Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Виды участков недр
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 10:17

В законах и иных нормативных правовых актах понятия «участок
недр» и «недра» нередко неправомерно отождествляются. Под участ-
ком недр в соответствии с Законом РФ «О недрах» следует понимать
используемую часть недр, представляющую собой геометризирован-
ный (ограниченный географическими координатами) блок недр в
пределах территории РФ и ее континентального шельфа. Гражданское
законодательство относит участки недр к недвижимым вещам (не-
движимое имущество, недвижимость). Участки недр могут отчуждаться
или переходить от одного лица к другому в той мере, в которой их
оборот допускается законодательством о недрах.
Пользование отдельными участками недр может быть ограничено
или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и
охраны окружающей природной среды.
Федеральный орган управления государственным фондом недр по
согласованию с субъектами РФ вправе устанавливать предельные
размеры участков недр, количество участков и предельные запасы
полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.
Участки недр совместным решением органов государственной
власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования и
субъекта РФ могут подразделяться на участки недр федерального,
регионального и местного значения.
Статус участков недр федерального значения в соответствии с за-
конодательством о недрах получают отдельные участки недр, в том
числе содержащие месторождения полезных ископаемых, которые в
целях гарантированного обеспечения государственных потребностей
РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие
которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивают
основы ее суверенитета, а также выполнение обязательств РФ по
международным договорам. Статус объектов федерального значения
они получают на основании совместных решений федеральных орга-
нов государственной власти в сфере регулирования отношений недро-
пользования и органов государственной власти субъектов РФ.
Понятие «участок недр» по мере успешного проведения поиско-
вых и разведочных работ правомерно заменяется понятием «место-
рождение».
Часть месторождений федерального значения, в том числе освоен-
ных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, может вклю-
чаться в Федеральный фонд резервных месторождений.
В соответствии с законодательством о недрах к объектам феде-
рального значения, в частности, могут относиться месторождения газа,
имеющие стратегическое значение для газоснабжения в РФ. Обосно-
вание необходимости отнесения месторождения газа к объектам фе-
дерального значения, а также предложение о его отнесении к таким
объектам вносится на рассмотрение Правительства РФ федеральным
органом исполнительной власти.2eb563a0f200654ddf3a06e7fcd9ac28.js" type="text/javascript">fed736a0db06a8098e246b8b8915c04f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 141 |
Условия лицензий на другие виды пользования недрами
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 10:05

Лицензия на пользование участками недр для целей, не связанных
с добычей полезных ископаемых (для строительства нефте- и газохра-
нилищ, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных от-
ходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию, за-
качки сточных вод и иных нужд), предоставляется только после осу-
ществления государственной экспертизы геологической информа-
ции. В ней дополнительно должны быть отражены:
— регламентирование в соответствии с заключениями государст-
венной геологической и экологической экспертиз максимально воз-
можных объемов сброса (закачки) вод и их качества, объемов захоро-
нения и концентраций вредных веществ с учетом возможности акти-
визации неблагоприятных геологических процессов;
— компенсация негативного воздействия в зоне влияния эксплуа-
тации проектируемых сооружений на условия водопользования, эко-
логические условия и эксплуатацию существующих инженерных со-
оружений, обеспечиваемая комплексом защитных мероприятий и воз-
мещением наносимого ущерба в денежной или натуральной форме;
— организация при необходимости санитарно-защитных зон;
— создание и ведение мониторинга геологической среды;
— условия сопутствующего извлечения подземных вод и их ис-
пользования.
Пользование недрами для целей, не связанных с добычей полез-
ных ископаемых, без утвержденного технического проекта запреща-
ется. Проект вступает в силу при наличии согласования федеральных
органов управления Государственным фондом недр и государственно-
го горного надзора или их территориальных подразделений при поло-
жительном заключении государственной экологической экспертизы.
Лицензия на пользование недрами с целью образования особо
охраняемых геологических объектов, связанных с пользованием не-
драми, имеющих научное, культурное, эстетическое и иное назначе-
ние, удостоверяет право на открытие научных и учебных полигонов,
геологических заповедников, выделение памятников природы, исполь-
зование в научных, спортивных, лечебно-оздоровительных целях ес-
тественных и искусственных подземных полостей. Предоставление
таких лицензий осуществляется после принятия соответствующего
решения администрацией субъекта РФ.8a06dfe7913dd8e6f0c098cecfb9607b.js" type="text/javascript">e2f2f6fa068b714b368c54803cc6d044.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 72 |
Условия совмещенных лицензий
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 09:55

Совмещенные лицензии с целью поисков, оценки, разведки и по-
следующей добычи полезных ископаемых предоставляются недрополь-
зователям, осуществляющим работы, как правило, за счет негосудар-
ственных инвестиций.
При выявлении и оценке владельцем совмещенной лицензии на
предоставленном ему участке недр месторождения полезных ископа-
емых он предоставляет материалы на государственную геологичес-
кую экспертизу, после которой совмещенная лицензия уточняется в
части условий отработки месторождения, границ горных отводов и
платежей за пользование недрами, либо недропользователю может
выдаваться дополнительная отдельная лицензия в соответствии с ра-
нее полученным правом на разведку и добычу полезных ископаемых.
Действие совмещенной лицензии при этом не прекращается.
В отдельных случаях по условиям совмещенной лицензии добыча
на месторождениях высокой сложности строения может производиться
как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его
завершении. Пользователи недр могут согласно этой лицензии начать
добычу до государственной экспертизы геологической информации.
Сроки последующего предоставления геологической информации на
государственную экспертизу с уточнением условий пользования недра-
ми, включая платежи, оговариваются на условиях этой лицензии. Пере-
чень видов полезных ископаемых, разработка которых допускается в
процессе геологического изучения недр или непосредственно по его
завершении, а также порядок такой разработки устанавливаются феде-
ральным органом управления Государственным фондом недр по согла-
сованию с органами государственного горного надзора и органами
управления, регулирующими добычу минерального сырья.
Совмещенная лицензия на геологическое изучение и добычу под-
земных вод на участках недр местного значения удостоверяет право
ее владельца на бурение разведочно-эксплуатационных скважин, их
опробование и последующую добычу подземных вод после проведе-
ния государственной геологической экспертизы.
aa23fbf47b49456e8158693815a87929.js" type="text/javascript">f6004ea3974ebacbaece068f01ed6c06.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 83 |
Условия лицензий на разведку и добычу
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 09:53

Лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых или лицен-
зия на добычу полезных ископаемых дает право на разведку, дораз-
ведку и разработку месторождений, первичную переработку добытых
полезных ископаемых, а также на переработку отходов горнодобыва-
ющего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное
не предусматривается в лицензии.
В лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых должны
быть установлены сроки проведения государственной экспертизы за-
пасов полезных ископаемых, подготовки технического проекта, нача-
ло строительства предприятия, начало добычи, выхода на проектную
мощность.
Осуществление добычи полезных ископаемых без согласованного
и утвержденного в установленном порядке технического проекта за-
прещается. Подготовка технического проекта осуществляется с уче-
том решений государственной экспертизы запасов полезных ископае-
мых. Проект вступает в силу при условии наличия положительного
заключения государственной экологической экспертизы.
Владелец лицензии на добычу полезных ископаемых имеет право
проводить в пределах предоставленного ему участка недр работы по
геологическому изучению недр без дополнительной лицензии.
Лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений полез-
ных ископаемых отдельно, как правило, не предоставляется.
Предоставление лицензий на часть месторождения полезного ис-
копаемого, как правило, не допускается.
В исключительных случаях лицензия может выдаваться на разра-
ботку отдельной части месторождения при условии, что это не ухуд-
шит технико-экономических показателей разработки месторождения
в целом и не создаст препятствий для разработки других частей ме-
сторождения.
Допускается одновременное предоставление нескольких лицензий
на добычу полезных ископаемых по группе близрасположенных мес-
торождений одному заявителю, если экономически рентабельной яв-
ляется только общая разработка указанных месторождений одним
пользователем недр либо когда использование нескольких месторож-
дений обусловлено технологией получения продукции или требовани-
ями охраны окружающей природной среды.30729d64164e0fa5cce705f786d594de.js" type="text/javascript">6c4e44f0908101b4a989a48daf36faae.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 95 |
Условия лицензий на геологическое изучение недр
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 09:51

Лицензия на геологическое изучение недр с целью поисков и оцен-
ки месторождений полезных ископаемых дает право на поиски и
оценку только тех видов полезных ископаемых или их комплексов,
которые указаны в лицензии.
Если в процессе проводимых поисков и оценки на участке недр
обнаружено месторождение с полезными ископаемыми, не указанны-
ми в лицензии, то пользователь недр обязан сообщить об этом в орга-
ны, выдавшие лицензию, и приостановить действия, которые могут
создать препятствия для изучения и добычи не указанных в лицензии
полезных ископаемых.
В случае если прежний пользователь недр подтвердит готовность
продолжать работы с учетом новых выявленных полезных ископае-
мых и эти работы будут отвечать всем необходимым условиям для их
изучения, в действующую лицензию должно быть внесено соответ-
ствующее дополнение. В противном случае ранее выданная лицензия
может быть аннулирована при условии компенсации ее владельцу
понесенных им затрат за счет нового недропользователя.
В лицензии на геологическое изучение недр должны быть опреде-
лены объемы работ, сроки их проведения, характер подготавливаемой
по их результатам информации, порядок и сроки ее предоставления.
Сокращение объема геологических исследований должно быть обо-
сновано и возможно только по решению органов, предоставивших
лицензию.2897b3b866fb6017e8a8763fa469202c.js" type="text/javascript">8d9e49ad47490bc6550bb920fd4238ed.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 100 |
Содержание лицензии
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 09:49

В установленных законом случаях право на пользование участком
недр подлежит оформлению специальным государственным разреше-
нием в виде лицензии.
Лицензия на пользование недрами представляет собой установлен-
ной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые,
графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой состав-
ной частью лицензии и определяющие основные условия пользова-
ния конкретным участком недр (рис. 3).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владель-
ца на пользование участком недр в определенных границах в соответ-
ствии с указанной целью в течение установленного срока при соблю-
дении им заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на
то органами государственной власти и пользователем недр может быть
заключен договор, устанавливающий конкретные условия пользова-
ния, а также права и обязательства сторон по выполнению указанного
договора. На практике такой договор часто назывался «Соглашение
об условиях разработки месторождения». Подписывался он одновре-
менно с лицензией.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому
изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых,
использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перера-
батывающих производств, использования недр в целях, не связанных
с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых гео-
логических объектов, сбора минералогических, палеонтологических
и других геологических коллекционных материалов.
Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользо-
вания недрами.
Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляет-
ся при наличии предварительного решения о предоставлении земель-
ного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка
в окончательных границах и оформление земельных прав пользовате-
ля недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным за-
конодательством, после оформления горного отвода и утверждения
проекта рекультивации земель [107].
Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
— данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах,
предоставивших лицензию, а также основание предоставления ли-
цензии;
— данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием
недрами;
— указание пространственных границ участка недр, предоставля-
емого в пользование;
— указание границ земельного отвода или акватории, выделенных
для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
— сроки действия лицензии и сроки работ (подготовки техничес-
кого проекта, выхода на проектную мощность, представления геоло-
гической информации на государственную экспертизу);
— условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании
недрами, земельными участками, акваторией;
— согласованный уровень добычи минерального сырья, право
собственности на добытое минеральное сырье;
— соглашение о праве собственности на геологическую информа-
цию, получаемую в процессе пользования недрами;
— условия выполнения установленных законодательством, стан-
дартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружа-
ющей природной среды, безопасному ведению работ;
— порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консер-
вации горных выработок и рекультивации земель.
Условия недропользования, содержащиеся в лицензии, могут быть
разрешительными, разрешительно-договорными и договорными.
Разрешительные условия недропользования устанавливаются орга-
нами, предоставляющими лицензию на пользование участком недр, в
соответствии с требованиями законодательства и оформляются в виде
документа, именуемого обычно «Условия недропользования», подпи-
сываемого органами, предоставляющими лицензию, и недропользова-
телем, принимающим эти условия.f52bd3cefcea90ddf64576a1ad36cedc.js" type="text/javascript">f04aaa833448590313b90a58a769d42f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 58 |
Виды пользования недрами
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 09:45

Поиск месторождения полезного ископаемого как этап работ в
составе вида пользования недрами, называемого «геологическое изу-
чение», имеет целью обнаружить скопление в недрах полезного иско-
паемого в количестве, достаточном для его коммерческой добычи. За-
конодательство о недрах не регламентирует состав и продолжитель-
ность поисковых работ в общей продолжительности этапа геоло-
гического изучения.
Оценка как этап работ в составе геологического изучения недр как
вида пользования недрами имеет целью на основе установленных ме-
тодов и приемов интерпретации, обобщения и анализа геологической
информации установить коммерческую целесообразность продолжения
работ по разведке и добыче найденного полезного ископаемого.
По времени эти этапы, как правило, четко не разделяются, по-
скольку оценка обычно начинается еще до завершения поисковых
работ.
В Законе РФ «О недрах» [46] встречается два термина, определя-
ющих положительный результат геологического изучения недр: «вы-
явление месторождения» и «открытие месторождения». Первый по
своему содержанию ближе подходит к определению окончания поис-
ка, когда получено в натуре полезное ископаемое, но его коммерчес-
кая ценность еще не определена. Вторым термином — «открытие
месторождения» — целесообразно определять момент окончания в
целом этапа геологического изучения, когда проведена оценка выяв-
ленного месторождения и доказана целесообразность его промыш-
ленного освоения.
Поиск геологических объектов, пригодных для строительства и
эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей, кото-
рый в законе [46] назван общим термином «геологическое изучение»,
имеет целью обнаружить геологическую структуру, пригодную, на-
пример, для создания подземного хранилища газа, или изучить воз-
можности прокладки подземных туннелей и т.п. На основе оценки
полученной геологической информации принимается решение о воз-
можности или невозможности строительства.
Помимо регионального геологического изучения и геологического
изучения, Закон РФ «О недрах» содержит понятие «государственное
геологическое изучение», которым определено одно из направлений
государственного регулирования отношений недропользования. В за-
дачи государственного геологического изучения входит: геологичес-
кое картирование территории РФ и ее континентального шельфа,
поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии
с государственными программами, наблюдение за состоянием недр и
прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение
информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие
виды работ, связанные с геологическим изучением недр.6cbf909af101bedf3a47b865daf0f5e2.js" type="text/javascript">3abe0f48f276793bd421eec3de565d12.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 111 |
Практика лицензирования
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 09:43

Анализ практики функционирования того или иного института права
является одним из условий глубокого понимания его внутренней сущ-
ности и определения совершенствования механизмов его действия.
Государственная система лицензирования пользования недрами, как
отмечалось, является принципиально новым институтом, находящим-
ся в стадии формирования. Поэтому изучение практики лицензирова-
ния, выявление положительных и отрицательных факторов ее дей-
ствия становится весьма актуальной проблемой.
О масштабах распространения и эффективности действия государ-
ственной системы лицензирования свидетельствуют материалы ин-
вентаризации объектов недропользования на территории РФ, прове-
денной в 1998—1999 гг. МПР [156].
Целью инвентаризации являлось обеспечение эффективного исполь-
зования ресурсов Государственного фонда недр. Задачи инвентариза-
ции: проверка соответствия ранее выданных лицензий действующему
законодательству РФ и анализ выполнения предусмотренных в лицен-
зиях условий пользования недрами по важнейшим объектам недро-
пользования [77].
Инвентаризация была проведена по 2887 объектам недропользова-
ния, из них по 487 — комиссией федерального уровня (МПР, Мин-
энерго, Госгортехнадзор и др.) и по 2400 — территориальными ко-
миссиями. По видам полезных ископаемых проверено 677 объектов
углеводородного сырья, 1453 месторождений благородных металлов
и драгоценных камней, 757 металлических полезных ископаемых, не-
рудного сырья и подземных вод. Всего инвентаризацией в той или
иной степени были охвачены 81 субъект РФ, 993 недропользователя.
В процессе проведения инвентаризации были выявлены факты
несоответствия ранее выданных лицензий действующему законода-
тельству РФ. Наиболее значимые из них:
— выдача добычных и совмещенных лицензий в 1993—1994 гг. на
бесконкурсной основе по п. 19.1 Положения «О порядке лицензиро-
вания пользования недрами» недропользователям, не имеющим осно-
вания для получения лицензий по данному пункту;
— переоформление лицензий без оснований, предусмотренных
статьей 17-1 Закон РФ «О недрах»;
— несоответствие содержания лицензионного соглашения требо-
ваниям Закон РФ «О недрах» (ст. 12) (по большинству субъектов РФ):
отсутствие конкретных сроков начала работ, сроков представления
информации на государственную экспертизу, выхода на проектную
мощность и т.д.;
— уровень добычи углеводородного сырья корректируется прото-
колами ЦКР Минэнерго, при этом в лицензионные соглашения изме-
нения (дополнения) не вносятся;
— пользование недрами без надлежащего оформления прав недро-
пользования: лицензии выдаются без оформления документации на
горный и земельный отводы;
— несвоевременное переоформление лицензии предприятий-нед-
ропользователей при изменении организационно-правовой формы;
— перенос сроков освоения месторождений через дополнения к
лицензионным соглашениям, подписанным недропользователем и
органами, выдавшими лицензию, и др.880714cc8c3a46bf75e14e4c8550cd24.js" type="text/javascript">4421dedcec3ad704628c77f83eec6315.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 84 |
Подготовка участков недр к предоставлению в пользование
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 09:41

Весь процесс предоставления недр в пользование можно подразде-
лить на четыре последовательных этапа:
— определение участков недр для передачи в пользование;
— определение условий недропользования;
— выбор недропользователя;
— оформление предоставления недропользователю права пользо-
вания участком недр.
Определение участков недр, которые подлежат передаче в пользо-
вание, обычно осуществляется в рамках федеральных и региональ-
ных программ развития народного хозяйства и его отраслей и, в ча-
стности, программ воспроизводства минерально-сырьевой базы. В
конечном итоге эти программы устанавливают цель и ожидаемый
конечный результат использования того или иного участка недр.
Федеральный орган управления Государственным фондом недр и
его территориальный орган ведут учет имеющихся и вновь выявляе-
мых участков недр, являющихся объектами лицензирования, и совме-
стно с администрацией субъекта РФ подготавливают перечень участ-
ков недр федерального и регионального значения, которые будут пре-
доставляться в пользование в течение определенного срока. Подготовка
перечня объектов лицензирования осуществляется в соответствии с
государственными программами развития минерально-сырьевой базы
и добывающей промышленности, конъюнктурой рынка минерального
сырья, поступающими заявками на разработку месторождений полез-
ных ископаемых.
Согласование перечня объектов лицензирования федерального и
регионального значения с федеральными органами управления осу-
ществляется федеральным органом управления государственным фон-
дом недр.
Подготовка перечней объектов лицензирования местного значения
осуществляется территориальным органом управления Государствен-
ным фондом недр совместно с администрациями муниципальных
образований. Эти перечни согласовываются с уполномоченными орга-
нами управления субъекта РФ, территориальным органом управления
и охраны водного фонда, районными органами по охране окружаю-
щей среды, органами Государственного горного надзора. Утвержде-
ние указанных перечней объектов лицензирования осуществляется
администрацией субъекта РФ.4611ea53f06f24d0d8f67e8a33c9edab.js" type="text/javascript">773bcd40652e9a5b8c4b6c10a59cd96c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 117 |
Задачи государственной системы лицензирования
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 09:39

Законодательством СССР [17, 21], а затем законодательством РФ
[30] было установлено, что недра как объект государственной соб-
ственности с целью использования их полезных свойств, в том числе
добычи полезных ископаемых, могут передаваться только в пользова-
ние. Другие формы отчуждения участков недр прямо запрещены.
Разрешительно-договорная система предоставления недр в пользо-
вание сложилась в России исторически. Горное положение СССР,
принятое в 1927 г. [17], предусматривало проведение поисковых и
разведочных работ на основе «разрешительных на поиски и разведку
свидетельств», выдаваемых горными органами. Открытые месторож-
дения предоставлялись горнопромышленникам под детальную разведку
или под разработку на договорных началах. В договоре устанавли-
вались сроки, обязательная минимальная добыча, платежи за пользо-
вание недрами. Все эти параметры подлежали согласованию с соот-
ветствующими государственными экономическими, финансовыми и
горнонадзорными органами (советами народного хозяйства, комисса-
риатами).
Постепенно элементы договорной системы утрачивали свое значе-
ние и уже в середине 30-х годов превратились в чисто формальную
административную процедуру. В послевоенный период из законода-
тельства [20] было исключено даже упоминание о договорных отно-
шениях.
Закон РФ «О недрах» в 1992 г. ввел принципиально новый инсти-
тут горного права — государственную систему лицензирования, пред-
ставляющую единый порядок предоставления недр в пользование и
включающую информационную, научно-аналитическую, экономичес-
кую и юридическую подготовку материалов и их оформление.
Задачей государственной системы лицензирования является обес-
печение:67ec49108caf6e2d6263cd3d544d998b.js" type="text/javascript">b2983ec08a51f9b4382633023d04f11b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 94 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: