Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Предоставление прав в сфере недропользования
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 09:37

Лицензирование видов деятельности представляет собой установ-
ленный и регламентируемый государством порядок, в соответствии с
которым определенные виды деятельности могут осуществляться
юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем незави-
симо от их организационно-правовой формы только на основании
лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на
ведение лицензирования. Процедура лицензирования видов деятель-
ности представляет собой мероприятия, связанные с выдачей ли-
цензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие ли-
цензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором
лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуще-
ствлении лицензируемых видов деятельности соответствующих ли-
цензионных требований и условий.
Лицензионные требования и условия представляют собой совокуп-
ность установленных нормативными правовыми актами требований и
условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуще-
ствлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензирующими органами являются федеральные органы госу-
дарственной власти, органы государственной власти субъектов РФ,
органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование
в соответствии с законодательством РФ.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельно-
сти, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущер-
ба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан,
обороне страны и безопасности государства и регулирование которых
не может осуществляться иными методами, кроме как лицензиро-
ванием.
Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид дея-
тельности.
Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия,
может выполняться только получившим лицензию юридическим ли-
цом или индивидуальным предпринимателем.
Деятельность, на осуществление которой федеральными органами
государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на
всей территории РФ. Деятельность, на осуществление которой лицен-
зирующим органом субъекта РФ выдана лицензия, может осуществ-
ляться только на территории данного субъекта РФ.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензи-
ровании конкретного вида деятельности.
Для финансирования лицензирования устанавливаются сборы за
выдачу лицензии.
Лицензирование видов деятельности в РФ регулируется ФЗ «О ли-
цензировании отдельных видов деятельности» [106]. При этом он не
распространяется на отдельные виды деятельности, лицензирование
которых должно осуществляться в рамках специального законодатель-
ства. К таким сферам деятельности закон отнес внешнеэкономичес-
кие операции, страховую деятельность, отношения, возникающие в
связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности и
др. К этим видам деятельности отнесена также деятельность, связан-
ная с использованием природных ресурсов.667a94d502941e3639d5e4157c909939.js" type="text/javascript">4deef52528ec30cfa70b9567751b039a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 68 |
Формы учета геологической информации
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 01:25
Законодательством о недрах предусмотрены две основные формы
систематизированного учета геологической информации: государствен-
ный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (да-
лее — кадастр) и государственный баланс запасов полезных ископа-
емых (далее — баланс запасов).
Кадастр и баланс запасов составляются и ведутся систематически
федеральным органом управления государственным фондом недр на
основе геологической информации, представляемой предприятиями,
осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и
территориальный фонды геологической информации в соответствии с
ФЗ «О недрах», а также на основе государственной отчетности пред-
приятий, осуществляющих разведку месторождений полезных иско-
паемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке,
устанавливаемом Правительством РФ.
Кадастр ведется в целях обеспечения разработки федеральных и
региональных программ геологического изучения недр, комплексного
использования месторождений полезных ископаемых, рационального
размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-
хозяйственных целях.
Кадастр должен включать в себя сведения по каждому месторож-
дению, характеризующие количество и качество основных и совмест-
но с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них
компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и
другие условия разработки месторождения, содержать геолого-эконо-
мическую оценку по каждому месторождению, а также включать в
себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется ба-
ланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о
количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида
полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное
значение, об их размещении, о степени промышленного освоения,
добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанны-
ми запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов
полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавлива-
емом Правительством РФ.
Кадастр и баланс запасов полезных ископаемых составляют осно-
ву банка данных о геологическом строении и состоянии изученности
территории страны, т.е. геологического фонда России. Система управ-
ления и правовой статус этих фондов неоднократно менялись.
В 1937 г. Постановлением СНК СССР1 был создан Всесоюзный
геологический фонд (ВГФ), который вначале подчинялся Главному
геологическому управлению Наркомтяжмаша СССР. В 1939 г. ВГФ
был подчинен организованному Комитету по делам геологии при СНК
СССР2. В последующие годы при всех реорганизациях управления
геологической службой России статус ВГФ как центра, аккумулирую-
щего всю информацию о геологическом строении и разработке недр,
сохранялся. С 1992 г., после распада СССР, он стал называться Все-
российским.
В 1998 г. приказом МПР фонд был преобразован и переименован
в Федеральное государственное унитарное научно-производственное
предприятие «Российский федеральный геологический фонд» (Росге-
олфонд).
Росгеолфонд находится в ведении МПР и обеспечивает функцио-
нирование Единой государственной информационной системы РФ по
недропользованию и геологической изученности недр (далее — ЕИСН).
В состав ЕИСН, кроме Росгеолфонда, независимо от ведомственной
принадлежности и организационно-правовой формы, входят террито-
риальные, региональные и специализированные фонды геологичес-
кой информации и информационно-компьютерные центры, государ-
ственный, отраслевые и специализированные банки геологической ин-
формации, предприятия и их подразделения, научно-исследовательские
и иные организации, хранящие первичные и в различной степени
обобщенные материалы геологического содержания, полученные за
счет средств государственного бюджета, отчислений на воспроизвод-
ство минерально-сырьевой базы, собственных средств и иных источ-
ников финансирования и подлежащие государственному учету и хра-
нению в соответствии с ФЗ «О недрах», а также нормативным и пра-
вовыми актами Правительства РФ и МПР.948e0824a4a7b8306bf60ee1615b1291.js" type="text/javascript">61ebfbebc4950fc67845bf79c322ad91.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 110 |
Государственная комиссия по запасам
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 01:24
Головной организацией в системе МПР в области государственной
геологической экспертизы является государственное учреждение —
Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ).
Правовой статус ГКЗ определен МПР [101]. В своей деятельности
ГКЗ руководствуется Конституцией РФ, указами и распоряжениями
Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства
РФ и изданными в соответствии с ними другими нормативными пра-
вовыми актами, приказами МПР, а также уставом организации.
ГКЗ является государственным учреждением, имеет права, соот-
ветствующие целям деятельности, и несет связанные с этой деятель-
ностью обязанности. ГКЗ является юридическим лицом по законода-
тельству РФ, имеет обособленное имущество, самостоятельный ба-
ланс, текущий, бюджетный, расчетный, валютный и другие счета в
банке, печать установленного образца со своим наименованием, штам-
пы и бланки. Комиссия может выступать истцом и ответчиком в суде,
в т.ч. арбитражном и третейском, от своего имени. Она отвечает по
своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными
средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность
по его обязательствам несет собственник соответствующего имуще-
ства, если решение принималось по указанию собственника имуще-
ства или с его согласия.
Основной целью ГКЗ является проведение в соответствии с ФЗ
«О недрах» государственной экспертизы запасов полезных ископае-
мых по результатам геологического изучения и оценки месторожде-
ний и определение достоверности, количества и качества разведан-
ных запасов, промышленного значения месторождений, а также гео-
логической информации об участках недр, предполагаемых для
использования в целях, не связанных с добычей минерального сырья.
Предметом деятельности ГКЗ является:
— организация и проведение государственной геологической экс-
пертизы с целью определения достоверности и правильности оценки
количества и качества разведанных запасов месторождений полезных
ископаемых и установление их экономического значения;
— оценка полноты изучения геологических, гидрогеологических и
инженерно-геологических условий залегания месторождений, а также
характеристик участков недр, предоставляемых для использования в
целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, и их пригодно-
сти для этих целей;
— установление геологически, технически и экономически обо-
снованных предельных значений параметров (кондиций) для подсчета
запасов полезных ископаемых, коэффициентов извлечения нефти и
газового конденсата, обеспечивающих наиболее полную отработку
запасов месторождений на рациональной экономической и экологи-
ческой основе;
— подготовка в соответствии со своей компетенцией рекоменда-
ций по условиям лицензирования недропользования или размеру ста-
вок регулярных платежей за пользование недрами;
— осуществление, при необходимости, экспертной оценки обеспе-
ченности объема эмиссии ценных бумаг (акций), выпускаемых горно-
добывающими предприятиями (компаниями) акционерного типа, до-
стоверными запасами минерального сырья;44f6367e099448b1027568d29c8cd341.js" type="text/javascript">e2e4331325be0c00a4e21063d136001e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 93 |
Система учета и экспертизы геологической информации
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 01:23
Полученная пользователем недр геологическая информация в силу
ее особого правового статуса подлежит представлению государству.
Государство, получив соответствующие материалы, подвергает их
государственной геологической экспертизе, а затем направляет на
хранение в систему государственных геологических фондов.
Государственному учету и включению в государственный реестр
подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр,
предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях,
не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.
Государственный учет и ведение государственного реестра осуще-
ствляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федераль-
ным органом управления Государственным фондом недр.
В целях создания условий для рационального комплексного ис-
пользования недр, определения платы за пользование недрами, гра-
ниц участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных
ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной
экспертизе.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископа-
емых разрешается только после проведения государственной экспер-
тизы их запасов.
Заключение государственной экспертизы о промышленной значи-
мости разведанных запасов полезных ископаемых является основани-
ем для их постановки на государственный учет.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии
геологического изучения месторождения при условии, что представ-
ляемые на государственную экспертизу геологические материалы
позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов
полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горнотех-
нических, гидрогеологических, экологических и других условий их
добычи.
Государственной экспертизе подлежит также геологическая инфор-
мация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископае-
мых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается
только после проведения государственной экспертизы геологической
информации.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геоло-
гической, экономической и экологической информации о предостав-
ляемых в пользование участках недр осуществляется специально упол-
номоченными государственными органами РФ и субъектов РФ в по-
рядке, установленном Правительством РФ.
Осуществление предусмотренной Закон РФ «О недрах» государ-
ственной экспертизы запасов полезных ископаемых Правительством
РФ возложено на МПР как федеральный орган управления Государ-
ственным фондом недр.d36d4afdb293e52c27b2f51fe73447a9.js" type="text/javascript">29661c5c1dbc93409064837bb2621d09.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 90 |
Подземные воды
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:57
Запасы подземных вод в соответствии с законодательством о не-
драх — количество находящихся в недрах подземных вод, наличие и
вид которых подтверждены результатами испытаний и извлеченных
образцов.
Под эксплуатационными запасами понимается количество подзем-
ных вод, которое может быть получено на месторождении с помощью
рациональных в технико-экономическом отношении водозаборных
сооружений при заданном режиме эксплуатации и при качестве воды,
удовлетворяющем требованиям целевого использования ее в народ-
ном хозяйстве в течение расчетного срока водопотребления.
Эксплуатационные запасы подземных вод подсчитываются и учи-
тываются по результатам проведенных на месторождении разведоч-
ных гидрогеологических работ и по данным эксплуатации подземных
вод. Данные о запасах используются при планировании геологоразве-
дочных работ, а по месторождениям, подготовленным для промыш-
ленного освоения, — для проектирования водозаборных сооружений
и предприятий, добывающих и использующих подземные воды.
Оценка качества питьевых, технических и лечебных минеральных
вод производится в соответствии с требованиями отраслевых стан-
дартов, технических условий и заданиями водопотребляющих орга-
низаций.
Эксплуатационные запасы подземных вод по степени изученности
подразделяются на разведанные — категории А, В и С] и предвари-
тельно оцененные — категория С2.
Различают по степени народнохозяйственной значимости балансо-
вые и забалансовые запасы подземных вод.39ced66f5f68d0e02c74f52051fd2522.js" type="text/javascript">8eaaf42af594ae38bfad78a9621c9b8a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 86 |
Углеводороды (нефть, газ, конденсат)
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:57
Запасами нефти, газа и конденсата в соответствии с законодатель-
ством о недрах называется количество находящихся в недрах нефти,
газа и конденсата, наличие которых подтверждено результатами ис-
пытаний и извлеченных образцов.
По степени народнохозяйственной значимости различают балансо-
вые и забалансовые запасы нефти, газа и конденсата.
Запасы месторождений подсчитываются и учитываются в государ-
ственном балансе запасов полезных ископаемых по результатам гео-
логоразведочных работ и разработки месторождений. Данные о запа-
сах нефти, газа и конденсата месторождений используются при разра-
ботке программ развития и размещения нефтедобывающей и газовой
отраслей промышленности, планировании геологоразведочных работ.
При определении запасов месторождений подлежат обязательному
подсчету и учету запасы нефти, газа и конденсата и содержащихся в
них компонентов (этан, пропан, бутан, сера, гелий, металлы), целесо-
образность извлечения которых обоснована технологическими и тех-
нико-экономическими расчетами. Подсчет и учет запасов нефти, газа
и конденсата и содержащихся в них компонентов, имеющих промыш-
ленное значение, проводятся по каждой залежи раздельно и место-
рождению в целом по наличию их в недрах без учета потерь при
разработке месторождений.
Запасы месторождений нефти, газа и конденсата, этана, пропана,
бутана, серы, металлов подсчитываются и учитываются в единицах
массы. Подсчет и учет производятся при условиях, приведенных к
стандартным (0,1 МПа при 20 °С).
Качество нефти, газа и конденсата оценивают в соответствии с
требованиями государственных, отраслевых стандартов и техничес-
ких условий с учетом технологии добычи и переработки, обеспечива-
ющей их комплексное использование.
При получении из скважин на месторождениях нефти и газа, при-
токов подземных вод, содержание в них йода, брома, бора и других
полезных компонентов, температура, дебиты воды и другие показате-
ли используются для обоснования целесообразности проведения спе-
циальных геологоразведочных работ с целью оценки запасов подзем-
ных вод и определения возможностей использования их для извлече-
ния полезных компонентов или для теплоэнергетических, бальнеоло-
гических и иных нужд.
По степени изученности (достоверности) запасы подразделяются
на разведанные — А, В, Ci и предварительно оцененные — С2.
Категория А — запасы залежи (ее части), изученной с детальнос-
тью, обеспечивающей полное определение типа, формы и размеров
залежи. Запасы категории А подсчитываются по залежи (ее части),
разбуренной в соответствии с утвержденным проектом разработки
месторождения нефти или газа.
Категория В — запасы залежи (ее части), нефтеносность которой
установлена на основании полученных промышленных притоков неф-
ти и газа в скважинах на различных гипсометрических отметках.
Запасы категории В подсчитываются по залежи (ее части), разбурен-
ной в соответствии с утвержденной технологической схемой разра-
ботки месторождения нефти или проектом опытно-промышленной раз-
работки месторождения газа.
Категория С! — запасы залежи (ее части), нефтеносность которой
установлена на основании полученных в скважинах промышленных
притоков нефти и газа (часть скважин опробована испытателем пла-
стов) и положительных результатов геологических и геофизических
исследований в неопробованных скважинах. Запасы категории С,
подсчитываются по результатам геологоразведочных работ и эксплу-
атационного бурения и должны быть изучены в степени, обеспечива-
ющей получение исходных данных для составления технологической
схемы разработки месторождения нефти или проекта опытно-промыш-
ленной разработки месторождения газа.
Категория С2 — запасы залежи (ее части), наличие которых обо-
сновано данными геологических и геофизических исследований в
неразведанных частях залежи, примыкающих к участкам с запасами
более высоких категорий, а также промежуточных и вышезалегаю-
щих неопробованных пластах разведанных месторождений.
Запасы нефти, газа и конденсата и содержащиеся в них имеющие
промышленное значение компоненты по народнохозяйственному зна-
чению подразделяются на две группы, подлежащие раздельному под-
счету и учету: балансовые и забалансовые.dd24982083f6425ac18d59703eaf47ea.js" type="text/javascript">8caf23b77abb675f6aa3a16e42c18afa.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 81 |
Твердые полезные ископаемые
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:56
Запасы твердых полезных ископаемых в соответствии с законода-
тельством о недрах — это количество находящихся в недрах твердых
полезных ископаемых, наличие которых подтверждено результатами
испытаний и извлеченных образцов [177].
Запасы твердых полезных ископаемых подсчитываются и учиты-
ваются по результатам геологоразведочных работ и всех видов гор-
ных и буровых работ, выполняемых в процессе промышленного осво-
ения месторождений. Данные о запасах используются при планирова-
нии геологоразведочных работ, а по месторождениям, подготовленным
к промышленному освоению, — для проектирования предприятий по
добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья,
планирования развития горных работ и эксплуатационной разведки.
Запасы подсчитываются и учитываются раздельно по каждому виду
твердых полезных ископаемых и направлению их возможного про-
мышленного использования.
По комплексным месторождениям подлежат обязательному под-
счету и учету запасы основных и совместно с ними залегающих по-
лезных ископаемых, а также содержащихся в них компонентов (ме-
таллов, минералов, химических элементов и их соединений), целесо-
образность промышленного использования которых определена
утвержденными кондициями на минеральное сырье. Подсчет и учет
запасов полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов,
имеющих промышленное значение, производятся по наличию их в
недрах без учета потерь и разубоживания при добыче, обогащении и
переработке; запасы попутных компонентов, накапливающихся при
обогащении в товарных концентратах или продуктах металлургичес-
кого передела, подсчитываются и учитываются как в недрах, так и в
извлекаемых минералах.
Количественная оценка прогнозных ресурсов месторождений твер-
дых полезных ископаемых производится комплексно. При этом ис-
пользуются требования к качеству и технологическим свойствам по-
лезных ископаемых, предусмотренные кондициями, утвержденными
для известных аналогичных месторождений, с учетом возможных
изменений указанных требований в ближайшей перспективе.
Оценка качества полезных ископаемых производится в зависи-
мости от возможных направлений их использования в народном
хозяйстве в соответствии с утвержденными кондициями, требова-
ниями действующих условий и с учетом технологии их добычи и
переработки, обеспечивающей комплексное использование добы-
того минерального сырья в естественном виде или извлечение из
него компонентов, имеющих промышленное значение. При этом
определяются содержание полезных и вредных компонентов и
формы их нахождения.bd1a830c815a98107c77a846b45867fa.js" type="text/javascript">19f7505540dda4e7d3ccf1a276a12bca.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 92 |
Ресурсы и запасы полезных ископаемых
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:55
Основной целью недропользования являются открытие и исполь-
зование (добыча) полезных ископаемых. Для этого необходимо прове-
сти комплекс работ, в результате которых будет получена информа-
ция, характеризующая его качественный и количественный состав. В
силу объективно ограниченных возможностей техники и технологии
геологоразведочных работ вся получаемая информация носит вероят-
ностный характер. Это присуще практически любому виду полезного
ископаемого. Вторая специфическая особенность — человека интере-
сует не общее количество полезного ископаемого в недрах, а лишь та
его часть, которую можно реально использовать, т.е. извлечь, полу-
чить. Знания о том, что находится в недрах и насколько их содержи-
мое полезно, накапливаются постепенно, по мере увеличения объема
геологоразведочных работ, применения все более точных, но соответ-
ственно все более дорогих способов изучения недр. Собственник за-
интересован получить максимальный объем информации с тем, чтобы
знать, что он имеет. Пользователь вынужден ограничиваться объемом
информации, стоимость получения которой позволяет ему рентабель-
но осваивать месторождение. Чем больше он истратит средств на изу-
чение недр, тем больше он будет иметь информации о том полезном
ископаемом, которое намерен использовать. В силу ограниченности
средств он ограничивает эту информацию. Пользуясь неполным объе-
мом информации, он рискует, вкладывая крупные средства в разра-
ботку и добычу. С другой стороны, собственник недр — государство —
заинтересовано в получении максимума информации, но понимает,
что этого достичь практически невозможно, поскольку необходимо
создать пользователю недр приемлемые экономические условия. И
вот именно этим обусловлен конфликт интересов собственника недр
и пользователя недр, специфика их отношений. Разрешению этой
проблемы и служит действующая организационно-правовая система
пользования недрами. Система эта очень динамична, подвержена вли-
янию внешних факторов. Наиболее стабильным ее элементом являет-
ся система учета запасов полезных ископаемых [177].
Следует отметить, что количество полезного ископаемого обычно
называется общевидовым термином «запасы». Однако в нормативных
правовых актах в области геологического изучения недр для количе-
ственной характеристики используются два термина: «запасы» и «ре-
сурсы». Каждый из них характеризует количество полезного ископа-
емого в зависимости от степени достоверности и надежности исполь-
зуемых параметров оценки.
Запасами полезного ископаемого в соответствии с законодатель-
ством о недрах называется количество находящегося в недрах полез-
ного ископаемого, наличие и вид которого подтверждены результата-
ми испытаний и извлеченными образцами.44179f3a8f9bae944973a5634ca9f3aa.js" type="text/javascript">fe610fe8363c1c190d4b75381e130576.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 55 |
Геологическая информация как объект гражданских прав
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:55
Геологическая информация в соответствии с Законом РФ «О не-
драх» представляет собой сведения о геологическом строении недр,
находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки,
а также об иных характеристиках и особенностях недр. К ним, в ча-
стности, относится информация о тектонической и вулканической
активности, режиме подземных вод, возможностях использования недр
для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, состоянии
уникальных геологических объектов (геологические обнажения, пе-
щеры, россыпи камней и минералов и т.п.).
В современных условиях термин «геологическая информация»
следует понимать не только в узком смысле, как те или иные сведения
геологического характера, а скорее как информационную систему,
представляющую собой организационно упорядоченную совокупность
массивов первичных и аналитических документов и информацион-
ных технологий (информационных ресурсов), сосредоточиваемых в
фондах, архивах, библиотеках, банках данных с целью сбора, обра-
ботки, накопления, хранения и последующего поиска и предоставле-
ния их потребителю.
Отношения, касающиеся информации, регулируются Конституци-
ей РФ, ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
[45], а также ГК РФ. Особенности отношений по поводу геологичес-
кой информации регулируются Законом РФ «О недрах», ФЗ «О СРП»,
а также отраслевыми нормативными правовыми актами, главным
образом положениями, инструкциями и приказами МПР.
Информация как объект гражданских прав в соответствии с ГК РФ
обладает рядом характерных признаков (свойств), определяющих осо-
бенности информационных отношений [133]:
— определенная самостоятельность информации по отношению к
своему носителю;
— возможность многократного использования одной и той же
информации без потери ее объема и качества;
— ее неисчерпаемость при потреблении;
— сохранение передаваемой информации у передающего субъекта
(этим она принципиально отличается от вещных, материальных объек-
тов гражданских прав);
— способность к сохранению, агрегированию, интегрированию,
накоплению, «сжатию»;
— количественная определенность;
— системность.
Все эти признаки полностью относятся и к геологической инфор-
мации. Однако помимо перечисленных особенностей последняя име-
ет присущие именно ей характерные свойства:
— вероятностный характер;
— ограниченную оборотоспособность;
— глобальную унификацию;
— зависимость от уровня информационных технологий.
Вероятностный характер геологической информации определяется
технологическими особенностями ее получения. Это образцы и про-
бы горных пород, косвенные аналоговые методы геологического изу-
чения и т.п. Не случайно говорят, что о количестве запасов полезного
ископаемого точно можно судить только после окончания разработки
месторождения по суммарному объему добычи. Это свойство геоло-
гической информации является объективным, и на основании этого ее
не следует классифицировать как недостоверную и недостаточную.
Ограничение оборотоспособности геологической информации идет
по трем направлениям. Во-первых, определенные виды геологичес-
кой информации в соответствии с законодательством относятся к ка-
тегории информации ограниченного доступа. Информация этой кате-
гории подразделяется на информацию, отнесенную к государственной
тайне, и конфиденциальную. Использование такой информации огра-
ничивается условиями ее правового режима, устанавливаемого в со-
ответствии с законодательством, договором или иными мерами. При
этом государство имеет право выкупа документированной информа-
ции у физических и юридических лиц в случае отнесения этой ин-
формации к государственной тайне. Собственник информационных
ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тай-
не, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения
соответствующих органов государственной власти.111985411ef281a1a819cee632ae338a.js" type="text/javascript">eb14e6b14b10aeef110cfc5037630629.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 132 |
Регулирование деятельности иностранных недропользователей
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:48
Политика и законодательство РФ провозгласили и реализуют ме-
роприятия, направленные на привлечение иностранных капитальных
вложений в народное хозяйство и в частности в недропользование. С
другой стороны, огромные природные ресурсы нашей страны привле-
кают зарубежных инвесторов, что в конечном итоге определяет вза-
имную заинтересованность.
В сфере недропользования зарубежные компании наиболее актив-
но действуют в области поиска, разведки и добычи нефти и газа.
Создано около 100 компаний с участием иностранного капитала, за-
нимающихся поиском и разработкой месторождений, а также оказа-
нием сервисных услуг. В качестве иностранных соучредителей высту-
пают более 60 компаний США, Канады, Великобритании, Германии,
Австралии и других стран мира. Однако реальная значимость иност-
ранного участия пока невелика. В 2000 г. компаниями с иностранны-
ми инвестициями было добыто всего 6 процентов всей добычи нефти
по России, несколько выше их доля в общем объеме инвестиций, что
позволяет считать, что процесс привлечения иностранных инвести-
ций активизируется. Однако существенного значения он пока не име-
ет. Одна из главных причин, сдерживающих приток иностранного
капитала, — отсутствие четко и надежно установленных государством
законодательных гарантий стабильности условий работ и налогового
режима. Серьезный шаг в этом направлении был сделан в 1999 г.
принятием ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» [93]. Закон уста-
новил систему государственных гарантий деятельности иностранных
инвесторов, гарантировал право иностранных инвесторов приобре-
тать земельные участки и другие природные ресурсы, в том числе
участки недр, в соответствии с действующим законодательством.
Указанные гарантии были подтверждены в том же году ФЗ «Об инве-
стиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капиталь-
ных вложений» [85]. Он отнес к субъектам инвестиционной деятель-
ности на территории РФ иностранных субъектов предприниматель-
ской деятельности. В качестве одного из механизмов государственно-
го регулирования, предусматривающего прямое участие государства в
инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, дек-
ларировано предоставление концессий не только российским, но и
иностранным инвесторам по результатам торгов (конкурсов и аукци-
онов) в соответствии с законодательством РФ. При этом, однако, можно
напомнить, что закон о введении в России концессионного режима
находится в стадии разработки и принятия в Государственной думе
уже более 10 лет.
Закон ввел новое определение организаций, учредителями кото-
рых являются иностранные лица. Ранее они назывались «совместные
предприятия», затем «предприятия с иностранными инвестициями», в
настоящее время следует применять термин «коммерческая организа-
ция с иностранными инвестициями».
Общую ситуацию в части привлечения крупного иностранного
капитала в российское недропользование можно оценить как выжида-
ние. Пока не будет принято соответствующее законодательство и не
обеспечена его действенность, капитал в Россию не пойдет. Но в
недропользовании, как и вообще в промышленности, стоит задача
активизации притока не только зарубежного, но главное — отече-
ственного капитала. Именно поэтому ФЗ «О СРП» и законопроект «О
концессиях», первоначально задуманные только для иностранных
компаний, были распространены и на российских инвесторов.
Закон РФ «О недрах» прямо указывает, что «отношения недро-
пользования с иностранными юридическими и физическими лицами
регулируются настоящим Законом, другими федеральными законами
и иными нормативным и правовыми актами РФ». Они предусматри-
вают как ограничения, так и преференции (льготы) в отношении за-
рубежных инвесторов. При этом масштаб и значимость последних
существенно выше. В России для иностранных инвесторов по суще-
ству уже давно установлен так называемый национальный режим, т.е.
режим не менее благоприятный, чем для отечественных компаний.
Более того, ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», а также ряд
нормативных правовых актов предусматривают предоставление ино-
странным инвесторам весьма существенных льгот. Установленная
законом возможность экспорта всей продукции собственного произ-
водства означает, например, в нефтедобыче возможность реализации
продукции по ценам, существенно более высоким, по сравнению с
ценами внутреннего рынка, по которым реализовывали основной объем
добычи российские компании.65ee84811795ac0fe6723be6e619c748.js" type="text/javascript">6e94c131f8fd85a23dae3b8b320de919.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 152 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: