Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Управление горным промыслом
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:04
Исторически горный промысел в России составлял собственность
царской казны и находился в ведении общего гражданского управле-
ния, назначаемых правительством в регионах воевод и наместников.
До XVIII века не существовало законодательных актов в этой сфере1,
что объяснялось весьма ограниченными масштабами горного промыс-
ла. Картина стала меняться с начала царствования Петра I, который
уделял очень большое внимание вопросам освоения полезных иско-
паемых, включая проблемы законодательного обеспечения этой дея-
тельности. В 1700 г. по Указу Петра I был создан Приказ Рудокопных
Дел (позднее — Берг-Коллегия), в связи с чем горная промышлен-
ность была отделена от общего гражданского управления. Устрой-
ством крупных горных заводов вначале занималась только казна, ко-
торая только в период с 1701 по 1712 гг. на Урале построила шесть
горнодобывающих и горнометаллургических заводов (Невьянский,
Кунгурский, Уктусский, Алапаевский, Кунчурский, Мазуевский). С
этого же времени правительство начинает принимать организацион-
' Если не относить к ним царские грамоты на право добычи полезных ископа-
емых [178].

ные и законодательные меры, стимулирующие широкое развитие ча-
стной горнопромышленности. Основную роль в этом деле сыграл Указ
1719 г., который сделал горное дело не только доступным, но и при-
влекательным для частных лиц.
В целях укрепления и расширения горного производства Петр I в
1721 г. издал указ, предоставляющий льготные права частным лицам
при покупке крестьян для горных заводов и промыслов, а в 1736 г.,
при Анне Иоановне был издан указ о прикреплении к горным заводам
мастеровых.
Предоставленные этими и другими законодательными актами пра-
ва и преимущества поставили горнозаводское дело в исключительно
привилегированное положение, в результате чего горное производ-
ство начало в первой половине XVIII века достаточно быстро разви-
ваться.e5c2bfb4b197c098f155c0e29375f209.js" type="text/javascript">679f10249cfc45fbd89f96cfaa9b2d3d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 95 |
Устав Горный Российской Империи
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:03
Горная промышленность в России в XVIII веке развивалась доста-
точно быстрыми темпами и постепенно становилась одним из суще-
ственных источников государственных доходов. В связи с этим в
царствование Александра I было признано необходимым пересмот-
реть ранее изданные акты и сформировать новое горное законодатель-
ство. В 1806 г. был издан проект Горного положения. Предполагалось
в течение пяти лет (с 1807 по 1812 гг.) опробовать проект, доработать
его и утвердить. Однако вследствие начала Отечественной войны 1812 г.
и других обстоятельств проект Горного положения действовал вплоть
до 1832 г.
Первой публикацией основ горного законодательства России сле-
дует считать издание в 1832 г. «Свода учреждений и уставов горного
управления» в составе VII тома первого Свода законов Российской
империи [3]. Он был составлен на основе проекта Горного положения
1806 г., а также ряда указов, распоряжений и инструкций, изданных,
в частности, в 1811, 1826, 1829 гг. По существу этот закон представ-
лял собой первое официальное издание Устава Горного Российской
Империи. Устав Горный представлял собой весьма фундаментальный
документ, содержащий 1847 статей, изложенных на 413 страницах
типографского текста.
Закон состоял из введения и трех книг. Во введении было дано
понятие горного промысла, которое по существу сохранилось во всех
последующих изданиях. Под горным промыслом понимался поиск,
добыча, очистка, обработка полезных ископаемых, находящихся на
поверхности или в недрах земли: 1) земель и камней; 2) металлов; 3) со-
лей — поваренной и каменной, квасцов и др.; 4) горючих веществ1.
Книга I «Управление заводами горными области Уральского хреб-
та» состояла из четырех разделов.
Раздел I «О правах и обязанностях» содержал нормы, регламенти-
рующие порядок владения казенными заводами и горными промысла-
' В ряде случаев при изложении положений законодательных актов в тексте сохра-
нена их стилистика и правописание.

ми, права владельцев частных заводов, расположенных на казенных и
посессионных землях1, права владения горными заводами на частных
землях. Нормы регламентировали в частности вопросы использова-
ния рабочей силы (крепостных и вольнонаемных), платежей за пользо-
вание недрами, государственного контроля, предоставления льгот и
привилегий, таможенных процедур и др.
Раздел II. «Учреждения Горного Уральского местного управления».
Раздел III. «О порядке хозяйственного управления».
Раздел IV. «Об особенных правилах управления на Уральском
хребте».
Книга II. «Управление заводами горными областей вне Уральского
хребта». Здесь приведены были по существу нормы Книги I, но уже
применительно к горным заводам и промыслам Сибири, в частности,
Колыванскому и Нерчинскому заводам.
Книга III. «О проступках, взысканиях и наказаниях за нарушение
горных законов».
В этом издании Устава Горного (ст. 262), как отмечалось выше,
было воспроизведено положение Манифеста 1782 г., провозгласившее
отказ от горной регалии. Закон регламентировал порядок разработки
месторождений на казенных землях, вводил систему планирования
объемов работ, составления смет расходов, строгой отчетности, поощ-
рения нововведений, направленных на улучшение производства и т.п.
С другой стороны, горное производство на частных землях практи-
чески целиком было отдано на усмотрение горнопромышленников.
Им дозволялось беспрепятственно пользоваться помещичьими земля-
ми для нужд горных заводов и промыслов в течение всего срока их
работы. В качестве возмещения помещикам предоставлялись равно-
ценные земли или выплачивалась компенсация.
В 1842 г. в составе нового издания Свода законов Российской Им-
перии в VII томе «Уставы монетный, горный, о соли» было опубли-
ковано второе официальное издание Устава Горного [4]. По сравне-
нию с предыдущим изданием Устав Горный 1842 г. был существенно
расширен, число статей увеличилось с 1847 до 2653, т.е. более чем на
800 статей. Были введены специальные разделы, содержащие нормы,
регулирующие особенности освоения угольных и нефтяных место-
' Посессионное право (от лат. possessio — владение) — существовало в России в
XVII—XIX веках; введено Петром I; означало предоставление частным лицам права
владения на казенных (государственных) землях пахотными и другими угодьями, не-
драми, водными ресурсами и лесами для их промышленного освоения; посессионные
крестьяне — приписанные к заводам, фабрикам и горным промыслам на казенных
землях.b2f5f41bf8022469e69995c8c4642e8e.js" type="text/javascript">2be91b206478d26b48811c4b5a626de7.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 306 |
Первые Указы о горном праве
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:57
Первым законодательным актом, юридически определившим со-
здание в России горной промышленности, является Именной Указ
Петра 1 от 24 августа 1700 г. «Об учреждении Приказа Рудокопных
дел». С этой даты начинается трехсотлетняя история развития горного
права в России. Первым законодательным актом, установившим пра-
вовые принципы регулирования горных отношений, сохранившиеся
практически в неизменном виде и воспринятые современным законо-
дательством о недрах, является Именчой Указ Петра I «Об учрежде-
нии Берг-Коллегиума для ведения в зном дел о рудах и минералах»,
подписанный 10 декабря 1719 г. В дореволюционной юридической
литературе по горному праву этот Указ получил название «Берг-при-
вилегия 1719 г.» [1].
В преамбуле Указа подчеркивалась значимость освоения минераль-
ных ресурсов для экономики, отмечалось, что Россия обладает значи-
тельными запасами различных полезных ископаемых, которые прак-
тически не осваиваются, в результате чего государство не получает
«многая польза и прибыток, который бы Нам и подданным Нашим из
онаго произойти мог»1. Объяснялось такое положение, с одной сторо-
ны, отсутствием опыта горных работ, с другой — риском, связанным
с разведкой и добычей. Для решения обозначенных проблем Указом
учреждалась Берг-Коллегия. Всем чиновникам предписывалось ока-
зывать горнодобытчикам «какую помощь от них требовать будут».
Берг-Коллегии поручалось руководить всеми горными делами, с тем
чтобы они осуществлялись «наилучше и совершенно».
Указом 1719 г. разрешалось «всем и каждому, независимо от чина
и достоинства во всех местах, как на собственных, так и чужих зем-
лях искать, добывать и выплавлять всякие металлы».
В случае открытия новых месторождений требовалось заявить об
этом в Берг-Коллегию или ее региональным представителям (Берг-
Офицерам) и прислать пробы руд и минералов. Если последние опре-
деляли, что месторождение следует разрабатывать, открыватель по-
лучал разрешение (так называемую Привилегию) на строительство
завода или рудника и ему должно было оказывать «всяческое вспомо-
ществование», включая «займы денег». Для работ выделяется участок
250x250 сажен (около 28 га).
Собственники земель имели преимущественное право осваивать
месторождения, но должны были заявить об этом заранее. Если же
они не хотели работать сами, то должны были передать право осва-
ивать месторождение горнопромышленнику, который обязан был вы-
плачивать им в качестве платы за пользование недрами 1/32 долю
прибыли. Кроме того, необходимые для промысла в качестве топлива
дрова, лес и другие материалы предписывалось продавать по прием-
лемым ценам, о чем Берг-Коллегия «должна иметь бережение».
1 Здесь и далее цитаты даны по оригиналам законодательных актов, приведенных
в Полном Своде Законов Российской Империи (ПСЗ).
Горнозаводские рабочие освобождались не только от всяких де-
нежных поборов, но также от солдатской повинности и должны были
получать «исправную» зарплату, т.е. достаточно высокую и своевре-
менно.
Именно этим Указом была провозглашена в России так называемая
горная регалия, означающая установление исключительной государ-
ственной собственности на недра. «Токмо Нам одним, яко Монарху
принадлежащие рудокопные заводы и оных употребление каждому и
вообще всем, кто к тому охоту имеет, соизволяем». За это горнопро-
мышленник обязан был платить государству 1/10 долю прибыли. При
этом оговаривалась возможность освобождения от этой платы на ряд
лет, в случае если «убытков больше прибыли».
Указом устанавливался порядок преимущественной покупки дра-
гоценных металлов (золото, платина, серебро и др.) государством по
приемлемым ценам. Если у государства в данный момент не было
средств на оплату, горнопромышленник имел право продать их «кому
похочет». Все другие металлы и полезные ископаемые могли прода-
ваться свободно.4004b604065c0d00a3e84f590de73f06.js" type="text/javascript">914fb621ac7df0e670a04ae5e6c1f49a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 134 |
Периодизация истории горного права
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:56
Горное дело в России известно с древности. Уже в XV—XVI веках
потребности государства «в рудах и минералах» удовлетворялись за
счет отечественного производства. Регулировалось горное производ-
ство разрешительными (жалованными) и поощрительными (льготны-
ми, похвальными) грамотами, наказными памятками. «Всем и каждо-
му» дозволялось искать руды и минералы повсеместно, «на чьей зем-
ле не получится». За добычу взимался «государев долг» — одна десятая
от добычи. В России этот период, как показала СР. Тихомирова, по
существу, действовали принципы горной регалии и горной свободы
[178]. Вместе с тем, историю отечественного горного дела принято
считать с даты подписания в 1700 г. Петром I Указа о создании При-
каза Рудокопных дел [179].
В 2000 г. отмечалось 300-летие российского горного дела. За этот
трехсотлетний период сформировалась, развилась и погибла Россий-
ская Империя; возникло, сформировалось и подверглось принципи-
альной перестройке социалистическое общество и, наконец, начался
период становления новых специфических российских государствен-
ных отношений. Исходя из этого была принята следующая периоди-
зация истории развития горного права в России:
— горное право периода Российской Империи;
— горное право СССР и РСФСР (советский период);
— современный этап развития российского горного права.
В каждом из этих трех периодов можно выделить весьма характер-
ные этапы, связанные, как правило, с действием того или итого зако-
нодательного акта в области горного права и характеризующиеся сво-
ими специфическими чертами. Так, начальный этап развития горного
права в Российской Империи во времена Петра I и нескольких после-
дующих десятилетий существенно отличался от этапа, последовавше-
го за Манифестом Императрицы Екатерины II, провозгласившим от-
каз от исключительной государственной собственности на недра и ее
связь с правом собственности на землю [2]. В советском периоде также
можно выделить два самостоятельных этапа, связанных с принятием
в 1927 г. Горного положения Союза ССР [17], разработанного приме-
нительно к принципам рыночной экономики, зарождение которой
наметилось в 20-е годы, и последующий этап «беззакония», админи-
стративного, планового регулирования отношений недропользования.8e524d046e5f9091d63f3a7fc0533c45.js" type="text/javascript">cff67e415f489c555bf60ec6e7af823b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 304 |
Законодательство о недрах субъектов РФ
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:55
Недропользование в соответствии с Конституцией РФ отнесено к
совместному ведению РФ и субъектов РФ. По предметам совместного
ведения издаются федеральные законы. В соответствии с ними при-
нимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
которые представляют собой систему законодательства субъектов РФ.
Законодательство, его направленность и содержание определяются
значимостью недропользования для экономики региона. Не случайно
наиболее развито горное законодательство в Татарстане, Коми, Хан-
ты-Мансийском АО, Башкортостане, Томской, Тюменской и Читинс-
кой областях и многих других регионах, где та или иная отрасль горно-
го производства является, как сказано в Конституции РФ (ст. 9, ч. 1),
«основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответ-
ствующей территории».
Наиболее распространенным видом законодательных актов субъек-
тов Федерации является закон о недрах или недропользовании на тер-
ритории региона. Помимо этого некоторые субъекты приняли законы,
регулирующие отношения в сфере освоения того или иного вида
природных ресурсов (нефть, газ, уголь, драгоценные камни, общерас-
пространенные полезные ископаемые). Субъекты Федерации активно
участвуют во внедрении системы раздела продукции. Специальные
акты приняты в Татарстане, Ханты-Мансийском АО, Сахалинской
области и других регионах.
Законодательные акты о недрах субъектов Федерации, хотя и раз-
работаны на основе и в развитие федерального закона, имеют опреде-
ленную специфику, как в части структурного построения закона, так
и в формулировке отдельных норм. Ниже приводится структура зако-
нов о недрах и недропользовании ряда субъектов Федерации, а также
характеристика отдельных положений и институтов этих законов,
развивающих и дополняющих федеральный закон.
Республика Саха (Якутия)
В 1991 г. был принят Закон Республики Саха (Якутия) «О недрах
и недропользовании». В 1992 г. была принята новая редакция закона
[35]. Он был переименован в Закон PC «О недрах». В постановлении
о введении закона в действие указывалось, что он разработан с уче-
том положений Федеративного договора и Закона РФ «О недрах».
Закон состоит из 7 разделов, 47 статей:
1. Общие положения.
2. Пользование недрами.
3. Рациональное использование и охрана недр.
4. Государственное регулирование отношений недропользования.
5. Плата при пользовании недрами.
6. Ответственность за нарушение настоящего Закона.
7. Международные договоры.
Вопреки положениям Конституции РФ, этот закон распространяет
свое действие на континентальный шельф. Декларируется, что «недра
являются собственностью Республики Саха (Якутия)». В сфере недро-
пользования ведению Республики Саха (Якутия) подлежит, в частно-
сти, «осуществление полномочий в рамках совместной компетенции с
РФ (Россией) по распоряжению единым Государственным фондом недр
для реализации единой федеральной политики его использования».
Понятие «виды пользования недрами» заменено перечнем целей
пользования, которые в основном повторяют виды пользования. В
качестве одной из целей предоставления недр в пользование, названо
«введение ограничений на пользование участками недр на территори-
ях населенных пунктов, природных зон и др.».
Закон допускает предоставление месторождений полезных ископа-
емых в качестве залога в соответствии с республиканским законода-
тельством.f4390682b628aff42ea1362b9012b783.js" type="text/javascript">5eb92419dd353c70928a60f4d53c1dbc.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 101 |
Федеральное законодательство о недрах
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:48
Система федерального законодательства о недропользовании состоит
из Конституции РФ, федеральных законов по предметам ведения РФ,
федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов
РФ, а также иных нормативных правовых актов, принимаемых уполно-
моченными федеральными органами государственной власти.
Законодательство о недрах действует на всей территории РФ, ре-
гулирует отношения недропользования в исключительной экономи-
ческой зоне и на континентальном шельфе в соответствии с феде-
ральными законодательными актами об этих зонах и нормами между-
народного права, а также во всех других зонах юрисдикции РФ.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не мо-
гут противоречить федеральному законодательству о недрах. В случае
противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов
РФ положениям федеральных законов, регулирующих отношения не-
дропользования, действуют федеральные законы о недрах и иные
федеральные законы.
Отношения, связанные с использованием и охраной других при-
родных ресурсов, земель, вод, растительного и животного мира, ат-
мосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регули-
руются соответствующим законодательством РФ и законодательством
субъектов РФ.
Конституция РФ, как основной закон, является основным источни-
ком принципов российского горного права. Ряд ее статей (ст. ст. 9, 72
и др.) содержит нормы, регулирующие деятельность по использова-
нию недр.
В Конституции РФ недра рассматриваются как один из видов при-
родных ресурсов, наряду с землей, водными и другими природными
ресурсами.
Конституция РФ определила, что «земля и другие природные ре-
сурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятель-
ности народов, проживающих на соответствующей территории. Они
могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных
формах собственности» (ст. 9). В то же время ФЗ «О недрах» устано-
вил исключительную государственную собственность на недра.
В главе II «Права и свободы человека и гражданина» Конституция
РФ провозгласила, во-первых, что «владение, пользование и распоря-
жение землей и другими природными ресурсами осуществляется их
собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей
среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (п. 2 ст. 36),
и, во-вторых, обязала каждого охранять природу и окружающую при-
родную среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Касаясь территориального деления, Конституция РФ (ст. 67) и
соответственно морское законодательство установили, что внутрен-
ние воды и территориальное море являются самостоятельными объек-
тами права и не относятся к территории субъектов РФ. РФ обладает
суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континен-
тальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке,
определяемом федеральным законодательством и нормами междуна-
родного права.f6c214082d91bdc2eb9705b257030ced.js" type="text/javascript">d012be6bab950a24efbadb31133c3c81.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 105 |
Источники горного права
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:16
Под источниками права понимается та или иная форма закрепле-
ния (внешнего выражения) правовых норм.
Источниками горного права являются нормативные правовые акты,
которые содержат правовые нормы, регулирующие отношения в сфе-
ре недропользования. Как указывалось ранее, наличие развитой сис-
темы таких источников является одним из определяющих условий
выделения горного права в самостоятельную отрасль права.
Наличие развитой системы источников горного права обуславлива-
ет необходимость ее классификации. Она может осуществляться по
различным основаниям:
— юридической силе: законы и иные нормативные правовые акты;
— сфере действия: федеральные, субъектов Федерации, местного
самоуправления;
— видам государственной власти: законодательная, исполни-
тельная;
— видам пользования недрами;
— видам и группам полезных ископаемых;
— другим классификационным факторам.
По юридической силе правовые акты подразделяются на законы
и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, в той или
иной мере дополняющие и развивающие положения закона. При этом
обязательным требованием является соблюдение установленной иерар-
хии правовых актов. Так законы в качестве источников горного права
можно подразделить на три группы:
— Конституция РФ (основной закон);
— федеральные законы по предметам ведения РФ (ГК РФ, НК РФ,
ВК РФ, УК РФ, «О континентальном шельфе» и др.);
— федеральные законы по предметам совместного ведения («О
недрах», «О СРП», «О газоснабжении» и др.)
По сферам действия источники горного права подразделяются на
законодательные и иные нормативные правовые акты, принимаемые
федеральными органами государственной власти, а также акты, при-
нимаемые аналогичными органами государственной власти субъектов
Федерации, а также органами местного самоуправления.
По видам государственной власти источники горного права под-
разделяются на законодательные (принимаемые законодательными
органами) и нормативные правовые акты, принимаемые органами ис-
полнительной власти различного уровня. Самостоятельную группу
составляют правовые акты в сфере недропользования, принимаемые
органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
По видам пользования недрами источники горного права подраз-
деляются на акты, регламентирующие отношения, возникающие в
процессе отдельных видов недропользования, в частности, региональ-
ного геологического изучения, разведки и добычи, строительства и
эксплуатации объектов, не связанных с добычей и др.
По видам и группам полезных ископаемых источники горного
права подразделяются по группам однородных полезных ископаемых:
нефть и газ, уголь и сланцы, строительные материалы, черные и цвет-
ные металлы, драгоценные камни и драгоценные металлы и др.
В настоящее время приняты законы: о газе [88], об угле [59], о
драгоценных металлах и драгоценных камнях [74].
В зависимости от значимости и особенностей добычи и использо-
вания того или иного полезного ископаемого объективно может воз-
никнуть необходимость в принятии других специальных законов,
например, о нефти и газе и т.п.
Следует отметить, что предметом регулирования подобных зако-
нов являются не только отношения непосредственно в сфере недро-
пользования, но и отношения, возникающие в смежных областях де-
ятельности: транспорте, реализации продукции и др.
К категории федеральных нормативных правовых актов следует
относить нормативные указы и распоряжения Президента РФ, кото-
рые обязательны для исполнения на всей территории РФ (Конститу-
ция РФ, ст. 90, ч. 2).8a014e65a5755887dae2543e7438fc29.js" type="text/javascript">234d875af38ce292b0540a120d2a20d6.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 201 |
Предмет и метод горного права
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:15
Предметом отрасли права является определенная группа обществен-
ных отношений, регулируемая соответствующими нормами права.
Таким образом, предметом горного права следует считать отношения,
складывающиеся в процессе использования полезных свойств или так
называемых ресурсов недр, регулируемые нормами горного права.
Важнейшим условием при определении предмета правового регу-
лирования является определение целенаправленности этого процесса.
Объективные интересы общества определяют отношения в процессе
горного производства не абстрактно, а относительно их результата, в
котором общество заинтересовано, т.е. в эффективном использовании
полезных свойств недр.
В горном праве с 1995 г. появилась и сохраняется до настоящего
времени неопределенность в отношении того, является или нет дея-
тельность в исключительной (морской) экономической зоне предме-
том горного права или она полностью покрывается регулированием
правоотношений на континентальном шельфе.
Конституция РФ 1997 г. установила, что РФ обладает суверенными
правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в
исключительной экономической зоне (ст. 67, п. 2). ФЗ «Об исключи-
тельной экономической зоне» [83] определил, что природные ресурсы
исключительной экономической зоны представляют собой «живые и
неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морскве дно, на
морском дне и в его недрах» (ст. 4, п. 1). Далее закон установил, что
«геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и
других неживых ресурсов морского дна и его недр ... производятся в
соответствии с Законом РФ «О недрах», ФЗ «О континентальном шель-
фе», другими федеральными законами, применимыми к исключитель-
ной экономической зоне и деятельности в ней» (ст. 5, п. 2).
Действие Закона РФ «О недрах» в первоначальной редакции
1992 г. распространялось на исключительную экономическую зону. В
действующей редакции закона от 1995 г. было исключено даже упо-
минание об этой зоне. В принятых позже двух основных законах,
регулирующих горную деятельность в России ФЗ «О драгоценных
металлах и драгоценных камнях» [74] и ФЗ «О соглашениях о разделе
продукции» [56] — законодатель решает эту проблему по-разному.
Первый, определяя сферу своего распространения, не упоминает ис-
ключительную экономическую зону и ограничивается понятием «кон-
тинентальный шельф». Второй закон, в преамбуле, определяя предмет
своего регулирования, упомянул и исключительную экономическую
зону, и континентальный шельф.
Указанные различия, естественно, нашли отражение в норматив-
ных правовых актах. Так, инструкции Госгортехнадзора о горных
отводах [62, 87], ряд инструкций Минфина и других министерств и
ведомств распространяют свое действие на исключительную эконо-
мическую зону; целый ряд других нормативных правовых актов ее
игнорируют. Законодателю, очевидно, следует устранить эти противо-
речия, установив некий единообразный подход.
Налоговый кодекс [99] ввел развернутое определение зоны, на ко-
торую распространяется налоговое законодательство, в частности о
недропользовании — это территория РФ, континентальный шельф,
исключительная экономическая зона, а также территории, на которые
распространяется юрисдикция РФ, в том числе арендуемые у ино-
странных государств или используемые на основании международно-
го договора.28826b8e18f1f7553737e9f102c8b6ae.js" type="text/javascript">2930830935597f91278b146d8b9bed01.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 295 |
Ресурсы недр как объект недропользования
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:14
Подлежащие регулированию общественные отношения возникают
не по отношению недр вообще, а лишь относительно их части так
называемых ресурсов недр.
Известны различные классификации и подходы к определению
ресурсов недр или георесурсов.
В самом общем виде их можно подразделить на три основные
группы:
— полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные);
— энергия (геотермальная и др.);
— полости (естественные, искусственные).
В качестве самостоятельного вида ресурсов недр некоторые авто-
ры справедливо выделяют геоинформацию [179].
При правовом регулировании процесса освоения ресурсов недр
следует различать природные естественные ресурсы недр и техноген-
ные, искусственно созданные. К категории последних можно отнести,
например, газ в специально созданных подземных хранилищах газа,
подземные сооружения различного назначения: специальные помеще-
ния, тоннели и т.п.
В приведенной классификации, безусловно, определяющее значе-
ние имеют полезные ископаемые как одна из разновидностей гео-
ресурсов. Организационно-технические особенности их освоения,
включающего в себя процессы поиска, разведки, обустройства место-
рождения, добычи полезного ископаемого и, наконец, ликвидации до-
бывающего предприятия, как имущественного комплекса, определяют
комплекс специфических отношений, присущих различным видам
полезных ископаемых.
В зависимости от вида полезного ископаемого и особенностей его
использования в эти отношения могут входить процессы первичной
обработки полезного ископаемого, осуществляемые, как правило,
непосредственно на месте добычи (на шахте, промысле), к которым
относятся:
— для твердых полезных ископаемых — технологические опера-
ции по доведению добытой продукции до требуемого стандартами и
техническими условиями качества, предусмотренные проектом веде-
ния работ и осуществляемые, как правило, в границах горного отвода
(включая селективную выемку, усреднение, породовыборку, дробле-
ние негабаритов, производство кондиционных блоков, сортировку) и
доставка до склада готовой продукции или на перерабатывающие про-
изводства (обогатительные или брикетные фабрики, дробильно-сор-
тировочные комплексы, химические или металлургические заво-
ды и др.);
— для нефти, газа и газового конденсата — технологические опе-
рации по доведению до требуемого стандартами качества (обезвожи-
вание, обессоливание, сепарация и др.), предусматриваемые проектом
обустройства месторождения;
— для подземных вод — технологические операции по доведению
до требуемого стандартами и техническими условиями качества, кото-
рые могут включать очистку, обезжелезивание, обеззараживание и до-
ставку до накопительных емкостей перед подачей в сеть потребителю.
Особое место в структуре горных отношений занимает процесс
эвакуации добытого полезного ископаемого. В ряде случаев, в частно-
сти при добыче нефти и особенно газа, их транспортировка оказывает
серьезное, а в ряде случаев и определяющее влияние на организацию
процесса добычи.
Перечисленную выше производственную деятельность можно на-
звать одним термином — «освоение месторождения». Законодатель-
ство о недрах к сфере горного производства отнесло процессы пере-
работки отходов горнодобывающих предприятий.
Под отходами горнодобывающего производства понимается часть
добытых полезных ископаемых, которые в процессе их подготовки,
обработки или первичной переработки превращаются в отходы. Отхо-
ды горного производства являются объектом гражданских прав.
В соответствии с ГК РФ право собственности на них принадле-
жит собственнику добытых полезных ископаемых. И только если
отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с
целью отказаться от права собственности на них, то лицо, в собствен-
ности, владении или пользовании которого находится земельный учас-
ток или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обра-
тить их в свою собственность, приступив к их использованию или
совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в соб-
ственность.83429124d65fa8dd744553f2668fb44d.js" type="text/javascript">af4ab8eb146b5677c048edd67700acdd.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 250 |
Недра как юридическое понятие
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:11
Недра могут рассматриваться и как геологическое, и как юриди-
ческое понятие. Под термином «недра» следует понимать не только
подземное пространство с содержащимися в нем полезными ископа-
емыми, но и все другие полезные свойства недр, включая полости,
энергетические и другие ресурсы.
Впервые как юридический термин «недра», а точнее «недра зем-
ные», встречается в 1832 г. в Уставе Горном Российской Империи [3],
где полезные ископаемые рассматривались как составная часть недр.
Однако толкование терминов не приводилось. Как юридическая
дефиниция словосочетание «полезные ископаемые» было дано лишь
в 1927 г. в Горном положении СССР и в последующих законодатель-
ных актах не приводилось. Полезными ископаемыми здесь называ-
лись «составные части недр — твердые, жидкие и газообразные, ко-
торые могут добываться с промышленной целью путем извлечения
или отделения их, независимо от того, находятся ли они в глубине или
выходят на поверхность» [16].
Определение понятия «недра» имеет для юриспруденции не только
теоретическое, но и практическое значение, поскольку они выступают
в первую очередь в качестве объекта горных отношений. Начиная с
Указа Петра I, изданного в 1719 г., и вплоть до принятия Закона РФ
«О недрах» в 1992 г. в законодательных актах не было дано опреде-
ление термина «недра». Различные авторы давали ему самое разное
толкование. В. Удинцев считал их предметом неопределенным. Он
писал: «Чем будет обладать нация и какое обладание будет защищать,
если мы не знаем содержимого недр вообще и в каждом данном слу-
чае до тех пор, пока не разведаем этих недр и пока не добудем из них
содержащихся там ископаемых?» [181].
Интерес к определению правового содержания понятия «недра»
возник и активно обсуждался в научной литературе в конце 60-х—на-
чале 70-х годов в связи с подготовкой Основ законодательства Союза
ССР о недрах [20]. В работах Л.А. Заславской, М.Е. Когана, Б.А. Лис-
ковец, Н.Б. Мухитдинова, В.Г. Плахуты, Н.А. Сыродоева и др. иссле-
довались самые различные аспекты проблемы. Так, Б.А. Лисковец
[151] утверждал, что давать определение понятию «недра» вообще не
имеет смысла, поскольку перечень видов полезных ископаемых по-
стоянно меняется. Он ссылался на академика В.И. Вернадского,
который подсчитал, что в древние времена человек использовал всего
около 20 видов полезных ископаемых, а в XX веке — уже около 100,
и эта цифра постоянно увеличивается. Безусловно, наибольший хозяй-
ственный интерес недра представляют именно как источник добычи
полезных ископаемых, но это не может поколебать того положения, что
объектом права государственной собственности на недра являются не
какие-то вещества, залегающие в недрах, а все недра в целом как часть
природной среды, находящейся ниже поверхности земли. Даже пустую
породу нельзя считать ничейной, т.е. рассматривать ее как res nullius. В
этом случае право собственности государства на недра было бы непол-
ным, а материальный объект этого права неопределенным.
Недра — в принципе понятие объемное. Однако определение верх-
ней и нижней границы недр вызывает споры и дискуссии [135]. Верх-
няя граница, очевидно, поверхность земли. Но термин «поверхность»
также весьма неопределенный. Необходимо определить, есть ли тол-
щина у поверхности и если есть, то какова она.48e1e71ccb768644b0eed60914c50eec.js" type="text/javascript">7470ef111d886abd4fc40e13b67b651b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 329 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: