Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Требования по безопасному ведению горных работ
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:27

В горном производстве вопросам организации и осуществления
безопасного ведения работ должно уделяться особенно большое вни-
мание, поскольку сами технологические процессы объективно явля-
ются источником повышенной опасности. Это сейсмические работы,
связанные с производством взрывных работ, бурение скважин с воз-
можными, не всегда предсказуемыми выбросами, фонтанами и пожа-
рами нефти и газа, обвалы и взрывы в угольных и других шахтах,
опасность радиоактивного заражения при разработке месторождений
радиоактивного сырья и т.п. Уже этот перечень говорит о разнообра-
зии и возможных тяжелых последствиях, которые могут произойти
вследствие нарушения требований безопасного ведения работ.
Следует иметь в виду, что любой технологический процесс проек-
тируется таким образом, что его осуществление при соблюдении за-
ранее оговариваемых требований будет безопасным. Все в конечном
итоге определяется полнотой установления требований, а главное —
их соблюдением. Субъективный фактор здесь играет особенно важ-
ную роль, и его следует серьезно учитывать. Не случайно в [19] суще-
ствовала даже специальная статья «обязанности лиц, занятых на гор-
ных работах, по соблюдению правил и норм безопасности» (ст. 31).
Таким образом, закон прямо предписывал каждому лицу, занятому на
горных работах, что оно обязано:
— выполнять требования правил и норм по безопасному ведению
работ;
— систематически проводить осмотр рабочих мест и оборудова-
ния и применять меры к немедленному устранению выявленных на-
рушений правил и норм безопасности;
— находиться на работе в специальной одежде и пользоваться
средствами индивидуальной защиты;
— не применять при выполнении работ способы, могущие создать
опасность аварии или несчастного случая.
Придавая справедливо особое значение человеческому фактору в
качестве первого, основного, требования, соблюдение которого долж-
но быть обеспечено при выполнении работ, связанных с пользовани-
ем недрами, в качестве первого и основного требования было названо
«изучение и выполнение работниками правил и норм безопасного
ведения работ».
В настоящее время решение всех этих вопросов переместилось на
уровень отраслевых и внутриведомственных нормативных правовых
актов; это, с одной стороны, понижает уровень их легитимности, но,
с другой — делает их существенно более конкретными и детальными
и в этом плане более действенными.
Законодательство в настоящее время определяет основные прин-
ципы организации, а также перечень основных требований обеспече-
ния безопасного ведения горных работ.
Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных
ископаемых, подземных сооружений различного назначения, прове-
дение геологического изучения недр допускаются только при обес-
печении безопасности жизни и здоровья работников этих предпри-
ятий и населения в зоне ведения работ, связанных с пользованием
недрами.
Органы государственной власти и пользователи недр обязаны обес-
печить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному веде-
нию работ, связанных с пользованием недрами.
Органы государственного горного надзора в пределах своей ком-
петенции обеспечивают государственное нормативное регулирование
вопросов, безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а
также выполняют контрольные функции.b43b994b947e452c64476e928d231703.js" type="text/javascript">67c8bce6568a0662da28403a186f7149.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 105 |
Права и обязанности пользователя недр
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:26

В соответствии с законодательством СССР о недрах пользователи
недр, по существу, не имели никаких прав. Единственное право, ко-
торое в законе же трактовалось как обязательство — пользование не-
драми в соответствии с целями, для которых они предоставлены. Но
и это право могло быть ограничено в интересах государства, а также
в интересах других пользователей недр. Обязательственная часть была
также достаточно лаконична.
Действующее законодательство предоставило недропользователю
достаточно широкие права, но и серьезные обязательства. В целом их
комплекс в основном соответствует практике недропользования.
Пользователь недр имеет право (ст. 22 Закон РФ «О недрах»):
— использовать предоставленный ему участок недр для любой
формы предпринимательской или иной деятельности, соответствую-
щей цели, обозначенной в лицензии;
— самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не проти-
воречащие действующему законодательству;
— использовать результаты своей деятельности, в том числе добы-
тое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим
законодательством;
— использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с
ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в ли-
цензии;
— ограничивать застройку площадей залегания полезных ископа-
емых в границах предоставленного ему горного отвода;
— проводить без дополнительных разрешений геологическое изу-
чение недр за счет собственных средств в границах горного отвода,
предоставленного ему в соответствии с лицензией;
— обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу
пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, су-
щественно отличающихся от тех, при которых лицензия была предо-
ставлена.
Пользователь недр обязан обеспечить (ст. 22 Закона РФ «О недрах»):
— соблюдение требований законодательства, а также утвержден-
ных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по техноло-
гии ведения работ, связанных с пользованием недрами и при первич-
ной переработке минерального сырья;
— соблюдение требований технических проектов, планов и схем
развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и
выборочной отработки полезных ископаемых;
— ведение геологической, маркшейдерской и иной документации
в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;
— представление геологической информации в федеральный и со-
ответствующий территориальный фонды геологической информации;
— представление достоверных данных о разведанных, извлекае-
мых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содер-
жащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не свя-
занных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответ-
ствующий территориальный фонды геологической информации, в
органы государственной статистики;9a872e090d9a152bb612554f65e881bb.js" type="text/javascript">7008f85f3649237088b3a36a492bb36d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 93 |
Требования по рациональному использованию и охране недр
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:24

Государство, как собственник недр, вправе и всегда устанавливает
те или иные требования, которые обязан соблюдать недропользова-
тель. При этом особое внимание следует обращать не столько на пе-
речень самих требований, которые могут быть представлены в самом
различном виде, а на ту роль, на ту значимость, которую им придает
государство и как оно определяет эту роль в законе. Это могут быть
и простая декларация, и очень жесткое требование, нарушение кото-
рых грозит потерей права пользования недрами.
Требования, которые устанавливает законодательство при произ-
водстве горных работ, подразделяются на три группы, определяющие:
— порядок использования недр,
— безопасность производства горных работ;
— охрану окружающей среды.
Требования, которые предъявляет государство к пользователю недр,
достаточно многообразны, разнохарактерны. Часть из них получила
название «охрана недр». Под охраной недр в [19] понималось приме-
нение горнопромышленниками:
— технических методов и способов горных работ и соответствия
с геологическим строением месторождений, их особенностями и ха-
рактером залегания пород и ископаемых;
— правил, касающихся технической правильности и технической
целесообразности горных работ, в целях достижения наиболее полно-
го использования месторождений ископаемых;
— правил, касающихся съемки подземных и надземных горных
выработок, составления маркшейдерских планов, проверки этих пла-
нов путем контрольной съемки выработок, а также производства три-
ангуляционных работ.
В последующих законодательных актах определение понятия «ох-
рана недр» не встречалось. В [20] было введено два раздела: один —
порядок и требование к разработке месторождений, второй — охрана
недр. Закон содержал утверждение о том, что «все недра в СССР
подлежат охране» (ст. 33), а также перечень требований в области
охраны недр. В случае нарушения этих требований органы государ-
ственной власти могли ограничить, приостановить или запретить
пользование недрами.a7492105fef91986bbce7c3143313ce3.js" type="text/javascript">41361f356550db13a65b7ec372dc3e7c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 90 |
Система рационального использования и охраны недр
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:21

Система пользования участками недр в принципе аналогична сис-
теме создания и эксплуатации любого промышленного объекта, кото-
рая представляет собой совокупность определенных этапов работ (про-
ектирование, строительство, эксплуатация, ликвидация), а также норм,
правил и процедур, регламентирующих их осуществление с целью
достижения поставленной цели и результата. Применительно к недро-
пользованию система предусматривает осуществление четырех по-
следовательных этапов работ:
— первый — геолого-экономическое изучение полезных свойств
недр на предоставленном участке и оценка целесообразности и эф-
фективности их последующего использования;
— второй — проектирование и строительство объектов (зданий,
сооружений, коммуникаций, оборудования и т.п.), необходимых для
использования полезного свойства данного участка недр;
— третий — непосредственно процесс использования полезных
свойств участка недр в виде функционирования некоторого хозяй-
ственного подразделения;
— четвертый — прекращение пользования участком недр и лик-
видация хозяйственного подразделения.
В зависимости от вида пользования недрами конкретное содержа-
ние работ, требований и условий их проведения существенно разли-
чаются.
Первый этап — геолого-экономическое изучение — по существу
представляет собой один из видов пользования недрами: так называ-
емое геологическое изучение, включающее в себя поиск и оценку
коммерческого характера месторождения или другой возможности
использования полезных свойств недр. В Закон РФ «О недрах» вклю-
чена специальная статья «Геолого-экономическая оценка месторожде-
ния полезных ископаемых», положения которой, по замыслу законо-
дателя, призваны регламентировать процесс принятия решения по
результатам работ, проведенных на этом этапе. Закон устанавливает,
что «для определения промышленной ценности месторождения по-
лезных ископаемых, наиболее эффективных и безопасных способов
их отработки при геологическом изучении недр и при постановке
запасов полезных ископаемых на государственный баланс, осуществ-
ляется геолого-экономическая оценка месторождений на основе кри-
териев и требований, устанавливаемых федеральным органом управ-
ления Государственным фондом недр» (ст. 23-1).
Решение этой задачи не является даже предметом совместной ком-
петенции с субъектом Федерации. В условиях рыночных отношений
административное право, естественно, должно действовать и действу-
ет, но не в вопросах определения эффективности принятия экономи-
ческих решений. Государство может и должно устанавливать требо-
вания по полноте и детальности геологического изучения, степени
извлечения полезного ископаемого. Но вопрос определения промыш-
ленной ценности месторождения, т.е. целесообразности инвестиций в
его разработку — исключительно компетенция владельца лицензии.
При этом каждый инвестор определяет эффективность того или иного
проекта на основе собственной системы критериев и их ранжирова-
ния. Обязательные для исполнения положения, характерные для так
называемой административно-командной системы, в условиях цент-
рализованного планирования постепенно вытесняются нормами реко-
мендательного характера. Примером этого могут служить проведение
конкурсов и выдача лицензий по месторождениям с так называемыми
«забалансовыми» запасами, т. е. месторождений, разработка которых
«в настоящее время экономически нецелесообразна».
Второй этап — проектирование и строительство объектов обуст-
ройства месторождений. Этому этапу в настоящее время в законода-
тельстве практически не уделено внимания. В результате «забыли»
даже установить на этот период плату за пользование недрами. Если
раньше понятия «месторождение» и «предприятие» были практичес-
ки идентичны, то при переходе к рыночным отношениям их смысл
принципиально меняется. Стало развиваться сервисное обслужива-
ние, упростилась система управления. В этих условиях изменяются и
требования к проектам обустройства месторождений, в которых все
большее внимание уделяется вопросам кооперации и специализации
в рамках функционирования интегрированных компаний. При этом,
хотя и отсутствует жесткая регламентация проектных документов,
общие требования к ним со стороны государства остаются. Исходя из
этого, в проекте обустройства месторождений полезных ископаемых
должны предусматриваться:
— рациональное и эффективное размещение наземных и подзем-
ных сооружений по добыче, сбору и подготовке продукции;
— способы вскрытия и системы разработки месторождений, обес-
печивающие наиболее полное, комплексное и экономически целесо-
образное извлечение из недр запасов полезных ископаемых;
— рациональное использование вскрышных пород при разработке
месторождений полезных ископаемых;
— складирование, сохранение (в том числе обратная закачка в пласт)
и учет попутно добываемых, но временно не используемых полезных
ископаемых;
— геологическое изучение участка недр в процессе разработки
месторождения;
— меры, обеспечивающие безопасность населения, производствен-
ных объектов, а также охрану окружающей природной среды.
При этом, естественно, должны учитываться также общие и пре-
дусмотренные лицензией и лицензионным договором обязательства
пользователя недр.793d8f83a481e35adef49cbc062c4372.js" type="text/javascript">346df3520ecb218832da9bb73fab074d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 107 |
Заключение соглашения
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:15

До принятия ФЗ «О СРП» порядок проведения переговоров, разра-
ботки условий пользования недрами и проекта соглашения регламен-
тировался распоряжениями Правительства РФ. В этом смысле до-
статочно типичным является подготовка к заключению СРП по осво-
ению Приразломного нефтяного месторождения в пределах континен-
тального шельфа Печорского моря. Процедура регламентировалась
распоряжением Правительства РФ (No 1420-р от 13.10.95 г.) (офици-
ально не публиковалось):
— была установлена форма предоставления права пользования
недрами — соглашение о разделе продукции;
— определены представители государства, уполномоченные вести
переговоры (Минэнерго и администрации Архангельской области и
Ненецкого АО);
— определены представители инвестора (АО «Газпром», АО
«Росшельф», австралийская компания «Би-Эйч-Пи Груп Ресорсес
Пти. Лтд.»);
— дано указание начать переговоры и по их результатам предста-
вить в Правительство РФ проект соответствующего соглашения;
— поручено провести переговоры группе ответственных сотруд-
ников ряда центральных министерств и ведомств, а также админист-
раций субъектов Федерации, которой был установлен статус «делега-
ции РФ».
Министру топлива и энергетики РФ в этот период были предостав-
лены полномочия определить условия соглашения и утвердить дирек-
тивы делегации на переговоры по проекту освоения месторождения, и
наконец, сформировать по согласованию с заинтересованными феде-
ральными органами исполнительной власти состав экспертной группы.
Все эти положения достаточно четко и полно регламентировали
процедуру переговоров.
С 1996 года процедура заключения соглашения стала регламенти-
роваться нормами ФЗ «О СРП». Начиналась она в соответствии с
законодательством, при конкурсной форме отбора недропользовате-
ля — с момента принятия соответствующего заключения конкурсной
комиссией, а при бесконкурсной — с даты принятия соответствующе-
го совместного решения Правительства РФ и органа исполнительной
власти соответствующего субъекта Федерации. Сама же процедура в
принципе не зависит от формы принятия решения о ее начале.
Закон возлагает разработку условий пользования недрами и подго-
товку проекта соглашения по каждому объекту недропользования на
Комиссию, создаваемую Правительством РФ по согласованию с орга-
ном исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (далее —
Комиссия по подготовке проекта СРП). Такая Комиссия и по своему
составу и по статусу принципиально отличалась от так называемой
конкурсной комиссии, которая организуется для проведения торгов и
после их завершения прекращает свои полномочия.
В состав указанной Комиссии входят представители федеральных
органов исполнительной власти, в том числе представители федераль-
ного органа управления Государственным фондом недр и (или) его
территориального подразделения, представители органа исполнитель-
ной власти соответствующего субъекта Федерации. В случаях, если
предоставляемые участки недр расположены на территориях тради-
ционного проживания и хозяйственной деятельности коренных мало-
численных народов, в состав указанной Комиссии включаются пред-
ставители федерального органа по социально-экономическому разви-
тию северных территорий РФ, а также представители соответствующих
органов местного самоуправления. В случае необходимости к работе
указанной Комиссии привлекаются производственные и научные орга-
низации, а также эксперты и консультанты (п. 3 ст. 6 ФЗ «О СРП»).
Основными функциями Комиссии по подготовке проекта СРП яв-
ляются:
— разработка условий пользования участками недр;
— подготовка проекта текста Соглашения, включая согласование
его с соответствующими федеральными органами исполнительной
власти и органами государственной власти субъектов РФ;
— организация и проведение переговоров с инвестором и оконча-
тельное согласование условий СРП, включая проведение всех преду-
смотренных законодательных экспертиз.b874ade27460a611c2d01fcdf72b3593.js" type="text/javascript">1befcfa8b33237983edcb56cba21a95b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 125 |
Структура и основные положения консорциального соглашения
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:12

Приведенные ниже основные положения консорциального согла-
шения участников СРП или владельцев лицензии на поиск, разведку
и разработку нефтегазовых ресурсов подготовлены на основе обобще-
ния отечественной практики разработки проектов таких соглашений,
а также материалов зарубежных организаций и публикаций в зару-
бежных изданиях, и могут служить основой при подготовке текста
примерного (модельного) соглашения такого типа. Разработка типово-
го консорциального соглашения вряд ли целесообразна в силу того,
что существуют очень большие различия в организации работ, техно-
логии, других условиях регионального характера, которые невозмож-
но учесть в одном документе.
Как отмечалось, структура и основные положения консорциально-
го соглашения (далее — договор) в недропользовании хотя и типичны
вообще для договора простого товарищества, но имеют целый ряд
особенностей по сравнению с Соглашением о разделе продукции и с
лицензионным соглашением.
Консорциальный Договор рассматриваемого типа содержит обыч-
но следующие разделы (статьи), перечень которых может детализиро-
ваться и укрупняться:
Преамбула.
Ст. 1. Определения.
Ст. 2. Срок действия и дата вступления в силу Договора.
Ст. 3. Доли участников Договора.
Ст. 4. Оператор (организация выполнения работ по Договору): по-
рядок назначения; полномочия и обязанности; отказ от своих функ-
ций, смещение, выбор правопреемника; урегулирование претензий и
исков.
Ст. 5. Управляющий комитет: учреждение и представительство; пол-
номочия и обязанности; рабочие органы; процедура заседаний и при-
нятия решений.
Ст. 6. Права Участников: право на добытую продукцию; взаимоот-
ношения; доступ к информации; передача Доли Участия или прав в
СРП; выход из Договора; продление Договора.
Ст. 7. Программы и Бюджеты: программа и Бюджет Проекта; про-
грамма и Бюджет периода Поиска и Оценки; программа и Бюджет
периода Разведки и Добычи; полномочия на расходы; заключение
подрядных контрактов; расходы сверх Программы и Бюджета.
Ст. 8. Работа на Собственный риск: перечень работ Собственного
риска; производство Работ на Собственный риск; участие не Сторон
Собственного Риска.
Ст. 9. Распоряжение добытой продукцией: Права и обязанности
Участников в распоряжении добытой продукцией; Распоряжение не-
фтью; Распоряжение газом.
Далее приводятся статьи общего характера, регулирующие вопро-
сы конфиденциальности, форс-мажорных обстоятельств, разрешения
споров и др.
Рассмотрим кратко основные положения каждого раздела и требо-
вания к их формулировке и содержанию.
Преамбула
В преамбуле указывается, между какими компаниями заключается
данное Соглашение, а также его мотивация. Например:
— учитывая, что компании А, Б и С подписали с государством
Соглашение о разделе продукции и получили лицензию на поиски,
разведку и добычу нефти и газа на участке недр, описанном в Прило-
жении 1 к данному соглашению;
— учитывая, что участники намереваются выполнить определен-
ный объем работ с целью открытия месторождения нефти и/или газа
и осуществить его освоение в случае коммерческого открытия;
— учитывая, что участники для руководства и финансирования
работ по освоению участка недр намерены создать консорциум, дей-
ствующий на основе норм гражданского права РФ;
— учитывая, что участники хотят определить и разграничить свои
взаимные права и обязательства по выполнению СРП;
— принимая во внимание, что между РФ, администрацией субъек-
та Федерации и компаниями (перечень компаний, входящих в данное
Соглашение) подписано Генеральное соглашение о разделе продук-
ции (далее Генсоглашение о СРП) и т.п.
Дается перечень наиболее значимых мотивов и, наконец, общая
констатация того, что данное Соглашение является договором просто-
го товарищества, определяющим взаимные права и обязанности его
Участников.
Статья 1. Определения
Раздел «Определения» имеется в любом договоре или соглашении.
К определению терминов предъявляются общие требования, в частно-
сти, то, что формулировка, данная в этом разделе, имеет строго юри-
дический смысл. В соглашении данного типа, составленного как бы в
развитие Генсоглашения об СРП, определения однозначных терминов
должны быть с ними одинаковы. Одинаковые термины могут не по-
вторяться. Обычно приводится их перечень и указывается, что «сле-
дующие слова, термины и понятия, использованные в данном согла-
шении, будут иметь то же значение, которое им дано в СРП», и далее
дается список определяемых слов.
Перечень терминов и их содержание во многом зависят от конк-
ретных условий производства работ (вида полезного ископаемого,
техники и технологии, организации производства, условий финанси-
рования и т.п.).82b88c5be2c381999363dd0990372593.js" type="text/javascript">1ca52e8b8224f0a38b3c98c334528c7b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 301 |
Варианты структуры соглашения
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 11:34

Изучение оригиналов соглашений целого ряда государств, а также
работ компании Барроуз К0 [185], обладающей самым крупным собра-
нием соглашений и специализирующейся в этой области, позволяет
утверждать, что в мире уже выработан определенный стандарт в этой
области. Д. Джонсон [186] в своей работе, посвященной обобщению
мировой фискальной системы в нефтедобыче и режиму СРП, приво-
дит следующую достаточно типичную структуру соглашения:
1. Преамбула. 2. Определения. 3. Срок действия соглашения. 4. Пре-
кращение и приостановление действия. 5. Программы работ и сметы
расходов соглашения. 6. Обустройство и добыча. 7. Бонусы. 8. Права
и обязанности национальной нефтяной компании (государства). 9. Пра-
ва и обязанности инвестора. 10. Оценка углеводородов. 11. Налоги,
сборы и платежи. 12. Возмещение затрат. 13. Персонал. 14. Право
собственности на имущество. 15. Перечень прав. 16. Бухгалтерский
учет. 17. Юридический статус. 18. Подрядные работы. 19. Разрешение
споров. 20. Страхование. 21. Ликвидационные работы. 22. Заключи-
тельные положения.
По такой же схеме было разработано модельное СРП, подготов-
ленное в феврале 1998 г. по заданию европейской комиссии програм-
мы ТАСИС в рамках оказания технической помощи российскому ТЭК.
По этой схеме были составлены тексты соглашений по проектам
Сахалин-1, Сахалин-2, Харьяга, целому ряду других проектов СРП.
[127].
В процессе подготовки проектов СРП было предложено два доста-
точно оригинальных варианта структуры СРП.
В 1997 г. Центром правовых проблем северных территорий, воз-
главляемым О.М. Тепловым, была предложена структура СРП, очень
подробно и достаточно полно фиксирующая нормы и правила, кото-
рые следует предусмотреть в соглашении. Выполнена она была в
основном в рамках традиционной структуры СРП. Предложенное
детальное структурирование отдельных статей является очень полез-
ным, поскольку помогает любым составителям проектов подобных
соглашений получить представление о том, что необходимо отразить
в тексте. Удобна она и при пользовании текстом соглашения. Каждая
из 33 статей подразделена на подпункты, число которых колеблется
по статьям от 2—3 до 17—24, их общее число — более 250.
Принципиально отличная структура при разработке ряда проектов
СРП была предложена О.И. Котиковым и А.С. Пашковым. В основу
построения структуры соглашения авторы приняли принцип группи-
ровки норм и правил по видам прав и обязанностей как основы лю-
бого гражданско-правового договора. Ниже в качестве примера при-
веден перечень статей и входящих в них параграфов одного из разра-
ботанных ими проектов СРП.528524cbe62d0edf3cdc96d4d885fb9c.js" type="text/javascript">0f1ba889529c085fe1d0a1da76b4ec78.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 83 |
Предмет соглашения
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 11:29

Методология решения специфических организационно-правовых
вопросов, присущих СРП, содержащаяся в ФЗ «О СРП», хотя и бази-
руется на обобщении мирового опыта, во многом оригинальна и на-
правлена на учет специфики российского недропользования.
Вторая существенная особенность состоит в том, что ФЗ «О СРП»
вводит не только специфический фискальный механизм, но целый ряд
льгот и гарантий, которые отсутствуют как в законодательстве о не-
драх, так и в налоговом законодательстве, законодательстве об инве-
стиционной деятельности. Таким образом, можно утверждать, что ФЗ
«О СРП» вводит специальный режим недропользования. Исходя из
этого, его можно подразделить на три части:
— правила, определяющие вопросы, общие для всех форм дого-
ворных отношений при освоении полезных ископаемых;
— правила, предусматривающие дополнительные льготы и гаран-
тии, действующие в качестве определенных изъятий из законодатель-
ства, возникающих и вводимых только применительно к СРП;
— правила, определяющие специфический характер экономичес-
ких и фискальных расчетов, присущих только СРП.
Рассмотрим каждую часть более подробно.
1. Правила, общие для лицензионного соглашения и СРП:
— первоначальные сроки действия соглашения, в том числе пери-
ода геологического изучения; разведки и добычи; его продление;
минимальные обязательства поисковых и разведочных работ; обяза-
тельства постепенного сокращения поискового лицензионного участ-
ка; программа и бюджет поискового этапа;
— бонусы;
— коммерческое открытие;
— обязательства по объемам добычи; программа и бюджет этапа
разведки и добычи; пункт поставки; цены;
— требования по рациональной разработке месторождения, охра-
не недр, защите окружающей среды, технике безопасности;
— общие правила и обязательства сторон договора (соглашения),
т.е. государства и пользователя недр (инвестора);79c9f79c4479330f088b07f04e6b228c.js" type="text/javascript">454c6d3bacf21a4e2e5b3485659d3152.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 87 |
Механизм раздела продукции
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 11:26

Для понимания правовых особенностей СРП необходимо иметь
представление о механизме раздела продукции как специальном нало-
говом режиме.
Общераспространенную модель налогообложения, действующую
в частности в недропользовании, можно представить в виде:
П=[В-(Т+ А)] (1 - Р),
где П — чистая прибыль фирмы;
В — выручка от реализации добытой продукции;
Г — текущие затраты, включающие налог на добычу и ряд других сбо-
ров и платежей за пользование недрами;
А — амортизация;
Р — ставка налога на прибыль.
Это упрощенная схема, не учитывающая большое число других
платежей и налогов, которые в основном учитываются в составе те-
кущих затрат (7). Она предусматривает «раздел выручки», которую
инвестор использует для покрытия текущих и капитальных затрат,
уплаты налогов и получения чистой прибыли.
Такая модель эффективно действует при относительно стабильном
экономическом режиме и приемлемом уровне инфляции.
Середина XX столетия характеризовалась распадом колониальной
системы.
Иностранные нефтяные компании утратили свои привилегии и
стали испытывать характерные, в частности, для развивающихся го-
сударств, проблемы инфляции, налогового бремени, политической и
экономической нестабильности. В качестве альтернативы в начале 60-х
годов возникла идея использовать для расчетов добытую нефть, кото-
рая, по существу, являлась твердой валютой. В свою очередь нефте-
добывающие государства также были заинтересованы во введении в
нефтяном секторе расчетов на стабильной основе. Выход был найден
в том, что расчеты стали вести не в денежной форме, которая была
подвержена инфляции, а в натуральной форме, имеющей достаточно
стабильный характер.
Разрабатывая новую систему, основанную на использовании на-
туральной формы расчетов, нефтяные компании сумели одновре-
менно внедрить в нее правила, позволяющие не только снизить
налоги, но и получить целый ряд дополнительных льгот и гаран-
тий. Аналогичная ситуация наблюдается и в России при введении
в практику СРП.
В случае освоения малоэффективного месторождения необходимо
предоставить инвестору налоговые льготы, чтобы он мог получить
нормальную норму прибыли. Но в законодательном порядке получить
индивидуальные льготы сложно. При системе раздела продукции эта
проблема решается на стадии переговоров по каждому проекту. Воз-
никает возможность получить льготный режим налогообложения, не
требуя льгот в явном виде.a9cfedf3616b07913ebe8c68b89c5d3a.js" type="text/javascript">563a63d28ee8fa4dd6c4882f534efef7.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 98 |
Классификация договоров в недропользовании
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 11:24

Закон РФ «О недрах» устанавливает определенный перечень тре-
бований к содержанию лицензии, которые могут либо включаться в
саму лицензию, либо оформляться в виде приложений, являющихся
ее неотъемлемой частью. Одним из таких приложений является дого-
вор определенной, закрепляемой лицензией, формы. Такой договор
должен зафиксировать конкретные условия, на которых государство
предоставляет участок недр в пользование.
Договор в гражданском праве — соглашение двух или нескольких
лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав
и обязанностей.
В принципе возможны различные классификации договоров по
различным критериям. В недропользовании определяющими услови-
ями формирования возможных типов договоров являются три основ-
ных условия:
— право собственности на добытую продукцию;
— правовой режим взаимоотношений государства и недропользо-
вателя;
— налоговый режим.
Схема формирования возможных видов договоров в зависимости
от сочетания перечисленных условий приведена на рис. 5.
Каждое из приведенных условий имеет только два варианта реше-
ния, что позволяет четко ограничить возможные варианты типов до-
говоров и их характерные отличия.
Государство, как собственник недр, вправе либо сохранить за со-
бой право на добытую продукцию, либо передать его недропользо-
вателю.
Регулирование отношений недропользования между государством-
собственником недр и недропользователем в рамках российской пра-
вовой системы возможно на основе либо административного, либо
гражданского законодательства. Следует отметить, что в чистом виде
практически ни одно из них не реализуется.
Режим, установленный Законом РФ «О недрах», базируется на нор-
мах административного права и лишь в ряде случаев предусматривает
действие норм ГК РФ.
Режим, установленный ФЗ «О СРП», базируется на нормах граж-
данского права и лишь в отдельных случаях предусматривает дей-
ствие норм административного права.

Государство-собственник недр передает недра только в пользование
П р а в о с о б с т в е н н о с т и на д о б ы т у ю п р о д у к ц и ю
Передается инвестору Не передается инвестору
П р а в о в о й р е ж и м п о л ь з о в а н и я н е д р а м и
Административный
дне
Гражданско-правовой
/
Административный Гражданско-правовой
Н а л о г о в ы й р е ж и м
РП ДНС
Лицензионное соглашение
РП ДНС РП ДНС РП
Концессия
ДНС — действующая налоговая система; РП — раздел продукции
Контракт на
предоставление
услуг
СРП
Рис. 5. Схема формирования видов договоров на пользование недрами
Исходя из этого, для классификации типов договоров с некоторой
степенью условности можно выделить два режима: административ-
ный, когда право пользования недрами предоставляется на основе
положений Закона РФ «О недрах», и гражданско-правовой, когда дей-
ствует ФЗ «О СРП».
Третье условие — налоговый режим. НК РФ устанавливает в этом
отношении только две альтернативы: общий режим и специальный
налоговый режим применительно к недропользованию в форме разде-
ла продукции.4f6704c1ff2bca85e4f5fe8febd5b3ae.js" type="text/javascript">cb173245fcc328ffe4921a4dd36fb52e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 302 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: