Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Право собственности на недра в России
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:22
В России право собственности на недра и ресурсы недр развива-
лось весьма своеобразно. Петр I провозгласил принципы горной ре-
галии и горной свободы.
В 1782 г. императрица Екатерина II, по существу, их отменила.
Несмотря на это, государство рассматривало ресурсы недр как
всеобщее достояние и в определенной мере осуществляло регулиро-
вание их освоения даже на частных землях. Так, в статье 28 Устава
Горного сказано, что «министр торговли и промышленности наблюда-
ет, чтобы открытые руды и минералы на землях частных не остава-
лись необработанными». Еще более жестко государство подходило к
ресурсам недр на землях, переданных в общественное пользование, в
частности, на землях казачьих войск. В Уставе Горном указывалось
также, что в случае открытия «благородных металлов и минералов
таковые земли обращаются в казну за установленное вознагражде-
ние». Здесь речь идет лишь об определенных видах природных ресур-
сов. Перечисленные примеры четко показывают, что уже в тот период
государство брало на себя право регулирования использования при-
родных ресурсов в общенациональных интересах.
Первые конституционные акты советского государства, как отме-
чал ГС. Башмаков [124], для характеристики правомочий собственно-
сти на природные ресурсы, в том числе на недра, ограничивались
формулами, не содержащими серьезной правовой нагрузки. Исполь-
зовались определения типа: «...всенародное достояние», «...переходят
в исключительное пользование государства», «...всякая собственность
на ...недра ...отменяется» и т.п.1 Только Конституция СССР 1936 г.
установила, что «земля, ее недра, воды, леса, заводы, ...шахты, рудни-
ки, ...являются государственной собственностью, т.е. общенародным
достоянием» (ст. 6) и отнесла пользование недрами к ведению СССР
в лице его высших органов государственной власти (ст. 14). В ком-
петенцию союзных республик входило лишь право распоряжения
единым государственным фондом недр в пределах территории рес-
публики.
Конституция СССР 1977 г., повысив статус собственности на при-
родные ресурсы, установила (ст. 11): «В исключительной собственно-
сти государства находятся: земля, ее недра, воды, леса». Государствен-
ная собственность не подлежала разграничению между входящими в
состав СССР республиками и объявлялась «общим достоянием всего
советского народа». К компетенции республик, входящих в СССР, была
отнесена «обязанность» в интересах настоящего и будущих поколе-
ний принимать необходимые меры для охраны и научно обоснованно-
го, рационального использования земли и ее недр...» (ст. 18). Кроме
того, к ведению республик была отнесена функция установления по-
рядка пользования землей, недрами, лесами и водами» (ст. 72, п. 11).
1 Декрет II Съезда Советов «О Земле» от 26.10 (08.11) 1917 г.; Крестьянский наказ
«О земле» (1917 г.): «Все недра земли, руда, нефть, уголь, соль и т.д. ..., имеющие
общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства»
(ст. 2); Декрет СНК РСФСР «О социализации земли» (1918 г.): «Всякая собственность
на землю, недра ... в пределах РСФСР отменяется навсегда» (ст. 1); Конституция
РСФСР (1918 г.): «Все леса, недра ... общегосударственного значения являются нацио-
нальным достоянием» (ст. 3); Конституция СССР (1924 г.): «Ведению СССР ... подлежат
... установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользова-
ния недрами, лесами, водами по всей территории СССР» (гл. 1) [7, 8, 9, 10].
После распада СССР и начала процесса суверенизации в РФ формула
права собственности на недра принципиально изменилась. Федера-
тивный договор 1992 г., заложивший ряд норм, вошедших в Консти-
туцию РФ 1993 г., по-разному подошел к регламентации правоотно-
шений природопользования и прав собственности на природные ре-
сурсы в отношении республик в составе РФ и других субъектов
Федерации.c5d7c16978fa96d1ea1bb384ac249fc1.js" type="text/javascript">911d53612ecc50cdbff65ab4941bbbbe.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 170 |
Эволюция права собственности на недра
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:21
Проблема установления права собственности на недра и ресурсы
недр тесно связана с проблемой соотношения права собственности на
землю и права собственности на недра. При этом следует иметь в
виду, что под понятиями «земля» и «недра» в законодательных актах
и в научной юридической литературе обычно речь идет не вообще о
земле и недрах как видах природных ресурсов, а об участках земли и
соответствующих участках недр. В качестве исключения можно на-
звать лишь законодательство государств с коммунистическим режи-
мом, где декларировалась исключительная общенародная собствен-
ность на землю и недра как на виды природных ресурсов.
В истории развития права собственности на недра и ресурсы недр
при всех различиях, присущих тем или иным регионам и правовым
системам, можно выделить одну общую тенденцию — признание
приоритета государственной собственности.
На заре зарождения государственности и развития производитель-
ных сил, в том числе и горного производства, действовал общий прин-
цип — собственник земли являлся собственником недр. Однако уже в
Древнем Египте право на разработку месторождений полезных иско-
паемых принадлежало исключительно фараону. Это право распрост-
ранялось как на государственные, так и на частные земли. В Греции
недра считались общенародным достоянием. В римском праве полез-
ные ископаемые рассматривались в качестве плодов земли и соответ-
ственно, как и сельскохозяйственная продукция, признавались соб-
ственностью владельца земельного участка. Вместе с тем, за предела-
ми Рима освоением недр занимались специально уполномоченные лица
(procuza for metallorum), которые предоставляли участки земли для
организации добычи полезных ископаемых, контролировали и осуще-
ствляли сборы за пользование недрами. В настоящее время форма
собственности на недра и ресурсы недр определяется конституцион-
ным законодательством государства. Это могут быть одновременно
различные формы собственности (государственная, частная, муници-
пальная и т.п.) или какая-либо одна форма, например государственная
или общинная. Большое практическое значение практически имеет не
только форма собственности на недра и их ресурсы, но и тот или иной
подход к установлению соотношения права собственности на землю
и права собственности на недра.
Проблема соотношения прав собственности на землю и на недра
имеет многовековую историю и является достаточно сложной. Из всего
многообразия форм и способов ее решения можно выделить две край-
ние позиции: первая — собственник земли является и собственником
недр, вторая — оба эти права разделены и являются самостоятельны-
ми. Вместе с тем, в современном природоресурсном законодательстве
государств с различным политическим строем, административным
устройством и правовой системой (континентальная, англосаксонская,
исламская) эти позиции в абсолютной форме практически не встреча-
ются в силу ограничений, устанавливаемых государством. Ограниче-
ния выражаются главным образом в праве государства устанавливать
и взимать налоги, изымать собственность, в т.ч. участки земли, недр,
при необходимости их общественного использования, осуществлять
право полицейской власти, позволяющее защитить и обеспечить ин-
тересы населения и общества в целом. Все указанные системы имеют
некоторые особенности в странах континентальной Европы, США и
исламских государствах [145].
В Европе горное законодательство строилось на принципах конти-
нентального права и имеет, пожалуй, самые старые традиции. Посте-
пенно, по мере усиления централизованной государственной власти,
а это были практически исключительно монархии, они стали присва-
ивать себе привилегию на получение части дохода от разработки
месторождений полезных ископаемых. Позднее в ряде стран недра, а
точнее, полезные ископаемые, были провозглашены принадлежнос-
тью короны, которая присваивала себе права недропользования, вклю-
чая предоставление недр в пользование, распоряжение добытыми
полезными ископаемыми, взимание специальных налогов и сборов,
лишение права пользования и т.п. Такой комплекс прав получил на-
звание «горные регалии», как один из отличительных признаков коро-
левского достоинства наряду с такими королевскими регалиями, как
корона, держава и скипетр.f75a7bf1b49b048f27118501508f063e.js" type="text/javascript">e0985fd7b18194a007d4d93d054935f9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 272 |
Право собственности в сфере недропользования
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:20
Определение права собственности на недра и ресурсы недр явля-
ется одной из фундаментальных сложных и дискуссионных проблем
горного права. Право собственности, как право конкретных субъектов
на вещи, сводится, как правило, к правомочиям: владения, пользова-
ния и распоряжения.
Право владения означает юридически обеспеченную возможность
фактического обладания вещью, а также непосредственного воздей-
ствия на вещь. Владение вещью (движимым и недвижимым имуще-
ством, в т.ч. земельными участками, участками недр), закрепленное
законом за субъектом права (гражданином или юридическим ли-
цом), — одно из правомочий собственника. Законным (титульным)
владельцем может быть не только собственник вещи (имущества), но
и наниматель (арендатор) имущества по договору имущественного
найма; лицо, которому имущество передано по договору о безвоз-
мездном пользовании; залогодержатель, перевозчик, в отношении пе-
реданных ему для транспортировки вещей; хранитель имущества; ко-
миссионер и др.
В ряде случаев право владения имеет объективные ограничения.
Например, право владения в полной мере неприменимо в отношении
водных объектов, поскольку сосредоточенная в них вода находится в
состоянии непрерывного движения и водообмена. Предметом в дан-
ном случае выступает водный объект в целом.
В соответствии с гражданским законодательством РФ под право-
мочием владения понимаются установленные законодательством по-
рядок и пределы возможных действий по владению имуществом. К
действиям по владению недрами можно отнести деятельность по ре-
гиональному изучению недр, имеющую целью установление их по-
тенциальной ценности и возможности последующего использования.
Действия по владению включают в себя и усилия владельца, на-
правленные на поддержание имущества в исправном состоянии, охра-
ну и предотвращение случайной гибели или повреждения имущества,
а также связанные с этим затраты.
Существует перечень объектов, изъятых из гражданского оборота.
Такие объекты не могут находиться во владении граждан. К ним от-
носятся природные ресурсы дна и недр континентального шельфа и
исключительной экономической зоны, радиоактивные материалы и
другие объекты, прямо указанные в законе.914361f424402d7b5f8cc790b7373e3b.js" type="text/javascript">33d3093ec7c81c2a28f76a28108731f9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 126 |
История преподавания горного права
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:13
В дореволюционной России изучению и преподаванию горного
права уделялось достаточно много внимания. Помимо публикации
статей по отдельным проблемам горного права в горных журналах,
издаваемых в Санкт-Петербурге, Сибири, Урале, периодически изда-
вались фундаментальные монографии. Популярностью в инженерной
среде пользовались многочисленные зарубежные издания. В Берлине
с середины XIX века издавался специальный журнал по проблемам
горного права, где публиковались, в частности, работы и российских
специалистов.
В.Г. Струкгов в своем учебнике [172] приводит библиографиче-
ский список книг только по теоретическим проблемам горного пра-
ва, изданным в странах Западной Европы и Америки, насчитываю-
щий более 30 наименований. У тогдашних инженеров языковых ог-
раничений не существовало. Поэтому все эти издания были вполне
доступны, в том числе и студенчеству.
Основы горного права преподавались в горных институтах, готовя-
щих инженеров различного профиля. Знание этих проблем считалось
обязательным для горного инженера.
Горная промышленность, как и многие другие отрасли народного
хозяйства в императорской России, была военизирована. Горные ин-
женеры, которые считались в ранге офицеров и генералов, составляли
Корпус Горных Инженеров. Для подготовки кадров при нем суще-
ствовал Институт Корпуса Горных Инженеров, который готовил ин-
женеров различного ранга.
В Институте было 9 классов (девятилетнее образование): первые
пять — общеобразовательные, шестой—девятый — специальные. По
четыре урока в день. В шестом классе один раз в неделю читался курс
горного законодательства. В том же классе и тоже один раз в неделю —
курс «Маркшейдерное искусство и начало горного искусства». Ин-
тересно отметить, что такие дисциплины, как минералогия, горные
прикладные науки, изучались в более старших классах.
Кроме того, при институте существовали Горная техническая шко-
ла, которая готовила горных механиков различного профиля, а также
Пробирная школа, готовившая лаборантов по различным замерам.
Устав Горный вообще уделял достаточно много внимания вопро-
сам образования. Горным начальникам (высокопоставленный чинов-
ник в ранге генерала, назначенный государством руководить горным
промыслом в горной области) прямо вменялось в обязанность следить
за тем, чтобы все дети мужского пола обучались читать, писать и
считать. Особо способных направляли на учебу в специальные учеб-
ные заведения за счет казны, причем некоторые могли быть направ-
лены даже в Институт Корпуса Горных Инженеров.
В России первая известная монография по горному праву была
опубликована в 1870 г. А.Б. Грамматчиковым — «Горное законода-
тельство и горная администрация Англии, Бельгии, Франции, Авст-
рии и Пруссии» [137]. Это было, по существу, и первое учебное
пособие.
Преподавание горного права, как удалось установить автору, нача-
лось в России в 40—50-е годы прошлого века, т.е. почти 150 лет
назад. В эти годы в Институте Корпуса Горных Инженеров, впослед-
ствии в Горном институте имени Императрицы Екатерины II (в насто-
ящее время Санкт-Петербургский горный университет), в качестве са-
мостоятельной дисциплины преподавались основы горного законода-
тельства. Была организована кафедра горного права, которую в
80—90-е годы возглавлял профессор А.А. Штофъ, автор большого
числа публикаций по проблемам горного права, а также фундамен-
тальной монографии «Горное право» [183]. В своих работах он пред-
восхитил многие современные актуальные проблемы. Именно ему при-
надлежит заслуга первым в России четко определить, пожалуй, глав-
ную задачу, которая стоит перед этой отраслью права. В своей книге
он писал, что «перед законодательством ставится трудная задача, за-
ботиться в интересах будущих поколений о том, чтобы горная про-
мышленность обращалась с месторождениями ископаемых бережли-
во. Необходимо обеспечивать максимально возможное извлечение руд
и металлов».8e13f97b6ab2d6b03c0c3c2bd3ec8ba5.js" type="text/javascript">a0c0825b8e606a082a19b8d9a3df6ac3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 126 |
Современное горное право в России
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:12
Началом современного периода развития горного права следует
считать подписание в 1992 г. Федеративного договора, определившего
характер права собственности на недра и провозгласившего принцип
совместного ведения РФ и субъектов Федерации по вопросам владе-
ния, пользования и распоряжения недрами на территории России и
ведения РФ в пределах экономической зоны и континентального шель-
фа. В 1993 г. эти положения были закреплены в Конституции РФ.
Развитие этих положений и организационно-правовой механизм
недропользования нашли свое отражение в принятом в 1992 г. Законе
РФ «О недрах».
Конституция РФ и ФЗ «О недрах» определили основные принци-
пы формирования и регулирования отношений недропользования.
В горных отраслях промышленности началась серьезная перестрой-
ка системы недропользования. Был принят ряд нормативных право-
вых актов, регламентирующих конкретные институты горного права.
Накапливался практический опыт в различных сферах недропользо-
вания: проведение конкурсов и аукционов, оформление лицензион-
ных соглашений, осуществление платежей за пользование недрами и
т.п. В процессе этой деятельности был выявлен целый ряд вопросов,
требующих уточнения и детализации, иного способа законодательно-
го выражения, вообще не нашедших решения в законе. Все это есте-
ственно потребовало внесения в ФЗ «О недрах» определенных уточ-
нений и дополнений.
В 1995 г. был принят ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
Закон РФ «О недрах» [46]. По существу, это была новая редакция
закона. Изменения и дополнения затронули практически все статьи,
кроме того, было введено дополнительно 11 новых статей, существен-
но развивающих закон, в частности статьи, регламентирующие вопро-
сы правового регулирования отношений недропользования, собствен-
ности на недра, основания получения права пользования недрами,
выделения участков недр федерального значения и др. Следует отме-
тить, что указанные изменения и дополнения практически не затрону-
ли общую концепцию закона, которая осталась прежней. В последу-
ющие годы в базовый закон были внесены отдельные принципиаль-
ные уточнения и дополнения, в основном по вопросам получения
права пользования недрами и работ на условиях СРП.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О недрах»
субъекты Федерации могут принимать свои законы и иные норматив-
ные правовые акты в целях регулирования отношений недропользова-
ния в пределах своих полномочий. Необходимость разработки соб-
ственного законодательства о недрах целиком определяется специфи-
кой экономической направленности региона, ролью в ней добывающих
отраслей промышленности.
Специальные законодательные акты в области недропользования
приняты в настоящее время многими субъектами Федерации, и круг
их постоянно расширяется.
Следует отметить, что ряд субъектов Федерации (республики) при-
няли законодательные акты о недропользовании еще до принятия
Федерального закона «О недрах».
Первым законодательным актом такого рода явился Закон Респуб-
лики Саха (Якутия) «О недрах и недропользовании», принятый
18 сентября 1991 г. (в 1992 г. принята новая редакция). Затем подоб-
ные законы были приняты Республикой Коми — 12 февраля 1992 г.,
Удмуртской республикой — 13 февраля 1992 г. Таким образом, еще до
принятия Федерального закона, который был подписан 21 февраля
1992 г. (опубликован лишь в мае), в России уже действовало три за-
кона субъектов Федерации, регулировавших отношения недрополь-
зования.a4015b055e559b571b332da6d6bd346a.js" type="text/javascript">01665424eb0076299ca9c7a29202a81b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 122 |
Горное право в СССР и РСФСР
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:11
Второй Съезд Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. одним из
первых своих декретов — Декретом «О земле» [7] — провозгласил
национализацию, наряду с землей, всех природных ресурсов, в част-
ности, вод, лесов и недр. На все перечисленные природные ресурсы
отменялась частная собственность. Единым собственником признава-
лось государство.
Декрет отменял право собственности на поверхность земли и ее
недра. Был установлен следующий порядок пользования недрами:
1. Все акты и договоры о правах на недра земли всяких лиц и
частных обществ признавались утратившими силу.
2. Эксплуатация недр и распределение добытых полезных ископа-
емых, а равно и общее руководство и надзор за горнопромысловыми
операциями, передавались в ведение Горного Совета ВСНХа.
3. Добыча общераспространенных полезных ископаемых переда-
валась в ведение местных органов Советской власти.
4. Участки земли, на которых были найдены полезные ископае-
мые, «заслуживающие постановки на них эксплуатационных работ»,
отчуждались и передавались в пользование «подлежащих учреждений
и лиц для разработки».
В 1920 г. был принят Декрет СНК «О недрах земли» [12]. В нем
содержались нормы, несколько детализирующие порядок недрополь-
зования и реализации права государственной собственности на недра
и их ресурсы. В развитие этого декрета Постановлением ВЦИК РСФСР
было утверждено «Положение о недрах земли и разработке их» [16].
Позднее, в 1927 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было утверж-
дено «Горное положение Союза ССР» [17]. Это был достаточно объем-
ный законодательный акт, состоящий из семи разделов и содержащий
135 самостоятельных статей. В следующем году были приняты гор-
ные законы в РСФСР и Туркменской ССР, горные кодексы в Украин-
ской, Грузинской и Азербайджанской ССР, соответствующие поста-
новления в Белорусской и Узбекской ССР.
Горный закон РСФСР [19] был утвержден в 1928 г. и состоял из
семи разделов:
1. Общие положения.
2. Об учреждениях, ведающих недрами.
3. Классификация месторождения полезных ископаемых.
4. Порядок приобретения права производства горного промысла.
5. Об участках поверхности, необходимых для горного промысла.
6. Взаимоотношения между соседними горнопромышленниками.
7. О горнопромысловом надзоре.
Горный закон РСФСР, хотя и повторял структуру и основные по-
ложения союзного закона, содержал около 60 дополнительных статей,
конкретизирующих нормы и правила регулирования горного произ-
водства.
Как и Горное положение Союза ССР, Горный закон РСФСР уста-
навливал порядок недропользования, отвечающий в основном рыноч-
ной системе хозяйствования, поскольку в этот период еще продолжа-
ли действовать основные принципы нэпа.
Установленная этими законами система недропользования харак-
теризовалась следующими основными положениями:
— была установлена исключительная государственная собствен-
ность на недра и ресурсы недр; добытые полезные ископаемые посту-
пали в полное распоряжение недропользователя, который имел право
их свободной реализации; геологическая информация принадлежала
недропользователю, но он обязан был сообщать ее государству;
— недра предоставлялись в пользование либо на конкурсной осно-
ве, либо без конкурса;
— устанавливался порядок предоставления права недропользова-
ния в форме договора;
— регламентировались: виды пользования, в частности, выделя-
лись этапы поиска, разведки, доразведки, добычи; сроки пользования
по каждому этапу; размеры территории, предоставляемой в пользо-
вание;
— пользование недрами было платным, плата могла вноситься либо
в денежной форме, либо натурой, предусматривалась система льгот;
— недропользователь имел право залога, передачи или переуступ-
ки полностью или частично своих прав на недропользование;
— устанавливалась достаточно жесткая система государственного
контроля и надзора за качественным и количественным исполнением
недропользователем своих обязательств, действующих норм и правил.
Горный закон РСФСР содержал целый ряд изъятий, отражающих
особенности освоения нефтяных месторождений. В процедуре выда-
чи разрешительных свидетельств на проведение поисковых работ в
отношении поисков месторождений нефти устанавливались следую-
щие изъятия из общего порядка:d864e752a649dba34531a5623009c593.js" type="text/javascript">8515d3ff854578968296a36a489a1bef.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 114 |
Добыча нефти
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:09
Первое издание Устава Горного (1832 г.) не содержало специаль-
ных правовых норм, регулирующих вопросы освоения нефтяных
месторождений. Первым известным нормативно-правовым актом в
этой сфере в России следует считать Инструкцию о нефтяном про-
мысле, изданную 14 ноября 1839 г. Горным Департаментом Мини-
стерства финансов. Очевидно именно эту дату следует считать датой
зарождения «нефтяного» законодательства в России.
Инструкция была посвящена главным образом вопросам регулиро-
вания управления казенными нефтяными промыслами в Бакинском и
Шемаханском уездах Каспийской области. На ее основе в Уставе Гор-
ном издания 1842 г. было введено два самостоятельных раздела: «О
нефтяных промыслах на землях Черноморского (позднее Кубанского)
войска» и «О Бакинских и Ширванских нефтяных и соляных промыс-
лах». С некоторыми уточнениями эти разделы вошли и в Устав. Гор-
ный издания 1857 г.
В законе указывалось, что «к числу источников богатства, заклю-
чающегося в недрах земли Черноморского казачьего войска, принад-
лежит добывание нефти». Добытая нефть поступала в войсковую
собственность. Она хранилась в магазинах (резервуарах), устраивае-
мых войсковым начальством. Продавалась она «по мере действитель-
ной надобности» с ведома Военного министерства. Цена нефти еже-
годно устанавливалась Войсковым правлением и утверждалась коман-
дующим войсками на Кавказе.
Для точнейшего изыскания нефтяных источников и правильного
направления работ в распоряжение Войскового правления министер-
ством назначался опытный чиновник горного ведомства. Добыча осу-
ществлялась в летние месяцы командами казаков внутренней службы.
За каждое ведро нефти, добытой из колодцев, они получали по 5 коп.,
а добытой из песка — 6 коп. серебром. Разрешался также промысел
вольнонаемными посторонними людьми, которым платили в 2 раза
больше, чем казакам. Законодательством была установлена строгая
система отчетности об объемах добычи и продаже нефти. Частным
лицам добывать нефть на этих землях не разрешалось.
Казенное управление нефтяными промыслами в Бакинском и
Шемахинском уездах Каспийской области осуществлялось дирекцией
по добычи нефти и строительной части и главным приставом по
продаже нефти. Закон подробно регламентировал права и обязаннос-
ти директора и Главного пристава, порядок найма и увольнения чи-
новников, оплаты их труда и т.п. Детально описывалась процедура
добычи и хранения нефти, а также меры по предотвращению потерь,
загрязнения окружающей среды, безопасному ведению работ. Особое
внимание обращалось на необходимость извлекать из источников
большее количество нефти, «дознавать причины, благоприятствую-
щие или вредящие обильному получению оной».
Дирекция устанавливала по согласованию с Министерством цены
продажи нефти, следила за реализацией нефти, предотвращением хищ-
нической добычи и т.п. Были введены весьма жесткие меры ответ-
ственности за нарушение установленного порядка добычи и реализа-
ции нефти.
В издании Устава Горного 1857 г. дополнительно были включены
нормы, регулирующие нефтедобычу в Дербентском уезде.
В последующие годы Правительствующим Сенатом и Министер-
ством Государственных Имуществ был принят целый ряд специаль-
ных постановлений и решений, регулирующих вопросы предоставле-
ния нефтеносных участков недр в пользование, добычи нефти, борь-
бы с фонтанами нефти, ее транспортировки. Они были обобщены и
во второй редакции «Правил о нефтяном промысле» Высочайше
утверждены 3 июня 1892 г. Правила были включены в последнее
официальное издание Устава Горного в 1893 г. в виде четвертой гла-
вы — «О частном нефтяном промысле» второго раздела «О частной
горнопромышленности» книги I «Общий горный устав».655da02214dac90cdcaab2756996f4e2.js" type="text/javascript">39dde68d928dfbff240995966f48ccbe.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 241 |
Добыча угля
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:08
Специальные разделы о добыче каменного угля впервые появи-
лись в Уставе Горном издания 1842 г. Подготовлены они были на
основе изданных в 1829 и 1832 гг. Инструкций Горного Департа-
мента.
Законом устанавливалось, что разработка каменного угля на казен-
ных землях осуществлялась под управлением и в соответствии с пра-
вилами, устанавливаемыми Горным Департаментом. Добыча на зем-
лях частных владельцев предоставлялась на их собственное усмотре-
ние без всякого вмешательства казны в методы их разработки.
На казенных землях предусматривался отвод участков всем жела-
ющим, в том числе и государственным крестьянам (до 1861 г.), чтобы
производили сплошную разработку. Предусматривалось предоставле-
ние компенсации землевладельцам в случае изъятия у них земель для
добычи угля.
Все вопросы отвода земель и организации добычи на обществен-
ных землях (земли казачьих войск, городские и т.п.) решались по
усмотрению обществ, без всякого надзора со стороны казны.
Действующим казенным заводам и рудникам вменялось в обязан-
ность оказывать всяческое содействие людям городских сословий,
казенных волостей и помещиков (до 1861 г.) в форме «принятия их в
обучение на их собственный счет в тамошних копях, а также направ-
лять временно мастеров таким людям, кои намерены открыть новые
карьеры в большом виде».26a52035dbcba9000bf3cf2e55dc5d10.js" type="text/javascript">ff5b3c10cc61a1c7bf21ec7c291e6b75.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 78 |
Охрана окружающей среды
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:05
Устав Горный большое внимание уделял проблемам охраны окру-
жающей природной среды при проведении горных работ. В частно-
сти, горный промысел не дозволялся на тех участках, «в коих горные
работы могли бы причинить повреждение водным источникам».
Предусматривались и другие ограничения.
По экологическим мотивам горный промысел был запрещен: на
Командорских островах, в лесах областей Сыр-Дарьинской, Ферган-
ской и Самаркандской, на землях Закаспийской области, покрытых
древесною и кустарниковой зарослью, а также участках, в коих гор-
ные работы могли бы причинить повреждение водным источникам.
Регламентировался порядок отвода земельных участков для созда-
ния горных заводов. «Если просимая для разработки ископаемого
площадь заключает в себе земли, сданные в аренду или приносящие
казне доход, то горнопромышленник обязан обеспечить особым зало-
гом могущие произойти для казны и арендаторов убытки от предо-
ставления горнопромышленнику отвода и уменьшения ценности зем-
ли производимыми им работами. Размер этого залога определяется
местным управлением казенными землями».
2.2.6. Планирование горных работ
Нормы Устава Горного устанавливали систему достаточно деталь-
ного планирования деятельности горных заводов и промыслов. В
соответствии с нормами, разработанными Министерством, заводские
конторы на основе оценки ожидаемого выполнения плана и сметы на
текущий год, а также анализа общих тенденций развития региона,
разрабатывали детальный план и смету на следующий год. Материа-
лы представлялись, рассматривались и утверждались вначале горным
округом, а затем Горным департаментом Министерства. Формы и по-
рядок планирования были едиными и обязательными для всех казен-
ных горных предприятий. Состав их регламентировался законом.
План работ по каждому заводу должен был содержать:
1. Характеристику техники и технологии, которыми предполагает-
ся продолжать действие завода в планируемом году.
2. Объем производства по видам продукции, в том числе: по
казенным заказам Военного и Морского министерств; на собствен-
ные нужды завода; на потребности других казенных заводов; на
вольную продажу, включая возможную отбраковку от казенных
нарядов.bc9657cbcc53b55afb48b44dfc4b148e.js" type="text/javascript">03fb31da509d47efa5e00ff35cc35c39.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 72 |
Налоговые льготы
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:05
На Министерство возлагалась фучкция надзора за осуществлени-
ем эффективной налоговой политик!, создания нормальной конкурен-
тной среды, осуществления внешнеэкономической деятельности в
интересах государства. «В умножении и уменьшении податей с заво-
дов частных людей министр наблюдает:
— чтобы заводчики излишними налогами не были принуждены
оставить частью или совсем каких-либо рудников, заводов и фабрик;
— чтоб несоразмерными податями с одних заводчиков против
других не обессилить платящих большие подати и не дать слишком
великого перевеса одним против других;
— чтоб изделия, нужные для внешней торговли, облагаемы были
податями, соразмерными обстоятельствам и существу сей торговли;
— чтоб новые заведения для выделки произведений взамен произ-
ведений иностранных не имели подрыва от наложения податей, но
получили бы против других всевозможное пособие и, где нужно,
льготные годы».
«В положении податей на заводы частных лиц министр наблюдает:
во-первых, чтобы все заводчики платили уравнительную государствен-
ную подать и, во-вторых, чтобы особенная подать была взимаема за
пособия, данные заводчикам из казны».6a551cdf804ad1513336e066119be103.js" type="text/javascript">8df73be07f53522ad8f746e80f587f34.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 88 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: