Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Правовое регулирование деятельности на континентальном шельфе
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:46
Правовой статус и порядок пользования ресурсами континенталь-
ного шельфа регулируются ФЗ «О континентальном шельфе РФ».
В соответствии с этим законом РФ на континентальном шельфе
осуществляет:
— суверенные права в целях разведки континентального шельфа и
разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются
исключительными в том смысле, что если РФ не производит разведку
континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или
живые ресурсы, никто не может делать это без согласия РФ;
— исключительное право разрешать и регулировать буровые рабо-
ты на континентальном шельфе для любых целей;
— исключительное право сооружать, а также разрешать и регули-
ровать создание, эксплуатацию и использование искусственных ост-
ровов, установок и сооружений. РФ осуществляет юрисдикцию над
такими искусственными островами, установками и сооружениями, в
том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, сани-
тарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и пра-
вил, касающихся безопасности;
— юрисдикцию в отношении: морских научных исследований;
защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработ-
кой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронени-
ем отходов и других материалов; прокладки и эксплуатации подвод-
ных кабелей и трубопроводов.
РФ осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континен-
тальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, науч-
ными и иными интересами, в порядке, определяемом ФЗ «О конти-
нентальном шельфе РФ» и нормами международного права.
Права РФ на континентальный шельф не затрагивают правовой
статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими
водами.
РФ, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континен-
тальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных
прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права.
Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с уче-
том судоходства, рыболовства, морских научных исследований, дру-
гих правомерных видов деятельности.
В понятие «природные ресурсы континентального шельфа» зако-
нодательством включаются минеральные и другие неживые ресурсы
морского дна и его недр (далее — минеральные ресурсы), а также
живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организ-
мы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в не-
подвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны
передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте
с морским дном или его недрами (далее — живые ресурсы).
Законодательство о недрах регулирует порядок пользования участ-
ками недр континентального шельфа, устанавливая в ряде случаев
специальный режим.
Распоряжение континентальным шельфом находится в компетен-
ции органов государственной власти РФ в сфере недропользования.
Участки континентального шельфа (далее — участки) могут пре-
доставляться физическим и юридическим лицам РФ и физическим и
юридическим лицам иностранных государств, а также создаваемым
на основе договора о совместной деятельности и не имеющим статуса
юридического лица объединениям указанных юридических лиц (това-
риществам), являющимся стороной соглашения о разделе продукции
(далее — пользователи).18ca52dad6811c0df75ca9126a6fa86a.js" type="text/javascript">5cf3e454caac10d1f3ddb5fd9123a86c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 103 |
Районирование морских зон
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:45
Водоемы по своему местоположению подразделяются на внутрен-
ние, расположенные внутри территории (реки, озера, внутренние моря
и т.п.), и внешние, представляющие часть Мирового океана (моря,
океаны). Дно Мирового океана геологически подразделяется на три
части: подводное продолжение материка, или так называемый конти-
нентальный шельф; далее идет материковый склон и, наконец, дно
Мирового океана. Помимо геологического имеется и правовое райо-
нирование акваторий, непосредственно связанное с определением
границ государства и выделением отдельных морских зон, имеющих
различный юридический статус.
Определенная часть недр, в частности, участков недр, подлежащих
освоению, располагается ниже дна водоемов и водотоков. Доступ к
ним регулируется правовым режимом этих акваторий.
Водный кодекс [52] определил акваторию как водное простран-
ство, ограниченное естественными, искусственными или условными
границами.
Деятельность в акваториальных зонах России регулируется Водным
кодексом РФ, а также ФЗ «О континентальном шельфе РФ», «Об ис-
ключительной экономической зоне РФ» и «О внутренних морских во-
дах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», а также Конвен-
цией ООН по морскому праву 1982 г., ратифицированной в 1997 г. [66].
В соответствии с этими законами все акватории подразделяются на
пять основных зон: внутренние воды, территориальное море, исклю-
чительная экономическая зона, континентальный шельф и так называ-
емый район, или международный район морского дна (рис 2.).
В соответствии с Водным кодексом к внутренним водам относят-
ся все водные объекты, расположенные в сторону берега от исходных
линий, принятых для отсчета ширины территориального моря. При
этом объекты внутренних вод подразделяются на поверхностные,
внутренние и морские воды и подземные, т.е. представляющие собой
по Закону о недрах часть недр. В соответствии с Конституцией РФ
(п.1 ст. 67) территория РФ включает в себя территорию ее субъектов,
внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство
над ними. Из этого следует, что территория субъекта РФ включает
только сухопутную часть территории и не включает внутренние воды,
а также прилегающее к ней территориальное море.
Территориальное море представляет собой примыкающий к су-
хопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс
шириной 12 морских миль (22,2 км).
Внешняя граница территориального моря является государствен-
ной границей РФ, а внутренняя — исходные линии, от которых отме-
ряется его ширина.
На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также
на дно и его недра распространяется суверенитет РФ с признанием
права мирного прохода иностранных судов через территориальное
море.
Делимитация территориального моря осуществляется в соответ-
ствии с общепризнанными принципами и нормами международного
права и международными договорами РФ.
Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территори-
ального моря, являются линии наибольшего отлива вдоль берега, ука-
занные на официально изданных морских картах.
Платежи за пользование неживыми ресурсами территориального
моря, размеры платежей, порядок их взимания и поступления в феде-
ральный бюджет и бюджет субъекта РФ, территория которого примы-
кает к внутренним морским водам и территориальному морю, опре-
деляются законодательством о недрах.
Законодательство о недрах предусматривает обязательство пользо-
вателя недр в соответствующих случаях вносить плату за пользование
участками дна территориального моря.
Исключительная экономическая зона — морской район, находя-
щийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к
нему, с особым правовым режимом, регулируемым законодательством,
международными договорами РФ и нормами международного права.
В нормативных правовых актах иногда используется термин «мор-
ская исключительная экономическая зона» [30,108].
Внутренней границей исключительной экономической зоны явля-
ется внешняя граница территориального моря.3a9fc738dfb4842a0a20a897852476b1.js" type="text/javascript">77cd5372356dd2028643a3e912fd860d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 155 |
Организационно-правовое регулирование недропользования
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:44
Государственное регулирование отношений недропользования в
соответствии с Конституций РФ и Законом РФ «О недрах» осуществ-
ляется Президентом РФ, Правительством РФ, а также органами ис-
полнительной власти субъектов Федерации. В пределах своих полно-
мочий в регулировании отношений недропользования принимают
также участие органы местного самоуправления (рис. 1).
Президент РФ «... обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной власти» (п. 2 ст. 80 Кон-
ституции РФ), в частности, в сфере регулирования отношений недро-
пользования. При этом он вносит законопроекты в Государственную
думу, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и
распоряжения, имеет право председательствовать на заседаниях Пра-
вительства РФ.
В составе федеральных органов исполнительной власти, участву-
ющих в регулировании отношений недропользования, можно выде-
лить органы специальной и общей компетенции.
К группе федеральных органов исполнительной власти специаль-
ной компетенции следует отнести Министерство природных ресур-
сов, Министерство энергетики и Федеральный горный и промышлен-
ный надзор, которые непосредственно занимаются вопросами поиска,
разведки и разработки месторождений полезных ископаемых.
К группе федеральных органов исполнительной власти общей ком-
петенции, функционально участвующих в государственном регулиро-
вании отношений недропользования, следует отнести Министерство
экономического развития и торговли, Министерство финансов, Мини-
стерство по налогам и сборам и ряд других.
На уровне субъектов Федерации в пределах полномочий, установ-
ленных Конституцией РФ и Законом РФ «О недрах», вопросы госу-
дарственного регулирования отношений недропользования осуществ-
ляет правительство субъекта Федерации через специальные органы
(министерства, управления, комитеты).
В составе органов местного самоуправления для регулирования
отношений недропользования обычно специальные подразделения не
создаются, и все вопросы решаются в подразделениях общей компе-
тенции. Вместе с тем в ряде регионов, особенно в зоне так называе-
мых градообразующих месторождений (типа Самотлорского и Ромаш-
кинского), в составе муниципальных органов создаются специальные
подразделения.
В группе федеральных органов государственной исполнительной
власти специальной компетенции ведущее место занимает Министер-
ство природных ресурсов — МПР.
На МПР возложено проведение государственной политики и осу-
ществление управления в сфере изучения, использования, воспроиз-
водства, охраны природных ресурсов и окружающей природной сре-
ды, обеспечения экологической безопасности.
В сфере недропользования МПР в соответствии с [101] является:
— федеральным органом управления государственным фондом
недр;
— специально уполномоченным государственным органом управ-
ления использованием и охраной водного фонда;
— федеральным органом исполнительной власти, специально упол-
номоченным на осуществление государственного регулирования в
области охраны озера Байкал.
Основными задачами МПР в сфере недропользования являются:
— разработка и проведение государственной политики осуществ-
ления государственного управления в сфере изучения, воспроизвод-
ства, использования и охраны недр и водных объектов;
— разработка и реализация мер, направленных на удовлетворение
потребностей экономики РФ в минерально-сырьевых, водных и иных
природных ресурсах;
— координация деятельности других федеральных органов испол-
нительной власти по вопросам изучения, воспроизводства, использо-
вания и охраны природных ресурсов;938665f250b6456c8ada298abca9814e.js" type="text/javascript">83f31ba107498374ef2c44ddc5bd37ae.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 96 |
Разграничение компетенции в сфере недропользования
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:40
Федеративное устройство России определило необходимость раз-
граничения компетенции органов государственной власти в различ-
ных сферах деятельности между Федерацией и ее субъектами.
Принципиальные положения такого разграничения были установ-
лены Конституцией РФ. Она определила предметы ведения, относи-
мые к компетенции федеральных органов государственной власти и к
совместному ведению федеральных органов государственной власти
и органов государственной власти субъектов Федерации. Природополь-
зование и, следовательно, недропользование, отнесены к совместному
ведению. Конституция РФ установила и механизм осуществления
совместного ведения, определив, что вопросы владения, пользования
и распоряжения недрами должны регулироваться законодательством
РФ, а также законами и правовыми актами субъектов Федерации.
Отношения недропользования осуществляются во взаимодействии
с отношениями в других сферах социально-экономической деятельно-
сти. Учитывая это, возникла необходимость в Законе РФ «О недрах»,
имеющим, по существу, статус основ законодательства о недрополь-
зовании и необходимость определить и разграничить компетенцию
Федерации и ее субъектов в сфере отношений недропользования.
Проблема разграничения компетенции в сфере отношений недро-
пользования возникла и решалась еще в рамках бывшего СССР.
В СССР недра являлись «общим достоянием всего советского на-
рода». Исходя из этого право владения недрами принадлежало СССР,
а союзные республики могли пользоваться правом распоряжения не-
драми лишь по предметам ведения, находящимся вне пределов компе-
тенции СССР.
В Горном положении СССР [16] регулирование отношений недро-
пользования возлагалось на Высшие советы Народного Хозяйства
(ВСНХа) СССР и Союзных Республик. Участие советских органов
представительной власти не предусматривалось.
К ведению ВСНХ СССР относились: сводный учет всех природ-
ных ресурсов СССР; производство геологических, горно-изыскатель-
ских и геологоразведочных работ общесоюзного характера на всей
территории СССР; составление и представление на утверждение спис-
ков месторождений общесоюзного значения; распоряжение месторож-
дениями общесоюзного значения, осуществляемое непосредственно
или через ВСНХ Союзных Республик; установление платы за право
разработки месторождений общесоюзного значения; предварительная
разработка вопросов о горных концессиях; установление общих обя-
зательных на всей территории СССР правил по охране недр; осуще-
ствление горно-промыслового надзора по месторождениям общесо-
юзного значения.
К ведению ВСНХ Союзных Республик относились: учет природ-
ных ресурсов на территории республики; производство геологиче-
ских, геолого-изыскательских и геологоразведочных работ республи-
канского характера; распоряжение всеми недрами, в отношении мес-
торождений как впервые открываемых, так и уже открытых, за ис-
ключением месторождений общесоюзного значения; установление
платы за разработку месторождений республиканского и местного
значения; осуществление горно-промыслового надзора по месторож-
дениям республиканского и местного значения.
Для практической реализации указанных функций в составе ВСНХ
создавались специализированные горные органы. Предусматривалось
также как и в Горном уставе Российской Империи [6] создание на
территории страны горных и маркшейдерских округов.
Позднее союзное законодательство о недрах [20] предусматривало
уже разграничение компетенции в области регулирования горных
отношений между СССР и Союзными Республиками.
Ведению СССР подлежали: распоряжение Единым государствен-
ным фондом недр в пределах, необходимых для осуществления пол-
номочий СССР в соответствии с Конституцией СССР; установление
основных положений и определение единой технической политики в
области использования и охраны недр; установление общесоюзных
планов охраны недр и рационального использования минеральных
ресурсов; государственный надзор и контроль за использованием и
охраной недр, за ведением работ по геологическому изучению недр и
установление порядка осуществления надзора и контроля; регулиро-
вание других вопросов в области использования и охраны недр в со-
ответствии с Конституцией СССР и законодательством.
Ведению союзных республик подлежали те же вопросы в пределах
своих территорий, а также регулирование других вопросов в области
использования и охраны недр, если они не были отнесены к компе-
тенции СССР.081b24bf21c9dee4e44eda847297d5e8.js" type="text/javascript">fed79e9b533231f13158c84824907f90.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 72 |
Государственный фонд недр
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:38
Государственный фонд недр составляют используемые участки
(геометризированные блоки) и неиспользуемые части недр в пределах
территории РФ и ее континентального шельфа. Владение, пользова-
ние и распоряжение Государственным фондом недр в пределах терри-
тории РФ (включая зону территориального моря) осуществляется
совместно РФ и субъектами РФ, а в пределах континентального шель-
фа — РФ. Для управления Государственным фондом недр законода-
тельством предусмотрено создание специального органа исполнитель-
ной власти, на который возлагается решение вопросов недропользова-
ния и в частности рационального использования и охраны недр. В
настоящее время функции государственного органа по управлению
Государственным фондом недр возложены на МПР.
Впервые вопрос о государственном фонде был разработан в зе-
мельном праве применительно к земле.
Установленное законом единство субъекта права исключительной
государственной собственности на недра является юридическим ос-
нованием определения их как Единого государственного фонда недр,
что в свою очередь позволяет государству беспрепятственно осуще-
ствлять свои полномочия собственника в отношении всех недр.
Впервые понятие «Единого государственного фонда недр» было
введено законодательством СССР о недрах [20]. В тот период оно
отражало положение Конституции СССР о том, что недра СССР яв-
ляются «государственной собственностью — общим достоянием все-
го советского народа» (ст. 3 Конституции СССР). Исходя из этого
республиканское законодательство о недрах рассматривало государ-
ственный фонд республики как часть единого союзного фонда. Со-
временная формулировка, сохранив основную идею, внесла ряд изме-
нений и дополнений в само понятие.
Понятие государственного фонда определенного вида природного
ресурса предусмотрено лесным и водным законодательствами. Соот-
ветственно они называются: «лесной фонд РФ» и «государственный
водный фонд РФ». В земельном законодательстве эти понятия замене-
ны классификацией земель по целевому назначению их исполь-
зования.
Введение указанных понятий в лесное и водное законодательства
продиктовано тем, что часть этих ресурсов включена в состав того
или иного фонда, а часть в него не входит. Законодательство четко
регламентирует, какие объекты водных и лесных ресурсов включают-
ся в состав фонда, а какие не включаются. При этом дается правовая
норма, определяющая порядок включения или исключения объектов
из фонда.
Применительно к недрам используется несколько иной принцип
структуризации. Все недра, находящиеся под юрисдикцией государ-
ства (территория государства и континентальный шельф), подразделя-
ются на две группы: используемые участки и неиспользуемые части
недр.
Разграничение недр на составляющие в зависимости от их изучен-
ности впервые было введено в Горном положении СССР [17], которое
предусматривало в качестве критерия изученности факт открытия
месторождения. Было даже введено понятие «еще не открытое место-
рождение». Для уже открытых и еще не открытых месторождений
устанавливался специальный режим — «приобретение права на про-
изводство горного промысла». В последующем законодательстве эта
норма повторялась, но уже в современной формулировке (используе-
мые и неиспользуемые части недр).89dd2e8f55b42510d64c7a21913d7f2e.js" type="text/javascript">2a6e21a3d8bb480f7d594f202c343bce.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 167 |
Система пользования недрами
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:37
В соответствии с природными, организационными, экономически-
ми, технологическими и правовыми особенностями процесс пользо-
вания недрами можно представить в виде единой системы, в составе
которой выделяются три самостоятельные подсистемы:
— предоставление участков недр в пользование;
— пользование недрами в соответствии с установленными усло-
виями производства работ;
— контроль и надзор за соблюдением установленных требований
и ограничений при пользовании недрами.
Несмотря на то, что все три подсистемы в определенной мере
взаимосвязаны и взаимообусловлены, действуют и развиваются они
достаточно самостоятельно.
Законодательство с различной степенью детальности регламенти-
рует отношения недропользования как в рамках всей системы, так и
особенно в рамках отдельных подсистем.
Первая подсистема — предоставление недр в пользование —
призвана регулировать относительно новый вид отношений, возника-
ющий между государством-собственником недр и потенциальными
потребителями их полезных свойств, т.е. потенциальными пользова-
телями недр. Отношения эти строятся на принципах демократии и
рыночных отношений. В рамках этой подсистемы соответствующие
государственные органы определяют программу освоения недр, кон-
кретные зоны изучения и участки недр, которые предполагается пре-
доставить в пользование. После этого в соответствии с действующим
порядком производится выбор конкретного недропользователя и юри-
дическое оформление предоставления ему права пользования недра-
ми на определенных условиях. Эта подсистема в законодательстве о
недрах получила название — государственная система лицензирова-
ния пользования недрами.
Возникновение этих правоотношений, по существу, относится к
моменту принятия и ввода в действие Закона РФ «О недрах», т.е. к
1992 г. Поэтому не случайно значительная часть текста закона была
посвящена именно предоставлению недр в пользование. Практика
последующих лет показала, что отношения, возникающие в этой под-
системе, весьма сложны и многообразны. Они требуют создания боль-
шого числа новых законодательных и иных нормативных правовых
актов. Несмотря на то, что уже разработан и действует целый ряд
таких документов на федеральном уровне и особенно на уровне субъек-
тов Федерации, процесс этот только начинается. Некоторые положе-
ния, зафиксированные в них, требуют уточнения и корректировки,
многие правоотношения этой подсистемы вообще не урегулированы.
Вторая подсистема регулирует отношения, возникающие в процес-
се пользования недрами, т.е. осуществления недропользователем
определенного вида деятельности в рамках полученного права, в ча-
стности права на проведение поисков, разведки и разработки место-
рождений, либо работ по использованию недр в целях, не связанных
с добычей полезных ископаемых.d09b33ebe7dc6742d517bb516482d51a.js" type="text/javascript">86cd41557b00f464250284d57a349516.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 89 |
Принципы и направления государственного регулирования недропользования
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:36
Философской основой российского горного права на протяжении
его 300-летней истории была концепция сочетания интересов нынеш-
него и будущих поколений народов России. В настоящее время она
прямо зафиксирована в Законе РФ «О недрах» (ст. 35).
Объективной особенностью использования ресурсов недр, в част-
ности добычи полезных ископаемых, являются тесная зависимость
полноты их извлечения и затрат на него. Максимальная прибыль (ин-
тересы нынешнего положения) достигается при «снятии сливок», т.е.
извлечении относительно небольшой легко извлекаемой части полез-
ного ископаемого. Максимально полное (действительно полное из-
влечение достигается лишь теоретически) извлечение достигается за
счет увеличения затрат и соответствующего снижения прибыли. Зада-
чей государственного регулирования является установление организа-
ционно-правового механизма, направленного на наиболее полное из-
влечение полезного ископаемого при обеспечении приемлемого в
современных условиях уровня рентабельности производственного
процесса.
В соответствии с провозглашенной концепцией, а также основны-
ми положениями действующей Конституции РФ отношения недро-
пользования формируются на базе следующих основных принципов:
— государственная собственность на недра и различные формы
собственности на добытые из недр полезные ископаемые и иные ре-
сурсы;
— совместное ведение РФ и ее субъектов по вопросам владения,
пользования и распоряжения недрами;
— использование полезных свойств недр путем предоставления их
только в пользование с регламентацией условий пользования;
— платность пользования недрами, включая введение специаль-
ных сборов и платежей.
Указанные принципы являются достаточно распространенными в
мировой практике недропользования. В то же время формы их конк-
ретной реализации в России имеют ряд специфических особенностей,
определяемых главным образом федеративным устройством государ-
ства и переходным периодом экономического развития народного
хозяйства. При этом за государством в лице уполномоченных органов
и различных ветвей власти сохраняется функция государственного ре-
гулирования всего комплекса специфических отношений, возникаю-
щих в процессе использования различных полезных свойств недр, как
связанных, так и не связанных с добычей полезных ископаемых.
Основной задачей государственного регулирования отношений
недропользования является обеспечение воспроизводства минераль-
но-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в
интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ. Решение
этой задачи возлагается на федеральные органы власти и органы вла-
сти субъектов Федерации, которые через специальные институты осу-
ществляют предоставление недр в пользование, рациональное исполь-
зование и охрану недр, учет и контроль за использованием недр.
Закон РФ «О недрах» [30] определил, что в задачи государственно-
го регулирования входят:
— обеспечение геологического изучения территории РФ, ее конти-
нентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
— обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки
резерва участков недр, используемых для строительства подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
— определение объемов добычи основных видов полезных иско-
паемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по
регионам;
— установление квот на поставку добываемого минерального
сырья;
— введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также
регулирование цен на отдельные виды минерального сырья;
— установление стандартов (норм, правил) в области геологиче-
ского изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения
работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального
использования и охраны недр.
Государственное регулирование отношений недропользования осу-
ществляется через систему органов управления, определение задач,
функций и полномочий которых базируется на законодательно за-
крепленном разграничении компетенции органов власти РФ, субъек-
тов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений не-
дропользования.3b66a978314bbb6e5a03a63055744753.js" type="text/javascript">46f6a20fc2a6815075ebe3bcd4f3e60d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 171 |
Право собственности на имущество недропользователя
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:33
Имущество и активы недропользователя, которыми он владел до
начала работ на лицензионном участке, являются его собственностью,
и в отношении их действуют общие правила. В отношении имуще-
ства, приобретенного или созданного недропользователем, так же, как
и в отношении геологической информации, следует придерживаться
принципа: имущество является собственностью того, кто оплатил его
создание или приобретение.
В недропользовании источником покрытия затрат является до-
бытая продукция. В этой связи определяющим условием установ-
ления правомочий собственности на имущество является атрибу-
ция права собственности на добытую продукцию. В соответствии
с Законом РФ «О недрах» право собственности на «добытые из
недр полезные ископаемые и иные ресурсы» определяется лицен-
зией [ст. 1.2, часть 3].
В настоящее время действует два режима. В условиях лицензион-
ного соглашения, регулируемого Законом РФ «О недрах», указывает-
ся, что добытая продукция является собственностью недропользова-
теля, т.е. переход права собственности от государства, владельца недр,
к недропользователю происходит в момент извлечения полезного ис-
копаемого: для твердых — в забое, для жидких и газообразных — на
устье скважины. Исходя из этого все имущество, вновь созданное или
приобретенное недропользователем за счет выручки от реализации
добытой продукции, является его собственностью. Несколько иначе
обстоит дело в случае освоения недр на условиях СРП. В соответ-
ствии с законодательством вся добытая продукция является собствен-
ностью государства до так называемой «точки раздела». Такой «точ-
кой» является пункт, где происходит раздел продукции перед ее реа-
лизацией. Для нефтяных и газовых месторождений это обычно точка
на выходе с промысла или на входе в магистральный трубопровод. В
этой точке государство передает часть своей продукции недропользо-
вателю для покрытия его затрат по поискам, разведке и добыче. Ины-
ми словами, государство предоставляет недропользователю средства
для приобретения имущества. Недропользователь выступает в данном
случае в качестве исполнителя воли государства — заказчика, т.е. по
сути дела — в роли его подрядчика. Если имущество приобретено до
начала добычи и реализации продукции, оно является собственно-
стью недропользователя. Однако и здесь возможна иная трактовка.
Недропользователь для приобретения имущества берет кредит в бан-
ке, предъявляя в качестве гарантий подписанное с государством СРП,
в котором указано, что государство обязуется передать недропользо-
вателю часть продукции. Дело банка уточнить — хватит этой продук-
ции для возврата кредита или нет. Если банк считает, что достаточно,
он предоставляет кредит. По сути дела, кредит предоставляется госу-
дарству через посредничество недропользователя, а средства для по-
крытия кредита предоставляет государство. Отсюда все приобретен-
ное имущество по существу является собственностью государства.
При этом недропользователь пользуется этим имуществом безвозмез-
дно и несет бремя содержания и риск случайной гибели или повреж-
дения имущества, что в соответствии со статьями 210 и 211 ГК РФ
должно быть зафиксировано в СРП. Подобная трактовка прав соб-
ственности на имущество является типичной для режима СРП в мире
[127]. Подтверждение такой практики приводится в обобщении пра-
вовых норм на владение имуществом в нефтяной промышленности,
содержащееся в работе «Основные формы деловых взаимоотношений
в мировой нефтедобывающей промышленности», опубликованной в
1992 г. американской консалтинговой фирмой «Барроус компани инк»,
имеющей крупнейшее в мире собрание нефтяных законов и контрак-
тов на разведку и добычу нефти и газа.8935d7ad11cbe482d34a29c50f974e5d.js" type="text/javascript">1ece42dfdd057b319164c1556f42283b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 116 |
Право собственности на геологическую информацию
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:30
Геологическая информация, как и любая информация, является
объектом гражданского права. В общем виде геологическая информа-
ция формируется в процессе всех видов пользования недрами. При
региональном геологическом изучении получают общие сведения о
геологическом строении недр, их потенциальной продуктивности,
пригодности для промышленного использования. Недропользователи
в процессе геологического изучения получают сведения, необходи-
мые для определения коммерческого характера открытого месторож-
дения. В процессе разведки и добычи формируется информация, не-
обходимая недропользователю, чтобы контролировать процесс пользо-
вания недрами «в интересах настоящего и будущих поколений народов
РФ». По существу, получение, обработка и использование геологиче-
ской информации происходит непрерывно в процессе недропользова-
ния. На ее создание расходуется значительная часть общих средств,
затрачиваемых на освоение недр. От качества геологической инфор-
мации во многом зависит эффективность всех работ по недропользо-
ванию. Учитывая это, горное законодательство серьезное внимание
уделяет установлению права собственности на геологическую инфор-
мацию. В соответствии с Законом РФ «О недрах» (ст. 27) информация
о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископа-
емых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особен-
ностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных
материалах, может находиться в государственной собственности или
в собственности пользователя недр.
Определяющим условием атрибу щи права собственности являет-
ся источник финансирования получения информации. Это могут быть
либо государственные средства, либо средства недропользователя.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользовате-
лем недр за счет государственных средств, является государственной
собственностью и представляется пользователем недр по установлен-
ной форме в федеральный и соответствующий территориальный фон-
ды геологической информации, осуществляющие ее хранение и сис-
тематизацию. В качестве пользователя недр в данном случае могут
выступать либо государственные предприятия, либо предприятия, ве-
дущие работы на условиях подряда за счет государственных средств.
В этом случае порядок и условия использования указанной информа-
ции определяются федеральным органом управления государствен-
ным фондом недр в соответствии с законодательством РФ. Следует
отметить, что федеральное законодательство не регламентирует осо-
бенности правоотношений получения, хранения и использования гео-
логической информации, получаемой за счет федерального бюджета и
за счет бюджетов субъектов РФ. Эти проблемы обычно решаются
законодательством субъектов РФ.
В случае ведения геологоразведочных работ недропользователем
самостоятельно вся геологическая и иная информация, полученная им
за счет собственных средств, является собственностью недропользо-
вателя. Однако закон вводит определенные ограничения на ее оборо-
тоспособность, обязывая недропользователя предоставлять геологи-
ческую информацию по установленной форме в федеральный и соот-
ветствующие территориальные фонды геологической информации. При
этом за ним, как за собственником, сохраняется право определять
условия ее пользования, в том числе и в коммерческих целях. Право
государства требовать предоставления ему геологической информа-
ции, принадлежащей недропользователю, причем без оплаты, основа-
но на его праве собственности. Предоставляя недра в пользование,
государство, как рачительный хозяин, вправе знать, каким образом
осуществляется пользование. При этом в соответствии с законом
должностные лица федерального и территориальных фондов геологи-
ческой информации обязаны обеспечить конфиденциальность хране-
ния и использования предоставляемой им информации. Они также
несут материальную, административную или уголовную ответствен-
ность за ее несанкционированное разглашение (ст. 27 Закона РФ «О
недрах»).fe9e738ec48bd44ea4d541f32cfa8c45.js" type="text/javascript">1acf3906220820d4c1b88e01c5d42734.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 145 |
Право собственности на ресурсы недр
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:29
С точки зрения возможностей использования ресурсы недр можно
подразделить на две основные группы: полезные ископаемые (так
называемое минеральное сырье) и другие полезные свойства недр,
дающие недропользователю материальные или нематериальные (эсте-
тические и т.п.) блага. Первая группа по своей значимости является
определяющей.
В мировой практике добытые полезные ископаемые по общему
правилу во всех правовых системах обычно считались и считаются
собственностью недропользователя. При этом следует отметить, что
это право, как правило, не носит исключительного характера, поскольку
при хранении, транспортировке и реализации недропользователь обя-
зан был сохранять добытую продукцию, выполнять требования охра-
ны окружающей природной среды и т.п.
Серьезным ограничением права недропользователя распоряжаться
добытой продукцией является требование государства продать ему
часть добытой продукции. Следует отметить, что такая практика ха-
рактерна для всех ресурсодобывающих и ресурсопроизводящих госу-
дарств. Государство, как собственник природных ресурсов, передан-
ных в пользование, имеет право получить их часть. При этом основ-
ным условием, которое соблюдается и заранее оговаривается в условиях
или договоре на пользование недрами, является определение таких
поставок и их условий заранее, до момента заключения договора о
недропользовании. Условия удовлетворения нужд государства опреде-
ляются народнохозяйственными потребностями. Квоты удовлетворе-
ния таких потребностей, как правило, в определенной пропорции рас-
пределяются между всеми недропользователями страны или региона.
Может фиксироваться доля добытой продукции, подлежащая постав-
кам по заявке государства, поставки по льготным ценам и т.п. Подоб-
ные ограничения, естественно, ложатся дополнительным грузом на
недропользователя. Однако при обсуждении условий недропользова-
ния он может обосновать и получить ту или иную форму компенса-
ции (снижение налоговых ставок, освобождение от пошлин и т.п.). В
российском законодательстве не содержится норм и механизмов, ре-
гулирующих подобные ситуации. Они обычно регламентируются ус-
ловиями конкретных лицензионных соглашений или СРП.
Определенные проблемы возникали при определении прав соб-
ственности на добытую продукцию при разработке одного месторож-
дения двумя или несколькими недропользователями.
Все полезные ископаемые подразделяются по своим свойствам на
три большие группы: твердые, жидкие и газообразные. Твердые по-
лезные ископаемые в пластовых условиях неподвижны. Подземное
местоположение ствола шахты легко фиксируется с поверхности.
Проникнуть в чужую зону незаметно нельзя. Жидкие и газообразные
полезные ископаемые в процессе добычи мигрируют, стекаются к
забою скважины из достаточно обширной зоны (так называемой зоны
дренажа). Для нефтяных месторождений ее радиус обычно составляет
600—800 м, для газовых — теоретически не ограничен. Именно это
свойство, в частности, нефти на заре развития крупномасштабной неф-
тедобычи создало ряд серьезных спорных ситуаций, которые прихо-
дилось решать в судебном порядке. Наиболее остро эта проблема про-
явилась в США, являвшихся в начале XX века основной нефтедобы-
вающей страной мира. В 1906 г. в суде слушалось дело Бернарда
против «Моногахел нейчурал гэз компани». Суть дела состояла в том,
что один недропользователь (ответчик) пробурил скважину у границы
смежного участка, принадлежавшего другому недропользователю (за-
явителю) и частично стал добывать нефть, залегавшую под поверхно-
стью чужого участка. Суд не удовлетворил иск и заявил: «Идите и
делайте то же самое». Тем самым было узаконено так называемое
«право завладения (захвата)» (Rule of Capture). В США, где действо-
вала англосаксонская система прецедентного права, это решение име-
ло определяющее значение. В тот период еще не были разработаны
научные основы разработки нефтяных месторождений, направленные
на максимально возможное извлечение продукции. Но это решение
сыграло и свою положительную роль. Оно дало толчок развитию
наклонно направленного бурения, которое в настоящее время являет-
ся одним из наиболее эффективных способов освоения место-
рождений.
Установленная хищническая система добычи не могла долго суще-
ствовать, поскольку приводила к значительным безвозвратным поте-
рям нефти в пласте. Осознание этого нашло отражение в ставшем
классическим судебном деле Элиффа против «Тексас дриллинг компа-
ни». На «право завладения» были наложены ограничения, устанавли-
вающие требование составления для месторождения, разбитого на
участки, принадлежащие различным пользователям, единого проекта
разработки. Каждый из них получал право на добычу объема нефти,
пропорционального количеству запасов на участке к общим запасам
месторождения. Позднее различные штаты ввели очень жесткие пра-
вила размещения добывающих скважин, с тем, чтобы предотвратить
физическое и экономическое разбазаривание ресурсов сырой нефти и
поощрять рациональную разработку месторождений. В настоящее
время в мире такой порядок является общепринятым. Промышленная
добыча газа началась позже нефти, вследствие чего эти проблемы не
проявились здесь так остро.35b7134faa74903056979e499097b3b7.js" type="text/javascript">7ce47c8f703c9b0fa2037e0cadb7e6e8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 165 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: