Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Застройка площадей залегания полезных ископаемых
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:56

Предоставление земельных участков на площадях залегания по-
лезных ископаемых, включая случаи изменения целевого назначения
использования этих участков, производится по согласованию с орга-
нами Госгортехнадзора.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых регулирует-
ся ЗК РФ [107] с учетом требований Закона РФ «О недрах» [46],
Градостроительного кодекса РФ [75], Положения о МПР [101] и По-
ложения о Госгортехнадзоре [108].
Госгортехнадзор устанавливает порядок выдачи разрешений на
застройку площадей залегания полезных ископаемых, включая разме-
щение строительства подземных сооружений, не связанных с добы-
чей полезных ископаемых, и требования по обеспечению промыш-
ленной безопасности и охраны недр, а также безопасности террито-
рий и поселений, их защиты от воздействий техногенного характера.
Эти требования являются обязательными для всех организаций,
независимо от их организационно-правовых форм и форм собствен-
ности (далее — организации), а также индивидуальных предпринима-
телей и физических лиц, осуществляющих разработку градострои-
тельной документации, проектирования, строительство и эксплуата-
цию зданий и сооружений, включая промышленные комплексы,
инженерные сооружения, объекты дачного и садоводческого строи-
тельства, подземные сооружения, не связанные с добычей полезных
ископаемых (далее — объекты) на территории РФ и в пределах ее
континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также раз-
мещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются
с разрешения федерального органа управления Государственным фон-
дом недр или его территориальных подразделений и органов Государ-
ственного горного надзора только при условии обеспечения возмож-
ности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономи-
ческой целесообразности застройки.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых
прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по ре-
культивации территории и демонтажу возведенных объектов.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ в градострои-
тельную документацию всех видов включаются разделы об охране
недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании
природных ресурсов и землеустройства.
Обязательным условием для утверждения градостроительной до-
кументации любого вида, проведения государственной экспертизы
градостроительной и проектной документации в случаях строитель-
ства на площадях залегания полезных ископаемых является наличие
положительного заключения органов Госгортехнадзора России.
В соответствии с Законом РФ «О недрах» одним из требований
рационального использования и охраны недр являются предупрежде-
ние самовольной застройки площадей залегания полезных ископае-
мых и соблюдение установленного порядка использования этих пло-
щадей в иных целях, обеспечение наиболее полного извлечения из
недр запасов полезных ископаемых, охрана месторождений полезных
ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов,
снижающих качество полезных ископаемых и промышленную цен-
ность месторождений или осложняющих их разработку. При этом
пользователь недр имеет право ограничивать застройку площадей
залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему гор-
ного отвода.cd4231487c750417c22ac41ba4281542.js" type="text/javascript">f218a99e125e029a512095cd15dc6d15.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 176 |
Использование, охрана и рекультивация земель при пользовании недрами
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:54

Для нужд недропользования земельные участки обычно предо-
ставляются в срочное или бессрочное пользование на различных ус^
ловиях и в различной форме. Все эти вопросы регулируются обычно
земельным законодательством субъекта Федерации и актами органов
местного самоуправления. Горное законодательство регламентирует
порядок использования уже предоставленных земельных участков, а
экологическое законодательство — проблемы рекультивации и вос-
становления земель. Неурегулированным пока остается вопрос воз-
врата земель. Здесь действуют общие нормы земельного, гражданско-
го и административного права.
Законодательство о недрах прямо обязывает пользователя недр
соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты, нор-
мы, правила, регламентирующие условия охраны земель.
Земельные участки, необходимые для проведения работ, связан-
ных с геологическим изучением и использованием недр, временно
или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возме-
щением собственникам указанных земельных участков их стоимости
в соответствии с земельным законодательством.
Собственники, владельцы земельных участков имеют право по
своему усмотрению в их границах осуществлять без применения
взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископае-
мых, не числящихся на государственном балансе, и строительство
подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а
также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на
первый водоносный горизонт, не являющийся источником централи-
зованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствую-
щими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Помимо функции предоставления земельных участков для целей
пользования недрами, Закон РФ «О недрах» отнес к компетенции
органов местного самоуправления районов, городов в сфере регули-
рования отношений недропользования две основные функции:
— участие в решении вопросов, связанных с соблюдением соци-
ально-экономических и экологических интересов населения террито-
рий при предоставлении недр в пользование и отводе земельных уча-
стков;
— приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на
земельных участках в случае нарушения порядка разработки место-
рождений общераспространенных полезных ископаемых.
Законодательство о недрах обязывает наряду с уплатой установ-
ленных налогов, сборов и платежей за пользование недрами осуще-
ствлять плату за землю (земельный налог или арендную плату. Следу-
ет отметить, что при освоении месторождений на условиях СРП пла-
тежи за пользование землей не заменяются разделом продукции, а
осуществляются в соответствии с законодательством РФ, инвестором
на договорной основе. Распределение платы за землю между бюдже-
тами различного уровня ежегодно регулируются бюджетным законо-
дательством. Например, в 2000 г. в соответствии с ФЗ «О федераль-
ном бюджете на 2000 год» [97] они распределялись в основном сле-
дующим образом: 30 процентов — федеральный бюджет, 20 процен-
тов — бюджет субъекта Федерации, 50 процентов — бюджеты муни-
ципальных образований.
Собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в
установленном порядке добычу общераспространенных полезных
ископаемых и подземных вод на принадлежащих им или арендуемых
ими земельных участках непосредственно для своих нужд, освобож-
даются от платежей при пользовании недрами.b051336c5b7be9fb2029b9e99910e545.js" type="text/javascript">16860ae05cfc1d835a1e2cb1892138c9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 123 |
Предоставление земельных участков для пользования кедрами
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:51

Институт предоставления и изъятия земельных участков для поис-
ка, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых яв-
лялся всегда одним из наиболее актуальных и значимых. Земельные
участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологичес-
ким изучением и использованием недр, временно или постоянно мо-
гут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собствен-
никам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с
земельным законодательством.
Решение об отчуждении таких земельных участков принимается
федеральными органами исполнительной власти или органами испол-
нительной власти субъектов РФ в соответствии с разделением их пол-
номочий.
В настоящее время практически все земли РФ закреплены за зем-
левладельцами и землепользователями (в т.ч. арендаторами) различ-
ных категорий, включая государственные органы и организации. По-
этому для осуществления практически любых видов работ по поиску,
разведке и разработке ресурсов недр необходимо, во-первых, изъять
соответствующий участок (территорию) земли у настоящего владель-
ца или пользователя и, во-вторых, передать его соответствующему
пользователю недр. Организационно-правовая процедура изъятия зе-
мель в основном регулируется земельным законодательством, а пре-
доставления — законодательством о недрах.
Освоение и использование ресурсов недр практически всегда свя-
зано с необходимостью долгосрочного изъятия земельных участков с
нарушением их поверхностного почвенного слоя. Из шести видов
пользования недрами, установленных законодательством, без отвода
земель и нарушения их поверхности осуществляются только регио-
нальное геологическое изучение, имеющее целью изучение общего
геологического строения недр и осуществляемое главным образом при
помощи передвижных геологоразведочных и сейсморазведочных ус-
тановок, а также сбор минералогических, палеонтологических и дру-
гих геологических коллекционных материалов. Однако для проведе-
ния и этих работ требуется получение разрешения от соответствую-
щих органов власти, в компетенции которых находятся эти земли,
землевладельцев и землепользователей.
При определении границ горного отвода учитываются простран-
ственные контуры месторождений полезных ископаемых, положе-
ние участка строительства и эксплуатации подземных сооружений,
границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охра-
ны вредного влияния горных разработок, зоны возможного сдвиже-
ния горных пород, контуры предохранительных целиков под при-
родными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов
карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр
и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения
и использования недр.0d5ce840d694df7d3c484885d04d89ff.js" type="text/javascript">383f1fb3fa94e9b27c9b33119083aa53.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 113 |
Правовой режим землепользования при пользовании недрами
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:48

Регулированию отношений собственников земли, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов с недропользователями всегда уде-
лялось значительное внимание как в земельном, так и в горном зако-
нодательстве. Уже в Указе Петра I от 1719 г. говорилось, что получив-
шему для недропользования «...привилегию или жалованную грамоту,
на месте, где руда обретена будет, 250 сажен (1 сажень = 2,1 м) дол-
готы, 250 сажен ширины отведено быть имеет, и на том отведенном
месте он и его товарищи всякую руду и минералы, что обрящет под
землею, копать, и к тому потребное строение построить волен» [1]. В
XVIII—XIX веках, вплоть до 1917 г., вопросы изъятия и предоставле-
ния земельных участков для нужд недропользования регулировались
земельным и горным законодательством [6] Российской Империи. В
первые годы советской власти законодательство придавало вопросам
предоставления земельных участков для поиска, разведки и освоения
месторождений полезных ископаемых важное значение. Соответству-
ющие нормы были предусмотрены и земельным и горным законода-
тельством. ЗК РСФСР 1922 г. (п. «е» ст. 18, ст.ст. 22, 23) содержал
механизмы изъятия «земли в установленном порядке для государствен-
ных и общественных надобностей», в частности «для разработки
месторождений ценных полезных ископаемых» [15]. Механизмы пре-
доставления земель, их использования, рекультивации и возврата так-
же содержались в горном законодательстве. Так, Горный закон РСФСР
[19] предусматривал выдачу горными органами разрешений на разра-
ботку месторождений только по согласованию с Народным комисса-
риатом земледелия (п. 7). Поиски допускались с разрешения не только
горных органов, но и соответствующих землепользователей. Поиско-
вики обязаны были перед началом работ внести определенный залог,
который возвращался им обратно только при «...предоставлении справ-
ки сельского совета или соответствующего ему органа о неимении
претензий к нему землепользователей» (п. 27). После открытия мес-
торождения «каждый горнопромышленник обязан был одновременно
с получением права на ведение горных работ внести в депозит госу-
дарственного органа, предоставившего ему месторождение, залог в
обеспечение покрытия землепользователем возможных убытков от про-
изводимых горных работ. Государственные предприятия освобожда-
лись от внесения залога, но не освобождались на общих основаниях
от обязанности возмещения убытков землепользователям» (п. 171). В
последующих изданиях Земельного кодекса и горных законов подоб-
ная радикальная мера (залог) не предусматривалась. Вместе с тем
обязательства по рекультивации были детально и жестко регламенти-
рованы. В последующие годы организационно-правовой режим зем-
лепользования при пользовании недрами существенно изменился.
В соответствии с Конституцией РФ земля может находиться в любой
форме собственности: государственной, в том числе федеральной или
субъектов Федерации, муниципальных образований, юридических и
частных лиц, общественных организаций. Вопросы владения, пользо-
вания и распоряжения землей находятся в совместном ведении Феде-
рации и субъектов Федерации. Условия и порядок пользования землей
определяются на основе федерального закона.88e6c0b9f375ce662483db3dea7a79ba.js" type="text/javascript">db3b82a96f5f6f3c3a0350df24c4ae74.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 131 |
Система экологического регулирования недропользования
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:46

Система экологического регулирования недропользования представ-
ляет собой элемент общей народнохозяйственной системы экологи-
ческого регулирования хозяйственной и иной деятельности.
В ее составе следует выделять три взаимосвязанных элемента:
— экологическая экспертиза;
— экологический мониторинг;
— экологический контроль.
Первый элемент — ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА и, в частности, порядок ее проведения — выделены в
самостоятельный блок и регулируются отдельным федеральным зако-
ном [53]. Проводится она в целях установления соответствия плани-
руемой хозяйственной деятельности требованиям в области охраны
окружающей среды.
Экологическая экспертиза — установление соответствия наме-
чаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требова-
ниям и определение допустимости реализации проекта в целях пре-
дупреждения возможных неблагоприятных его воздействий на окру-
жающую природную среду и связанных с ними социальных, эконо-
мических и иных последствий. Государственная экологическая
экспертиза организуется и проводится специально уполномоченны-
ми государственными органами в области экологической экспертизы
в порядке, установленном федеральным законом и нормативными
правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами
субъектов Федерации [53].
Государственной экологической экспертизе подлежат все предпро-
ектные и проектные материалы по объектам обустройства месторож-
дений, независимо от их сметной стоимости. Заключение государ-
ственной экологической экспертизы является документом, характери-
зующим состояние окружающей природной среды на момент начала
работ, и должно быть учтено пользователем недр при составлении
общей программы работ. При разработке указанных документов пользо-
ватель недр должен соблюдать экологические требования. Под эколо-
гическими требованиями в лицензионных соглашениях обычно пони-
маются требования, установленные федеральным и региональным при-
родоохранительным законодательством, включающие правила и
условия воздействия на окружающую природную среду, порядок про-
ведения экологического контроля, порядок определения фонового
уровня загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения
объектов окружающей природной среды, а также нормы, применяе-
мые в РФ при организации и ведении хозяйственной и иной деятель-
ности, связанной с воздействием на окружающую природную среду.
Выполнение работ по освоению месторождений производится пользо-
вателем недр только при наличии положительного заключения госу-
дарственной экологической экспертизы.
Вторым элементом системы экологического регулирования хозяй-
ственной деятельности является государственный экологический мо-
ниторинг. Осуществляется он в соответствии с федеральным законо-
дательством и законодательством субъектов РФ. Порядок организации
и осуществления государственного мониторинга окружающей среды
устанавливается Правительством РФ.
При недропользовании мониторинг окружающей среды должны
вести и сами недропользователи. Это необходимо осуществлять в
течение всего периода действия лицензии на пользование недрами с
целью получения оперативной достоверной информации возможнос-
ти своевременного принятия необходимых мер, направленных на со-
блюдение установленных требований в области охраны окружающей
среды.e3187aef99adaadfd83adccde50a9bb7.js" type="text/javascript">a7668559ab45065c7c7b8166c3a864b5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 172 |
Эколого-правовой режим пользования кедрами
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:43

Законодательство о недрах прямо обязывает пользователя недр
соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты (нор-
мы, правила), регламентирующие условия охраны атмосферного воз-
духа, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного
влияния работ, связанных с пользованием недрами. Все эти требова-
ния и определяют предмет эколого-правового регулирования пользо-
вания недрами.
Экологические отношения при пользовании недрами регулируют-
ся Конституцией РФ (ст. 58: «Каждый обязан сохранять... окружаю-
щую среду...»), Законом РФ «Об охране окружающей среды» [111],
другими федеральными законами и нормативными правовыми акта-
ми, а также соответствующими актами субъектов Федерации. Спе-
циальных законодательных актов, регулирующих экологические от-
ношения в процессе пользования недрами, практически нет, за ис-
ключением отдельных ведомственных положений, инструкций и пред-
писаний.
Закон [30] отнес недра к объектам, подлежащим охране от загряз-
нения, порчи, истощения и разрушения. Пользование отдельными
участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обес-
печения национальной безопасности и охраны окружающей среды.
Пользование недрами на территориях населенных пунктов, приго-
родных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может
быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользо-
вание может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб
хозяйственным объектам или окружающей среде.
Пользование недрами на особо охраняемых территориях осуще-
ствляется в соответствии со статусом этих территорий.
В компетенцию органов государственной власти РФ и субъектов
РФ в сфере регулирования отношений недропользования, в частно-
сти, входит введение ограничений на пользование недрами на от-
дельных участках для обеспечения требований охраны окружающей
среды.
К компетенции органов местного самоуправления законодатель-
ством о недрах [46] отнесено:
— участие в решении вопросов, связанных с соблюдением эколо-
гических интересов населения территорий при предоставлении недр
в пользование и отводе земельных участков для этих целей;
— введение ограничений на пользование участками недр на терри-
ториях населенных пунктов, пригородных зон* объектов промышлен-
ности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может
создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйствен-
ным объектам или окружающей среде.
Наряду с целым рядом конкретных видов хозяйственной деятель-
ности, оказывающих воздействие на окружающую среду, закон [111]
установил специальные требования, в частности, к объектам нефтега-
зодобывающих производств, транспортировки, хранения и реализа-
ции нефти, газа и продуктов их переработки. Установлено, что при
размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в
эксплуатацию и эксплуатации должны предусматриваться эффектив-
ные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбо-
ру нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультива-
ции нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воз-
действия на окружающую среду, а также по возмещению вреда
окружающей среде, причиненного в процессе строительства и экс-
плуатации указанных объектов.ea6d9b0f593a1fff01580fd6b6583df4.js" type="text/javascript">254975a83742e9fe38847e8034bb050a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 104 |
Недропользование в системе природопользования
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:41

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благо-
приятную окружающую среду и при этом обязан сохранять природу
и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам,
которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельно-
сти народов РФ.
Одним из элементов, определяющих правовые основы государствен-
ной политики в области охраны окружающей среды, Закон РФ «Об
охране окружающей среды» [111] назвал «сохранение природных
ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и буду-
щих поколений». Этот конституционный принцип не случайно уста-
новлен и в данном законе, и в Законе РФ «О недрах».
Закон РФ «Об охране окружающей среды» определил недра в ка-
честве одного из компонентов природной среды, к которым отнесены
также земля, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный
воздух, растительный и животный мир. В случае, если какие-либо из
перечисленных компонентов природной среды используются или могут
использоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельно-
сти в качестве источников энергии или иных предметов потребления,
имеющих потребительскую ценность, они называются природными
ресурсами. Таким образом, недра являются одним из видов природ-
ных ресурсов. Именно так они определяются Конституцией РФ (ст. 72).
Применительно к недропользованию, хозяйственная деятельность
всех субъектов правоотношений в соответствии с законодательством
должна осуществляться на основе следующих принципов:
— охрана, воспроизводство и рациональное использование при-
родных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприят-
ной окружающей среды и экологической безопасности;
— платность природопользования и возмещение вреда окружаю-
щей среде;
— независимость контроля в области охраны окружающей среды;
— презумпция экологической опасности планируемой хозяйствен-
ной деятельности;
— обязательность оценки воздействия на окружающую среду при
принятии решений об осуществлении хозяйственной деятельности;
— обязательность проведения государственной экологической экс-
пертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйствен-
ную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на
окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу
граждан;
— учет природных и социально-экономических особенностей тер-
риторий при планировании и осуществлении хозяйственной деятель-
ности;
— допустимость воздействия хозяйственной деятельности на при-
родную среду исходя из требований в области охраны окружающей
среды;
— обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной
деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в
области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на
основе использования наилучших существующих технологий с уче-
том экономических и социальных факторов;
— обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к
установлению требований в области охраны окружающей среды к
субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим та-
кую деятельность или планирующим осуществление такой деятель-
ности;
— ответственность за нарушение законодательства в области охра-
ны окружающей среды;
— участие граждан, общественных и иных некоммерческих объе-
динений в решении задач охраны окружающей среды.
Законодательство отнесло недра к объектам охраны окружающей
среды наряду с другими ее компонентами. При этом особой охране
подлежат дно и недра континентального шельфа как объекта, вклю-
ченного в Список всемирного природного наследия.
В целях осуществления действенного государственного регулиро-
вания отношений, связанных с охраной окружающей среды, законода-
тельство четко разграничило полномочия органов государственной
власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, определило
органы, осуществляющие государственное управление в этой облас-
ти, механизмы разграничения полномочий (договоры, соглашения).
Одним из наиболее действенных механизмов государственного ре-
гулирования является система методов экономического регулирова-
ния. Такими методами, в частности, являются:
— установление платы за негативное воздействие на окружающую
среду;
— установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих
веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов произ-
водства и потребления и другие виды негативного воздействия на
окружающую среду;
— проведение экономической оценки природных объектов;
— проведение экономической оценки воздействия хозяйственной
деятельности на окружающую среду;
— предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наи-
лучших существующих технологий, нетрадиционных видов энер-
гии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а
также при осуществлении иных эффективных мер по охране окру-
жающей среды;
— поддержка предпринимательской, инновационной и иной дея-
тельности (в том числе экологического страхования), направленной
на охрану окружающей среды;
— возмещение в установленном порядке вреда окружающей
среде.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду опре-
деляются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относят-
ся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных
веществ; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; загрязне-
ние почв; размещение отходов производства и потребления; загрязне-
ние окружающей среды шумом, теплом и другими видами физичес-
ких воздействий, а также загрязнение недр; иные виды негативного
воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие
на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. При
этом внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной дея-
тельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды
и возмещения вреда окружающей среде.
Специфическую роль играют нормативы допустимого изъятия ком-
понентов природной среды.
Применительно к недропользованию их перечень и порядок уста-
новления определяются законодательством о недрах. Их основная
задача — регулирование рационального использования и охраны недр.
Проблема эта напрямую связана с регулированием процесса истоще-
ния недр.
Поскольку полностью устранять отрицательное воздействие хозяй-
ственной деятельности на окружающую среду невозможно, закон [111]
устанавливает систему нормативов допустимого воздействия на окру-
жающую среду, включающую следующие виды нормативов:
— нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ;
— нормативы образования отходов производства и потребления и
лимиты на их размещение;
— нормативы допустимых физических воздействий (количество
тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряжен-
ности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
— нормативы допустимого изъятия компонентов природной сре-
ды;
— нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружаю-
щую среду;
— нормативы иного допустимого воздействия на окружающую
среду при осуществлении хозяйственной деятельности.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду дол-
жны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей сре-
ды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Последние устанавливаются для оценки состояния окружающей
среды.f133bd9d537002cb7ab98b30088dbd63.js" type="text/javascript">7a0a42f85232ade6566068ef20d46c46.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 148 |
Ликвидация горного предприятия
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:38

Ликвидация горного предприятия представляет собой совокупность
технических и организационно-правовых мер в отношении горного
предприятия как имущественного комплекса в целом или его части,
предусматривающая полное и окончательное прекращение работ, свя-
занных с добычей полезных ископаемых, с последующим обязатель-
ным осуществлением мероприятий, исключающих доступ в подзем-
ные горные выработки и обеспечивающих безопасность населения,
охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений.
Ликвидация горного предприятия или его части допускается толь-
ко после полной отработки балансовых запасов полезных ископае-
мых, в том числе извлекаемых запасов нефти и газа, при отсутствии
перспектив их прироста, невозможности повторной разработки мес-
торождения и вовлечения в добычу забалансовых запасов и при усло-
вии списания в установленном порядке запасов, утративших промыш-
ленное значение, а также в случае возникновения угрозы затопления
или разрушения горных выработок, предотвращение которых техни-
чески невозможно или экономически нецелесообразно.
При ликвидации должен быть рассмотрен и решен вопрос о воз-
можности использования горных выработок и буровых скважин для
иных народнохозяйственных целей.
Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные соору-
жения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат лик-
видации по истечении срока действия лицензии или при досрочном
прекращении пользования недрами.
До завершения процесса ликвидации пользователь недр несет от-
ветственность, возложенную на него законодательством.
При ликвидации предприятия по добыче полезных ископаемых или
его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей
полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная доку-
ментация пополняется на момент завершения работ и сдается в уста-
новленном порядке на хранение.
Ликвидация предприятия по добыче полезных ископаемых или
подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископае-
мых, считается завершенной после подписания акта о ликвидации
органами, предоставившими лицензию, и органом государственного
горного надзора.
В силу особенностей разработки месторождений полезных ископа-
емых на конечной стадии этого процесса текущая рентабельность их
разработки постепенно снижается и при достижении определенного
предела определяет момент окончания работ. По существу, средств на
ликвидацию и консервацию за счет текущей выручки получить оказы-
вается неоткуда. Должны быть созданы определенные резервы, анало-
гичные амортизационным или резервным фондам. Эта проблема осо-
бенно остро встала при подготовке соглашений об освоении нефтя-
ных и газовых месторождений на шельфе о. Сахалин на условиях
раздела продукции. Проблема была решена путем создания так назы-
ваемых ликвидационных фондов. Однако до сих пор такие фонды в
соответствии с законодательством о недрах могут создаваться только
применительно к конкретным СРП. Проблема эта в целом значитель-
но шире и является типичной для любых месторождений. Однако до
сих пор даже не ставится на законодательном уровне вопрос о ее
решении в масштабах всех добывающих отраслей.1138855e564cd4c2fca968ef8b38b757.js" type="text/javascript">e88263e5a806a123878f1bee06023771.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 140 |
Консервация горного предприятия во пользования недрами
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:35
Консервация горного предприятия во пользования недрами, в случаях
и при условиях, предусмотренных
законодательством о недрах. В качестве синонимов горного предпри-
ятия используются термины «шахта», «рудник», «промысел».
В юридической литературе и нормативно-правовых актах в сфере
недропользования понятие «горное предприятие» применяется как для
обозначения юридического лица — пользователя недр, так и для
имущественного комплекса. Применительно к процессам ликвидации
и консервации, когда речь идет о регламентации организационно-тех-
нических мероприятий, чаще всего под понятием «предприятие» по-
нимается имущественный комплекс.
В соответствии с законодательством о промышленной безопасно-
сти производственные объекты, на которых ведутся горные работы,
работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в под-
земных условиях, отнесены к категории опасных. К таким объектам
относятся подземные сооружения, не связанные с добычей полезных
ископаемых, шахты, рудники, карьеры, разрезы, прииски, промыслы,
дражные полигоны, торфяные и сапропелевые разработки, объекты
старательной добычи и подземной газификации, разведочные горные
выработки и скважины, скважины по добыче нефти, газа, подземных
вод, комплексы геотехнологической добычи полезных ископаемых,
включая хвосто-шламохранилища и другие накопители отходов добы-
чи и переработки минерального сырья, производства по подготовке и
переработке минерального сырья.
Законодательством установлен специальный порядок ведения ра-
бот по технической ликвидации и консервации опасного производ-
ственного объекта, связанного с пользованием недрами, и требования
по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окру-
жающей среды, а при консервации — также требования, обеспечива-
ющие сохранность месторождений и горных выработок на время кон-
сервации.
Консервация горного предприятия — это совокупность техничес-
ких и организационно-правовых мер в отношении горного предприя-
тия как имущественного комплекса в целом или его части, предусмат-
ривающая временное или постоянное прекращение работ, связанных
с добычей полезных ископаемых, с обязательным осуществлением
мер по обеспечению возможности приведения основных горных вы-
работок, буровых скважин и сооружений в состояние, пригодное для
их эксплуатации в случае, когда в будущем намечается продолжение
добычи полезных ископаемых, и по долговременной сохранности
горных выработок как перспективных для размещения объектов, не
связанных с добычей полезных ископаемых.
Консервация горного предприятия или его части допускается в
случае временной невозможности или нецелесообразности дальней-
шей разработки месторождения или отдельных его участков по техни-
ко-экономическим, горно-геологическим и другим причинам, а также
если подземные горные выработки предприятия или его части учтены
как перспективные для размещения в них объектов, не связанных с
добычей полезных ископаемых.aaf0902fab5416c02e13cfea0ed07dde.js" type="text/javascript">0959f6f49cf7748648ac08ebf47d45da.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 185 |
Аварийно-спасательная служба
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:30

Горные работы являются одним лз наиболее опасных видов дея-
тельности, поскольку они, во-первых, осуществляются в условиях не
всегда четко предсказуемого поведения горных пород и, во-вторых,
объективно аварии вследствие нарушения требований безопасности
ведения работ или случайностей приводят чаще всего к очень тяже-
лым последствием.
Кроме того, чрезвычайные ситуации создаются вследствие земле-
трясений и вулканической деятельности. Учитывая это, вопросам
безопасного ведения работ в горном деле всегда уделялось и уделяет-
ся много внимания. Аварийно-спасательная деятельность в области
недропользования имеет два направления: ликвидацию последствий
чрезвычайных природных явлений (землетрясения, извержения вул-
канов) и осуществление аварийно-спасательных работ на разведоч-
ных и горнодобывающих предприятиях. Осуществление аварийно-
спасательных работ и ликвидация последствий чрезвычайных при-
родных явлений возлагаются на специализированные государственные
органы (МЧС и др.). Осуществление аварийно-спасательных работ на
горных предприятиях возлагается в основном на отраслевые ведом-
ства и на сами предприятия.
В целом государственный надзор за безопасным ведением работ,
связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государ-
ственного горного и промышленного надзора. При этом для предот-
вращения и ликвидации аварийных ситуаций природного или техно-
генного характера на горнодобывающих предприятиях создаются спе-
циализированные службы. Их статус, организационно-правовые,
экономические и хозяйственные условия функционирования опреде-
ляются в основном отраслевыми положениями, нормами и правила-
ми. Наиболее специфическую организационно-правовую форму име-
ют военизированные горноспасательные части (ВГСЧ) по обслужива-
нию горнодобывающих предприятий. Условия несения службы в них
регулируются Положением и Дисциплинарным уставом военизиро-
ванных горноспасательных частей [44].
ВГСЧ по обслуживанию горнодобывающих предприятий (далее —
ВГСЧ) являются государственными специализированными организа-
циями, призванными осуществлять в установленном порядке горно-
спасательное обслуживание предприятий металлургической промыш-
ленности по добыче полезных ископаемых, предприятий по добыче
драгоценных металлов и драгоценных камней и других предприятий
любой формы собственности, ведущих горные работы или имеющих
горные выработки.
Основной задачей ВГСЧ является осуществление на обслуживае-
мых предприятиях (объектах) экстренных мер по спасению людей,
застигнутых авариями, ликвидации этих аварий и их последствий,
работ, при выполнении которых требуется применять средства защи-
ты органов дыхания, специальную горноспасательную технику и обо-
рудование.
В соответствии с возложенными на них задачами ВГСЧ осуществ-
ляют:
— горноспасательные работы по спасению и эвакуации людей,
застигнутых авариями в рудниках (шахтах) и карьерах, на обогати-
тельных фабриках, оказание пострадавшим первой медицинской по-
мощи непосредственно на рабочем месте или во время эвакуации;
— тушение подземных пожаров, ликвидацию последствий взры-
вов и внезапных выбросов породы и газа, прорывов плывунов и за-
топлений горных выработок, последствий других аварий и проведе-
ние технических мероприятий в рудниках (шахтах) и карьерах, на
обогатительных фабриках в условиях, требующих применения изоли-
рующих дыхательных аппаратов, другой горноспасательной техники
и специального оснащения;
— тушение пожаров на поверхностных обслуживаемых объектах;
— проверку готовности обслуживаемых предприятий (объектов) к
спасению людей и ликвидации возможных аварий и др.
ВГСЧ могут выполнять работы неаварийного характера, направ-
ленные на усиление противоаварийной защиты обслуживаемых пред-
приятий (объектов) и повышение их готовности к спасению людей и
ликвидации возможных аварий.
Структура, численность и дислокация подразделений ВГСЧ опре-
деляются Положением о ВГСЧ и нормативами по организации ВГСЧ,
согласованными с Госгортехнадзором.
Подразделения ВГСЧ осуществляют свою деятельность в режиме
круглосуточной готовности к спасению людей и ликвидации возмож-
ных аварий.a88e646555f7e86a01d26115a9b765d5.js" type="text/javascript">4a58701f027974cf294108148f8cc79d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 135 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: