Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Прекращение права пользования недрами
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 11:19

Законодательство о недрах предусматривает предоставление участ-
ков недр во временное или бессрочное пользование. В случае времен-
ного пользования, а также в других случаях, предусмотренных зако-
ном, право пользования может быть прекращено. Закон РФ «О не-
драх» предусматривает следующие случаи прекращения права пользо-
вания недрами:
— по формальным обстоятельствам — по истечении установлен-
ного в лицензии срока действия, если не последовало соответствую-
щего продления;
— по субъективным обстоятельствам — при отказе владельца
лицензии от права на пользование недрами. Следует отметить, что не
предусматривается никаких ограничений этого права. Недропользова-
тель не обязан мотивировать свой отказ. Отказ не ведет к возникно-
вению каких-либо новых обязательств;
— по объективным обстоятельствам — при возникновении зафик-
сированного в лицензии решающего условия, исключающего даль-
нейшее осуществление предоставленного права, а также в случае
перехода права пользования недрами, оформленного с нарушением
законодательства.
Кроме того, орган управления государственным фондом недр или
его территориальные подразделения, выдавшие лицензию, могут до-
срочно прекратить, приостановить или ограничить права на пользова-
ние недрами в случаях:
— возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью
людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связан-
ных с пользованием недрами;
— нарушения пользователем недр существенных условий ли-
цензии;
— систематического нарушения пользователем недр установлен-
ных правил пользования недрами;
— возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия,
военные действия и др.);
— если пользователь недр в течение установленного в лицензии
срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных
объемах;
— ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной
деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
— по инициативе владельца лицензии.34f25d91291aa35cdf93930c041b6420.js" type="text/javascript">8398c760330b88415458e327e5af0a8c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 116 |
Переход права пользования недрами
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 10:51

В первоначальной редакции Закон РФ «О недрах» вообще не пре-
дусматривал возможность перехода права пользования недрами. В 1995 г.
это право было введено и в последующих редакциях расширено. В
настоящее время право пользования недрами переходит к другому
субъекту предпринимательской деятельности (юридическому лицу) в
следующих случаях:
— реорганизации юридического лица — пользователя недр путем его
преобразования — изменения его организационно-правовой формы;
— реорганизации юридического лица — пользователя недр путем
присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с
другим юридическим лицом;
— реорганизации юридического лица — пользователя недр путем
его разделения или выделения из него другого юридического лица в
соответствии с законодательством РФ, если вновь созданное юриди-
ческое лицо намерено продолжить деятельность в соответствии с
лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежне-
му пользователю недр;
— прекращение деятельности юридического лица — пользователя
недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в
соответствии с законодательством РФ при условии, если другое юри-
дическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользо-
вателям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов,
необходимые финансовые и технические средства для безопасности
проведения работ;
— юридическое лицо — пользователь недр выступает учредите-
лем нового юридического лица, созданного для продолжения деятель-
ности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией
на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое
лицо образовано в соответствии с законодательством РФ и ему пере-
дано имущество, необходимое для осуществления деятельности, ука-
занной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из
состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного
участка, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осу-
ществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и
доля прежнего юридического лица — пользователя недр в уставном
капитале нового юридического лица на момент перехода права пользо-
вания участком недр составляет не менее половины уставного капи-
тала нового юридического лица;aba840bdbbb2b9ea25c33fac93655e0e.js" type="text/javascript">c323a16a333345d89d009ae3050ecc93.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 147 |
Предоставление участков недр в пользование на условиях СРП
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 10:50

В общей схеме отбора претендентов на право пользования участ-
ками недр на условиях СРП и предоставления им такого права можно
выделить следующие основные этапы:
— включение участка недр в так называемый Перечень участков
недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции
может быть предоставлено в соответствии с положениями ФЗ «О СРП»
(далее «Перечень СРП ...»). При этом субъект законодательной ини-
циативы разрабатывает и представляет некоторое технико-экономи-
ческое обоснование целесообразности освоения данного участка недр
на условиях СРП, а Счетная палата Государственной думы фиксирует
его основные параметры; конкретный претендент может быть назван,
а может быть и не назван;
— принятие «Перечня СРП ...» в форме федерального закона или
совместного решения Правительства РФ и органа государственной
власти субъекта Федерации;
— подготовка к началу переговоров по заключению соглашения.
Процедура ее различная для конкурсного и бесконкурсного порядка
предоставления недр в пользование. При конкурсном порядке это
разработка на основе технико-экономических расчетов, выполненных
по поручению государственных органов, ответственных за проведе-
ние конкурсов и аукционов, начальных условий конкурса или аукци-
она, которые следует рассматривать в последующем как обязатель-
ные; объявление о конкурсе, проведение и подведение итогов конкур-
са или аукциона, определение претендента на право заключения
соглашения и получения права пользования недрами на условиях СРП.
При бесконкурсном порядке — разработка инвестором и органами
исполнительной власти соответствующих обосновывающих материа-
лов, необходимых для принятия совместного решения Правительства
РФ и органа государственной власти субъекта Федерации о возмож-
ности заключения соглашения, принятие такого решения;
— заключение соглашения.
Независимо от формы предоставления права на заключение согла-
шения государство формирует комиссию по подготовке проекта СРП,
которая разрабатывает условия пользования недрами и проект согла-
шения по каждому объекту недропользования. Принимается совмест-
ное решение о начале переговоров, согласовываются и утверждаются
директивы на переговоры, проводятся сами переговоры, и по их окон-
чании подписывается соглашение.48c1881a0356d93fd24168d6f5040daa.js" type="text/javascript">fe76d80ae347adb2f3a9c4dd4671de4e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 178 |
Бесконкурсная система
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 10:36

Вторым, как указывалось выше, постепенно расширяющимся на-
правлением получения права пользования участками недр является
бесконкурсная система. Она введена в качестве изъятия из общего
антимонопольного требования запрета замены конкурсов и аукционов
на предоставление права пользования недрами на основе прямых
переговоров.
В соответствии с Законом РФ «О недрах» основаниями для бес-
конкурсного предоставления права пользования недрами могут быть:
— решение Правительства РФ при установлении факта открытия
месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводив-
шим работы по геологическому изучению участков недр внутренних
морских вод, территориального моря и континентального шельфа за
счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных
ископаемых такого месторождения;
— решение Правительства РФ, согласованное с органами испол-
нительной власти субъектов РФ, для целей захоронения радиоактив-
ных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обес-
печивающих локализацию таких отходов;
— совместное решение федерального органа управления Государ-
ственным фондом недр или его территориального органа и органа
исполнительной власти соответствующего субъекта РФ: для целей
строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных
с добычей полезных ископаемых; при установлении факта открытия
месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводив-
шим работы по геологическому изучению участков недр за счет соб-
ственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископае-
мых такого месторождения, расположенного на территории соответ-
ствующего субъекта РФ; для целей геологического изучения и добычи
подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населе-
ния или технологического обеспечения водой объектов промышлен-
ности; для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах
горных пород и эксплуатации таких хранилищ; размещения промыш-
ленных и бытовых отходов; для образования особо охраняемых гео-
логических объектов; предоставления права краткосрочного (до одно-
го года) пользования участком недр для целей осуществления юриди-
ческим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право
пользования которым досрочно прекращено;87e67fa12295064773711dc270954df5.js" type="text/javascript">ede75901802f61dfeaa767b1d9156d0e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 77 |
Конкурсы и аукционы
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 10:33

В соответствии с государственными федеральными и региональ-
ными программами геологического изучения, развития и освоения
минерально-сырьевой базы конкретного региона, субъекты Федера-
ции разрабатывают совместно с уполномоченными на то федеральны-
ми органами исполнительной власти (МПР, Минэнерго, Минэконом-
развития и др.) долгосрочные (на три, пять и более лет) программы
проведения конкурсов и аукционов. Такие программы уже действуют
во многих ресурсодобывающих регионах. На их основании формиру-
ются блоки участков недр, которые постепенно оформляются для
передачи в пользование на соревновательной или бесконкурсной ос-
нове. Соревновательная система предусматривает проведение конкур-
сов или аукционов различного типа. В установленных законодатель-
ством случаях право пользования участком недр может быть приобре-
тено на бесконкурсной основе.
ГК РФ определяет процедуру соревновательного отбора претен-
дента на получение того или иного вида имущественного права тер-
мином «торги». Торги могут проводиться в форме конкурса или аук-
циона. В законодательстве о недрах понятие «торги» определяется
сдвоенным термином «конкурс и аукцион» или «конкурс (аукцион)».
Неудобство состоит в том, что не всегда, говоря в принципе о
системе торгов, заранее известна форма их проведения: конкурс, аук-
цион либо то и другое вместе для разных объектов.
В последнее время в законах и нормативных правовых актах, свя-
занных в некоторой мере с недропользованием, стали использоваться
и термин «торги» и англоязычный термин «тендер». Так, ФЗ «Об
инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капи-
тальных вложений» [87], регламентируя механизм государственного
регулирования предоставления концессий, использует термин «торги
(аукционы и конкурсы)». Учитывая тенденцию усиления роли граж-
данско-правового регулирования в недропользовании, очевидно, це-
лесообразно в горном праве постепенно перейти на терминологию ГК
РФ и, в частности, на применение обобщающего термина «торги».
Основными критериями для выявления победителя при проведе-
нии конкурса на право пользования участком недр являются научно-
технический уровень программ геологического изучения и использо-
вания участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад
в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации
соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране
недр и окружающей природной среды, учет интересов национальной
безопасности РФ.3c11cc80b84a0ba820cd30728a10face.js" type="text/javascript">053a3032080116181672ea188cdd2a89.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 129 |
Схема предоставления участков недр в пользование
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 10:31

Получение права пользования недрами — достаточно сложная орга-
низационно-правовая процедура, определяемая воздействием целого
ряда самых различных факторов и условий.
Общая схема предоставления участков недр в пользование приве-
дена на рис. 4.

Государственная и региональные программы
геологического изучения, развития и освоения недр
Участки недр, подлежащие
предоставлению в пользование
Торги
на право
пользования
Конкурс Аукцион
Лицензия
Перечень участков недр
для заключения СРП
на право
заключения СРП
Конкурс Аукцион
Заключение СРП
Лицензия
Бесконкурсное
предоставление
Заключение СРП
Лицензия Лицензия
Рис 4. Схема предоставления участков недр в пользование
В целях осуществления антимонопольной политики в сфере не-
дропользования Закон РФ «О недрах» вплоть до 1999 г. прямо запре-
щал или признавал неправомочными действия органов государствен-
ной власти, направленные на замену конкурсов и аукционов прямыми
переговорами, т.е. предоставление недр на основании решения орга-
нов государственной власти. При этой системе создавались условия
соревновательного объективного отбора пользователей недр на осно-
ве заранее установленных критериев. В 1999 г. в закон были внесены
поправки, в соответствии с которыми предусматриваются широкие
возможности предоставления недр в пользование на основании реше-
ния, принимаемого МПР совместно с органами исполнительной вла-
сти субъекта РФ.
Таким образом, в настоящее время участки недр могут предостав-
ляться в пользование как на конкурсной, так и на бесконкурсной ос-
нове.
В соответствии с Законом РФ «О недрах» правами предоставления
недр в пользование обладают:
— Правительство РФ;
— МПР как федеральный орган управления государственным фон-
дом недр;
— орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории кото-
рого расположен участок недр.
Установлены следующие формы принятия решения:
— самостоятельное, субъекта права;
— совместное, соответствующих субъектов права;
— согласование совместного решения;
— согласование самостоятельного решения.
Основаниями для принятия решения о предоставлении права
пользования недрами являются:
— результаты конкурса или аукциона;
— установленные законом условия бесконкурсного предоставле-
ния участков недр в пользование.
Форму принятия решения о предоставлении права пользования
участками недр определяет статус его местоположения:
— зона совместного ведения, т.е. территория субъекта Федерации;
— зона ведения федеральных органов власти, т.е. внутренние мор-
ские воды, территориальное море, континентальный шельф.
Следует различать также виды оснований получения права пользо-
вания недрами:
— решение субъекта права;
— установленный порядок предоставления права пользования уча-
стками недр местного значения;
— заключение СРП;
— переход права пользования недрами.93debfde8c77bb1e89bb6c60f7451dff.js" type="text/javascript">97738dace720cbbc0a2bc98a53759997.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 126 |
Сроки пользования недрами
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 10:29

Из шести видов пользования недрами, которые регламентируются
Законом РФ «О недрах», только по двум установлена регламентация
срока пользования. По всем другим срок устанавливается либо в раз-
решении, либо в лицензии в соответствии с принятой программой
работ.
В недропользовании понятие «срок» используется, при установле-
нии продолжительности лицензионных обязательств, регламентации
фискальных операций и др.
Развернутое определение и трактовка термина «срок» даны в ГК
РФ [43].
Срок — это установленная законом, иными правовыми статьями,
сделкой или назначаемая судом определенная продолжительность
времени и сам предел этого времени. Срок определяется календарной
датой или истечением периода времени, который исчисляется годами,
кварталами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может
определяться также указанием на событие, которое должно неизбеж-
но наступить.
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и
число последнего года срока. При этом годом (за исключением кален-
дарного года) признается любой период времени, состоящий из две-
надцати календарных месяцев, следующих подряд.
Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день пос-
леднего месяца срока. При этом квартал считается равным трем ме-
сяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц
и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается ка-
лендарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в ко-
тором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день
этого месяца.
Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели.
При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти
рабочих дней, следующих подряд.
В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день,
днем окончания срока является ближайший следующий за ним рабо-
чий день.
Действие, для совершения которого установлен срок, может быть
выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если
документы или денежные суммы были сданы на почту или телеграф
до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считает-
ся пропущенным.
Срок для совершения действий определяется точной календарной
датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить,
или периодом времени. В последнем случае действие может быть
совершено в течение всего периода.
Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или
днями, начинается на следующий день после календарной даты или
наступления события, которым определено его начало.
Все эти определения, пока они не зафиксированы в законодатель-
стве о недрах, целесообразно регламентировать в лицензионных дого-
ворах и СРП.
В случаях, когда законодательство о недрах регламентирует срок
пользования участком недр, он означает период времени, на который
может распространяться действие лицензии на тот или иной вид
пользования недрами.
Срок пользования недрами с целью геологического изучения огра-
ничен пятью годами. Такое ограничение имеет глубокие исторические
корни как в зарубежном, так и в российском законодательстве о не-
драх. Необходимость такого ограничения была вызвана стремлением
государства ускорить изучение своих недр и сократить период откры-
тия месторождения. В настоящее время, когда обе стороны, в том
числе и недропользователь, как правило, стремятся максимально со-
кратить период поиска, подобная регламентация свою первоначаль-
ную цель не оправдывает.9f1f341e54b2b8a232b026d95961ab44.js" type="text/javascript">51c1560bfed44bedcdde8969fda27a3b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 106 |
Пользователи недр
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 10:23

В различные исторические периоды отечественного недропользо-
вания состав видов и категорий субъектов, которым законом предо-
ставлялось право пользования недрами, менялся.
В Российской Империи в качестве недропользователя могли выс-
тупать как государство в лице казенных (государственных) заводов,
так и частные лица. Некоторые ограничения для частных лиц вводи-
лись лишь при разработке золотоносных недр. Отечественные и ино-
странные недропользователи законодателем не размечались.
Горное положение СССР предоставило право недропользования
(использовался термин «горный промысел») всем гражданам и юри-
дическим лицам. Право недропользования предоставлялось также
допущенным к деятельности на территории страны иностранным
юридическим лицам. При этом в каждом отдельном случае требова-
лось специальное разрешение Совета Народных Комиссаров СССР. В
первые годы советской власти такие разрешения в ряде случаев вы-
давались. Однако в последующем все они были аннулированы. Право
недропользования практически имели лишь государственные предпри-
ятия и организации.
В послевоенный период в соответствии с законодательством фор-
мула была видоизменена. Пользователями недр могли быть государ-
ственные, кооперативные, общественные предприятия, организации и
учреждения, а также граждане СССР. Кроме того, в [19] указывалось,
что «в случаях, предусмотренных законодательством СССР, недра
могут предоставляться в пользование и иным организациям и лицам».
Это положение, по существу, относилось к регламентации допуска
иностранцев. На практике недра продолжали предоставляться в пользо-
вание только отечественным государственным предприятиям и орга-
низациям. Частные лица в качестве пользователей недр выступали
лишь в составе старательских артелей.
Ситуация принципиально изменилась в середине 80-х годов, когда
был принят пакет законодательных актов об иностранных инвестици-
ях и о порядке создания на территории СССР совместных предприя-
тий. В качестве пользователей недр стали выступать в том числе и
иностранные компании.b6ed452962c5396aab5277ddcfafdf23.js" type="text/javascript">2d2702a6d90069d13b090072ec19f9cc.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 117 |
Трансграничные участки недр
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 10:21

Трансграничными называются участки недр или месторождения,
которые пересекаются различными границами: государственной, внут-
ренними административными (между субъектами РФ, муниципальны-
ми образованиями, субъектами РФ и территориальным морем РФ),
лицензионными, в случае выдачи двух или нескольких лицензий на
разведку и разработку одного месторождения, и другими, устанавли-
вающими различный организационно-правовой режим недропользо-
вания на разграничиваемых территориях.
Российское законодательство регламентирует деятельность в транс-
граничных зонах, обусловленных внутренними административными
границами. В то же время известны трансграничные месторождения
в зонах государственных границ России с другими государствами.
Например, Марковское месторождение природного газа, расположен-
ное на территории Ростовской области и частично на Украине, мор-
ское месторождение Паллас в Черном море. Освоение таких место-
рождений должно регулироваться межгосударственными соглашения-
ми, разрабатываемыми на основе норм международного права, в
частности Конвенцией ООН по Морскому праву [22].
Разграничение участков недр в трансграничных зонах осуществля-
ется по вертикальным проекциям тех или иных границ.
Понятие и особенности правового регулирования использования
природных трансграничных объектов предусмотрено в российском
природоресурсном праве пока только в отношении водных объектов.
Законодательство о недрах многих государств регулирует отноше-
ния при разработке трансграничных месторождений, в частности
месторождений нефти и газа. Оно обязывает пользователей недр со-
трудничать при эксплуатации трансграничных месторождений угле-
водородов с целью рационального использования и охраны недр. Один
из методов такого сотрудничества — юнитизация (объединение при
пользовании недрами) — стал наиболее распространенным базисом
национальных и международных соглашений по разработке трансгра-
ничных ресурсов углеводородов. В российском горном праве пробле-
мы юнитизации разрабатывали по заданию Минэнерго Е.А. Дьячкова
и B.C. Ульянов.
Особое значение регламентация разработки трансграничных мес-
торождений имеет для жидких и газообразных полезных ископаемых,
которые могут в процессе добычи перемещаться из одной части зале-
жи в другую.
В российском горном праве юнитизация как форма сотрудничества
нескольких недропользователей, получивших право на разработку
единой гидродинамически связанной залежи, обуславливающая на
основе специального соглашения наиболее рациональную форму эк-
сплуатации этой залежи как единого объекта разработки, предусмот-
рена Положением о порядке лицензирования пользования недрами.
Установлено, что освоение такого месторождения должно осуществ-
ляться по единому (общему) проекту разработки.540d8281eb11ee19807a775be9ed775d.js" type="text/javascript">813ddadda87a17061bbfdf33de2ad265.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 108 |
Горный и геологический отвод
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 10:19

Участкам недр, предоставляемым в соответствии с лицензией в
пользование для добычи полезных ископаемых, строительства и экс-
плуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов,
а также в соответствии с СРП при разведке и добыче минерального
сырья, придается статус горного отвода — геометризированного бло-
ка недр. Кроме того, Положение «О лицензировании пользования
недрами» [31] установило, что участок недр в виде горного отвода
также предоставляется для проведегия геологического изучения недр
с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей
полезных ископаемых.
Границы горного отвода имеют инструментальную привязку и
определяются в порядке, установленном специальными нормативны-
ми правовыми актами.
Понятие горного отвода существовало еще в горном законодатель-
стве Российской Империи [6]. В современной трактовке этот термин
был впервые введен Горным положением СССР [17] и практически в
неизменном виде сохраняется в российском законодательстве о не-
драх [20, 30] до настоящего времени.
При определении границ горного отвода учитываются простран-
ственные контуры месторождения полезного ископаемого, положение
участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, грани-
цы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от
вредного влияния горных разработок, зоны движения горных пород,
контуры предохранительных целиков под природными объектами,
зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и
другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности
в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливают при пре-
доставлении лицензии на пользование недрами. После разработки
технического проекта, получения на него положительного заключения
государственной экспертизы, согласования указанного проекта с орга-
нами государственного горного надзора и государственными органа-
ми охраны окружающей природной среды документы, определяющие
уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ве-
домостью координат угловых точек), включаются в лицензию в каче-
стве ее неотъемлемой составной части.9cfd01f0c2c97b5c8d723becd1b2a30f.js" type="text/javascript">2a7a0cb5228fc401806c1cfc77fb1fee.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 592 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: