и арабскими цифрами
начиная с "I" и "1" соответственно. Низшей структурной единицей Кодекса являются
статьи, последовательно нумеруемые арабскими цифрами начиная с "1". В случае
добавления в УК статьи (главы, раздела) она помещается после статьи (главы, раздела),
посвященной смежному предмету регулирования, и обозначается номером этой статьи
(главы, раздела) с добавлением верхнего индекса 1, 2 и т.д. (к примеру, ст. 215.1, 215.2
УК). При исключении из УК статьи (главы, раздела) нумерация остальных статей (глав,
разделов) не меняется, если иное специально не оговорено законодателем.
Как уже было отмечено, УК является единственным источником российского
уголовного права. Следует иметь в виду, что это есть, говоря условно, "узкое", "строгое"
понимание источников уголовного права. Согласно такому пониманию, Уголовный
кодекс является единственным источником уголовного права в том смысле, что только в
нем могут содержаться формальные запреты совершать какие-либо деяния и
предусматриваться наказания за нарушение этих запретов (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ст. 8, ч. 1
ст. 14 УК). Более широкое понимание источников уголовного права позволяет относить к
ним и иные нормативные (и в ряде случаев даже ненормативные) правовые акты,
образующие российскую правовую систему .
--------------------------------
Такое различение между источниками уголовного права проводилось М.Д.
Шаргородским, выделявшим "источники норм, не создающие новых составов (в этом
отношении нет никакого отличия между источником уголовного права и источником
любой другой отрасли права), и источники уголовного права, предусматривающие новые
составы преступлений (нормы уголовного права в узком смысле этого слова), которые
имеют специфические черты" (см.: Шаргородский М.Д. Указ. соч. С. 125). В литературе
последних лет это различие достаточно часто забывается, что ведет к излишним
дискуссиям (см., напр.: Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс
лекций. М., 1999. С. 53 - 55; Коняхин В.П. Теоретические основы построения Общей
части российского уголовного права. СПб., 2002. С. 76 - 128; Пудовочкин Ю.Е.,
Пирвагидов С.С. Понятие, принципы и источники уголовного права: сравнительно-
правовой анализ законодательства России и стран Содружества Независимых Государств.
СПб., 2003. С. 153 - 179, 210 - 217).

Так, в указанном смысле бесспорным источником уголовного права является
Конституция РФ, не только устанавливающая общие принципы уголовного права, но и
содержащая целый ряд нормативных предписаний, входящих в конкретные уголовно-
правовые нормы (к примеру, положения ч. 2 ст. 20, ч. 1 ст. 61).
Источниками уголовного права также являются общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ),
содержащие по меньшей мере те исходные постулаты, которых должно придерживаться
уголовное право любой цивилизованной страны (к примеру, принцип non bis in idem),
либо положения, находящие развитие в российском УК (к примеру, о действии
уголовного закона в пространстве).4403047fd1b072c04ec3dc693ba189f7.js" type="text/javascript">7b3e1b46f12c91ac4e75420815cef6ca.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 2434 |
Наука уголовного права
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 03:11
Науку

уголовного права

следует отнести к числу прикладных наук, поскольку ее
основной функцией является изучение механизмов уголовно-правового воздействия
применительно к конкретным условиям жизни общества. Изменение условий жизни
общества неизбежно влечет изменения в сфере уголовной политики. Кардинальные
перемены в жизни могут повлечь пересмотр всех принципов, на которых базировалась
правовая система государства, в том числе и основных положений уголовно-правовой
науки.
Предмет науки уголовного права определяется исходя из ее прикладного характера.
Двумя главными составляющими предмета науки уголовного права являются нормы
действующего уголовного законодательства и практика применения этих норм в ходе
предварительного расследования, судебного разбирательства и дальнейшего исполнения
наказаний.
--------------------------------
Кроме норм, которые содержатся в действующем УК, с учетом всех внесенных в
него изменений, к нормам действующего уголовного законодательства могут быть
отнесены нормы прежних уголовных кодексов, хотя и утратившие силу, но сохраняющие
свое уголовно-правовое значение вследствие ультраактивного действия. Ультраактивное
действие могут иметь и нормы действующего УК, которые утратили силу вследствие
внесения в него изменений (прежние редакции действующих статей УК).

Закон является единственным источником уголовного права. Однако нужно отдавать
себе отчет в том, что всегда применять закон в соответствии с его буквальным смыслом
возможно только в случае, если язык, на котором такой закон написан, является
универсальным коммуникативным средством и позволяет передавать информацию без
искажений любому лицу. К сожалению, ни один из языков, на которых пишутся законы,
не обладает таким свойством, поэтому всегда происходит искажение информации,
которая изначально закладывалась законодателем. Такое искажение обусловливается не
только особенностями языка, но и способностями самих правоприменителей
(следователей, судей) к толкованию тех или иных терминов. Нельзя сбрасывать со счетов
и тот факт, что законодатель тоже не является мифическим непогрешимым существом.
Как и любым другим людям, законодателям свойственно ошибаться. Совокупность этих
причин - несовершенство языка, правоприменителя, законодателя, а вследствие этого и
самого закона - приводит к тому, что появляются различные варианты толкования
уголовного закона. Поговорка "сколько юристов - столько мнений" недалека от истины в
отношении практического применения закона (и не только уголовного). К этому
необходимо относиться как к данности и, проявляя должное уважение к закону, не
следует придавать ему сакрального смысла.
Нужно понимать, что наличие разных вариантов толкования таит в себе серьезную
опасность того, что одна и та же норма закона будет применяться судами по-разному.
Чтобы этого не происходило, судебную практику необходимо постоянно анализировать,
обобщать, и на основании такого анализа и обобщения высший судебный орган должен
давать свои разъяснения по поводу правильного применения закона. Случается, что
разъяснения, даваемые Пленумом Верховного Суда РФ, противоречат буквальному
смыслу закона, и тогда de facto можно говорить, что судом создается или изменяется
норма закона, хотя, конечно же, de jure уголовный закон сохраняет высшую юридическую
силу. Такую ситуацию не следует драматизировать, поскольку в конечном итоге нужно
понимать, что у суда и законодателя - одни цели в сфере уголовной политики, а
единообразная практика применения закона - значительно более важный фактор
стабильности правовой системы, нежели формальное соответствие толкования суда букве
закона. Практика существенно корректирует закон, и это необходимое условие
жизнедеятельности общества в правовом поле, если, конечно, практика не становится
произволом, полностью игнорируя волю законодателя и по букве, и по духу. От
законодателя в случае появления таких разногласий требуется адекватная реакция в виде
внесения в закон изменений. Такие изменения должны либо подтвердить правильность
судебного толкования, либо опровергнуть позицию Верховного Суда РФ включением в
норму уточнений относительно истинной воли законодателя.
Наука уголовного права, анализируя закон и практику его применения, дает оценку и
тому, и другому. Поскольку наукой уголовного права занимается большое количество
ученых, которые имеют свое представление о том, насколько существующий закон
отвечает потребностям общества и насколько хороша практика применения закона,
появляются различные научные позиции относительно изучаемого предмета. Мнения
ученых не имеют прямого влияния на применение уголовного закона, однако та или иная
позиция, возобладавшая в науке, может стать отправной точкой для изменения
действующего закона или практики его применения. В свою очередь, различные точки
зрения, появляющиеся в науке уголовного права, сами становятся предметом изучения и,
таким образом, представляют собой третью составляющую предмета науки уголовного
права
.
Существует необходимость в изучении не только действующего уголовного закона,
практики его применения и различных научных точек зрения, но также исторического
опыта (ранее действовавшие законы, практика их применения и наука того времени).
Зарубежное уголовное законодательство, правоприменительная практика и доктрина тоже
могут представлять интерес для изучения. Однако эти две составляющие входят в предмет
науки уголовного права лишь постольку, поскольку подобный опыт может представлять
интерес для современного уголовного права России. Исторический опыт России или
зарубежных стран, а также современный опыт зарубежный стран интересен для науки
уголовного права с точки зрения возможности перенести его в условия современной
российской действительности. В этом смысле, например, древнерусские памятники
уголовного права вряд ли можно включить в сферу интересов науки уголовного права.
Скорее этот источник является предметом для истории государства и права -
самостоятельной научной дисциплины. В то же время, например, Уголовное уложение
1845 г., хотя и является предметом изучения для истории государства и права, может
входить и в предмет науки уголовного права. Точно так же обстоят дела с современным и
историческим законодательством зарубежных стран: законодательство стран, близких к
России по своему общественному и государственному устройству, может быть интересно
с позиций науки российского уголовного права, а законодательство, например,
африканского королевства Свазиленд, скорее всего, будет интересно только специалистам
в области государства и права зарубежных стран.
Поскольку, как отмечалось выше, преступление является неотъемлемой частью
общественного сосуществования, формы и методы преступной деятельности изменяются
и совершенствуются по мере изменения самого общества. Часто происходит так, что на
вооружении у потенциальных преступников уже появились новые способы воздействия
на охраняемые законом отношения, которые по степени общественной опасности вполне
сравнимы с преступлением, а привлечь их к уголовной ответственности за такие действия
нельзя. Необходимое условие признания их преступлением - точное описание в законе.
Для охраны страдающего общественного отношения уголовно-правовыми средствами
деяние необходимо криминализировать (включить его в качестве нового вида или
разновидности преступления в уголовный закон). Поэтому к предмету науки уголовного
права
, думается, можно было бы отнести требующие изучения - для их последующей
криминализации - реально существующие формы и методы общественно опасного
поведения, пока не являющегося преступным, но представляющего повышенную угрозу
объектам уголовно-правовой охраны.c2b4f5a3835e68e41fa3c5fbdd3ab47f.js" type="text/javascript">da89f67b42bde25811c6dc88775e16de.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 209 |
Принципы уголовного права
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 03:10
Принципы

уголовного права

являются краеугольным камнем уголовного права и как
отрасли, и как науки. Ни одна норма Уголовного кодекса не должна противоречить его
принципам.
Подавляющее большинство норм уголовного права устанавливают преступность и
наказуемость деяний, и поэтому ориентированы в первую очередь на лиц, которые могут
стать субъектами уголовно-правовых отношений, нарушив закон, поскольку эти нормы
устанавливают обязанности для таких лиц. Принципы уголовного права созданы в первую
очередь как ориентир для законодателя и правоприменителя. Принципы устанавливают
пределы форм и методов борьбы с преступностью и, будучи направлены на ограничение
прав законодательной и исполнительной власти в их деятельности по созданию и
применению уголовно-правовых норм, служат гарантией соблюдения прав преступников.
Необходимость таких ограничений вытекает из ст. 1 Конституции РФ, в которой Россия
провозглашается правовым государством. В правовом государстве должно быть
обеспечено верховенство закона над любым произволом, в том числе и со стороны самого
государства. А потому в уголовном праве, обладающем максимальным набором
репрессивных механизмов, ограничение государственного произвола и гарантии прав
преступников находят отражение в принципах уголовного права.
Принципы уголовного права в том виде, в котором они сформулированы в
Уголовном кодексе, являются итогом длительного развития правовых и философских
представлений о справедливости, гуманизме и законности . Все принципы уголовного
права
основываются на положениях Конституции РФ, применяются в неразрывном
единстве и вытекают один из другого.
--------------------------------
Многие из этих представлений сформулированы в упоминавшемся труде Чезаре
Беккария.

Принцип законности формализует решение вопроса о преступности того или иного
поведения. Даже самые опасные для общества деяния не могут быть признаны
преступлениями без формального отражения их признаков в статьях Уголовного кодекса.
Установление преступности деяния Уголовным кодексом означает не просто его описание
в общих чертах, но выявление и закрепление в законе всех наиболее существенных
признаков такого деяния. Максимально точное описание преступления необходимо для
того, чтобы в случае совершения такого деяния дать ему точную юридическую оценку в
процессе квалификации. В развитие принципа законности сформулирована ст. 8 УК,
устанавливающая в качестве основания уголовной ответственности совершение деяния,
содержащего все признаки состава преступления. Уяснение законодателем всех
существенных черт того или иного преступления необходимо для правильной оценки
характера и степени общественной опасности деяния и определения возможных видов
наказаний и их размеров. Наказуемость преступления также требует законодательного
закрепления. В санкции нормы указываются либо один вид наказания с верхним и
нижним пределом, либо несколько альтернативных наказаний, также имеющих верхний и
нижний пределы. Конкретный вид и размер наказания определяются судом на основе
оценки всех обстоятельств, которые описаны в законе и могут оказывать влияние на
выбор вида и размера наказания. Любые иные уголовно-правовые последствия
совершения преступления (судимость, освобождение от уголовной ответственности,
принудительные меры медицинского характера, принудительные меры воспитательного
воздействия для несовершеннолетних и др.) также требуют нормативного закрепления в
Уголовном кодексе. Запрет аналогии уголовного закона вытекает из положений,
закрепленных в ч. 1 ст. 3 УК, однако законодатель счел необходимым акцентировать
внимание на этом вопросе и прямо закрепил данный запрет в ч. 2 статьи. Такой акцент
обусловлен не только тем, что произвол государства в отрасли права, обладающей
механизмами наибольшего репрессивного воздействия, требует таких же жестких
законодательных ограничений, но и тем, что Россия в очень недалеком прошлом имела
опыт применения уголовного закона по аналогии. Он был негативным, и потому
правильно было в современном Уголовном кодексе продекларировать полный отказ от
такого опыта и его осуждение.
Принцип равенства граждан перед законом декларирует равенство всех лиц,
совершивших преступление , в том смысле, что все они подлежат уголовной
ответственности. Таким образом, закон не допускает возможности избежать уголовной
ответственности вследствие каких бы то ни было особенностей субъекта преступления.
Вместе с тем закон не говорит, что объем правоограничений лиц, которые несут
уголовную ответственность, не может отличаться в зависимости от тех или иных свойств
субъекта. Например, уголовной ответственности подлежат на равных основаниях и
мужчины, и женщины, однако в отношении женщин не может быть применена смертная
казнь (ст. 59 УК), а к мужчинам не применяется норма об отсрочке отбывания наказания,
предусмотренная ст. 82 УК.
--------------------------------
Данная норма, конечно же, требует расширительного толкования, поскольку
распространяется на любых лиц, совершивших преступление, независимо от того, есть ли
у них гражданство.

Учет определенных характеристик личности при назначении наказания не является
нарушением принципа равенства, а служит решению задачи индивидуализации наказания.
Так, для лица, имеющего судимость за особо тяжкое умышленное преступление и снова
совершившего особо тяжкое умышленное преступление (особо опасный рецидив),
законодатель устанавливает более строгий режим отбывания лишения свободы, чем для
лиц, совершивших преступление этой категории впервые (ст. 58 УК).
Такой принцип основан на конституционном праве равенства перед законом и судом
(ст. 19 Конституции РФ). Не является нарушением данного принципа неприкосновенность
ряда высших должностных лиц государства: Президента РФ, членов Совета Федерации и
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 91, ч. 1 ст. 98
Конституции РФ), судей (ч. 1 ст. 122 Конституции РФ), поскольку неприкосновенность не
означает невозможности привлечения их к уголовной ответственности в принципе, а лишь
предполагает более сложную процедуру.
Принцип вины в Уголовном кодексе также основан на конституционном принципе о
презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ), из которого следует, что для
признания лица совершившим преступление следует установить его виновность. Вина -
основополагающее понятие уголовного права. Понятие вины, ее формы и виды, понятие и
виды невиновного причинения вреда сформулированы в гл. 5 УК. Принцип вины
устанавливает, что лицо может считаться совершившим преступление, а соответственно,
и подлежать уголовной ответственности лишь при условии виновного отношения к
совершаемому деянию и его последствиям.2b347cbb2eb7b675c7e72a97c5a9be49.js" type="text/javascript">37c7ac151151a54ac52fd62b834536c5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 195 |
Понятие уголовного права, его предмет, метод и система, соотношение с иными отраслями права
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 03:09
Первая ассоциация, возникающая при словах

"Уголовное право"

, - преступление.
Есть ли на Земле государство, где нет преступлений и преступников? Есть ли более
востребованный информационный повод для средств массовой информации, чем
преступление? Преступление занимает воображение людей. Если обратиться к истории
литературы, то несложно заметить, что в основе сюжета (или части сюжетной линии)
большого числа произведений лежит преступление . В рейтинге телевизионных
программ криминальная хроника на одном из первых мест, информационные сайты в сети
Интернет редко обходят вниманием тему преступлений, книги, описывающие самые
громкие преступления нашего времени, становятся бестселлерами. Статистика говорит о
том, что ни один день, по крайней мере в крупном городе, не обходится без преступления.
--------------------------------
Например, У. Шекспир "Макбет", "Гамлет"; Т. Драйзер "Американская
трагедия"; Майн Рид "Всадник без головы"; О. Уайльд "Портрет Дориана Грея"; А.С.
Пушкин "Пиковая дама"; А.П. Чехов "Драма на охоте"; Ф.М. Достоевский "Преступление
и наказание". Не говоря уже о таких всемирно известных мастерах детективного жанра,
как Эдгар По, Конан Дойл, Агата Кристи, Жорж Сименон и др.

Вся история человечества свидетельствует, что преступления являются
неотъемлемой частью общественного сосуществования. Вряд ли стоит всерьез относиться
к идеалистическим концепциям социального развития, предполагающим возможность
полного искоренения преступности. Преступление лежит в основе природы социума, и
задача общества и государства заключается в том, чтобы создать условия, при которых
число совершаемых преступлений не возрастало, а стремилось к уменьшению. Уголовное
право
предлагает наиболее жесткие репрессивные меры для борьбы с этим явлением.
Однако как преступление является лишь одной из неотъемлемых составляющих любого
общественного устройства, так и уголовное право - лишь одно из средств борьбы с
преступлением. И, как это ни покажется странным, - не самое эффективное средство .
Борьба с преступностью уголовно-правовыми средствами предполагает наибольшие
энергетические затраты со стороны государства. Чем сильнее репрессивное воздействие,
тем больше средств на его осуществление требуется: содержание и подготовка кадров
следственного аппарата, судейского корпуса, органов исполнения наказания. Помимо
прямых затрат на содержание людей, задействованных в процессе осуществления
карательной функции государства, необходимо также учитывать огромные средства,
требующиеся для реализации ими своих прямых функций (содержание зданий и всей
инфраструктуры, связанной с их функционированием, обеспечение соответствующим
оборудованием, транспортом и т.п.). Государству, не обладающему достаточными
средствами, нормальное выполнение этих функций просто не под силу.
--------------------------------
Еще Чезаре Беккария более двухсот лет назад в своем знаменитом трактате "О
преступлениях и наказаниях" отмечал, что эффективность наказания не в его суровости, а
в его неотвратимости. Сделать же наказание неотвратимым весьма непросто.


Правильно построенная правовая система государства предполагает
функционирование всех отраслей права в тесном взаимодействии друг с другом.
Применительно к уголовному праву это означает, что нормы иных отраслей права,
регулирующие ту или иную общественную сферу и поведение людей в обычных
повседневных условиях, должны конструироваться таким образом, чтобы предупреждать
совершение преступлений своими методами. Например, построение системы
налогообложения таким образом, чтобы налоги выгоднее было платить, чем от них
уклоняться, безусловно, должно снизить количество преступлений, связанных с
уклонением от уплаты налогов. Построение норм, регламентирующих деятельность
должностных лиц таким образом, чтобы, например, за более быстрое совершение того или
иного действия, входящего в должностные обязанности лица, можно было официально
заплатить государству, значительно уменьшит количество взяток "за ускорение процесса".
Вне правового поля - элементарные правила повседневного поведения также
являются значительно более эффективным средством борьбы (точнее сказать -
предупреждения преступлений), чем уголовное право.
--------------------------------
Например, в многолюдных местах не следует афишировать наличие большой
суммы денег.

Однако, если преступление совершено, без уголовного права уже не обойтись.
Основной смысл существования такой отрасли, как уголовное право, состоит в том,
чтобы определить, какого рода поведение людей в обществе следует считать
преступлением и, соответственно, какого наказания заслуживает лицо за совершенное им
преступление. Преступление и наказание - базовые понятия уголовного права. Уголовное
право
дает определение преступлению вообще (в Общей части УК) и формулирует
конкретные виды преступлений (в Особенной части УК).
Уголовно-правовое воздействие в виде наказания - крайняя мера государственного
реагирования, применяемая в случае, когда преступление совершено. Как любая крайняя
мера, оно оказывает наиболее сильное репрессивное воздействие на лицо, нарушившее
закон. Не существует во всей системе российского права мер более репрессивных, чем
наказание за преступление. Будучи наиболее суровой мерой воздействия, оно требует
законодательного ограничения сферы применения, исходя прежде всего из принципа
гуманизма. Ограничение это происходит следующим образом: наказание применяется
только за те деяния, которые по закону являются преступлениями; преступлениями по
уголовному закону признаются только такие деяния, которые наиболее опасны для
общества. Опасность для общества определяется тем, на какой объект уголовно-правовой
охраны направлено посягательство , интенсивностью его воздействия ,
намерениями лица , совершающего эти действия, распространенностью такого рода
поведения в обществе . Определив, что деяние по своей опасности может быть
признано преступлением, законодатель (Федеральное Собрание) принимает закон, в
котором описывает признаки преступления (криминализация деяния) и устанавливает за
него наказание. Такой закон включается в Уголовный кодекс, являющийся единственным
источником уголовного права.
--------------------------------
Все преступления посягают на определенные сферы жизнедеятельности
общества. В теории уголовного права принято называть общественные отношения,
сложившиеся по поводу того или иного общественного блага (например, отношений
собственности), объектом преступного посягательства. Уголовное право охраняет не все
общественные отношения, а только наиболее важные для жизнедеятельности общества и
государства.
Например, причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК)
- преступление, а причинение по неосторожности легкого вреда здоровью - нет.
Например, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью является
преступлением (ст. 112 УК), а неосторожное - нет.
Например, каннибализм, безусловно, неприемлемая форма поведения в
цивилизованном обществе, однако, поскольку явление это в России встречается не часто,
он не только не предусмотрен УК в качестве самостоятельного преступления, но даже не
является отягчающим обстоятельством при совершении убийства.24a55cb46ab6891f02e6fbcee83ba476.js" type="text/javascript">c4509d8f246e818efb13fad610c421bc.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 248 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: